Научная статья на тему 'Принцип демократизма в уголовно-исполнительной системе'

Принцип демократизма в уголовно-исполнительной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3281
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип демократизма в уголовно-исполнительной системе»

М.В. Степанов, А.А. Волчкова

Степанов Максим Вячеславович — кандидат, юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России;

Волчкова Анна Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

Принцип демократизма в уголовно-исполнительной системе

В условиях развития современного уголовно- исполнительного законодательства роли принципов принадлежит весьма важное значение. Будучи фундаментальными, базовыми предписаниями, они оказывают влияние не только на нормы, регулирующие вопросы! исполнения и отбывания уголовных наказаний, но и воздействуют на деятельность правоприменителя, который должен осуществлять свои полномочия в точном соответствии с данными основополагающими идеями.

Современное уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах, исчерпывающий перечень которых закреплен в статье 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. К ним относятся принципы:

— законности;

— гуманизма;

— демократизма;

— равенства осужденных перед законом;

— дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний;

— рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения;

— соединения наказания с исправительным воздействием.

Не умаляя роли и значения всех перечисленных принципов, обратим внимание на принцип демократизма и варианты его проявления в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний.

Демократизм в уголовно-исполнительном праве выражается разносторонне. Во-первых, он устанавливает предписание о признании осужденных субъектами права. Несмотря на применение значительных ограничений и лишений, обусловленных требованиями уголовно-исполнительного законодательства, каждый осужденный обладает совокупностью прав и законных интересов.

Во-вторых, демократизм (народное правление) заключается в открытости и гласности в деятельности по исполнению наказаний, возможности контроля деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны общества и участии в работе с осужденными граждан и общественных объединений1.

В-третьих, по справедливому мнению А.Я. Гришко, демократизм проявляется в том, что в решении вопросов, возникающих в деятельности уголовно-исполнительной системы, несмотря на ее жесткую централизацию, активное участие принимают власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Они оказывают финансовую поддержку, участвуют в оказании помощи лицам, освобождаемым из исправительных учреждений, дислоцирующихся на территории соответствующего субъекта РФ и т. п.2

14 октября 2010 года Правительством была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года3. В документе предусматриваются различные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, в том числе основывающиеся на демократизме.

Устанавливая ориентиры по оптимизации социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными, Концепция предусматривает следующие демократические идеи:

оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными на основе функционального взаимодействия сотрудников всех служб исправительных учреждений с привлечением к исправительному процессу представителей органов исполнительной власти, а также институтов гражданского общества;

1 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2011. С. 35.

2 См.: Постатейный учебный комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: учебное пособие / Е.А. Антонян, А.Я. Гришко, М.П. Журавлев и др.; под ред. В.Е. Эминова, В.Н. Орлова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 50.

3 Собрание законодательства РФ. 2010. № 43, ст. 5544.

использование сотрудничества со структурами гражданского общества, общественными объединениями, деятельность которых может быть полезна для гуманитарно-воспитательного воздействия на осужденных, активизация взаимодействия с традиционными конфессиями, в частности, обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах, реализация совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов;

расширение форм организации культурного досуга осужденных, клубной и кружковой работы, привлечение к этой работе деятелей искусства, культуры и спорта, в том числе имеющих широкую известность и позитивный авторитет, пополнение библиотечных фондов.

Кроме указанных направлений Концепция содержит раздел, регулирующий привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними, совершенствование сотрудничества с институтами гражданского общества, а также создание условий для осуществления общественного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

Теперь рассмотрим вопрос о реализации принципа демократизма в нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ, являющегося основным источником современного уголовно-исполнительного законодательства.

Изучение статьи 1 УИК РФ позволяет утверждать, что в ней содержатся важные задачи уголовноисполнительного законодательства, а именно — охрана прав, свобод и законных интересов осужденных и оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Смысл этого предписания заключается в том, что осужденным, несмотря на установление их виновности в совершении общественно опасного деяния (деяний), на возможную рецидивность их преступного поведения, на несогласие с вынесенным приговором даже при наличии явных доказательств противоправной деятельности и других негативных обстоятельств, гарантируются их права, безопасность и социальная поддержка в ходе исполнения наказания и после его отбытия1.

Причем реализация данной задачи не предусматривает ее исключение для каких-либо категорий осужденных и является обязательной при исполнении всех видов уголовных наказаний и в отношении любого лица.

Прежде всего, обратим внимание на главу 2 УИК РФ «Правовое положение осужденных», в которой закреплены нормы, устанавливающие основы правового статуса лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Проявлением принципа демократизма в статьях рассматриваемой главы являются предписания, закрепленные в статьях 10, 12—15 УИК РФ.

Так, согласно части 1 статьи 10 УИК РФ права, свободы и законные интересы осужденных охраняются государством, обеспечивается правовая защита, гарантируется личная безопасность в процессе исполнения любых уголовных наказаний.

Рассматривая конституционный статус осужденных как совокупность прав и обязанностей, установленных в Конституции РФ, можно увидеть, что лица, отбывающие уголовные наказания, обладают многими правами и свободами, которые распространяются на граждан, не привлеченных к уголовной ответственности, за исключением отдельных изъятий и ограничений, а также с учетом порядка и условий отбывания конкретного вида уголовного наказания2.

Показательным примером проявления демократизма уголовно-исполнительного законодательства является право осужденных на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в другие государственные инстанции и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 УИК РФ)3.

В статье 15 УИК РФ регламентирован порядок обращения осужденных и порядок их рассмотрения. Одним из важнейших демократических начал является недопустимость цензуры корреспонденции осужденных, направляемой в контролирующие и надзорные органы.

В главе 3 УИК РФ, посвященной учреждениям и органам, исполняющим наказания, и контролю за их деятельностью, также присутствуют положения, свидетельствующие о проявлении демократизма.

1 См.: Тепляшин П.В. Перспективы развития категории «законные интересы осужденных» в контексте естественно-правового и позитивистского типов правопонимания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 5. С. 16—19.

2 См.: Гармаш А., Суслова И. Ограничения общегражданских прав осужденных // ЭЖ- Юрист. 2012. № 28. С. 15.

3 См. также: О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19, ст. 2060; Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: приказ Минюста России от 29 июня 2012 года № 125 // Российская газета. 2012. 8 августа; Борсученко С. Международный контроль за правами осужденных // ЭЖ-Юрист. 2012. № 3. С. 15; Белик В.Н. Обеспечение права на судебную защиту осужденных к наказанию в виде лишения свободы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 8. С. 77—81.

Так, в статье 17 УИК РФ содержится важное требование о необходимости уведомления родственника осужденного о месте отбывания наказания. Указанная норма позволяет констатировать, что родственники лиц, отбывающих наказания, связанные с изоляцией, вправе участвовать в отношениях, возникающих в ходе исполнения и отбывания наказаний их родными, осуществлять некое воздействие в этом направлении1.

Существенное значение в настоящее время имеет общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы2. В статье 23 УИК РФ закрепляется положение об осуществлении общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Кроме того, данные объединения вправе оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимать участие в исправлении осужденных3.

Необходимо упомянуть о таком демократическом проявлении, как возможность участия в деятельности уголовно-исполнительной системы представителей средств массовой информации и иных лиц. Эти субъекты имеют право посещать пенитенциарные учреждения и органы при наличии специального разрешения администрации либо вышестоящих органов, проводить съемку осужденных с согласия последних, а также иных объектов, на которых они содержатся.

Далее обратим внимание на положения Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса РФ и проследим отражение принципа демократизма в нормах, регулирующих вопросы исполнения конкретных видов уголовных наказаний.

Первоначально рассмотрим группу норм, регламентирующих исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных (раздел II УИК РФ).

Упоминавшаяся в начале настоящей статьи Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года содержит раздел 5, посвященный перспективам исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и постпенитенциарной адаптации. Также в нем раскрываются основные направления по совершенствованию системы наказаний, альтернативных лишению свободы. Авторы Концепции обращают внимание, что при реализации мер, не связанных с изоляцией от общества, необходимо широко привлекать органы местного самоуправления, органы занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных, а равно ориентировать указанные структуры на процесс социальной адаптации и исправления осужденных.

Важнейшим нормативным актом в сфере наказаний, не связанных с изоляцией осужденных, является Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»4. В этом ведомственном документе содержатся предписания, устанавливающие демократические начала в отношении указанных наказаний.

Приказ закрепляет правовые основы исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных и исправительных работ, определяя критерии дозволенного поведения осужденных. В частности, согласно пункту 22 Инструкции, в ходе первоначальной беседы осужденного с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции последние разъясняют порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение. Осужденные к обязательным или исправительным работам информируются о праве на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора на определенный срок при наличии установленных законом оснований. Осужденному к исправительным работам предоставляется право на обращение в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения.

Пункты 47, 70 Приказа устанавливают правило, согласно которому уголовно-исполнительная инспекция, определяя вид обязательных или исправительных работ, учитывает преступление, за которое осуждено лицо, место его жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, а в отношении несовершеннолетнего — возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.

Поскольку законом предусмотрена средняя продолжительность обязательных работ в пределах 12 часов в неделю, то сотрудники органа, контролирующего их отбывание, ориентируются на данный

1 См.: Уваров И.А. О признании родственников осужденных самостоятельными субъектами пенитенциарной профилактики // Мировой судья. 2008. № 1. С. 4—7.

2 См.: Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 10 июня 2008 года № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 24, ст. 2789.

3 См.: Попова Е.Э. Правовое регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных // Российский следователь. 2012. № 11. С. 37—39.

4 Российская газета. 2009. 14 августа.

показатель. В то же время при наличии у осужденного уважительных причин он вправе обратиться в инспекцию с письменным заявлением о разрешении проработать в течение недели меньшее количество часов.

Приказ Минюста России от 11 октября 2010 года № 258 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» также содержит аналогичные положения, свидетельствующие о реализации демократических начал. В частности, пункт 32 этого Приказа предоставляет осужденному к исправительным работам право на обращение с просьбой о разрешении на изменение места жительства (пребывания), работы и (или) учебы.

Перейдем к характеристике положений уголовно-исполнительного законодательства, которые регламентируют исполнение наиболее строгих наказаний, — связанных с изоляцией осужденных от общества. Особенность данных мер заключается в том, что к лицам применяется совокупность ограничений и лишений, характер которых значительно строже и репрессивнее. Система учреждений, исполняющих наказания, связанные с изоляцией от общества, отличается большей закрытостью, изолированностью. Это обстоятельство может послужить причиной нарушения прав, свобод и законных интересов осужденных, злоупотреблений со стороны сотрудников уголовно-исполнительной системы1.

Наибольший интерес, по нашему мнению, представляет анализ норм, регулирующих вопросы исполнения наказания в виде лишения свободы, которые отличаются всесторонней регламентацией и многочисленными режимными требованиями, не способствующими реализации демократических идей. Тем не менее, можно с уверенностью заявить, что демократизм проявляется и при исполнении лишения свободы.

Обратимся к документу, имеющему важнейшее значение при исполнении и отбывании наказания в виде лишения свободы, — Приказу Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»2.

В общих положениях, открывающих указанный документ, формулируются тезисы, имеющие отношение к предмету рассматриваемой темы. В частности, в них отмечено, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений преследуют цель создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Следовательно, гарантируется признание правосубъектности осужденных, а также необходимость охраны их прав, свобод и законных интересов, что является подтверждением реализации принципа демократизма.

Каждому осужденному, прибывшему для отбывания наказания в виде лишения свободы1, на начальном этапе разъясняются его права и обязанности, они знакомятся с порядком и условиями отбывания наказания, предупреждаются об ответственности за нарушение установленных правил и т. п. Это важное требование, которое позволяет осужденному выбрать меру должного и достойного поведения либо предупреждает о возможных неблагоприятных последствиях, применяемых в случае нарушения предписаний закона.

Пункт 9 анализируемых Правил предусматривает право родственников вступать в отношения, возникающие при исполнении и отбывании наказания. Указанное право возникает в связи с исполнением администрацией места заключения обязанности по уведомлению одного из родственников осужденного о месте отбывания наказания и о других обстоятельствах, присущих назначенному наказанию.

О реализации демократических основ в процессе лишения свободы свидетельствует раздел III Правил, посвященный основным правам и обязанностям осужденных. В нем, в частности, раскрываются знакомые предписания, о которых упоминалось в главе 2 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, посвященной правовому статусу осужденных. В ведомственном акте конкретизируются такие права, как:

— право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также об изменениях порядка и условий отбывания наказаний;

— право на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, суд, органы прокура-

1 См.: Ищенко О.Е. Реализация средств обеспечения уголовно-исполнительного воздействия на осужденных в условиях пожизненного лишения свободы // Российский следователь. 2013. № 12. С. 43—45; Рябых С.Б. К вопросу о содержании понятия «режим в воспитательных колониях» // Российский следователь. 2010. № 5. С. 29—31; Ведищев Н.П. Некоторые вопросы отбывания наказания осужденными в местах лишения свободы // Адвокат. 2010. № 6. С. 9—11; и др.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.

туры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, которое подробно раскрывается в разделе XIII рассматриваемого Приказа;

— право на распоряжение личным временем, которое предусмотрено распорядком дня.

В разделе VIII вышеуказанных Правил содержатся требования, определяющие порядок личного приема осужденных1. Его обязаны осуществлять руководители исправительных учреждений, а также начальники отделов и служб. Принципиальным положением является то, что любое обращение осужденного должно обязательно рассматриваться. Заявления осужденных регистрируются в специальном журнале, а информация по результатам их рассмотрения, доводится до осужденного. Для исключения формализма в данной работе не реже одного раза в месяц начальники мест заключения или уполномоченные ими должностные лица проверяет исполнение решений, принятых во время приема2.

XII раздел Приказа, утвердившего Правила внутреннего распорядка, раскрывает порядок переписки осужденных. Существенным демократическим фактором является указание на то, что несмотря на цензурные мероприятия, проводимые администрацией учреждений с исходящей и входящей корреспонденцией осужденных, переписка последних с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно- исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит.

Примечательно то, что в процитированной нами ранее статье 15 УИК РФ содержится значительно больший перечень лиц и организаций, переписка осужденных с которыми не цензурируется. Соответственно имеются основания говорить о разногласии между положениями Федерального закона и ведомственного акта. Полагаем, что в таком случае следует руководствоваться предписанием, содержащимся в Уголовно-исполнительном кодексе РФ.

Подводя изложение материала к логическому концу, необходимо сказать о том, что реализация принципа демократизма в уголовно-исполнительном законодательстве осуществляется последовательно. Все правовые институты данной отрасли учитывают демократические идеи, являющиеся важным условием построения правового государства. Рассмотренный принцип распространяется в том числе на лиц, совершивших наиболее опасные преступления, не исключая их из законодательных рамок и признавая их правовой статус.

Также хотелось бы отметить, что принцип демократизма реализуется как самостоятельно, так и в совокупности с иными основополагающими предписаниями. Наиболее ярко эта связь прослеживается между принципами демократизма и законности, гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, которые играют важную роль в реализации целей и задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.

1 См., также: Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: приказ Минюста России от 29 июня 2012 года № 125 // Российская газета. 2012. 8 августа.

2 См.: Гальченко А.И. Организация комплексных проверок исправительных учреждений // Законность. 2012. № 1. С. 29—32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.