Научная статья на тему 'Принцип бесплатности медицинской помощи как необходимая основа развития современной системы здравоохранения в РФ'

Принцип бесплатности медицинской помощи как необходимая основа развития современной системы здравоохранения в РФ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
398
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / БЕСПЛАТНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРИНЦИП БЕСПЛАТНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Баиева Н. А., Оганесян Д. С.

Статья посвящена анализу современной системы здравоохранения в РФ, реализации конституционного принципа оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип бесплатности медицинской помощи как необходимая основа развития современной системы здравоохранения в РФ»

ПРИНЦИП БЕСПЛАТНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК НЕОБХОДИМАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ

© Баиева Н.А.*, Оганесян Д.С.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Статья посвящена анализу современной системы здравоохранения в РФ, реализации конституционного принципа оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.

Ключевые слова: охрана здоровья, бесплатная медицинская помощь, принцип бесплатности медицинской помощи, лекарственное обеспечение.

В современных условиях охрана здоровья - это проблема государственного масштаба. Высокие технологии в медицине не доступны большинству граждан РФ из-за низкого уровня жизни. Средняя заработная плата в РФ менее 15 тыс. рублей в месяц [9, с. 4]. В связи с этим граждане РФ не могут оплатить медицинские услуги, которые предлагают им учреждения здравоохранения.

Система здравоохранения в Российской Федерации характеризуется неустойчивым состоянием. Это выражается в высоких показателях заболеваемости и смертности граждан РФ. По мнению директора Института развития общественного здравоохранения Ю. Крестинского, в нашей стране здравоохранение воспринимается как черная дыра и лишь как некая социальная обязанность государства, но не как эффективнейший инструмент, способный реа-лизовывать другие государственные концепции более высокого уровня, например, увеличивать численность трудоспособного населения [10, с. 2].

Законодательные инициативы в сфере здравоохранения, которые реализуются в последние годы в РФ, болезненны, но необходимы. Это вызвано перераспределением полномочий и оптимизацией финансирования в сфере здравоохранения, а также расширением прав пациентов. В ноябре 2011 г был принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], который, по мнению С.П. Гришаева, не отвечает вызовам времени [6]. В данной статье мы рассмотрим некоторые, связанные с применением этого закона, проблемы.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на медицинскую помощь, оказываемую в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответ-

* Доцент кафедры Экологического, земельного и трудового права, кандидат юридических наук, доцент.

* Студент.

ствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1]. Однако в Законе 2011 года в ст. 4, устанавливающей основные принципы охраны здоровья, отсутствует конституционный принцип бесплатности медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения. На наш взгляд, в такой стране как Россия, перед которой стоят серьезные демографические проблемы, связанные с высокой преждевременной смертностью населения трудоспособного возраста, сокращением рождаемости из-за снижения на 19 % к 2020 году числа женщин детородного возраста и неудовлетворительными показателями здоровья детей [9, с. 5], игнорирование ключевого принципа бесплатности медицинской помощи недопустимо.

Опыт развитых стран показывает, что за счет увеличения качества и бесплатности медицинской помощи и повышения мотивации населения к ведению здорового образа жизни можно добиться существенного снижения смертности, особенно в группе населения трудоспособного возраста. Причем важнейшую роль в этом процессе играют бесплатные высокоэффективные лекарственные средства, доступные пациентам в амбулаторных условиях. Так, например, в развитых странах за последние 20 лет удалось добиться снижения смертности от болезней системы кровообращения в 1,7 раза (с 400 до 232 случаев на 100 тыс. населения) [8]. Половина этого эффекта была достигнута благодаря борьбе с факторами риска (курение, алкоголизм, избыточный вес), другая половина - бесплатным интенсивным лекарственным лечением в амбулаторных условиях гипертонической болезни, которая ведет к инфарктам и инсультам.

В большинстве западноевропейских стран, в частности во Франции, бесплатная медицинская помощь в виде предоставления лекарственных средств касается всего населения, которое нуждается в лекарствах, при этом социально незащищенные слои населения полностью освобождены от необходимости какой-либо доплаты.

В РФ иной подход к этому вопросу. Бесплатное лекарственное обеспечение предусмотрено ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в котором прописано, что при оказании скорой помощи или лечении в стационаре граждане имеют право на бесплатные лекарства только из перечня жизненно важных препаратов [2]. Последние предложения Министерства здравоохранения РФ об увеличении лекарственного обеспечения населения касались только малочисленных категорий пациентов [9, с. 7]. Это правильно, таких граждан лечить необходимо в первую очередь, но этого недостаточно, чтобы воздействовать на снижение заболеваемости и смертности населения в стране, где ежегодно умирает только от болезней системы кровообращения 1,140 млн. человек, из них - около 200 тыс. человек в трудоспособном возрасте [10, с. 4].

В итоге, сегодня право на бесплатные лекарства имеют только определенные категории населения, преимущественно инвалиды, большинство из которых отказываются от лекарств в пользу денежной компенсации. В резуль-

тате, бесплатные лекарства получает всего около 3,5 % населения (5 млн. чел.). В денежном выражении, за счет общественных источников, оно составляет около 100 млрд. руб. в год. В доле ВВП это только 0,25 %, или в 3 раза меньше, чем в большинстве развитых стран (0,9 % ВВП). А если оценивать эти расходы по соотношению к покупательной способности на душу населения в год, то доступ к бесплатным лекарствам жителей РФ в 5 раз меньше, чем у жителя Евросоюза. При этом цены на лекарства в РФ и в этих странах практически одинаковые [10, с. 6].

Государственное финансирование здравоохранения имеет тенденцию сокращения по годам с 1 % ВВП в 2013 году до 0,6 % ВВП в 2014 году. На всех уровнях государственной власти говорят о необходимости больше внимания уделять развитию здравоохранения, но ответственность переносится на систему ОМС и в регионы. Разный уровень экономического развития субъектов РФ сказывается на уровне и качестве оказания медицинской помощи гражданам этих регионов [7, с. 5].

На сегодняшний день бесплатная медицинская помощь, в частности бесплатное лекарственное обеспечение, оказывается лишь в формах (экстренной, неотложной, плановой) и на условиях, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [3] при заболеваниях и состояниях, определенных в ней соответствующими перечнями, т.е. на подзаконном уровне. Более того, в соответствии с этой Программой, не все граждане могут быть отнесены к категориям граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно. Перечень групп населения, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, на наш взгляд, не охватывает всех нуждающихся в ней граждан. Представляется, что данная Программа в том виде, в котором она существует, создает условия для произвольного сокращения государственных гарантий бесплатности медицинской помощи.

Наряду с определением видов, нормативов объема бесплатной медицинской помощи Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи определяет нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи,

В этой связи, важно отметить, что в отличие от действующей Программы, содержащей положения о бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, в будущих Программах государственных гарантий, на наш взгляд, должны быть определены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, перечень заболеваний, состояний; порядок и условия оказания медицинской помощи, целевые значения критериев доступности медицинской помощи, но лишь за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. А территориальные

программы должны получать ассигнования из бюджетов всех уровней. Данное предложение связано с тем, что территориальные программы должны предусматривать дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не уменьшать федеральные нормативы объема медицинской помощи. А это будет невозможно, если финансирование данных программ будет меньшим по сравнению с федеральной программой. Такие случаи на практике уже были. Так, в результате сравнения положений федеральной Программы и Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи гражданам Ставропольского края, действовавших в 2010 году, было обнаружено занижение нормативов объема бесплатной медицинской помощи в региональной программе, что явилось основанием для оспаривания данных положений Территориальной программы Ставропольского края [4]. Представляется, что повторение подобных случаев на практике не должно быть.

Таким образом, для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в стране, необходимо закрепить в ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» принцип бесплатности медицинской помощи. Для повышения доступности бесплатной медицинской помощи необходимо существенно, как минимум в 3-4 раза (или до 1 % ВВП), увеличить объемы государственного финансирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Причем это могут быть дополнительные бюджетные средства или средства ОМС. При этом установить, что федеральные программы должны получать финансирование из федерального бюджета, а территориальные за счет бюджетов всех уровней.

Как уже было отмечено, от увеличения государственного финансирования медицинской помощи государство только выиграет, улучшив демографическую ситуацию в стране. В данной Программе надо расширить перечень форм и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно, в частности определить перечни бесплатных лекарственных средств и в них должны включаться лекарства только с доказанной эффективностью. Также необходимо расширить перечни групп населения, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение. Указанные действия, на наш взгляд, будут способствовать реализации конституционного принципа бесплатности медицинской помощи.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 14.04.2014. - № 15. - Ст. 1691.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.09.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 23.11.2011. - № 263.

3. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Российская газета. - 26.10.2012. - № 248.

4. Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2010 № 19-Г10-12 Об оставлении без изменения решения Ставропольского краевого суда от 30.06.2010 об удовлетворении заявления о признании незаконными абз. 2, 3, 4, 5, 11, 12, 13 разд. V, показателей граф 5, 6 и 7 разд. VI Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Ставропольского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утв. постановлением правительства Ставропольского края от 22.03.2010 № 99-п. // СПС Консультант Плюс.

6. Гришаев С.П. Комментарий Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // СПС Консультант Плюс. - 2011.

7. Елманова Т.В. Организация первичной медико-санитарной помощи в соответствии с Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации // ГлавВрач. - 2012. - № 9.

8. Лекарственное обеспечение как важнейшая составляющая доступности и качества медицинской помощи (Редакционный материал) // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2013. - № 1 // СПС Консультант Плюс.

9. Общая заболеваемость взрослого населения России в 2012 году: Статистические материалы // Сборник подготовлен специалистами ФГБУ «Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации и при содействии специалистов Департамента анализа, прогноза и инновационного развития здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации Часть IV - М., 2013.

10. Шевченко Р. Почем лекстрах для народа? // Фармацевтическое обозрение. - 2012. - № 1.

ПЕРВОПРИЧИНЫ ТИПИЧНЫХ СУДЕБНЫХ ОШИБОК

© Беккер Т.А.*

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск Арбитражный суд Омской области, г. Омск

Статья посвящена изучению вопроса природы и причин судебных ошибок, являющихся системными, типичными в уголовном процессе.

* Аспирант кафедры Уголовного процесса и криминалистики Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, помощник судьи Арбитражного суда Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.