Научная статья на тему 'Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге'

Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге»

1997. № 1 — 2

*

О. В. БОЧКАРЕВА, старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-художественного воспитания Ярославского ГПУ им. К. Д. Ушин-ского, кандидат педагогических наук

)-ЛИЧНОСТНОГО ПОСТИЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕ

Организация урока музыки основывается не только на педагогических, но и на художественных закономерностях, так как наряду с учителем и учащимися особым субъектом общения выступает музыка. Сущность художественного диалога

определяется направленностью на создание в музыкально-педагогическом процессе таких музыкальных связей и отношений, которые в наибольшей мере отвечали бы природе музыкального искусства, художественно-творческим способам общения с ним. Музыкальнопедагогический диалог — это универсальная форма функционирования музыкально-воспитательного процесса, существующая как интегративная динамическая система взаимоотношений учителя и учащихся, возникающих на основе восприятия музыки. Учитель преобразует цель музыкального воспитания в конкретную программу музыкально-педагоги-ческого общения посредством постановки и решения коммуникативных и художественных задач, моделирует ситуацию общения так, чтобы процесс восприятия оказался творческим прочтением индивидуальностей.

Звучащая в диалоге музыка предре-ает силу, глубину, насыщенность эмоциональной реакции и одновременно стимулирует индивидуально-личностное отношение к произведению. „Музыкальное произведение предстает как принципиально новое, небывалое средство духовной связи, обмена различными „мнениями“ о жизни, точками зрения на нее,

рожденными творческой фантазией композиторов“

Восприятие музыкального образа происходит через эстетическое чувство, включающее сопереживание, сопричастность. В силу неотчуждаемости содержания духовной сферы от личности содержание произведения искусства не может быть передано и освоено личностью как объективная информация. Музыкальный образ дан в форме личностного самовыражения композитора, его связи с миром как миром человеческим, то есть в форме общения, диалога. Композитор воплощает художественную идею в музыкальном образе, который одновременно является средоточием поэтической идеи и ее доказательством. Поэтическая идея — это образ вдохновения, воображения, вбирающий в себя все многообразие жизни, это особая ступень развития мышления, доступная лишь искусству.

В музыкально-педагогическом диалоге возрастает роль гипотетичности художественного мышления — задачей поиска становится художественная идея. Ее исследование может осуществляться одновременно в двух направлениях:

— исследование художественной идеи через определение ее роли и места среди других элементов содержания и формы музыкально-художественного целого;

Медушевский В. В. Музыкальное произведе-ние и музыкальный язык // Спутник учителя

музыки / Сост. Т. В. Челышева. М., 1993. С. 118.

© О. В. Бочкарева, 1997

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— исследование художественной идеи как результата становления эмоционально-интонационного смысла, разворачивающегося в потоке времени и находящегося в определенных взаимоотношениях с духовными ценностями культуры общества.

В. В. Медушевский, рассуждая о художественной идее как проблеме отношения человека и мира, выделяет несколько аспектов ее рассмотрения:

— отношения равенства или неравенства сил: человек — царь природы или пылинка мироздания (музыка Баха ассоциируется с огромным пространством, наполненным множеством голосов, а музыка Ф. Куперена — с камерностью, аристократичностью, салоном);

— степень активности взаимоотношений человека с миром: содружество или враждебность (в музыке Моцарта персональное и художественное „я“ сливаются в единую гармонию, в музыке Стравинского „я“ — марионетка, кукла в театре мира);

— степень гармонии или дисгармоничности с миром (у Баха источник смятения в душе человека, но порывы усмиряются гармонией Космоса, у Листа — беснуется мир, ставший хаосом);

— ощущение стабильности, устойчивости или временности, переходности бытия (гармония миросозерцания у Баха — хаос, тревога в музыке Шнитке).

Музыкально-педагогический диалог, ориентированный на освоение обобщенных художественных идей, естественно выводит его участников на путь хорошо прочувствованного и хорошо понятого произведения искусства. Начиная оперировать художественными идеями, участники диалога вступают в процесс непрерывного новообразования смыслов и ценностей. „Открытие задач на смысл (что есть сие для меня?), их решение и передача этого решения есть специфическая функция искусства... Это задачи, которые встают перед многими людьми — для каждого в своей неповторимости. Поэтому личные смыслы коммуницииру-емы, передаваемы в продукте, воспринимаемы другими в процессе присвоения ими последнего“

2

Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А. В истине жизни (из научного архива А. Н. Леонтьева) // Художественное творчество и психология. М., 1991.

С. 186.

Ценностно-смысловое содержание произведения вступает во взаимодействие

с ценностно-смысловыми структурами личности, вызывая в них те изменения, которые субъективно переживаются как эффект воздействия музыкального искусства. Происходят „переплавка чувств* (Л. С. Выготский), обогащение и усложнение ценностно-смысловой сферы личности, так как оценка сводит воедино, в одну конкретную социально-психо-логическую реакцию весь комплекс показателей и факторов взаимодействия произведения искусства и личности.

Ценностное отношение связано с неповторимым своеобразием музыкального произведения, чувственное его приятие становится причиной размышлений, превращается в предмет интерпретации. Интерпретация — вмещение в себя „духовного“ содержания музыки, раскрывающей перед слушателями то, что они смутно и неопределенно чувствуют.

Многие музыканты подчеркивают роль транстекста в понимании и интерпретации музыкального произведения. Открытость, неисчерпаемость музыкальных образов в трех направлениях — композиторском, исполнительском, слушательском — углубляют процесс понимания не только высказанного, но и подразумеваемого, оставляя простор для индивидуального субъективного восприятия. Понимание обретает свойство трехмерного пространства, образованного пересечением авторской, исполнительской и слушательской интерпретации.

Многомерность музыкального образа образует контекст, в котором отрефлек-тирована дополнительность: то, что „задано44 композитором, то, что привносится исполнителем, и, наконец, то, что вырабатывается интерпретирующим слушателем. Позиция соавтора присуща как композитору, который в тексте не может освоить весь духовный смысл музыки, так и исполнителю, который через текст пытается отождествить себя с авторским высказыванием, и слушателю, который обогащает звучание своим эмоциональным опытом.

Эвристическая ценность музыкальнодиалогического понимания проистекает

из полифонии различных интерпретаций,

1997. № 1 — 2

которые представляют отрефлектирован-ный транстекст. Ощущение жизненного присутствия в мире, самоактуализация и выход за пределы своего „я“ при восприятии музыкальных произведений — то общее содержание, которое делает возможным диалог встречных пониманий.

Однако активное личностное постижение музыкальных образов и их интерпретаций в художественном диалоге может осуществляться при создании ряда условий:

— понимание должно отвечать критерию идентичности композиторского замысла, когда воспринимающий владеет музыкальным содержанием примерно в той же мере, что и автор;

— принадлежность интерпретации той же музыкальной традиции, в которой художественно идентифицирован продукт творчества;

— возможность изменения позиций, мнений под влиянием обновления музыкального языка, стилистики, новых художественных направлений.

Предмет понимания и интерпретации — это проблема духовной высоты, оберегания высшего, защита от примитивизации. Предмет понимания — высота музыкальных шедевров — располагает к

возвышению жизни. Утверждение и обогащение духовных основ жизни опытом музыки — в этом корень истинной интерпретации. Понимание логосов бытия, различение высокого и низкого, достойного и недопустимого углубляет внутреннюю жизнь личности, расширяет ее духовный горизонт, развивает в ней способность постигать и продумывать нюансы жизненного стиля, делает душу как бы более открытой к восприятию ценностей.

М. М. Бахтин утверждал, что „мир художественного видения есть мир организованный, упорядоченный и завершенный... вокруг данного человека как его ценностное окружение... Эта ценностная

организация и уплотнение мира вокруг человека создает эстетическую реальность...“ .

Переход от стадии понимания музыкального произведения к стадии его сло-

Бахтин М. М. В большом времени / тинология: исследования, переводы, публ

/ Ред. К. Г. Юсупов. СПб., 1995. С. 214.

весной интерпретации усиливает момент субъективности, переосмысления. Он связан с двойным диалогическим обращением — к своему сознанию и сознанию других людей, связывающих суждением конкретную, неповторимую музыкальную форму произведения с его содержанием, идеей, внутренним смыслом. Словесная интерпретация углубляет музыкальную, строится на эмотивных суждениях, которые выражают эмоции, установки, настроения говорящего, чтобы передать слушателю и вызвать в нем подобное эмоциональное состояние. Слово прорастает в музыкальную интонацию, а та может быть описана словом.

Словесная интерпретация опирается на важнейшее свойство интонационного слуха — его точность и конкретность. Это залог яркости и ясности слышания и понимания музыкальных образов.

Интерпретация включает в себя диалогический момент, в ней содержится не только и не столько непосредственное суждение — слышание личности, занимающей определенную позицию; ее существенное содержание составляет „знание“ о возможных отношениях к музыкальному произведению, то есть она предполагает способность сопоставить разные точки зрения, возможность применить их.

В критической мысли о музыке привлекает множество трактовок, их спор между собой, в котором единство произведения раскрывается как живое единство культуры, накопленное историей человеческих смыслов и ценностей. Культурологический подход активного личностного постижения музыкальных произведений позволяет выявить три особенности интерпретации:

— оригинальность, способность к творческому восприятию и прочтению музыки;

— критичность, способность выделить основные трактовки и соотнести их между собой;

— вариативность, способность использовать интерпретацию в разнообразных контекстах культуры.

Таким образом, принцип активного личностного постижения музыкальных произведений реализуется через переживание, понимание и интерпретацию, которые заключают в себе новую ступень рефлексии коллективного исторического

опыта художественного сознания. Музы- процессе общения равноправных челове-

кально-педагогический диалог включает в себя эмоционально-интеллектуальный поиск, вызывает к жизни новый тип личностного существования, новый род становления. В этом процессе возникает новый тип человека, живущего в конечном мире, но ориентированном на бесконечность. „Правда может быть приоткрыта (да и то лишь частично) в

ческих существовании, в диалоге ними. Этот диалог незавершим, он будет продолжаться до тех пор, пока существуют мыслящие и ищущие люди. Конец его был бы равнозначен гибели человечества и человечности .

4

Бахтин М. М. Указ. соч. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.