Александра Вареникова
ПРИНЦ КОМАРОВ:
БЕЗ ПРЕТЕНЗИИ НА СЦЕНИЧНОСТЬ?
Ф. Ведекинд
«Принц комаров» был впервые опубликован в 1897 г. Автор определил жанр своего произведения как «партер эксцентриков», т.е. цирковой номер с элементами акробатики, исполняемый гротескными клоунами.
Ведекинд, в особенности в начале своего творческого пути, проявлял большой интерес к развлекательным зрелищным формам. Цирк, пантомима, потешные балеты, даже кабаре (для которых он писал стихи). Во время пребывания в Париже (1892— 1893) и в Лондоне (1894) Ведекинд имел возможность не только увидеть все это собственными глазами, но и изучить историю
вопроса. Так, он обращался в Британский музей с просьбой разрешить ему посещение читального зала для работы над исследованием различий между английским и французским танцем1.
«Принц комаров» оказывается вписан в широкий контекст европейской культуры. Ближе всего партер оказывается к популярным в конце XIX века эротическим танцам и пантомимам, в особенности, к так называемому «танцу пчел». По сути, это «художественно преломленная форма стриптиза, представляющая собой последовательность темпераментных танцевальных номеров, набрасываний и срываний вуалей с элементами пантомимы, в ходе которой одна из танцовщиц изображала боль от укуса пче-лы»2. Однако вопрос о том, задумывал ли Ведекинд свой партер для сцены, остается открытым.
В том виде, в котором он опубликован, «Принц комаров» кажется фрагментом: описание представления предваряется и завершается повествованием о пути девочки в театр с упоминанием множества других персонажей, без всякого комментария, кто они такие. Как известно, партер - правда, с измененными именами героинь, - является частью прозаического произведения «Ми-не-Хаха, или О физическом воспитании юных девиц», впервые опубликованного в 1901 году. Был ли он изначально написан для этой повести или же вошел в ее состав позднее, неизвестно. Но над «Мине-Хаха» (тогда еще с другим названием) Ведекинд работал летом-осенью 1895 года3.
Стилистически и содержательно повесть позволяет не только лучше понять, но и визуально представить партер. Так, например, описание костюмов, в которых
■ Наши публикации
прочесть «Принца комаров» как горькую сатиру, даже с определенной долей морализаторства, а не как развлекательную безделицу с порнографическим оттенком. «Создается ощущение, что писатель заставляет всю жизнь, все человеческое общество, его мораль и культуру, обычаи и заповеди, вплоть до вечных законов природы <...> отразиться в кривом зеркале и делает [с отражения] набросок»4, - пишет один из современников драматурга.
Здесь, как и в крупных драматических произведениях Ведекинда, «эротика хотела быть моральной»5. Покидая парк, в котором они воспитывались до четырнадцати лет, и впервые в жизни встретив юношей, девушки ведут себя со всей возможной скромностью. Героини «Мине-Хаха» - младшие сестры типичных для пьес Ведекинда «девочек-вамп», таких как Лулу из одноименной дилогии, которая руководствуется в своих поступках «самыми простыми животными инстинктами»6.
Обложки книги «Мине-Хаха» разных изданий
танцуют исполнительницы ролей крестьянок, не сразу наводит на мысль о том, что кроме «юбочки, синей или красной, от талии до колен» и «тяжелых деревянных башмаков» на девочках ничего не было, то есть они танцевали почти обнаженными. Детальное описание быта «юных девиц», приведенное в «Мине-Хаха», позволяет уже при первом знакомстве с «Принцем комаров» в полной мере увидеть его специфическую эротичность. А именно: воспитанные в духе абсолютной невинности девочки, не достигшие половой зрелости, выступают на сцене в костюмах, не оставляющих почти никакого простора для зрительской фантазии.
Опять же, лишь знание всего текста и, в особенности, финала повести позволяет
Автограф Ф. Ведекинда
До той поры, пока в полной мере не наступило «пробуждение весны», а вместе с нею и всех телесных порывов, стыдливость берет верх. Так же и в «Принце комаров» «добро» побеждает «зло», то есть рацио побеждает инстинкт, что не характерно для драматургии Ведекинда, однако полностью соответствует духу «Мине-Хаха».
Очевидно, что сценическое воплощение партера повлекло бы за собой целый ряд художественных и технических сложностей. В первую очередь, проблематичным оказался бы подбор актрис. Ведекинд, безусловно, сознавал это. Но, обращаясь в 1896 г. к композитору Рихарду Штраусу с просьбой рассмотреть возможность написать музыку для пантомим, драматург отправляет ему для ознакомления и «Принца комаров», правда, сопровождая его комментарием: «фантазия без претензии на сценичность»7. Годом позже, в переписке с театральным агентом Теодором Энчем Ведекинд обозначает партер как среднюю часть между двумя другими пантомимами: «Блохи, или Танец боли» и «Императрица Нойфундланда», отмечая, что он «для сцены не предназначен»8.
В сравнении с другими пантомимами, «Принц комаров» носит более повествова-
тельный характер, менее точен и подробен. Это усложняет воплощение партера на сцене, что сам Ведекинд явно рассматривал как слабость своего произведения. Возможно, изначально задумывая «Принца комаров» для театра, драматург впоследствии отказался от этой идеи, увидев, что даже «действительно драматически выполненные пантомимы <...> 1897 г. остались без чаемого резонанса, хотя в случае с "Бетель" имела место многообещающая договоренность с цирком Ренца, а "Императрица Нойфунд-ланда" все-таки была поставлена пятью годами позже в Ди Эльф Шарфрихтер9»10.
«Принц комаров» был публично прочитан автором в 1904 г. в Нюрнберге и освистан слушателями11. Сценического воплощения этот партер эксцентриков не получил и по сей день.
1 Wedekind F. Kritische Studienausgabe: In 8 B. Bd. 3/2. Kommentar. Darmstadt, 1996. S. 746.
2 Gutjahr O. Erziehung zur Schamlosigkeit: Frank Wedekinds Mine-Haha oder Über die körperliche Erziehung der jungen Mädchen und der intertextuelle Bezug zu Frühlings Erwachen // Freiburger literaturpsychologische Gespräche. Jahrbuch für Literatur und Psychoanalyse. B. 20. Frank Wedekind. Würzburg, 2001. S. 114-115.
3 Wedekind F. Kritische Studienausgabe. Bd. 3/2. S. 769.
4 Kapp J. Frank Wedekind: Seine Eigenart und seine Werke. Berlin, 1909. S. 52.
5 Diebold B. Anarchie im Drama. Frankfurt am Main, 1921. S. 133.
6 Ведекинд Ф. Лулу: Драматическая поэма в двух частях // Ведекинд Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1907. Т. 1. С. 79.
7 Wedekind F. Kritische Studienausgabe. Bd. 3/2. S. 775.
8 Ibid. S. 776.
9 Ди Эльф Шарфрихтер (нем. Die Elf Scharfrichter, «Одиннадцать палачей») - немецкое политическое кабаре. Существовало с 1901 по 1904 гг. в Мюнхене. Ведекинд был одним из его участников в 1901-1902 гг.
10 Sprengel P. Geschichte der deutschsprachigen Literatur 1870-1900: Von der Reichsgründung bis zur Jahrhundertwende. München, 1998. S. 532.
11 Ibid.