Примирительные процедуры в арбитражном процессе: проблемы реализации
Падин Артём Эдуардович,
магистрант Юридической школы Дальневосточного федерального университета E-mail: arted997@gmail.com
Современные тенденции широкого применения альтернативных способов урегулирования споров в арбитражном процессе, включая примирительные процедуры, рассматриваются в качестве мер по содействию становления и развития партнерских деловых отношений, мирного урегулирования экономических споров, формирования обычаев и этики делового оборота. По этой причине развитие примирительных процедур при разрешении экономических споров как вне судебной системы, так и до или в ходе разбирательства в арбитражных судах, имеет колоссальное значение не только для качественного экономического развития общества, но и будет способствовать снижению нагрузки на арбитражные суды, сокращению сроков рассмотрения дела, законности и обоснованности судебных актов. Но практика применения законодательства о примирительных процедурах при разрешении экономических споров выявила определенные факторы, влияющие на их эффективность. Данная статья посвящена раскрытию основных проблем, объективно препятствующих активной реализации примирительных процедур при урегулировании экономических споров в рамках российского арбитражного процесса, а также предложены возможные пути их разрешения.
Ключевые слова: правосудие, арбитражные суды, медиация, примирительные процедуры, урегулирование спора, судебное примирение, арбитражный процесс.
S2
см о см со
В настоящее время подавляющее большинство споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности рассматривается государственными арбитражными судами. И это вполне оправдано, поскольку государство осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов участников экономических отношений, а государственная защита наиболее полно и действенно осуществляется в ходе реализации судебной власти. Но при этом действующим законодательством предусмотрены различные варианты альтернативных форм урегулирования споров, отличных от разбирательства в арбитражных судах. Примером этому может служить регламентированные Арбитражным процессуальным кодексом РФ [1] (далее - АПК РФ) в качестве альтернативных форм разрешения споров примирительные процедуры (гл. 15 АПК РФ).
Главной задачей примирительных процедур является урегулирование спора на основе добровольного волеизъявления самих спорящих сторон (при активном содействии арбитражного суда, который принимает меры для примирения сторон, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах). В самом общем виде процессуальные примирительные процедуры можно определить как проводимые по инициативе сторон или суда на основании определения суда действия сторон и третьих лиц, направленные на разрешение правового спора самими спорящими сторонами на взаимоприемлемых для них условиях, не противоречащих закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц [4].
Идея применения альтернативных способов урегулирования споров, в том числе примирительных процедур, заключается в том, что их использование при разрешении экономических споров будет способствовать снижению нагрузки на судей, экономии бюджетных средств, развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота, повышении доступности правосудия и оптимизации отправления правосудия в арбитражных судах.
В качестве необходимых мер к развитию институтов примирения сторон в рекомендации Комитета министров Совета Европы «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» [3] предлагается включить в судебную политику задачу содействия примирению сторон как вне судебной системы, так и до или в ходе судебного разбирательства. С этой целью рекомендовалось возложить на судей в качестве
одной из основных обязанностей добиваться примирения сторон и заключения ими мирового соглашения по всем обстоятельствам спора до или в ходе судебного разбирательства. Данные рекомендации нашли свое отражение в отечественном процессуальном законодательстве и судебной практике.
Так, согласно разъяснениям, изложенными в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» [8], судья на стадии подготовки дела к судебному разбирательству принимает меры к примирению сторон, разъясняет им не только их право заключить мировое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда, обратиться за содействием к посреднику, но и существо и преимущества примирительных процедур, а также правовые последствия этих действий. Также в соответствии с ч. 1 ст. 138.1 АПК РФ арбитражный суд наделен правом инициативы в отношении урегулирования между сторонами правового спора при помощи примирительных процедур. Арбитражный суд может зафиксировать свое предложение сторонам о проведении примирительных процедур в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству или в ином определении по делу. Помимо письменного предложения судом может сделано предложение сторонам о передачи дела на урегулирование в рамках примирительных процедур в устной форме во время судебного заседания. При этом арбитражный суд может объявить перерыв в судебном заседании для рассмотрения сторонами вопроса о возможности использовать примирительные процедуры.
Процессуальным законодательством предусмотрены следующие виды примирительных процедур, которые могут использоваться сторонами при урегулировании экономических споров (ст. 138.2 АПК РФ): переговоры, разрешение спора с участием посредника (медиация), судебное примирение, а также иные примирительные процедуры, если это не противоречит действующему законодательству. При этом стороны пользуются равными правами в выборе примирительных процедур, определении условий их проведения, кандидатуры посредника (в том числе медиатора, судебного примирителя) и прочих вопросах, по которым сторонами может быть заключено соглашение (ч. 3 ст. 138 АПК РФ). Общие вопросы примирения сторон, результаты примирения, а также особенности примирения по отдельным категориям дел разъяснены в Постановлении Пленума ВАС РФ N 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» [9].
Одним из явных преимуществ примирения перед судебным разбирательством является возможность достижения консенсуса (обоюдного согласия) сторон по всем обстоятельствам спора. Представляется, что наиболее желаемым результатом окончания рассмотрения спора как для сторон процесса, так и для арбитражного суда явля-
ется вынесение судебного акта, который бы удовлетворил всех и в последующем не подвергался обжалованию [5, 141]. Но этого не всегда удается достичь в ходе судебного разбирательства и при вынесении судебного решения, сторона спора, не в пользу которого вынесено это решение, остается неудовлетворенной исходом разбирательства и несомненно обжалует его в последующих инстанциях. При этом деловые связи и отношения между сторонами спора остаются испорченными, а сам конфликт между ними может быть не до конца исчерпан. Кроме того, исполнение судебного решения в полном объеме также может быть затруднено при недобросовестном поведении «проигравшей» стороны. Поэтому наиболее оптимальным исходом для сторон является именно урегулирование спора при помощи примирительных процедур на взаимоприемлемых условиях.
Отдельного упоминания достойны такие альтернативные формы урегулирования споров как процедура медиации (ст. 138.4 АПК РФ) и новый для российского арбитражного процесса институт судебного примирения (ст. 138.5 АПК РФ), введенный Федеральным законом N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Данные процедуры представляются особенно эффективными, когда конфликтующие стороны хотят урегулировать спор вне рамок судебного разбирательства, но не могут прийти к взаимовыгодному решению ввиду непримиримых противоречий по вопросам спора. В этих случаях участие независимого посредника в лице медиатора или судебного примирителя, способного оказать содействие в урегулировании спора и обеспечить достижение обоюдного согласия сторон по всем обстоятельствам спора с учетом их интересов, является объективной необходимостью.
В целом можно назвать положительной динамику развития примирительных процедур в российском арбитражном процессе, который является одним из приоритетных в настоящее время направлений совершенствования существующих механизмов разрешения споров и защиты нарушенных прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. Но несмотря на ряд определенных преимуществ примирительных процедур перед разбирательством в суде, на практике данные институты остаются мало востребованными у участников экономических отношений, отдающими предпочтение разрешению предпринимательских и иных экономических споров в государственных (арбитражных) судах.
К факторам, которые замедляют развитие названых альтернативных форм разрешения споров, можно отнести в первую очередь высокий уровень р конфликтности спорящих сторон. Зачастую жела- Д ние одной из сторон во что бы то ни стало при- Ч
т
влечь своего оппонента к гражданской или иной К материальной ответственности превалирует над ё желанием найти взаимоприемлемое решение кон- у фликта. Другим важным обстоятельством являет- А
ся недоверие сторон к разрешению спора во внесудебном порядке, которое зачастую связано с отсутствием у участников спора и (или) их представителей практического опыта в проведении подобных процедур [7]. Кроме того, стороны порой не обладают достаточной информацией о преимуществах примирительных процедур перед судебным разбирательством. Несмотря на то, что арбитражный суд принимает со своей стороны меры для примирения сторон, в том числе информирует их о наличии возможности использования альтернативных способов разрешения спора, основную роль в повышении информативности сторон следует возлагать на профессиональных представителей.
Но главным критерием, который в настоящее время должен определять направление совершенствования альтернативных форм разрешения споров, должна выступать прежде всего экономическая выгода примирительных процедур перед полноценным судебным процессом. Именно при помощи выгоды и минимизации рисков участники экономических отношений определяют полезность тех или иных механизмов и руководствуются при выборе средств и методов как ведения бизнеса, так и разрешения экономических споров.
Так, например, описывая причины медленного развития процедур примирения в российском арбитражном процессе, Решетникова И.В. пишет следующее: «За рубежом есть еще один существенный стимул развития посредничества и других примирительных процедур - дороговизна и длительность судебного разбирательства. Рассмотрение дел в российских судах, как правило, ведется быстрее, чем за рубежом, да и судебные расходы намного ниже. Эти сравнительно небольшие финансовые и временные затраты являются существенным препятствием стимуляции развития примирительных процедур в России» [6, 468]. При этом, если в англо-американской правовой системе длительность судебного рассмотрения дела связана с особенностями судопроизводства, то в российском арбитражном судебном разбирательстве длительное рассмотрение дела зачастую связано с искусственным затягиванием судебного процесса, как правило недобросовестными ответчиками, использующими пробелы арбитражного процессуального законодательства. И существующая редакция ст. 111 АПК РФ явно недостаточна и не способствует их правомерному поведению.
Как показывает складывающаяся ситуация, в настоящее время экономическая выгода от затягивания рассмотрения дела и, впоследствии, от ненадлежащего исполнения вступившего в законную силу судебного акта, для недобросовестных участников процесса представляется более ^ привлекательной, чем быстрое и правильное раз-2 решение судебного спора и проведение примири-S тельных процедур. Одни только высокие судебные ° расходы и меры гражданско-правовой ответствен-5в ности не перекрывают такую выгоду.
Необходим системный подход к решению данной проблемы, преследующей задачу максимально исключить путем внесения изменений в процессуальное законодательство возможность для злоупотребления процессуальными правами и обязанностями, а именно:
- введение судебного штрафа за непредоставление доказательств по указанию арбитражного суда при рассмотрении дела в суде первой инстанции;
- внесение изменений в ст. 111 АПК РФ, а именно введение возможности наложения судебного штрафа при вынесении окончательного судебного акта арбитражным судом на сторону, злоупотребляющую своими процессуальными правами и обязанностями;
- внесение изменений в п. 29 Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12 [10] в редакции, соответствующей буквальному толкованию ч. 2 ст. 268 АПК РФ;
- формирование в арбитражных судах всех инстанций единого правового подхода в отношении «формальной» истины в обеспечение принципа состязательности арбитражного процесса, стимулирование активной деятельности сторон в обоснование своих требований и возражений, с целью минимизации возможности по затягиванию рассмотрения дела. Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний день развитие примирительных процедур в российском арбитражном процессе пока еще носит больше декларативный характер. Одного закрепления в арбитражном процессуальном законодательстве примирительных процедур как альтернативных форм разрешения споров без специальных стимулирующих механизмов для их эффективного функционирования недостаточно.
Дальнейшее развитие институтов примирения в арбитражном процессе будет зависеть от комплексной государственной программы развития примирительных процедур и формирования эффективного процессуально-правового механизма регулирования альтернативных способов урегулирования споров, созданию мер по популяризации примирительных процедур, и ликвидации пробелов арбитражного процессуального законодательства, препятствующих их полноценному развитию.
Важно помнить о том, что до тех пор, пока существует множество процессуальных возможностей для недобросовестной стороны процесса по затягиванию рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции при минимальных затратах (ч. 2 ст. 111 АПК РФ), отсутствие четкой регламентации в АПК РФ судебного штрафа за непредоставление доказательств по указанию суда, продолжающаяся практика принятия дополнительных (новых) доказательств в арбитражном суде апелляционной инстанции, а после вступления в законную силу судебного акта возможность его длительного неисполнения - все это для недобросовестной стороны будет выгодней, чем проведение примирительных процедур.
Литература
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // «Собрание Законодательства РФ», 29.07.2002, N 30. ст. 3012;
2. Федеральный закон от 26.07.2019 N 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана;
3. Рекомендация N R (86) 12 Комитета министров Совета Европы «О мерах по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды» (Вместе с «Примерами не относящихся к судопроизводству вопросов, от решения которых должны быть избавлены судьи в некоторых странах, с учетом конкретных особенностей каждой страны») (Принята 16.09.1986 на 399-ом заседании представителей министров) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Загл. с экрана;
4. Бортникова Н.А. Понятие примирительных процедур (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана;
5. Гиззятов Т.Р. К вопросу о современных способах разрешения конфликта в арбитражном процессе // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2020. С.140-145;
6. Решетникова И.В. Размышления о судопроизводстве: Избранное / И.В. Решетникова. - Москва: Статут, 2019. - 510 с.;
7. Сорокин В.П. Развитие альтернативных форм разрешения экономических споров как актуальное направление в снижении судебной нагрузки на арбитражные суды («Вестник Арбитражного суда Московского округа», 2020, N 2) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Загл. с экрана;
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Загл. с экрана;
9. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе» [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». - Загл. с экрана;
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
CONCILIATION PROCEDURES IN THE ARBITRATION PROCESS: THE PROBLEMS OF IMPLEMENTATION
Padin A.E.
Far Eastern Federal University
Current trends in the widespread use of alternative dispute resolution methods in the arbitration process, including conciliation procedures, are considered as measures to encourage the establishment and development of partnership business relations, the peaceful settlement of economic disputes, the formation of customs and ethics of business turnover. For this reason, the development of conciliation procedures in the resolution of economic disputes both outside the judicial system and before or during proceedings in arbitration courts is of great importance not only for the qualitative economic development of society, but also will help to reduce the burden on arbitration courts, reduce the time of consideration of the case, the legality and validity of judicial acts. But the practice of applying legislation on conciliation procedures in the settlement of economic disputes has discover certain factors that affect their effectiveness. This article is devoted to the disclosure of the main problems that objectively preventing the active implementation of conciliation procedures in the settlement of economic disputes in the framework of the Russian arbitration process, and also suggests possible ways to resolve them.
Keywords: justice, arbitration courts, mediation, conciliation procedures, dispute settlement, judicial reconciliation, arbitration process.
References
1. Arbitration Procedural Code of the Russian Federation of 24.07.2002 N 95-FZ // "Collection of Legislation of the Russian Federation", 29.07.2002, N 30. art. 3012;
2. Federal Law of 26.07.2019 N 197-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource] - Access from the reference. - The legal system "Con-sultantPlus". - Screen cap. c;
3. Recommendation N R (86) 12 of the Committee of Ministers of the Council of Europe "On measures to prevent and reduce excessive workload on the courts" (Together with "Examples of non-judicial issues that judges in some countries should be spared from solving, taking into account the specific characteristics of each country") (Adopted on 16.09.1986 at the 399th meeting of representatives of Ministers) [Electronic resource] -Access from the Internet. - The legal system "ConsultantPlus". -Screen cap. c;
4. Bortnikova N.A. The concept of reconciliation procedures (Prepared for the system ConsultantPlus, 2021) [Electronic resource] - Access from the reference. - the legal system "Con-sultantPlus". - Screen cap. c;
5. Gizzyatov T.R. On the question of modern methods of conflict resolution in the arbitration process // Uchenye zapiski Kazan-skogo universiteta. Humanities series. 2020. pp. 140-145;
6. Reshetnikova I.V. Reflections on judicial proceedings: Selected / I.V. Reshetnikova. - Moscow: Statut, 2019-510 p.;
7. Sorokin V.P. Development of alternative forms of resolution of economic disputes as an actual direction in reducing the judicial burden on arbitration courts ("Bulletin of the Arbitration Court of the Moscow District", 2020, N 2) [Electronic resource] - Access from reference. - the legal system "ConsultantPlus". - Screen cap. c;
8. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 20.12.2006 N 65 "On the preparation of the case for trial" [Electronic resource] - Access from the reference. - The legal system "ConsultantPlus". - Screen cap. c;
9. Resolution of the Plenum of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation of 18.07.2014 N 50 "On reconciliation of the parties in the arbitration process" [Electronic resource] - Access from the reference. - The legal system "ConsultantPlus". -Screen cap. c;
10. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 30.06.2020 N 12 "On the application of the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation when considering cases in the Arbitration Court of appeal" [Electronic resource] - Access from the reference. - The legal system "Con-sultantPlus". - Screen cap.c.
5
"O
C3
<