Научная статья на тему 'Примирительные процедуры как альтернативный вариант гражданского процесса в сфере оказания платных медицинских услуг'

Примирительные процедуры как альтернативный вариант гражданского процесса в сфере оказания платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / RESPONSIBILITY / THE RECONCILIATORY COMMISSION / PAID MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воропаев Артем Валерьевич, Щуко В. А., Воропаева И. В., Исаев Юрий Сергеевич

Авторами рассмотрены преимущества досудебного урегулирования конфликтов между пациентов и лечебно-профилактическим учреждением по факту некачественного предоставления платных медицинских услуг

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воропаев Артем Валерьевич, Щуко В. А., Воропаева И. В., Исаев Юрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconciliatory procedures as an alternative variant of civil process in sphere of rendering of paid medical services

Authors consider advantages of pre-judicial settlement of conflicts between patients and healthcare establishment on the fact of poor-quality granting paid medical services.

Текст научной работы на тему «Примирительные процедуры как альтернативный вариант гражданского процесса в сфере оказания платных медицинских услуг»

Сибирский медииинский журнал. 2006. № 7

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© ВОРОПАЕВ A.B., ЩУКО В.А., ВОРОПАЕВА И.В., ИСАЕВ Ю.С. — 2006

ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

A.B. Воропаев, В.А. Щуко, И.В. Воропаева, Ю.С. Исаев (Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра судебной

медицины, зав. — д.м.н., проф. Ю.С. Исаев)

Резюме. Авторами рассмотрены преимущества досудебного урегулирования конфликтов между пациентов и лечебно-профилактическим учреждением по факту некачественного предоставления платных медицинских услуг Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, примирительная комиссия, платные медицинские услуги.

В настоящее время все большее количество руководителей лечебных учреждений, особенно частных клиник, задумываются о финансовых потерях, которые несет учреждение в связи с различного рода конфликтными ситуациями с пациентами, часть из которых, к сожалению, решается и на судебном уровне. Развитая частная система здравоохранения в европейских странах, преобладающая над государственным и муниципальным здравоохранением, достаточно давно столкнулась с данной проблемой и выработала свой путь ее решения. Примирительные процедуры являются порождением «европейской модели »медицинского права, которая основана на подробнейшей правовой регламентации медицинской деятельности. Ей противостоит американская модель, характеризующаяся сутяжничеством, и, как следствие, огромными взносами на страхование профессиональной ответственности врача.

Медиация (от англ. médiation -посредничество) или консиляция (от франц. concilier — примирять) — примирительные процедуры, направленные на разрешение правовых конфликтов в до— и внесудебном порядке[2]. В рамках примирения путем проведения переговоров между пострадавшим и причинителем вреда, достигается понимание противоправности действий (бездействий), что порождает мотивацию к самостоятельному возмещению причиненного вреда. Достижение таких результатов позволяет избежать судебного (исключительно карательного) механизма привлечения виновного к ответственности, не обеспечивающего восстановления нарушенного права.

Применительно к медицинской деятельности, примирительный процесс выглядит как посредничество в разрешении конфликтной ситуации, связанной с ненадлежащим оказанием медицинской помощи конкретному пациенту. Основная часть конфликтов между лечебным учреждением и пациентом в европейских странах урегулируется на внутриведомственном уровне, а именно примирительной комиссией.

Предшественником примирительных комиссий были так называемые Этические комитеты — общественные органы, рассматривающие проблемы медицинской этики и морали главным образом в тех ситуациях, которые не описаны или нечетко описаны в законе[3].

Во Франции в крупных государственных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) существовал либо отдельный Комитет Этики (подчинялся заместителю директора больницы по лечебной работе) либо в виде межбольнич-ной структуры. Комитет занимался рассмотрением жалоб граждан по вопросам неудовлетворительного оказания медицинской помощи. Этический комитет организовывал сбор письменных жалоб (через т.н. специальный «почтовый »ящик) и вел постоянную переписку с больными по вопросам, затронутым в жалобах. Таким образом, комитет выполнял три основных функции: примирения, контроля качества медицинской помощи и предотвращения судебных процессов по искам пациентов ЛПУ

Контроль уровня качества оказания медицинской помощи осуществляется за счет обратной связи с пациентами, которая позволяет своевременно отслеживать дефекты при оказании медицинской помощи и устранять их. Система сбора жалоб по существу является эффективнейшим средством внутриведомственного контроля качества лечения.

Профилактика исков является прямым следствием примирения пациента с ЛПУ Пациенту направляется пись-

менный ответ на жалобу со ссылкой на нормативный акт (обычно из Кодекса общественного здоровья Франции[4] или Кодекса медицинской деонтологии французского вра-ча[1]) с квалификацией конфликтной ситуации как правомерной либо неправомерной (при этом пациенту приносятся извинения с уведомлением об ответственности, к которой привлекается врач).

Штатный персонал такого комитета состоит из волонтеров из числа работников данного лечебного учреждения, которые в свободное время безвозмездно участвуют в его работе.

Необходимо отметить, что у комитета есть действенный механизм влияния на медицинский персонал, который заключается в особом правовом статусе правил медицинской деонтологии медицинских работников. Существует несколько кодексов медицинской деонтологии (врачебный, челюстно-лицевых хирургов, акушеров-гинекологов, медицинских сестер), имеющие статус закона. В кодексах предусматривается возможность приостановлении лицензии или ее прекращении в случае нарушении статей кодекса[1], что влечет за собой невозможность продолжения для медицинского работника заниматься практикой.

С 1996г. на смену Этическим комитетам пришли Примирительные комиссии, которые предусмотрены в каждом ЛПУ[5]. Цель деятельности комиссий — помощь и ориентирование любого пациента, который считает, что ему был причинен вред при его нахождении в ЛПУ, а также информирование его о доступных ему способах решения этой конфликтной ситуации: примирении, подачи жалобы и судебной защите его интересов.

Деятельность примирительной комиссии касается анализа жалоб от пациентов к ЛПУ, а также анализа данных вопросника, на который пациент отвечает по окончанию пребывания в ЛПУ и любых других опросов, касающихся удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью. Комиссия адресует результаты своей работы в виде рекомендаций директору ЛПУ Пациенты могут обращаться к медиаторам комиссии, которые организуют прием пациентов один день в неделю.

В настоящее время вследствие принятия закона от 04.03.2002. «О правах пациентов и качестве системы здравоохранения »Примирительные комиссии и Этические Комитеты трансформированы в Комиссии по взаимоотношениям с потребителями медицинской помощи и качества лечения (Ст. Ы112-3 Кодекса общественного здоровья Франции[4]) для решения следующих задач:

— соблюдать права потребителей медицинской помощи и улучшать качество лечения и приема больных и их родственников;

— облегчать пациентам их право на подачу жалобы должностным лицам ЛПУ;

— приносить по поводу жалобы объяснения;

— ежегодно делать предложения к политике ЛПУ относительно уважения прав потребителей медицинской помощи на качество приема и лечения;

— быть в курсе ансамбля жалоб пациентов к ЛПУ и их последствиях.

К сожалению, возможности создания и вопросам деятельности комитетов по этике или примирительных комиссий в ЛПУ в России практически не уделяется внимания. В связи с вышеизложенным, хотелось бы затронуть некоторые

Сибирский медииинский журнал. 2006. № 7

аспекты новой концепции досудебного разрешения правовых конфликтов между пациентом и лечебным учреждением. Вполне обоснованно возникает вопрос о необходимости внедрения в систему отечественного здравоохранения инновационных технологий процедур примирения.

Как показывает анализ правоприменительной (в том числе и судебной) практики отечественная система здравоохранения не избежала претензий со стороны граждан, разрешаемых в судебном порядке. Создание примирительной комиссии в ЛПУ позволило бы снизить уровень конфликтности отношений между пациентами и лечебным учреждением за счет достижения следующих целей: 1. обеспечение соблюдения прав пациента при оказании ему медицинской помощи; 2. обеспечение восстановления нарушенного права путем возмещения вреда здоровью или жизни гражданина, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи либо нарушением условий договора на оказание платных медицинских услуг; 3. повышение качества медицинской помощи; 4. предупреждение возникновения в будущем аналогичных конфликтов.

Деятельность этического комитета ЛПУ также позволит избежать многих ошибок при оценке проступков медицинских работников. Далеко не всегда можно дать им однозначную оценку. Более того, юридические санкции не ориентированы на профилактику конкретных правонарушений, носят ярко выраженный карательный характер.

Направленность работы руководителя ЛПУ на развитие примирительных процедур (досудебное урегулирование конфликта) основывается на понимании сути судебного процесса, которая заключается в состязательности, подразумевающей столкновение интересов сторон. Это есть не что иное, как регулируемая модель борьбы, конфликт, развивающийся по определенным правилам. Судебный процесс характеризуется так называемой карательной парадигмой, которая заключается в том, что ни виновный не получает прощения, ни пострадавший не получает возмещения причиненного ему вреда. К этому необходимо добавить немалую продолжительность «врачебных »дел (по иркутской области она составляет от 1 года до 4 лет), большие материальные расходы пациента (предоплата услуг адвоката, оплата стоимости первичной, а иногда дополнительной либо повторной судебно-медицинских экспертиз). При этом возмещение судебных издержек происходит проигравшей стороной. Необходимо понимать, что для пациента очень тяжело испытывать на себе всю тяжесть судебного разбирательства, отстаивать в судебных слушаниях свою позицию, особенно если пациент находится в далеком от полного здоровья состоянии. Также в настоящее время пациенту пока еще трудно найти профессионального защитника, сведущего в вопросах медицинского права. Поэтому для пациента судебное разбирательство, как показано выше, является малопривлекательным

Как правило, «медицинские »дела пристально освещаются в телевизионных и печатных средствах массовой информации, что негативно сказывается на имидже ЛПУ, приводит к уменьшению потока пациентов на платные медицинские услуги.

Таким образом, примирение выгодно как пациенту, так и ЛПУ Реализация примирительной процедуры (апробирована на базе Медико-правового центра ИГМУ) выглядит следующим образом:

I этап. Оценка качества медицинской помощи. На данном этапе специально подготовленные по правовым вопросам врачи, признанные специалисты в своей области медицины, оценивают качество медицинский помощи (услуги) конкретному пациенту, в том числе исследуют медицинскую документацию на предмет отражения в ней добровольного информированного согласия на медицинское вмешательство, наличие ли-

цензии на проводимую манипуляцию, наличие и содержание договора на платные медицинские услуги. Результатом такой независимой экспертизы является заключение об отсутствии медицинских и правовых дефектов оказания медицинский помощи (услуги) либо их детализация, при этом производится примерный расчет искового требования пациента.

II этап. — Решение конфликтной ситуации путем переговоров с пациентов при участии врача — медиатора. Специально подготовленный по конфликтологии и правовым вопросам врач проводит переговоры между сторонами пациента и лечебного учреждения, мотивируя их обоюдной выгодой досудебного урегулирования конфликта к принятию компромиссного решения.

III этап — Юридическое оформление примирения с пациентом, которое оформляется в виде примирительного соглашения, исключающего в большинстве случаев возможность дальнейшего обращения пациента в суд.

Для иллюстрации выгоды ЛПУ от примирительной процедуры приведем примерный расчет иска по платной медицинской услуге:

Предположим, пациенту некачественно оказали платную медицинскую услугу, общей стоимостью в 15 000 руб.

I. Пациент вправе требовать: возмещение стоимости услуги (ст.ст. 4, 29 ЗоЗПП)— 15 000 руб., неустойку (3% от стоимости за каждый день на основании ст.ст. 28, 29 ЗоЗПП) — при затягивании судебного разбирательства более 3 месяцев — еще 15 000 руб.

II. При удовлетворении требований потребителя суд взыскивает с исполнителя медицинской услуги (ЛПУ) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ст. 13 ЗоЗПП), т.е. еще 7 500 руб.

III. Ответчик (ЛПУ) возмещает судебные расходы истца (пациента): стоимость услуг представителя, экспертизы качества медицинской помощи, что примерно составит 15 000 руб.

Итого, в случае судебного процесса, ЛПУ будет вынуждено заплатить при стоимости платной медицинской услуге в 15 000 руб., около 52 500 руб. Добавим к этому негативные последствия судебного разбирательства в виде падения спроса на медицинские услуги данного ЛПУ вследствие антирекламы, распространяемой истцом как в СМИ, так и в своем окружении.

Для пациента судебное разбирательство, как показано выше, также является малопривлекательным. Поэтому, как показывает наша практика, путем переговоров удается достичь примирительного соглашения между сторонами в пределах выплаты пациенту 2/3 от суммы стоимости лечения, в нашем случае это 10 000 руб.

Практическое проведение нами нескольких примирительных процедур (конфликты по платным медицинским услугам частных ЛПУ с пациентами), показывает, что путем переговоров удается достичь примирительного соглашения между сторонами в пределах выплаты пациенту 2/3 от суммы стоимости лечения. Вышеизложенное указывает на приоритетное направление решения «врачебных »дел без судебного разбирательства.

В настоящее время наибольший интерес к примирительным процедурам проявляют частные клиники, так как государственные и муниципальные ЛПУ имеют определенные трудности с выплатой компенсации пациенту без судебного решения по исковому заявлению пациента, поэтому дальнейшее развитие примирительных процедур видится в создании медицинских секций третейского суда для выхода ЛПУ на страхование профессиональной ответственности медицинских работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воропаева И.В.. Воропаев А.В.. Блохина Н.Н.. Исаев 3. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических

Ю.С. Кодекс медицинской деонтологии Российского врача состояний. — Петрозаводск, 1998. — 559 с. (проект-предложение к дискуссии) // Сибирский медицин- 4. Guide de l'administration d' Ьфр11а1 et Mablissement med-

ский журнал. — 2004. — № 3. — С. 106 — 110. icosocial. — Edition de la FHF. — 2000. — 254р.

2. Зер X. Восстановительное правосудие: новый взгляд на 5. Code de la sante publique. Code de l’action sociale et des

преступление и наказание. — М., 1998. — 354с. familles. Dalloz. — 16-e edition. — 2002. — 2112 P.

RECONCILIATORY PROCEDURES AS AN ALTERNATIVE VARIANT OF CIVIL PROCESS IN SPHERE OF RENDERING OF PAID

MEDICAL SERVICES

A.V. Voropaev. V.F. Shuko. I.V. Voropaeva. f.S. Isaev (Irkutsk State Medical University)

Authors consider advantages of pre-judicial settlement of conflicts between patients and healthcare establishment on the fact of poor-quality granting paid medical services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.