Т.Л. Каминская
приметы глобализации
В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТАРОРУССКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В статье обсуждается влияние процесса глобализации на идентичность жителей старинных русских городов, поскольку признаки нового образа жизни особенно заметны на территориях бывшего Советского Союза и территории городов Европы с богатым историческим прошлым.
Создавая новую социальную реальность, многие новые элементы контрастируют с привычным восприятием города и его образом жизни, что часто способствует кризису идентичности жителей.
Автор статьи, опираясь на экспертный опрос, проведенный в Великом Новгороде, приходит к выводу, что в риторических стратегиях региональной власти необходимо актуализировать образы из великого прошлого для преодоления кризиса идентичности.
Ключевые слова: социальное пространство, глобализация, кризис идентичности, Великий Новгород.
Признаки нового образа жизни особенно заметны в социальном пространстве бывших «советских» территорий Европы и в городах России с богатым историческим прошлым. Еще совсем недавно в таких старинных русских городах, как Новгород Великий, трудно было представить возможность появления кафе «Макдональдс» и логотипов брендов Mitsubishi и Hyundai недалеко от вокзала, расположенных на одной оси с Софийским собором XI в., т. е. процессы глобализации в их визуальном компоненте. Стоит отметить, что слово «Великий» входило в название города в Средние века и вновь вернулось в 1999 г. стараниями местной элиты. Оно содержит очевидную отсылку к славному прошлому территории.
© Каминская Т.Л., 2013
Именно в конце 1990-х годов, как отмечают исследователи, актуализируется вопрос о национальной и региональной идентичности в старорусских территориях. На уровне научного языка это нашло выражение в появлении таких исследовательских сюжетов, как «региональное самосознание», «региональная мифология», «региональная идеология» и собственно сама «региональная идентичность»1. С. Кортунов, исследуя проблемы национальной идентичности, говорит о размывании идентичности большинства народов мира2. Это касается и регионов России с богатым историческим прошлым, которые в социокультурном плане разделяют судьбу многих ему подобных на постсоветском пространстве. Так, например, в последние два десятилетия стала заметно сокращаться сфера использования шрифта кириллицы на постсоветском пространстве: отказ от кириллицы в неславянских регионах СССР, использование латиницы в текстах городской среды, рекламе и медиа, даже в названиях местных магазинов, кафе и гостиниц.
Известно, что смена алфавита - это не только разрыв с многовековой традицией, но и смена культурной ориентации, переход от греко-византийской традиции к традиции римско-католической в ее современном виде. Происходит не только внедрение брендов в визуальный облик старинных российских городов, но и внедрение в русское слово латиницы в публичном дискурсе в его нескольких вариантах:
- компонент русского слова;
- буква;
- знаки валют и другие знаки.
В сетевом проекте Международного института общественных наук "National identity of Russia in context of modernization and transition to an innovative type of development: regional dimension" («Национальная идентичность России в свете модернизации и перехода на инновационный тип развития: региональные измерения», 2009-2010)3 руководителем от Великого Новгорода была автор данной статьи. В рамках проекта было исследовано внедрение латиницы в ономастическое пространство городской среды на примере целого ряда городов России. Рассмотрение роли латиницы в ономастическом ландшафте современного города позволяет сделать следующие выводы.
1. За этим явлением стоит стремление видеть мировые бренды на языке оригинала, тем самым ощущая свой город в контексте глобальных процессов потребления и преодоления границ.
2. Это свидетельство довольно высокого уровня образованности горожан, их осведомленности в разных областях - от географии до музыки.
3. Это явление является модой на иноязычные элементы (языковая ксенофилия), проявляемой как реакция отрицания на абсолютную монополию шрифта кириллицы в городской среде советского периода.
Вместе с тем многие новые элементы контрастируют с привычным восприятием городов типа Великого Новгорода и Пскова как неизменных городов-памятников российской истории. Являясь культурными центрами общероссийского и европейского масштаба, такие регионы почти не имеют экономических ресурсов. Многие десятилетия после войны они отдавали население в миграционном обмене с другими регионами и не сумели восстановить военные потери населения. В результате численность населения по сравнению с 1920-ми годами в них сократилась почти вдвое и в 2012 г. продолжает сокращаться. Основным фактором сокращения численности населения остается естественная убыль, наблюдаемая с 1990 г., а также миграционный отток молодых людей преимущественно в Санкт-Петербург и Москву, куда уезжает каждый второй мигрант. Миграционная динамика не ведет к повышению качества человеческого капитала, поскольку прибывшие в область жители Узбекистана, Азербайджана, в меньшей степени Украины с более низким уровнем образования замещали миграционный отток хорошо образованных молодых людей.
При этом расширяются двусторонние связи с другими странами и возможности для «обычных людей» сопоставления стилей мышления и образов жизни. Данное сопоставление и процессы самоидентификации отражаются, в частности, в организации массовых мероприятий и в реализации масштабных, имеющих политическую значимость, событий. Политолог Й. Энгус выделяет три аспекта национальной идентичности, характерных для современных наций-государств: установление, риторика и деятель нации или народ. Риторика национальной идентичности как раз осуществляется посредством таких проектов. Она представляет собой «выбор и распространение особых символических маркеров, которые показывают содержание данной национальной идентич-ности»4.
В плане риторики идентичности прошедшее пятилетие, помимо кризиса, знаменательно для региона несколькими масштабными событиями - Великий Новгород отпраздновал 1150-летний юби-
лей (сентябрь 2009 г.) и стал очередной столицей празднования возобновленных Ганзейским союзом Европы Ганзейских дней Нового времени (июнь 2009 г.), одним из центров празднования 1150-летнего юбилея российской государственности (сентябрь 2012 г.). В региональных документах празднование юбилея города рассматривалось как важное событие для всей страны, поскольку «Великий Новгород воочию предстает перед нами как память Отечества, как город, максимально близкий к той системе ценностей, на которую последние годы ориентируется курс современной России»5.
При ответах на вопросы о некоторых изменениях ментальности, о взаимоотношении власти и общества практически все эксперты упомянутого проекта отметили влияние на эти процессы Дней Ганзы и юбилея Новгорода. «Это сыграло роль консолидирующего фактора как по отношению к элитам, так и к населению и на некоторое время придало антикризисную видимость жизнедеятельности города - оживление активности по реконструкции городского пространства, ожидание праздника и чувство своей значимости» - таков характерный ответ одного из экспертов6.
Кардинальные перемены в городском пространстве вызывают тревогу у мыслящей элиты, которая предупреждает об опасности потери привычного окружения, музыки и речи, которая вызывает кризис идентичности7. Эта потеря неизбежно связана с процессом глобализации.
В одну из задач проекта входило исследование концепта «глобализация». С целью выявить отношение региональных элит к процессу идентичности и глобализации в каждом из регионов проекта был проведен опрос более 100 человек - представителей верхних эшелонов власти, науки и бизнеса. Результаты опроса в этом аспекте таковы. Отвечая на вопрос о степени важности («актуальности») процессов глобализации для российского общества, респонденты показали, что они достаточно рационально и реалистически видят существенные особенности глобализации. Так, 60% опрошенных связывают актуальность глобализации для России с экономическими факторами, 90% - с информационной спецификой, и только 30% связывают глобализацию преимущественно с культурной унификацией. Показательна некоторая «имперская» размытость в представлениях о месте России в социальном пространстве («Россия не Запад и не Восток» - так думают 80% опрошенных).
Эксперты оценивали влияние глобализации на социальное пространство современной России: в целом оценка отрицательного
и положительного влияния достаточно сбалансированны. Так, «отрицательно» оценивают влияние на геополитическое пространство и этнические отношения 25-38%, «положительно» -24-36, соответственно на российскую государственность: «отрицательно» - 26, и положительно - 22, на умонастроение и образ жизни: «отрицательно» - 28, «положительно» - 26%. Характерно, что рассматривают глобализацию положительным фактором для экономики - 38, и политики - 25% респондентов.
Показательно, что 60% респондентов видят значимость глобализации для «прав и свобод человека», не усматривая проблемы в унификации образа жизни (60%). В то же время оценка «глобализации» для прав и свобод человека плохо согласуется со значимостью глобализации для институтов и ценностей демократии (только 25% считают это важным). Вместе с тем более половины респондентов рассматривают позитивно влияние глобализации на политическую систему - 55%, негативно - 22%.
Среди лидеров мнений доминирует установка, что мы не научились использовать глобализацию в интересах России (от 30 до 40%), и хотя 55% видят негативные и разрушительные для духовно-нравственного уклада России последствия, присутствует и известный оптимизм. Отмечалось, что социокультурная идентичность, духовно-культурный уклад России будут развиваться под влиянием глобализации и повысят свою конкурентоспособность (43%).
Характерны такие суждения: Надо ее (глобализацию) использовать в России и для России. Не надувать щеки, а ставить паруса. Глобализация - как природное явление: ни хорошо, ни плохо. Среди наиболее значимых факторов глобализации для нашей страны называются глобализация экономики (31 человек), глобализация прав и свобод человека (31 человек), глобализация информационно-коммуникативных процессов (47 человек).
При этом в вопросе при оценке характера влияния глобализа-ционных процессов половина опрошенных придерживаются того мнения, что процессы глобализации оказывают негативное влияние на духовно-культурный уклад жизни (50%). В то же время видится исключительно позитивное влияние этих процессов на политическую систему страны (более 50%).
На основании результатов данного опроса можно сделать вывод о том, что глобализация в глазах региональной элиты постепенно перестает быть негативно-деструктивным фактором и угрозой национальной идентичности.
Однако постсоветской России и части постсоветской Европы часто не хватает новых ценностей и символов в семиотическом пространстве. С этим связана ностальгия «по советскому», которая проявляется в различных формах: римейки образцов советского искусства кино, новые интерпретации советских символов и их использование в сфере услуг. Авторы различных издательских проектов любят использовать советское наследие как момент идентичности со своим адресатом8. Ностальгия по тем советским моментам жизни очень популярна на страницах современных газет и журналов, в интернет-блогах. Стоит заметить, что слово «советский» в дискурсе СМИ стало использоваться в обозначении исторического периода только с 2006 г. Особенно часто ностальгия по советскому прошлому используется в оппозиционном дискурсе. Кроме экономических причин для ностальгии, ее причина в том, что у населения нет удовлетворения относительно запроса на идеал. Дискурсивно этот идеал не представлен властями, что побуждает искать его не в будущем страны, а в идеализированном советском прошлом. Распространено мнение, что в то время многими советскими людьми действительно двигала возвышенная общественная идея. Наконец, нельзя забывать также об особенностях российской ментальности, которая связана с идеей населения жить бедно, но спокойно в равенстве и уверенности в завтрашнем дне. При ответе на вопрос о выборе значимого периода в истории России ХХ в. историческим событием рассматривают брежневский период (70-80-е годы) - 20%, период стабилизации во время первого президентства В. Путина - 22%. Прошлое рассматривается в контексте позитивного опыта для стабильного существования в настоящем и будущем с точки зрения потенциала для модернизации. Это проявляется как в позитивной оценке советских модернизационных достижений, так и реформ Петра I (34%), столыпинской реформы (23%), реформ Путина (12%). Показательно, что современная Россия рассматривается как историческая правопреемница СССР (42%) и как «новая государственность» (35%).
Момент преодоления советского прошлого происходит через повсеместное переименование улиц и площадей в старинных городах и регионах, дискуссии об этом активизировались в течение последних 20 лет в прессе России и Европы. Так, например, Т.В. Шмелевой отмечено, что в советское время «была сформирована принципиально новая - семиотическая - ономастика, и за годы ее бытования сложилось новое - советское - ономастическое сознание. Главные его моменты: топоним должен увековечивать
кого-то достойного или представлять нечто достойное в рамках советской идеологии; он должен быть благозвучным и привлекательным»9. Процесс переименования как освобождение от советского наследия в Новгороде происходил решительно и радикально -в 1991 г. решением новгородской власти от 12 сентября 1991 г. были переименованы 40 улиц исторической части города. Им были возвращены преимущественно именно средневековые наименования. Однако в 2005 г. в Великом Новгороде в канун празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне ветераны инициировали возвращение площади Софии ее советского названия - площадь Победы.
Концепция культурного капитала (le capital cultural), которая была впервые сформулирована Пьером Бурдье, сегодня приобрела широкую популярность в российском властном дискурсе. Культурный капитал (часто переводится на русский язык как «символический капитал») каждой территории является ресурсом идентификации региона, ресурсом развития его политической и экономической культур в условиях глобализации. Сохранение культурного идентифицирующего ядра, несомненно, актуализируется в условиях унификации культурных особенностей по западным стандартам, вызванной глобализационными процессами.
Об использовании символического капитала Великого Новгорода в плане самопрезентации региона в среде историков и менеджеров от культуры споры ведутся не одно десятилетие. В последнее время возобладала тенденция ухода от традиционных «лекций на прогулке» по привычным туристским маршрутам региона, были предложены механизмы новой мифологизации историко-культурных фактов, приветствуется активность познающих эти факты10.
Так, в летние месяцы 2010-2012 гг. в Новгородском кремле проводилась новая интерактивная программа «Путешествие во времена новгородского вече», представляющая собой стилизованное действо, участниками которого могли стать все желающие. В рамках интерактивной программы можно пострелять из лука, поупражняться с мечом на военных древнерусских дворах. Здесь же можно примерить костюм новгородского ратника. Также на Грамотном дворе предоставлена возможность обучиться традиционному для новгородцев письму на бересте. Мероприятия вызвали большой интерес как у российских, так и зарубежных туристов, даже и у самих новгородцев. Еще один проект - «Театр времени», позволяющий каждому желающему совершить путешествие в
прошлое. Оказаться в Х в. посетитель объекта может путем участия в археологических раскопках.
Для понимания особенностей глобализации во многих регионах России необходимо обратить внимание на духовные ценности их населения. Так, проведенный в Великом Новгороде опрос показал, что из 11 предложенных ценностей приоритетными для новгородцев являются «благосостояние семьи» (41%), «ценности знания, образования» (32%) и «социально-политическая стабильность» (28%). «Ориентация на западные либеральные ценности» по важности на последнем месте. Тот факт, что новгородские респонденты высоко ценят знания и образование, связан прежде всего с культурно-исторической традицией Великого Новгорода, с исторической преемственностью. Традиции просвещения, несомненно, являются маркером региональной идентичности. Средневековый Новгород был центром высокой книжной культуры, письменности и образованности.
Ситуация с идеальным имиджем региона, с имиджем-мечтой региональных элит, отличается от ситуации в мегаполисах. Стоит отметить, например, что самой значительной по составу (более 100 членов) и влиятельной в Великом Новгороде организацией общественников является Новгородское общество любителей древности, целью деятельности которого значится «изучение памятников старины, находящихся преимущественно в пределах Новгородской губернии, наблюдение в возможных случаях за их сохранностью и содействие правительственным учреждениям в охранении их». Эта организация, объединившая в своих рядах историков, археологов и журналистов, иногда метафорически именуемая собранием «исторических экстремистов», не раз составляла оппозицию властям при их желании изменить облик города. Среди последних оппозиционных действий Общества большой отклик в региональном дискурсе вызвал протест против решения засыпать часть кольцевого рва вокруг старого города (с целью модернизировать коммуникации), завершившийся победой общественного мнения.
Интересно отметить, что региональная идентичность предполагает в Великом Новгороде солидаризацию с великим российским прошлым - прежней столицей государства российского, подчеркивание своей самодостаточности в культурном плане и противопоставление Москве как унифицирующему мегаполису. Об этом так говорится в независимой новгородской прессе: «Массовая смена чиновников на приезжих, зачастую некомпетентных, пока только нанесла удар по местным традициям. Город теряет свою
уникальность, унифицируется. Разрастается кампания по переделу собственности, проблемы загоняются вглубь, приобретая хронический характер»11.
Следует отметить, что в регионе во многом сложились традиции определенных дискурсов, в том числе в медиа. Региональный пример такого рода - областной конкурс журналистских работ «Господин Великий Новгород», инициированный региональной властью.
Автору статьи в качестве члена жюри особенно бросился в глаза факт журналистской обращенности в прошлое (преимущественно средневековое), которая, разумеется, логична для города с многовековой историей.
Настораживает, однако, что те немногие журналистские работы из поступивших на конкурс, которые были связаны с актуальным настоящим города (его обновление, уборка или факты современного искусства), вообще не рассматривалась многими членами жюри как достойные наград и поощрения.
В отношении общественного дискурса еще примечателен факт существования негласного канона достопримечательностей, которые воплощают региональную идентичность. К этим символам и достопримечательностям, которые тиражируются в медиатек-стах, на сайтах, сувенирах, подарочных открытках, присутствуют на логотипах фирм и в презентациях для туристов офиса туризма «Красная изба», относятся: Памятник тысячелетию Руси (1862 г.), Софийский собор (XI в.), Георгиевский собор Юрьева монастыря (XI в.), Новгородский кремль, берестяная грамота12, звонница кремля, торговые ряды Торговой стороны города, музей деревянного зодчества «Витославлицы». Как видно, все эти достопримечательности возникли в Средние или более ранние века истории России. Для моделирования новой реальности и сглаживания противоречий на пути глобализации власти необходимо совершенствовать свою риторическую стратегию.
Для риторической стратегии власти важны:
1) выбор темы и события из исторического прошлого для преодоления кризиса идентичности;
2) выбор исторического периода, образы которого могут содействовать формированию сегодняшней идентичности;
3) выбор образа национального деятеля, лидера, который может быть актуален сегодня.
Следует проводить «политику памяти» современных поколений: в частности, политики в сфере топонимики - наименования
культурных объектов должны носить идентифицирующий характер. Необходимо также развитие туризма как индустрии, а не только торговли готовым продуктом - визуальной культурой Средних веков.
Для смягчения идентификационных противоречий («свои-чужие») следует развивать отношения Россия-Запад на уровне межличностных контактов. Это развитие обменных программ и совместных творческих проектов между людьми различных поколений (по типу программы «Молодежная активность в Европе»). В плане информационной политики это предполагает создание неполитизированных сюжетов и документальных фильмов о жизни обычных людей, живущих в странах, которые воспринимаются частью населения как «недружественные» (страны Прибалтики, США и т. д.).
Данные меры не требуют больших финансовых вложений: необходимы лишь стратегическое планирование и политическая воля региональных властей.
Примечания
1 См.: Назукина М.В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пермь, 2009. С. 4.
2 См.: Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. М.: Аспект Пресс, 2009.
3 Режим доступа: http://www.ino-center.ru/eng/mion/
4 Цит. по: Попова М.К. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. Воронеж: ВГУ, 2004. С. 36.
5 Режим доступа: http://culture.natm.ru/tree4.html7id-7249
6 Проект Международного института общественных наук «National identity of Russia in context of modernization and transition to an innovative type of development: regional dimension», 2009.
7 См.: Марков Б.В. Философия как миссия и как профессия // Актуальные проблемы сквозь призму философии. Великий Новгород: НовМИОН, 2009. Т. 2. С. 20.
8 См.: Каминская Т.Л. Образы советской эпохи и целевые аудитории медиапо-ля // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 9. СПб., 2008. Вып. 4. Ч. 2. С. 325-330.
9 См.: Шмелева Т.В. Ономастическая ностальгия. Режим доступа: http://mion-journal.tomsk.ru/?cat=21
10 См., например: Михайлова Е.В. Механизмы и источники мифологизации историко-культурных фактов и объектов Новгорода для повышения его туристской
привлекательности // Новгородика-2008: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. С. 259-266.
11 Конец знаменитого Новгородского бренда? // Новая Новгородская газета. 2010. № 2. Январь (речь в статье идет о закрытии ресторана «Детинец»).
12 Симптоматично, что оборудованная современной техникой компьютерная лаборатория-библиотека философского факультета НовГУ называется «Берестяная грамота».