УДК 72.03; 72.05
ДОЛГОВ А. В.
Пример ординационного анализа архитектурных форм Пантеона в Риме
Статья представляет собой пример ординационного анализа архитектуры Пантеона, выполненный автором. Показаны этапы и схема ординационного анализа. Делается вывод о необходимости продолжать подобную работу в отношении памятников архитектуры для получения необходимого объема научных данных.
Ключевые слова: архитектура, архитектурная форма, ординационный анализ, метод ординат, схема ординационного анализа, Пантеон в Риме.
DOLGOVA. V.
EXAMPLE ANALYSIS ORDINATION OF ARCHITECTURAL FORMS PANTHEON IN ROME
The article is the example of ordination analysis of architecture of Pantheon, executed by an author. The stages and chart of ordination analysis are shown. Drawn conclusion about a necessity to continue similar work in regard to the monuments of architecture for the receipt of necessary volume of scientific data.
Keywords: architecture, architectural form, ordination analysis, the method ofordinates, the scheme ordination analysis, the Pantheon in Rome.
Долгов
Александр
Владимирович
кандидат архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН, директор Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
Парадоксально, но история изучения архитектурных форм через их измерение и построение содержит бесчисленное множество увражей с подробнейшими размерами, никогда не объясняя с очевидностью, почему они таковы. Главное слово здесь «очевидность», поскольку объяснения через золотые или гармонические пропорции всегда отсылают к поиску причин, которые в закодированном логико-математическом виде скрыты от восприятия в лабиринтах абстрактных рассуждений и формул. В действительности специалист стремится обрести теорию, помогающую увидеть идеи построения архитектурной формы ясными, вытекающими из самой формы проверяемыми и доказываемыми прямо на проектной графике, обмере или строительной площадке. Быть архитектором можно, лишь зная такие идеи и умея осуществлять их на практике, различать в чужих произведениях.
Почти во все времена в архитектуре были такие специалисты, но они не занимались пропагандой сакрального профессионального знания, передавая его только своим избранным ученикам. Это позволяло сохранить высокий статус элитной профессии, ее незаменимость.
Впервые оказавшись в Риме в соборе Святого Петра, очнувшись от нахождения в грандиозном гармоническом пространстве, которое создавалось не одно столетие, я подумал о том, сколько поколений зодчих сменилось
за это время, и каждый из них уверенно продолжал дело предыдущего, будто точно понимал, чем должна завершиться постройка, лишь взглянув на базу колонны.
База собора Святого Петра имеет великолепные отточенные формы, далеко не простые. Но сколь бы я в нее ни вглядывался, ни одна достойная вопроса мысль не приходила мне в голову. Ее формы не поддавались объяснению, которое бы вытекало из знания об ордерах, содержащегося в учебниках.
В этот же день совершенно иной пластикой и совершенством форм меня покорила база римского Пантеона, окончательно развенчавшая надежды на понимание принципов построения баз. Захотелось узнать их и овладеть этими принципами. Тексты и учебники молчали. Лишь профессор Г. Д. Гримм на страницах своей знаменитой книги «Пропорциональность в архитектуре» посвятил базе колонны портика Пантеона целый параграф 25, в котором выявил в ней «согласованность схемы пропорционального деления по интервалам октавы и по золотому сечению» [1, 72-77].
Желающие могут ознакомиться с объяснением, которое правильно фиксирует размеры, соотносит их между собой, находя им подобные и равные в интервалах октавы и числах функции золотого сечения. Сравнивая две схемы пропорционального построения, классическую и золотую, профессор Г. Д. Гримм заключает параграф провозглашением превос-
© Долгов А. В., 2015
59
Архитектура
Иллюстрация 1. Схема ординационного анализа базы римского Пантеона. Автор А. В. Долгов
ходства золотого сечения как высшего эволюционного этапа в развитии архитектуры вообще.
Очень хотелось в это верить, но штудирование параграфа раз за разом не прибавило ясности в понимании алгоритма построения или нахождения основных членений базы Пантеона. Отдельно взятые размеры, соотнесенные друг с другом, создавали целую россыпь замечательных цифр, но паззл формы никак из них не складывался.
Более простое объяснение нахождения членений базы дает метод ординат, суть применения которого видна из приведенной схемы ординационного определения членений базы Пантеона горизонтальными уровнями (Иллюстрация 1).
Примем за главную ординату АВ высоту всей базы от основания ее плинта до верха чимбии колонны, выше которого начинается ствол колонны. На этой ординате отметим точку 0 — границу между двумя валиками в средней части базы. Сравним между собой отрезки АО и ОВ. АО+ОВ = 1,26. Назовем это соотношение коэффициентом ординации К.
1 Разделим отрезок ВА на полученное число, получим уровень, обозначенный цифрой 1. Он совпадает с верхом плинта базы.
2 Ординату от уровня 1 до В поделим в том же соотношении (1,26). Получим уровень верхнего вала базы (2).
3 Также поделим ординату В+1, получим уровень верха нижнего вала (3).
4 Аналогичное деление ординаты 1+2 даст уровень 4, совпадающий с нижней границей верхнего вала. Следующие построения аналогичны по своей сути, но производятся в границах между уровнями 0+3 и 0+4, начинаясь от средней линии отрезка АВ, обозначенного 0.
5 Деление в отношении К ординаты 0+3 дает нам высоту полки над нижним валом.
6 Такая же операция на ординате 0+4 фиксирует высоту полки над верхним валом.
7 Ординаты 5+0 и 6+0 при их делении на К позволяют определить высоты средних валиков (0+7 и 0+8).
8 Найдя средние линии с отношением К в зонах выкружек: 9, 14, 12, мы легко определяем высоты полок под и над валиками (11+7 и 8+13).
9 Полку над верхним валиком определяем от ординаты 0+2, увеличив ее в К раз (15).
Тем самым все горизонтальные уровни удалось выстроить последовательно, используя лишь коэффициент ординации К.
При построении профиля базы на найденных уровнях проявился еще ряд замечательных особенностей:
♦ попадание на гипотенузу треугольника CDE центров окружностей валов;
♦ соотношение катетов в треугольнике СБЕ, БЕ+ЕС = 3;
♦ совпадение центров окружностей, образующих верхнюю и нижнюю выкружки с уровнями членения базы в крайнем или среднем соотношениях.
Впрочем, профильные построения, на наш взгляд, допускают и иные интерпретации, не нарушающие установленные ординационные деления.
Поскольку все уровни получены последовательным делением начальной ординаты АВ в отношениях, получаемых через коэффициент ординации К=1,26, то он и является той количественной величиной, которая связывает все части базы в единое целое. При желании каждую ординату довольно легко выразить алгебраически, используя только К и единицу. Например, формула средней линии О выглядит так: ОВ = АВ+(1+К) = 1+(1+К) = 1+(2,26).
При довольно высокой, в рамках графической погрешности, точности
наших построений не она является главным результатом, а сама непрерывная последовательность алгоритма, получающая очередную величину только через К, который в двух случаях может равняться иным величинам, в том числе и золотому сечению.
Не исключаю, что когда дело дойдет до скрупулезного установления истины на основе точного обмера базы Пантеона, коэффициент ординации может быть уточнен, например, не 1,26, а 1,25. Но это только укрепит правильность рассуждения, ведь уточненная на 1,125 цепочка размеров все равно выстроит их в правильных соотношениях и достигнет целого, единицы.
Заключение
Дальнейшие рассуждения могут уводить в область общей теории данного метода, вскрывающего сущностные характеристики архитектурных форм. Либо, если произвести еще несколько ординационных анализов других форм, то мы заметим много интересных особенностей их организации. Думаю, что, пользуясь приведенным примером, читатели могут попробовать сделать это самостоятельно и направить в редакцию нашего журнала результаты своих аналитических работ вместе с вопросами, которые вызвали сложности при анализе произвольно выбранной архитектурной формы. Их разбор, дополнительные примеры и переход к изложению теории архитектурной ординации станут содержанием статей в следующих номерах журнала.
Список использованной литературы
1 Гримм Г. Д. Пропорциональность в архитектуре. М., 1935.