Научная статья на тему 'Пример клинического случая пациента с галлюцинациями в плане дифференциальной диагностики с детской шизофренией'

Пример клинического случая пациента с галлюцинациями в плане дифференциальной диагностики с детской шизофренией Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
4438
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ / ЧЕРЕПНО-МОЗГОВАЯ ТРАВМА / ОРГАНИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО / ДЕТСКАЯ ШИЗОФРЕНИЯ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СИМПТОМЫ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Юркина Н.В., Пилявская О.И., Калиновская Т.В., Подгорбунских М.Д., Смирнова Т.А.

Представлен сложный для диагностики клинический случай пациента детского возраста с галлюцинаторным синдромом. На основании анамнестических сведений, данных обследования, анализа особенностей психопатологической симптоматики и динамического клинического наблюдения проведен дифференциальный диагноз между экзогенно-органическим расстройством с переходными продуктивными симптомами и детской шизофренией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Юркина Н.В., Пилявская О.И., Калиновская Т.В., Подгорбунских М.Д., Смирнова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMPLE OF CLINICAL CASE OF PATIENT WITH HALLUCYNOSIS IN THE DIAGNOSTIC DIAGNOSTICS PLAN WITH CHILDHOOD SCHIZOPHRENIA

A clinical case of a pediatric patient with a hallucinatory syndrome is difficult to diagnose. Based on anamnestic data, examination data, analysis of the characteristics of psychopathological symptoms and dynamic clinical observation, a differential diagnosis was made between an exogenous-organic disorder with transient productive symptoms and childhood schizophrenia.

Текст научной работы на тему «Пример клинического случая пациента с галлюцинациями в плане дифференциальной диагностики с детской шизофренией»

УДК 616.895.8-053.6-06:616.89-008.42-053.6-079.4 ББК 56.14

ПРИМЕР КЛИНИЧЕСКОГО СЛУЧАЯ ПАЦИЕНТА С ГАЛЛЮЦИНАЦИЯМИ В ПЛАНЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ С ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

ЮРКИНА Н.В.1, ПИЛЯВСКАЯ О.И.2, КАЛИНОВСКАЯ Т.В.1, ПОДГОРБУНСКИХМ.Д.2, СМИРНОВА Т.А.1 1ГБУЗ ОКСПНБ №1, г. Челябинск, Россия 2 ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: natalyurkina@gmail.ru

Аннотация

Представлен сложный для диагностики клинический случай пациента детского возраста с галлюцинаторным синдромом. На основании анамнестических сведений, данных обследования, анализа особенностей психопатологической симптоматики и динамического клинического наблюдения проведен дифференциальный диагноз между экзогенно-органическим расстройством с переходными продуктивными симптомами и детской шизофренией.

Ключевые слова: галлюцинации, черепно-мозговая травма, органическое расстройство, детская шизофрения, детский возраст, шизофренические симптомы, процессуальные симптомы, дифференциальный диагноз.

Актуальность. Несмотря на значительные успехи в развитии отечественной и зарубежной психиатрии до настоящего времени диагностика психических заболеваний в детском возрасте остается трудноразрешимой задачей. Это связано не только с тем, что "семиотика психических расстройств детского возраста разработана значительно меньше, чем семиотика психических заболеваний взрослых" [3], но и во многом с особенностями детского возраста. Так, известный отечественный детский психиатр В.В. Ковалев (1995) считал, что " диапазон психопатологических симптомов в детском возрасте узок, он расширяется только с возрастом. А, такие общепатологические синдромы, как аффективные, галлюцинаторные, бредовые до школьного возраста вообще не обнаруживаются ввиду незрелости психики". К тому же, по единодушному мнению детских психиатров продуктивные психопатологические симптомы у детей зачастую носят трудноуловимый,

неразвернутый, рудиментарный,

незавершенный и фрагментарный характер [1, 2]. Психопатологические переживания могут быть отрывочными, непостоянными, эпизодическими, и что, очень существенно, они мало специфичны для какого - то

заболевания, как правило, отражают возраст ребенка в онтогенетическом аспекте [4, 5]. Зачастую затрудняют диагностику психических расстройств в детском возрасте: неспособность ребенка объективно оценивать происходящее с ним, давать правильный отчет о своих переживаниях, низкие критические способности, связанные с незавершившимся становлением идеаторной сферы [4]. Все это обусловливает сложности в проведении диагностики психического расстройства, особенно, когда речь идет о продуктивной симптоматике, в частности, галлюцинаторном синдроме.

Цель исследования: изучить особенности галлюцинаторного синдрома у ребенка 10 лет с перенесенной черепно-мозговой травмой для проведения дифференциальной диагностики с детской шизофренией.

Материал и методы исследования. Больной П., возраст 10 лет, обучается по программе VIII вида.

Поступил в ГБУЗ ОКСПНБ №1 в детское психиатрическое отделение впервые в сопровождении опекуна (дедушки) с жалобами на снижение успеваемости по школьной программе, ослабление памяти, слуховые и зрительные галлюцинации.

Наследственность по психическим заболеваниям не отягощена.

Анамнестические сведения получены со слов опекуна ребенка. Ранний анамнез получить не удалось в связи с гибелью родителей. Матери на момент гибели было 32 года, образование средне-специальное, работала парикмахером, по характеру -добрая, общительная. Отцу на момент гибели 57 лет, образование средне-специальное, злоупотреблял алкоголем, по характеру -агрессивный, проявлял агрессию к жене и детям, избивал их. Сестра - 10 лет на момент гибели, здорова.

Со слов дедушки мальчик плохо усваивал программу первого класса в общеобразовательной школе, был неусидчивым, расторможенным, отмечалась сниженная память. По просьбе матери медико-педагогической комиссией был переведен на VIII вид обучения.

В 2015 году получал лечение в травматологическом отделении областного стационара по поводу юношеского остеоартроза головки бедренной кости слева (болезнь Пертеса). Выписан в декабре 2015 года после проведенной операции. Во время поездки из больницы домой произошла автомобильная авария, в результате которой отец, мать и сестра ребенка погибли. Мальчик на протяжении двух месяцев находился в коме в реанимационном отделении. В феврале 2016 года переведен на долечивание в неврологическое отделение с диагнозом: "Сочетанная травма. Тяжелая закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени. Субарахноидальное кровоизлияние. Закрытый перелом обеих костей левого предплечья (полная консолидация). Окклюзионный

флеботромбоз глубоких вен правой верхней конечности, подключичной, яремной вен в стадии реканализации. Диффузный геморрагический колит в стадии разрешения. Острая почечная недостаточность в стадии разрешения. Состояние после трахеостомии 16.12.2015".

Проведено обследование:

электроэнцефалограмма (ЭЭГ) от 16.02.16: альфа ритм не регистрируется, регистрируются бета и дельта волны. Грубые изменения биоэлектрической активности общего характера. Пароксизмальной активности не выявлено.

Компьютерная томограмма головного мозга: обратное развитие внутримозговой

гематомы правой лобной доли. Посттравматическая смешанная

гидроцефалия. Кистозно-глиозный очаг правой теменной доли.

В апреле 2016 года выписан из неврологического отделения с диагнозом: " Состояние после тяжелой сочетанной травмы. Спастический тетрапарез, больше справа. Дефицитная анемия 2 степени смешанного генеза. Окклюзионный флеботромбоз глубоких вен правой конечности, подключичной, яремной вен в стадии реканализации. Острая почечная недостаточность, восстановительный период. Интерстициальный нефрит токсико-аллергический, 2 степени активности. Дисметаболическая нефропатия.

Функциональное расстройство желудка. Дискенезия желчевыводящих путей с нарушением функции печени. ЖКБ 3ст. Остеохондропатия Пертеса слева. Укорочение левого бедра".

После перенесенных травм снизилась успеваемость в школе. Из педагогической характеристики на ученика: "В общении с взрослыми не всегда соблюдает дистанцию, навязчив. Медлительный, моторно неловкий, нарушена координация. Необходима организующая и направляющая помощь. Интерес к заданиям проявляет, но в результате медлительности интерес быстро угасает. Не воспринимает быструю речь. Инструкцию необходимо дробить и проговаривать. Позиция школьника формируется с трудом, преобладают игровые моменты. Графомоторные навыки формируются медленно, чтение замедленное слоговое, не всегда понимает смысл прочитанного. Вычислительные навыки формируются согласно программным требованиям. Устные упражнения выполняет успешно, но после этого с трудом переключается на письменное выполнение задания. Не может сосредоточиться на выполнении задания, любой раздражитель отвлекает". Отмечается снижение памяти.

С февраля 2015 года отмечаются страхи и беспокойный сон. После аварии наблюдается у невролога и психиатра. Было назначено лечение препаратом "Тенатен", после курса лечения стал более активным, неусидчивым. Вечером и в ночное время стал отмечать, что из окна на него кто-то смотрит, слышал шепотную речь. Подолгу стал находиться в

ванной комнате, играл с водой, разговаривал сам с собой, смеялся без видимой причины. Был назначен препарат "Глиатилин", но терапия не имела эффекта.

Ребенок проживает с бабушкой и дедушкой в частном доме. В свободное время играет в компьютерные игры. Любит разбирать игрушечные машинки, смотреть, как они устроены. Обратно собрать не может. Нравится общаться с детьми младшего возраста. В отношении дедушки конфликтен, несдержан.

Соматический статус: Жалоб не предъявляет. Аппетит сохранен.

Аллергоанамнез без особенностей. Вес = 36кг. Рост = 126см. Окружность головы = 55см. окружность груди = 82см. Состояние удовлетворительное. Телосложение

правильное. Подкожно-жировой слой развит избыточно, распределен равномерно. Температура тела 36,5 С. Кожные покровы смуглые, чистые. Сыпи нет. Периферические лимфоузлы эластичные, безболезненные, подвижные, не увеличены. Зев спокойный. Зубы санированы. Слизистые чистые, влажные, обычной окраски. Язык чистый, влажный. Грудная клетка цилиндрической формы, деформации нет, в акте дыхания участвует симметрично, одышки нет. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Перкуторно звук легочной. ЧД = 20 в минуту. Границы сердца в пределах возрастной нормы. Тоны сердца звучные, ритмичные. Ритм правильный, шумов нет. ЧСС = 84, АД = 100/65 мм.рт.ст. Живот не выступает над уровнем грудной клетки, безболезненный, мягкий. Печень не увеличена. Селезенка не увеличена. Стул оформленный, регулярный. Мочеиспускание не затруднено,

безболезненное, не учащенное. Половое развитие соответствует возрасту. На диспансерном учете не состоит.

Неврологический статус: ЧМН: зрачки круглые, D = S, фотореакции живые, объем движения глазных яблок полный, нистагма нет. Носо-губные складки симметричные, язык по средней линии. Бульбарных, псевдобульбарных нарушений не выявлено. Сухожильные рефлексы оживлены, D>S, рефлекс Бабинского справа. Мышечный тонус слегка повышен по пирамидному типу справа. Мышечная сила снижена в правых конечностях, в руке проксимально и дистально 4 балла, в ноге проксимально 4,5

балла, дистально 4 балла. Нарушений чувствительности не выявлено. В позе Ромберга устойчив, координационные пробы выполняет точно, без интенции. Походка шаткая, широко расставляет ноги. Менингеальных знаков нет. Выраженный дистальный гипергидроз, тремор век, пальцев вытянутых рук.

Психический статус: Сознание ясное. В контакт вступает охотно. Причиной госпитализации считает "плохую голову". Поясняет, что часто испытывает головные боли в раннее время суток. Говорит, что голове тяжело думать и запоминать материал в школе. Также говорит о том, что плохо себя ведет дома. Не слушается бабушку и дедушку, делает все наоборот, потому что "так хочется". Говорит, что у него много врагов. Врагами считает мальчиков, которые его бьют. Друзей нет. Ориентирован в собственной личности. Место называет после подсказки, за временем не следит. Зрительный контакт в беседе удерживает. На вопросы отвечает с некоторой задержкой. При активном расспросе говорит, что в течение длительного времени слышит голоса с улицы, мужские и женские. Голоса говорят про него, зовут его, здороваются и прощаются с ним. Однократно слышал, как про него говорили по телевизору. Рассказывает, что иногда видит "образы" перед глазами, которые нельзя потрогать или прогнать: черная точка, которая летает вокруг головы, красный квадрат, прямоугольник.

Суицидальные мысли отрицает. Память ослаблена. Внимание неустойчивое, истощаемое. Мышление замедленное, абстрагирование затруднено. Пробелы в школьных знаниях. Интеллект снижен. Смысл поговорок понимает буквально. Читает по слогам, медленно, путает буквы. Считает до 20. Таблицу умножения не знает. Фон настроения несколько повышен, дурашлив. Играет игрушкой, целует ее, разговаривает с ней. Восторгается тем, какая она милая. Эмоции живые. Неусидчив, импульсивен. Держится непринужденно, дистанцию соблюдает. Критические возможности снижены.

В отделении: При поступлении режиму отделения не подчинялся, на замечания не реагировал, запретов не понимал. Самовольно выходил из палаты, бродил по коридору. В первые дни по ночам будили

"голоса", говорили: "Иди сюда". После этого направлялся ходить по коридору. Ночью не спал. Адаптировался постепенно. С детьми общается избирательно. В конфликтах с пациентами не участвует. На оскорбления с их стороны не отвечает. Играет в тихие игры. Режиму отделения подчиняется. После выхода в игровую комнату поведение ухудшилось, начал повторять за другими детьми бранные слова. На замечания реагирует кратковременно. Голоса отрицает.

Обследования: ОАК, ОАМ - без патологии, кал на энтеробиоз, цисты лямблий, яйца глистов, микробы дизентерийной, сальмонеллезной групп -отрицательно. Мазок из зева на BL -отрицательно.

ЭЭГ от 23.03.17.: Общая характеристика ЭЭГ в покое: в фоновой записи при закрытых глазах в теменно-затылочных отведениях регистрируется дезорганизованный альфа-ритм 8-9 Гц/60-80 мкВ, модуляции амплитуды не выражены, зональные различия прослеживаются достаточно, индекс альфа-ритма умеренно снижен. Бета-активность - регистрируется диффузно, 13-20 Гц/15-20 мкВ, индекс повышен. Медленноволновая активность тета-диапазона 4-7 Гц/30 мкВ, диффузная, индекс умеренно повышен.

Изменения ЭЭГ при функциональных пробых: Реакция активации представлена в виде депрессии альфа-ритма. При ритмической фотостимуляции: при предъявлении светового раздражителя частотой 3,5,10,15 Гц и диапазона частот 3-27 Гц усвоение ритма не зарегистрировано. Гипервентиляция (3 минуты): умеренное нарастание индекса медленноволновой активности, увеличение амплитуды волн, восстановление фоновой активности через 30 секунд. Заключение: умеренные

общемозговые нарушения. Фокальных изменений не выявлено. Эпилептиформной активности не зарегистрировано.

Нейропсихологическое обследование: контакту в целом доступен. Из сведений о себе сообщил имя, фамилию, возраст. Затрудняется назвать отчество и полную дату рождения. Жалоб со стороны психического здоровья на момент настоящего исследования не предъявляет, причину госпитализации не знает, на вопрос о настроении говорит: "все грустно". В работу включается, однако, при

выполнении заданий нуждается в постоянной организующей и направляющей помощи со стороны экспериментатора. Способен к усвоению простых инструкций к заданиям, при усвоении сложных испытывает затруднения, работает в крайне замедленном темпе с признаками повышенной истощаемости психической деятельности: демонстрирует признаки усталости после непродолжительной интеллектуальной

нагрузки, к концу исследования заметно устал. Поведение в целом адекватно ситуации исследования. При исследовании различных составляющих праксиса (кинетической, кинестетической, пространственной,

регуляторной) у испытуемого выявлены следующие особенности. Выполнение проб на кинестетический праксис сохранно в правой и нарушено в левой руке, что может указывать на дисфункцию теменных отделов справа. При выполнении проб на динамический праксис большинство проб выполняет неверно, затруднено усвоение двигательной программы. Реципрокная координация без особенностей. Выполнение проб на пространственный праксис преимущественно "зеркальное". Нарушены процессы счета, чтения и письма. При исследовании оптико-пространственных и пространственных функций и представлений затрудняется при отражении

пространственного компонента в рисунке, верно выполняет пробы Пиаже; пробы с перешифровкой с ошибками, затруднена ориентировка в схеме карты, по часам и в "немом циферблате". При исследовании зрительного гнозиса затрудняется при указании перечеркнутых фигур (опознает чайник как утюг, бабочку как яблоко), также испытывает затруднения при узнавании наложенных и недорисованных фигур. Нарушен фонематический слух при исследовании мнестической деятельности объем непосредственного и отсроченного воспроизведения значительно снижен, значительно повышено влияние на процесс запоминания интерферирующих

воздействий. При оценке нейродинамики с помощью таблиц Шульте темп психомоторных реакций крайне замедлен -на одну таблицу затрачивает более 2,5 мин. Т.о., в ходе проведенного исследования у испытуемого выявлена умеренно-выраженная диффузная

нейропсихологическая симптоматика в виде модально-неспецифических нарушений памяти, значительной недостаточности нейродинамического компонента

деятельности, несформированности

пространственного фактора, нарушения большинства видов праксиса, зрительного гнозиса, дефицитарности фонематического слуха.

Психологическое обследование от 27.03.17.: испытуемый охотно вступает в контакт. Держится свободно,

непосредственно. Дистанцию соблюдает. На вопросы отвечает после паузы. Смысл вопросов часто не понимает. Фон настроения повышен, часто дурашливо улыбается. Речь в замедленно темпе. Жалоб на здоровье никаких не предъявляет. Наличие голосов на данный момент отрицает. Говорит: "Сейчас уже не слышу". Причину госпитализации объясняет так: "голову подлечить". Экспериментальные задания выполняет старательно, с интересом. Инструкции повторяются неоднократно. Темп работы замедленный. Часто застревает на одном задании и с трудом переключается на выполнение другого задания. Ошибки пытается исправить, но часто это не получается. Выражена утомляемость, часто отвлекается, начинает зевать, увеличивается количество допускаемых ошибок. По ходу работы несколько раз импульсивно встает и идет к двери, говоря: " Устал, пойду играть". При просьбе закончить задания послушно возвращается и завершает начатую работу. Интересуется результатами, при неудачах огорчается. При исследовании интеллекта по методике Векслера выявляется низкий запас знаний и общеобразовательных сведений, слабая ориентированность в простых бытовых вопросах. На категориальном уровне дает сравнение простым понятиям. Таблицу умножения не знает. Порядковый счет до двадцати. Арифметические действия на сложение и вычитание в пределах десятка выполняет верно, с более сложными счетными операциями не справляется. Устанавливает причинно-следственные связи в самых простых сериях сюжетных картин, более сложные логические

последовательности устанавливать

затрудняется, отмечаются трудности при осмыслении эмоционального контекста и содержания предложенных ситуаций.

Функции активного внимания снижены. Значительно снижена способность к конструктивному праксису. Значительно замедлен темп психомоторных реакций. Полученные оценки: вербальные - 63, невербальные - 47, общая оценка - 51.

При исследовании мнестической функции методом заучивания 10 слов (объем механической памяти) кривая запоминания носит следующий характер - 2, 3, 3, 3, 4 из 10 слов, отсрочено не воспроизводит ни одного слова. При заучивании 10 пар слов (проба на ассоциативную память) сразу воспроизводит 3, 4 из 10 слов, отсрочено 3. При исследовании оперативной памяти в прямом порядке называет 5 цифр, в обратном не назвал ни одной цифры. При заучивании короткого рассказа (проба на смысловую память) передает его с изменениями, скрытый смысл не понимает. Способность к концентрации, распределению и

переключению внимания снижена. Темп психомоторных реакций значительно замедлен. Выражена истощаемость. По данным таблиц Шульте испытуемый показал время - 6 мин. 46 сек., 8 мин. 09 сек., 10 мин. 17 сек., 13 мин. 07 сек., 15 мин. 12 сек. При исследовании мыслительной деятельности методом пиктограммы испытуемый опосредует с помощью образов часть предложенных понятий. Не находит образы на сложные абстрактные понятия (справедливость, сомнения, печаль и т.п.), отмечается преобладание конкретных образов, типическая стереотипия в виде изображения человеческих фигур. Рисунки однотипные, примитивные. Показатель отстроченного воспроизведения снижен, точно вспомнил 1 предложенное слово из 7 опосредованных им слов и словосочетаний (предложено было 16 слов и словосочетаний). При исследовании мыслительной

деятельности методом исключение лишнего, сравнение понятий испытуемый, толкование пословиц показывает способность выполнять простые обобщения на категориальном уровне. Испытывает трудности при выполнении сложных вариантов заданий, совершает ошибки, которые не может пояснить, нуждается в помощи при выполнении заданий, со многими пробами не справляется, направляющая помощь не помогает, отмечается снижение процессов обобщения и абстрагирования.

Предложенные пословицы передает в буквальном плане, верно трактует смысл отдельных метафор. С классификацией предметов самостоятельно справиться не удается, после наглядного показа самостоятельно образует лишь группу "животные" и "овощи, фрукты". С этапом абстрагирования не справляется. При исследовании личностных особенностей с помощью цветового выбора Люшера, методики "Дом-Дерево-Человек" выявляют активно-зависимую позицию, подвластность средовым влияниям, импульсивность, спонтанность, раскрепощенность поведения, преобладание непосредственного

эмоционального реагирования и игрового компонента деятельности, эмоциональную и личностную незрелость, эгоцентричность, склонность к конфликтам в ближайшем окружении, повышенную ранимость, обидчивость, сензитивность, обостренную мнительность, наличие чувства тревоги, тенденцию к излишней доверчивости, повышенную требовательность в контактах узкого круга, потребность в безопасности и теплых отношениях. Таким образом, в результате проведенного исследования полная оценка интеллекта по методике Векслера соответствует зона легкой умственной отсталости для данного возрастного периода, отмечается

значительное снижение механической, ассоциативной памяти, снижение

оперативной памяти, значительное снижение объема отсроченного воспроизведения, значительно замедленный темп

психомоторных реакций, выраженная истощаемость, снижение функций концентрации, распределения и

переключения внимания. При исследовании мыслительной деятельности у испытуемого отмечается снижение процессов обобщения и абстрагирования, нарушений мышления по типу разноплановости, актуализации слабых признаков не выявлено. Личность эмоционально и личностно незрелая, эгоцентричная, ранимая, обидчивая, сензитивная, требовательная в ближайшем окружении, доверчивая, подвластная средовым влияниям, раскрепощенная и импульсивная в поведении, с преобладанием непосредственного эмоционального

реагирования и игрового компонента

деятельности, имеющая потребность в безопасности и в теплых отношениях.

Заключение логопеда от 4.04.17: контакту доступен. Темп мышления и деятельности крайне медленный. С трудом переключается с одного задания на другое. Сложные инструкции не осознает. Требуется дополнительное объяснение, прямой показ. Преобладает игровая мотивация. Периодически импульсивно соскакивает, подбегает к игрушкам. Игровые действия процессуальные, однообразные.

Абстрагирование недоступно. Счетные операции сложение и вычитание, выполняет " на пальцах" в пределах одного десятка, с ошибками. Задачи не решает даже после разбора. Таблицу умножения не знает. Объем знакомых ребенку номинаций ограничен. Ориентируется в названиях предметов хорошо знакомых в быту и его окружении. Осознает обращенную речь на обиходно бытовом уровне. Отмечается не точное употребление многих лексических значений, затруднен подбор синонимов, антонимов, родственных слов, дифференциация и близких по смыслу понятий. Выраженные трудности актуализации слов. Обобщение на обиходно-бытовом уровне. Фраза простая. Мало распространенная. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей. В высказываниях аграмматизмы, неправильная последовательность слов. Причинно-следственные связи по серии сюжетных картин не устанавливает, рассказ не составляет, перечисляет изображенные предметы и их действия. Чтение слоговое с переходом не побуквенное, искажениями и заменами. Пересказать не может даже по наводящим вопросам. Письмо под диктовку в стадии формирования. Темп речи замедленный, звукопроизношение не четкое, речь отрывистая, невнятная.

Заключение: нарушение формирования процесса чтения и письма.

Несформированность процесса письма. Системное недоразвитие речи средней степени.

Заключение педиатра от 17.03.17: Избыточная масса тела. Физическое развитие дисгармоничное (избыточный вес), группа здоровья IV.

Получал лечение: тиорил в дозировке 25 мг в сутки, винпоцетин 7,5 мг в сутки, пантокальцин 1 г. в сутки, витаминотерапию.

На фоне проводимого лечения уменьшилась аффективная лабильность, улучшился ночной сон. Галлюцинаторные переживания исчезли до начала лечения. На фоне проводимого лечения не возобновлялись.

Анализ результатов исследования пациента выявил взаимосвязь

психопатологических нарушений с закрытой черепно-мозговой травмой, полученной ребенком. Данные клинической картины, ЭЭГ - обследования, психологического и нейропсихологического исследований

подтверждают наличие выраженного органического симптомокомплекса с расстройством внимания, в виде его сниженной способности к концентрации, распределению и переключению; замедлением темпа психомоторных реакций, выраженной истощаемостью, сниженной работоспособностью. Нарушение

мыслительной деятельности в виде снижения процессов обобщения и абстрагирования, то есть ее операциональной и динамической составляющей. Когнитивное снижение носило парциальный неравномерный характер и в целом соответствовало уровню легкой умственной отсталости. Личность эмоционально и личностно незрелая, эгоцентричная, раскрепощенная и импульсивная в поведении, с преобладанием непосредственного эмоционального

реагирования и игрового компонента деятельности, аффективно неустойчивая. В соответствии с отчетом пациента о галлюцинаторных переживаниях можно сделать вывод об истинном их характере. То же время не представлялось возможным получить убедительные данные о формировании шизофренического процесса.

Не было обнаружено специфических для этой болезни личностно-мотивационных

нарушений мышления в виде разноплановости суждений и актуализации латентных признаков. Нарушения познавательного процесса также не были специфичны для шизофрении, была сохранена тонкая эмоциональность и эмоциональное реагирование. Отсутствовала аутизация и другая симптоматика негативного спектра, коммуникативные способности сохранены. Бескритичность была основана на когнитивных и эмоционально-волевых нарушениях

органического генеза, а не личностно мотивационных. Галлюцинаторные

переживания носили истинный характер. Недостатком явилось отсутствие

анамнестических сведений о раннем детском периоде. Таким образом, в результате дифференциальной диагностики был выставлен диагноз: "Органическое психическое расстройство (вследствие закрытой черепно-мозговой травмы) с когнитивными нарушениями на уровне легкой умственной отсталости.

Органический галлюциноз".

Выводы. Постановка диагноза психического расстройства в детском возрасте затруднена по ряду причин, относящихся не только к особенностям заболевания, но и особенностям возраста, в котором находится ребенок. Поэтому для проведения дифференциального диагноза необходимо использовать все имеющиеся в распоряжении врача данные обследования и анамнеза. Описанный случай может служить примером такой диагностики.

Список литературы

1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. /В.М. Башина. - Москва: "Медицина", 1989. - 254 с.

2. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков /М.Ш. Вроно. - Москва: "Медицина", 1971. - 128 с.

3. Ковалев В.В. "Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков" /В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1985. - 282 с.

4. Общая психопатология в детской и подростковой психиатрии: учебное пособие / Буторина Н.Е. [и др.] -Челябинск: "ПИРС", 2011. - 172 с.

5. Пилявская О.И. Особенности психофизического развития в раннем детстве подростков, страдающих шизофренией /О.И. Пилявская, М.Л. Сергеева, А.В. Гладышев. - Челябинск: "RISO", 2009. - С. 35-39.

EXAMPLE OF CLINICAL CASE OF PATIENT WITH HALLUCYNOSIS IN THE DIAGNOSTIC DIAGNOSTICS PLAN WITH CHILDHOOD SCHIZOPHRENIA

YURKINA N.V.1, PILYAVSKAYA O.I.2, KALINOVSKAYA T.V.1, PODGORBUNSKIHM.D.2, SMIRNOVA T.A.1 1SBHIRCSPNH №1, Chelyabinsk, Russia 2 FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: natalyurkina@gmail.ru

Abstract

A clinical case of a pediatric patient with a hallucinatory syndrome is difficult to diagnose. Based on anamnestic data, examination data, analysis of the characteristics of psychopathological symptoms and dynamic clinical observation, a differential diagnosis was made between an exogenous-organic disorder with transient productive symptoms and childhood schizophrenia.

Keywords: hallucinations, craniocerebral trauma, organic disorder, childhood schizophrenia, childhood, schizophrenic symptoms, procedural symptoms, differential diagnosis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.