Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ВОЗЛОЖЕНИИ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА РАБОТНИКА'

ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ВОЗЛОЖЕНИИ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА РАБОТНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РОБОТОТЕХНИКА / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смолина Ю. В.

Автор в данной статье пытается рассмотреть потенциальные сферы применения искусственного интеллекта, а также рассматривает возможности автоматизации многих производственных процессов посредством применения искусственного интеллекта, что ожидаемого должно привести к повышению качества выпускаемой продукции и скорости производства. Данные вопросы становятся особенно актуальными в период роста потребностей импортозамещающей политики государства. В статье проводится сравнительный анализ научного и указанного в действующем законодательстве определений понятия «искусственный интеллект». В статье изучен опыт применения искусственного интеллекта европейскими странами, в связи с чем, проведен сравнительный анализ действующего законодательства относительно применения искусственного интеллекта в Российской Федерации и зарубежных странах. Автором в статье рассматриваются причины «боязни принятия» современным обществом искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE WHEN ASSIGNING LABOR DUTIES TO AN EMPLOYEE

The author in this article tries to consider the potential areas of application of artificial intelligence, and also considers the possibility of automating many production processes through the use of artificial intelligence, which is expected to lead to an increase in the quality of products and the speed of production. These issues become especially relevant in the period of growing needs of the import substitution policy of the state. The article provides a comparative analysis of the scientific and the definitions of the concept of "artificial intelligence" specified in the current legislation. The article studied the experience of using artificial intelligence in European countries, in connection with which, a comparative analysis of the current legislation on the use of artificial intelligence in the Russian Federation and foreign countries was carried out. The author of the article discusses the reasons for the "fear of acceptance" of artificial intelligence by modern society.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПРИ ВОЗЛОЖЕНИИ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА РАБОТНИКА»

Применения искусственного интеллекта

при возложении трудовых обязанностей на работника

Смолина Юлия Васильевна

преподаватель кафедры трудового права Уральского Государственного Юридического Университета им. В.Ф. Яковлева, julias.uzts@mail.ru

Автор в данной статье пытается рассмотреть потенциальные сферы применения искусственного интеллекта, а также рассматривает возможности автоматизации многих производственных процессов посредством применения искусственного интеллекта, что ожидаемого должно привести к повышению качества выпускаемой продукции и скорости производства. Данные вопросы становятся особенно актуальными в период роста потребностей импортозамещающей политики государства. В статье проводится сравнительный анализ научного и указанного в действующем законодательстве определений понятия «искусственный интеллект». В статье изучен опыт применения искусственного интеллекта европейскими странами, в связи с чем, проведен сравнительный анализ действующего законодательства относительно применения искусственного интеллекта в Российской Федерации и зарубежных странах. Автором в статье рассматриваются причины «боязни принятия» современным обществом искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, регулирование трудовых отношений, деликтоспособность, цифровизация, робототехника, безработица.

Уровень развития технологических процессов, применяемых современным обществом на всех стадиях производства, неминуемо привел к потребности применения искусственного интеллекта. Однако в настоящее время остается больше вопросов, нежели ответов относительно правового статуса, законных возможностей применения искусственного интеллекта, а также этических ограничений, связанных с применением искусственного интеллекта. Современное общество оказалось не подготовлено к стремительному внедрению искусственного интеллекта в сферу производства по нескольким причинам: во-первых, это возраст работников производственной сферы, который, согласно, статистическим данным, составляет в среднем 45-65 лет (в нашей стране был огромный промежуток времени, когда рабочие специальности не были востребованы и, тем самым образовалась огромная пропасть между возрастом работников на производстве, - сейчас это либо молодые работники, недавно окончившие учебные заведения и еще не набравшиеся достаточного производственного опыта, либо это люди предпенсионного возраста, которым сложно принять существование такого понятия как искусственный интеллект)[1]; во-вторых, современное общество не готово к принятию применения искусственного интеллекта в сфере труда из-за нестабильной экономической и социальной ситуации в стране, большинство боится возникновения безработицы в связи с внедрением искусственного интеллекта в производственные процессы; в-третьих, действующее законодательство Российской Федерации также оказалось неподготовлено к внедрению искусственного интеллекта в сферу труда, так как до настоящего времени не разработаны ни меры ответственности за сбой процессов (вопросы деликтоспособности), применяемых искусственным интеллектом, ни порядок внедрения искусственного интеллекта, ни ограничения по процентному соотношению заменяемых процессов, а самое главное -до настоящего времени не обозначены перечни процессов, где не может быть применен искусственный интеллект.

На протяжении последних нескольких лет события, происходящие во всем мире, показали назревшую потребность замены человека с его уязвимостью к болезням, что особенно стало показательным во время пандемии, на «умные машины» и ро- и боты, которые не подвержены обычным человече- ^ ским болезням. Именно период пандемии и стал но- н вым толчком, побудившим общество ускорить внед- 5 рение искусственного интеллекта в сферу произ- ^ водства, а также в сферу трудовых отношений. а Даже те работодатели, которые в свое время нега- о

сч о сч

тивно относились к внедрению искусственного интеллекта, были вынуждены это сделать по объективным причинам. Многие работодатели увидели уязвимость «человеческого» фактора в трудовых отношениях, что неминуемо сказалось на производительности труда, тем самым приняв решение минимизировать риски производства, связанные с «человеческим» фактором. С внедрением искусственного интеллекта в сферу трудовых отношений возможно решение многих проблем, связанных с исключением «человеческого» фактора, тем самым возможна минимизация привлечения работодателя к ответственности нарушений, связанных с нарушением трудовых прав работников.

В настоящее время, на мой взгляд, целесообразно было бы внедрить искусственный интеллект на предприятия с большой численностью, который бы отвечал за проверку сроков прохождения периодических медицинских осмотров работников, проводил бы анализ сроков обучения сотрудников или повышения квалификации, проводил бы анализ прихода-ухода работника с предприятия для подсчета времени отсутствия работника на рабочем месте, составлял бы график отпусков в соответствии с заданными категориями работников, имеющими право на отпуск в удобное для них время. Но самым основным применением искусственного интеллекта на сегодняшний день мог бы стать анализ ситуации на предприятии в сфере охраны труда - искусственный интеллект мог бы провести анализ закупаемых средств индивидуальной защиты с карточками выдачи данных средств, тем самым анализируя получение всеми работниками средств индивидуальной защиты. Искусственный интеллект мог бы проанализировать на предприятии, в соответствии с данными СОУТ, соотношение количества должностей с определенными классами опасности условий труда с закупаемыми продуктами, положенными к выдаче, с их получением работниками. Искусственный интеллект также мог бы провести анализ индивидуальных карт реабилитации инвалидов, являющихся сотрудниками данного предприятия, и напомнить работодателю о соблюдении необходимых условиях труда, а также о дополнительных гарантиях, положенных данной категории работников. Возможно создание личного кабинета работника на предприятии, где искусственный интеллект будет давать задание работникам, возлагая на них новые трудовые обязанности. Применение искусственного интеллекта помогло бы и при решении таких задач как замена отсутствующего персонала при сменном графике работы, искусственный интеллект мог бы проанализировать график работы сотрудников и подобрать возможные варианты замены при соблюдении норм междусменного отдыха.

В настоящее время в трудовом праве возникла проблема определение места искусственного интеллекта среди субъектов трудового права, а также проблема регулирования ответственности и вопросы наступления деликтоспособности в случае сбоя работы искусственного интеллекта. В Швеции с 2015 года на многих предприятиях внедряется введение микрочипов - имплантов под названием

RCIF, которые вживляются в большой и указательные пальцы и действуют подобно чипам на банковских картах. С помощью данных чипов сотрудники предприятия могут получить доступ к своему офису, приложив палец к карточному считывателю[2]. А если предположить, что данные чипы можно внедрить в производственную сферу в качестве возможности включения - выключения станка на производстве, то тем самым работодателю в будущем становится возможным избежать некоторых проблем, связанных с ответственностью в случае производственной травмы работника. При подключении через чип только «своего» станка работник не сможет подойти к чужому станку, включив который и получив производственную травму работодатель четко сможет доказать, что именно на данном станке данный работник в соответствии с должностной инструкцией должен был исполнять свои трудовые обязанности, при этом со всеми инструкциями по работе на данном станке работник был ознакомлен. А если пойти дальше, и предположить, что данный вживленный чип не позволит включить станок при непрохождении обучения, инструктажа и периодического медицинского осмотра, так же как и без применения средств индивидуальной защиты, то это позволит работодателю избежать ответственности за многие нарушения, связанными с подобными вещами.

Прежде чем внедрять и вживлять подобные разработки, связанные с применением искусственного интеллекта, необходимо изучить возможные правовые и этические ограничения применения искусственного интеллекта в нашей стране. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017г. № 203 указано, что наряду с задачами обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным технологиям, актуальной является проблема интенсификации внедрения подобных технологий. Технологии, созданные на основе передовых знаний, в том числе искусственный интеллект, становятся доступ-ными[3]. Однако легальное определение «искусственного интеллекта» появилось лишь в 2019 году в подпункте «а» статьи 5 Национальной Стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 10.10.2019г. № 40, в которой искусственный интеллект определяется как комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма, и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.

Проблема поиска научного термина «искусственный интеллект» возникла еще в 60-е годы Хх века, она связана с тем, что искусственный интеллект

связан с междисциплинарным характером исследований. Толковые словари по-разному дают определение искусственному интеллекту, но все данные «научные» определения связаны между собой тем, что данным термином обозначается область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество.

Одной из проблем на современном этапе развития и внедрения искусственного интеллекта стоит этическая проблема применения искусственного интеллекта и отсутствие у данного технического изобретения обычных человеческих чувств, нравственных качеств, вместо которых заложен сухой расчет. Данная проблема искусственного интеллекта может возникнуть еще на начальной стадии трудовых отношений. В случае замены кадрового работника искусственным интеллектом, подбор персонала может идти по строго прописанной схеме, которая подберет кандидата на должность по определенным параметрам, не учитывая характер работника и его личностные качества. К примеру, на какой-либо завод в производственные цеха может прийти работник с нетрадиционной сексуальной ориентацией или трансгендер. В данном случае в коллективе могут возникнуть проблемы межличностного характера, что неминуемо отразится на производительности труда.

Основным вопросом «участия» искусственного интеллекта в трудовых правоотношениях является проблема определения статуса данного вида субъекта, наличие у искусственного интеллекта деликто-способности, так как в случае технического сбоя искусственного интеллекта неминуемо встанет вопрос о распределении ответственности между работодателем, работником и непосредственным руководителем (ответственным за обслуживание) «искусственного интеллекта». Но в данном случае исчезает главный признак трудовых отношений - личное участие, соответственно личный характер прав и обязанностей работника. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в соответствии с нормами действующего законодательства нормы трудового права на искусственный интеллект не распространяются. Безусловно, у многих работодателей встанет вопрос - каким образом возможно применение искусственного интеллекта в трудовых отношения, если вопросы с деликтоспособностью, так же как и со статусом подобных роботов до настоящего времени не урегулированы действующим законодательством. Как я полагаю, прежде чем вносить подобные изменения в действующее законодательство, стоит изучить опят западных стран в данном вопросе. В 2016 году Европарламент предложил признать робота, обладающего искусственным интеллектом, субъектом права и ввести для него конструкцию электронного лица. Статус электронного лица в подобных случаях будет применяться при взаимодействии робота с третьими лицами в том случае, если данные роботы действуют «самостоятельно». Согласно отчету Парламента ЕС «умные»

роботы, наделенные искусственным интеллектом, и наделенные статусом электронной личности, должны уметь самостоятельно обучаться и адаптироваться к изменяющейся обстановке, обмениваться данными с окружающей средой. Введение в законодательство института электронного лица позволит наделить электронных лиц правосубъектностью, а также позволит возложить на роботов ответственность за причиненный вред[4].

Прежде чем повсеместно внедрять искусственный интеллект, стоит провести исследования на государственном уровне относительно безработицы и социально-экономических последствий применения искусственного интеллекта в сферу труда, тем самым сократив миллионы рабочих мест по всей стране. Не будет ли стоить внедрение искусственного интеллекта стабильной социальной ситуации в стране. Трудовые отношения не только неразрывно связано с самой личностью, но и с возможностью обеспечения работником членов своей семьи. В случае замены работников роботами, обладающими искусственным интеллектом, безработица может вырасти до небывалых пределов, в связи в чем, неминуемо увеличится и рост преступности в стране, так как человек будет находиться в стадии поиска удовлетворения своих естественных потребностей в питании и проживании. Поэтому необходимо, чтобы у государства была четкая позиция формирования правовой, экономической и социальных стратегий для решения проблем, связанной с «технологической безработицей». Следовательно, в настоящее время необходимо создать перечень профессий и должностей, которые не могут быть заменены искусственным интеллектом, определить четкие правила (порядок) взаимодействия роботов, обладающих искусственным интеллектом, и людей, в том числе и при возникновении внештатных ситуаций, а в некоторых предприятиях, возможно, установить квоты на места, занимаемые людьми. Все данные действия обусловлены тем, что пунктом 19 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017г. № 203 указаны основные принципы развития и использования технологий искусственного интеллекта, среди которых обеспечение защиты права на труд.

Литература

1. Занятость и безработица в Российской Федерации в 2020 г. // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/St g/d05/34.h tm (дата обращения: 07.05.2023).

2. Агирре Ф. Э. Киборги-энтузиасты уже появляются среди нас (Электронный ресурс) URL: 3 www.Metronews.ru (дата обращения: 07.05.2023г.) к

3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 года № 203 О «О Стратегии развития информационного общества | в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // и Электронный ресурс: л http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100 с 002.pdf (дата обращения 14.05.2023г) Ь

4. De Stefano V. «Negotiating the algorithm»: automation, artificial intelligence and labour protection. Employment Working Paper. № 246. Geneva: ILO. 2018. Р. 21- 24. // Labour Law Research Network [Электронный ресурс].

URL:http://www.labourlawresearch.net/sites/default/file s/papers/

Negotiating%20the%20algorithm%20De%20Stefano% 20.pdf (дата обращения: 10/05/2023).

The use of artificial intelligence when assigning labor duties to an

employee Smolina Yu.V.

Ural State Law University. V.F. Yakovleva

The author in this article tries to consider the potential areas of application of artificial intelligence, and also considers the possibility of automating many production processes through the use of artificial intelligence, which is expected to lead to an increase in the quality of products and the speed of production. These issues become especially relevant in the period of growing needs of the import substitution policy of the state. The article provides a comparative analysis of the scientific and the definitions of the concept of "artificial intelligence" specified in the current legislation. The article studied the experience of using artificial intelligence in European countries, in connection with which, a comparative analysis of the current legislation on the use of artificial intelligence in the Russian Federation and foreign countries was carried out. The author of the article discusses the reasons for the "fear of acceptance" of artificial intelligence by modern society.

Keywords: artificial intelligence, regulation of labor relations, delinquency, digitalization, robotics, unemployment.

References

1. Employment and unemployment in the Russian Federation in 2020 // Official

website of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.rU/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/34.h tm (accessed 07.05.2023).

2. Aguirre F. E. Cyborg enthusiasts are already appearing among us (Electronic

resource) URL: www.Metronews.ru (date of access: 05/07/2023)

3. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203

"On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030" // Electronic resource: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002. pdf (accessed 14.05.2023)

4. De Stefano V. "Negotiating the algorithm": automation, artificial intelligence

and labor protection. Employment Working Paper. No. 246. Geneva: ILO. 2018. R. 21-24. // Labor Law Research Network [Electronic resource]. URL: http://www.labourlawresearch.net/sites/default/files/papers/ Negotiating%20the%20algorithm%20De%20Stefano%20.pdf (accessed 10/05/2023).

(0 СЧ

о

сч

n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.