Научная статья на тему 'Применения интернет-технологий для сферы туризма и гостеприимства в контексте проблемы освоения профессиональных компетенций'

Применения интернет-технологий для сферы туризма и гостеприимства в контексте проблемы освоения профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / INTERNET TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL EDUCATION / TOURISM AND HOTEL BUSINESS / INTERNET OF THINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена проблемам применения интернет-технологий в различных отраслях экономики и подготовке специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Автором рассмотрены основные свойства информационных технологий, которые играют ключевую роль в развитии экономики и общества, а также проанализировано их влияние на процесс получения новых знаний и в том числе овладение цифровыми компетенциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of Internet technologies for tourism and hospitality in the context of the problem of developing professional competencies

The article is devoted to the problems of using Internet technologies in various sectors of the economy and the training of specialists for the tourism and hospitality industry. The author considers the main properties of information technologies that play a key role in the development of the economy and society, and also analyzes their influence on the process of obtaining new knowledge, including the mastery of digital competencies.

Текст научной работы на тему «Применения интернет-технологий для сферы туризма и гостеприимства в контексте проблемы освоения профессиональных компетенций»

Применения интернет-технологий для сферы туризма и гостеприимства в контексте проблемы освоения профессиональных компетенций

The use of Internet technologies for tourism and hospitality in the context of the problem of developing professional competencies

Джанджугазова Е.А.

E.Dzhandzhugazova

Статья посвящена проблемам применения интернет-технологий в различных отраслях экономики и подготовке специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Автором рассмотрены основные свойства информационных технологий, которые играют ключевую роль в развитии экономики и общества, а также проанализировано их влияние на процесс получения новых знаний и в том числе овладение цифровыми компетенциями.

The article is devoted to the problems of using Internet technologies in various sectors of the economy and the training of specialists for the tourism and hospitality industry. The author considers the main properties of information technologies that play a key role in the development of the economy and society, and also analyzes their influence on the process of obtaining new knowledge, including the mastery of digital competencies.

Ключевые слова: интернет-технологии, профессиональное образование, туризм и гостиничный бизнес, интернет вещей.

Key words: Internet technologies, professional education, tourism and hotel business, Internet of things.

Интернет-технологии

Интернет-технологии - это коммуникационные, информационные и иные технологии и сервисы, работающие на основе Интернета и имеющие решающее значение для развития современного общества. Несмотря на новизну и бурное развитие интернет-технологий историю их возникновения по сегодняшним временным меркам нельзя назвать короткой - она насчитывает более 50 лет с начала 1960-х годов, когда была разработана технология взаимодействия между компьютерами. Затем созданная локальная сеть продолжила свое развитие, дав миру электронную почту и постепенно превратилась в глобальную цифровую технологию, внедрившуюся во все сферы человеческой жизни.

Рассмотрим важнейшие свойства информационных технологий, играющих решающую роль в развитии современной экономики и общества:

1. Активизация информационных ресурсов, как основной фактор будущего развития.

2. Оптимизация информационных процессов.

3. Участие в формировании сложных производственных и социальных процессах.

4. Обеспечение информационного взаимодействия между людьми.

5. Влияние на интеллектуализацию экономики и общества.

6. Играют ключевую роль в получении и накоплении новых знаний и др.

Вместе с тем внедрение и развитие интернет-технологий - это, безусловно, сложный и комплексный процесс пронизывающий всю ткань жизни современного общества, оказывая существенное влияние на всю существующую цепочку ценностей и смыслов. В контексте развития науки и образования особенно важно влияние интернет-технологий на весь процесс интеллектуализации общества и в том числе обучение и накопление новых знаний, так как новые технологии способны создавать новые бизнесы, которым потребуются новые компетенции, носителями у которых могут быть только специалисты нового типа. Формирование новых компетенций - процесс практически традиционный, так как новый технологический уклад привносит свои технологические перемены, что не единожды уже происходило.

Однако новый «цифровой мир» - это уже не просто комплекс инновационных процессов - это качественно другая среда обитания, существующая одновременно как реальном, так и цифровом мире. Продолжая эту мысль можно твердо сказать, что уже сегодня мы погружены в пространство двух миров: физического (реально существующего) и знакового (воображаемого). При этом воображаемый мир - это продукт работы мозга, он субъективен, так как строится изнутри. Реальные образы, трансформированные воображением, создают ментальные образы, которые затем в творческом процессе могут дать новые реальные образы, примером чего может послужить живопись, скульптура, музыка и другие формы художественного творчества.

Эти удивительные свойства человеческого мозга создавать мир удвоений и повторений посредством воображения в сочетании с интернет-технологиями создают фактически новую, ранее не существовавшую реальность, которая получила название виртуальной и дополненной. [5]

За последние 20 лет интернет стал доминирующей силой, которая

обеспечила серьезные перемены в экономике и общественной жизни. Сняв временные и пространственные ограничения, интернет способствовал появлению «новой экономики», основанной на применении цифровых технологий. В этот временной период был преодолен порог между индустриальным обществом с его ориентированной на производство парадигмой и постиндустриальным, ориентированным на цифровую экономику. И если в индустриальном обществе ведущая роль принадлежит владельцу средств производства, то в постиндустриальном обществе -владельцу прав на интеллектуальную собственность. В этой связи значительно меняется и роль людей (работников), которые в большей степени становятся творческими единицами. [2]

Все это, несомненно, привело к структурной перестройке экономики, формирующейся в интернет-пространстве.

В этой связи следует отметить, что развитие бизнеса в интернет-пространстве проходить последующим направлениям:

• перенос в интернет привычных коммуникационных механизмов, что позволяет использовать традиционные схемы на новой цифровой основе (например: электронный документооборот, системы бронирования и резервирование, транспортная логистика, маршрутизация и пр.).

• применение интернета как особого цифрового пространства, в котором созидают и «живут» (например: создание когнитивных образов, когнитивных моделей и когнитивных карт, в основе которых лежат не логические процессы, восприятие, эмоции, ощущения, трансформирующиеся в аудио\ визуальные и ассоциативные образы).

Резюмируя роль интернет-технологий в отраслях экономики, следует подчеркнуть, что для демонстрации значения технологических новинок особенно показательны примеры из практики работы в сфере туризма и гостеприимства, интернет вещей в сочетании с эффектами дополненной и виртуальной реальности фактически создает качественно новые стандарты сервиса, но и в то же время требует качественно новых подходов к подготовке кадров для этих областей деятельности. [3]

Практика применения интернет-технологий

В 2017 г. гостиничная корпорация Marriott представила широкой общественности интеллектуальную лабораторию, которая тестирует прототип умного гостиничного номера. В лаборатории IoT Roomroom, принадлежащей Marriott, используются как собственные разработки

компании, так и решения Samsung и Legrand. Гостиничная сеть представила два варианта: подключение комнат с нуля и после ремонта. Умный номер был разработан таким образом, чтобы гости при помощи мобильного приложения смогли контролировать многие параметры: от температуры до уровня освещенности. Технологические решения во многом ориентируются на лояльность гостей, так в частности системы отеля «запомнят» предпочтения посетителя на основе предыдущих его визитов (температура, яркость, открытие штор). Marriott также широко использует мобильные и голосовые технологии, чтобы предоставить гостям возможность создать микроклимат в номере максимально отвечающий запросам гостей. Например, голосовой ассистент Amazon Alexa сможет выполнить такие команды, как «нагрев воды в душе до нужной температуры», «настроить оптимальное освещение для чтения» и т.д. Кроме того, предустановки можно задать на сайте программы лояльности Marriott. В помощь для выбора номера компания Marriott также задействовала гарнитуры с поддержкой технологий виртуальной реальности Oculus Rift, чтобы гости еще на этапе бронирования могли оценить интерьер понравившегося номера. [4]

Достаточно быстро развиваются интернет-технологии и в России, особенно успешно они работают в российском гостеприимстве. Так, планшет в номере или приложение в смартфоне позволяет гостям регулировать температуру в помещении, освещенность, доступ к услугам в номерах и их уборку. Кроме того при помощи мобильных приложений можно управлять телевизором, бронировать спа-салоны и другие дополнительные услуги. Фактически приложения выступают в качестве виртуального консьержа, который способен выполнять значительную часть функционала работников гостиниц.

Конечно, широкое внедрение интернет-технологий не ставит своей целью полную замену людей на сервисных роботов, но тенденция развития в сторону широкой технологической цифровизации отраслей уже набирает обороты. В этой связи уже не так фантастически выглядят новые профессии для сферы туризма и гостеприимства: консьерж робототехники или дизайнер дополненной реальности, их востребованность уже объективная реальность, но тогда возникают серьезные вопросы к сфере профессионального образования: Какие нужно будет обеспечить компетенции, и какими способами? [1]

В этой связи особенно важным является изучение подходов к содержанию профессионального образования для подготовки специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Кроме того проблема содержания профессионального образования особенно актуальна в контексте дискуссии с сообществами работодателей, определяющие совместно с академическим

5

сообществом основные направления развития профессиональной школы.

Управление содержанием профессионального образования: взгляд работодателей

За прошедшее десятилетие в системе российского образования произошли разноплановые структурные и функциональные изменения. Современное общее и профессиональное образование стало вариативным и практикоориентированным, что потребовало применение новых подходов к формированию его содержания и прежде всего учета мнения работодателей.

Для более глубокого понимания этих процессов целесообразно проследить несколько временных этапов развития профессионального образования, на каждом из которых были решены важные задачи и заложены перспективы развития на будущее (рассмотрим на примере направлений подготовки: «Туризм», «Гостиничное дело»). [3]

Становление туристского образования (1990-2000 г.г.)

Характерными чертами этого периода можно отметить осмысление базового в основном зарубежного опыта с частичным подражанием и в ряде случаев копированием уже существующих моделей. На этом этапе начато активное сотрудничество с зарубежными профессиональными школами в области туризма и гостеприимства (ТАС1Б), знакомство с зарубежными профессиональными и образовательными стандартами. На этом этапе был разработан национальный образовательный стандарт Первого поколения; сформирована система отношений с работодателями (индустрией туризма и гостеприимства); были намечены основные пути сотрудничества с отраслью.

С точки зрения взаимоотношений с работодателями на этом этапе начинает закладываться система взаимоотношений с профессиональным сообществом, а также открывается острая дискуссия, обнаруживающая непонимание сторон и неприятие позиций. Предметом дискуссии является содержание образования. Академическое сообщество придерживается классических подходов знаниевой модели обучения, а профессиональное сообщество требует полной смены образовательной парадигмы в сторону повышения универсальности и прикладного характера образования.

Формирование содержания туристского образования (2000 - 2010 г.г.)

Этот период отмечается углублением профессиональных знаний и приобретение опыта, формированием корпуса знаний в области туризма и гостеприимства, а также создание туристского образования как поля

6

межпредметных исследований. На этом этапе был разработан национального образовательного стандарта Второго поколения, а также продолжилось развитие системы отношений с работодателями на основе дискуссии по вопросам структуры и содержания туристского образования.

На втором этапе закладываются новые формы взаимоотношений с работодателями и в том числе проходит обсуждение моделей профессионального образования в контексте вариативности его содержания, включая расширение корпуса знаний в сфере туризма и гостеприимства за счет внедрения специализации и профильности, увеличение количества практик и пересмотр их содержательной части, в т.ч. за счет включения производственной составляющей.

Компетентностный (2010-2020 г.г.)

Этот этап можно отметить как период создания практикоориентированного подхода к содержанию образования и переход к уровневой системе, давший свободу выбора образовательной траектории. Сформированный компетентностный подход создал условия для широкого применения новых образовательных технологий, популяризации и развития тренда - образование через всю жизнь.

К основным результатам этого этапа можно отнести разработку национального образовательного стандарта Третьего поколения и его дальнейшее развитие (ФГОС 3++); формирование профессиональных стандартов в сфере туризма и гостеприимства; формирование новых условий для сотрудничества - поиск взаимопонимания путем сопряжения требований образовательного и профессионального стандартов.

На третьем этапе в системе взаимоотношений академического сообщества и работодателей возникает сложная проблема поиска продуктивного взаимодействия с сообществами работодателей объединенных в профессиональные объединения или отраслевые союзы (например, ФРиО - Федерация рестораторов и отельеров России и пр.).

В рамках создания новых ПООП и ОПОП потребовалось выработать новый подход к формированию содержания профессионального образования на основе уже утвержденных ФГОС и профессиональных стандартов отрасли, что вызвало серьезную дискуссию в рамках ФУМО и профобъединений. В ходе дискуссии было выявлено, что очевидным препятствием для выработки общих позиций является разные подходы, применяемые в профессиональных стандартах, где в основе лежат трудовые функции и образовательных стандартах, построенных на разных типах компетенций. Вместе с тем формулирование ПКО и ПКР (обязательные и рекомендуемые профессиональных компетенций) позволило найти

7

необходимый консенсус между образовательным и профессиональным сообществом. Вместе с тем более глубокое сопряжение профессиональных и образовательных стандартов потребует более глубокого переосмысления структуры и содержания профессионального образования, так как учебные планы должны быть модульными и построенным, прежде всего, не под отдельные учебные курсы, а под достижение требуемых компетенций. Именно такого подхода требует растущая информатизация жизни общества. Выводы:

Развитие всего профессионального образования происходит в контексте реформирования и модернизации всей образовательной системы РФ на период до 2030г. Взятый на вооружение длинный тренд показывает, что масштабные изменения в образовании неизбежны и в целом оно видится непрерывным, человеко-ориентированным и многоформатным.

Но этой связи должны активно меняться и сами вузы, которые уже столкнулись с разрушением старых форм, давлением со стороны государства и работодателей, широким развитием инновационных образовательных технологий и глобальной конкуренцией за студентов. В подобных условиях времени на размышления уже не осталось.

Литература

1. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инноваций. Москва, 2015.

2. Джанджугазова Е.А. Атлас новых профессий как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. Современная экономика: проблемы и решения. №3(75) стр. 48-57.

3. Джанджугазова Е.А. Ключевые тренды профессионального туристского образования. Российские регионы: взгляд в будущее. Т5, №3, стр. 128-135.

4. Интернет вещей в гостиничном бизнесе. Электронный ресурс: https://www.frontdesk.ru/article/internet-veshchey-v-gostinichnom-biznese

5. Татьяна Черниговская — о мозге, волшебстве и искусственном интеллекте. Электронный ресурс: https://ria.ru/20191126/1561585051 .Ыт1?Шт referrer=https%3A%2F%2Fzen.ya ndex.com%2F%3Ffrom%3Dspecia1&utm source=YandexZenSpecia1.

Режим доступа: 8.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.