Научная статья на тему 'Применений моделей тризтехнологии на уроках в начальных классах'

Применений моделей тризтехнологии на уроках в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРИЗТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Измайлова Наталья Александровна

В статье приводятся модели ТРИЗ-технологий, которые могут быть успешно использованы в процессе обучения начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применений моделей тризтехнологии на уроках в начальных классах»

Рожкова Юлия Евгеньевна отмечена сертификатом победителя Интернет-тура в номинации «Научное исследование» и диплом за 1 место на I Всероссийском фестивале «Русский язык - общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Научное исследование» (Москва).

Информация о лучших студентах академии уже второй год подряд размещается в ежегодной энциклопедии «Одаренные дети - будущее России» (Рожнова О., Большакова А., Нагорная Т., Буренкин Э., Слуянова Т. и др.).

В заключение следует отметить, что академия имеет все условия для эффективной организации и проведения научно-исследовательской работы одаренных студентов: показ перспектив дальнейшего трудоустройства, вклада в собственное самообразование и развитие, удовлетворения личностных интересов и потребностей по различным направлениям научного знания, материальное стимулирование научной деятельности.

Измайлова Наталья Александровна,

учитель МБОУ «Гимназия № 1», г.Тольятти izmail n@list.ru

Применений моделей ТРИЗ-технологии на уроках в начальных классах Аннотация. В статье приводятся модели ТРИЗ-технологий, которые могут быть успешно использованы в процессе обучения начальных классах.

Ключевые слова: ТРИЗ- технология, модели, исследовательская работа, проблемы.

Современный этап развития общества характеризуется социально-экономическими преобразованиями, требующими решения достаточно сложных задач. Обществу требуются личность с развитыми творческими способностями, в процессе формирования которой особое место занимает система образования. Но кризисное состояние общества отразилось и на образовательной системе. Противоречия в системе образования и сама жизнь заставляют искать более эффективные методы обучения, пересматривает позицию учителя.

С какой целью человек хочет получить образование? (Кстати, есть такие учителя, которые всю свою сознательную жизнь учатся сами и учат других - это настоящие современные учителя). Человек учится, чтобы быть умным и учит, чтобы сделать умными других, а так же для духовно-нравственного обогащения своей личности. Некоторые люди учатся, чтобы потом работать, а работают, чтобы реализовать свой жизненный потенциал и выполнить своё предназначение в жизни[1].

Сделаю предположение, что человек учится, чтобы изменить себя и окружающий мир с целью улучшения. Что значит «улучшать» - тоже вопрос непростой, но у большинства людей есть представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо» и, соответственно, о том, что можно и нужно улучшить в жизни.

С чего начинается улучшение? С желаний. Желания, которые человек по какой-то причине не может исполнить, превращаются в проблемы. Значит, чтобы улучшать себя и мир, человек должен постоянно решать проблемы. Как? В разное время люди решали этот вопрос по-разному. Сначала, когда проблем было немного, просто перебирали различные варианты. Потом, когда число проблем увеличилось, появились специальные методы, позволяющие перебирать варианты, более смело, искать нестандартные идеи и просто привести перебор вариантов в некую систему. Потом проблем стало еще больше, и эти методы мало помогали. Тогда появилась теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Мир меняется быстро. Трудно предсказать, какие проблемы встретят учеников завтра. Но можно, пользуясь ОТСМ-ТРИЗ, научить человека обращаться с любыми проблемами. Сегодня важно научить человека самостоятельно выявлять и решать проблемы в различных областях знаний. А это значит, что необходимую информацию ему тоже придется самостоятельно добывать и перерабатывать.

Изучив и проанализировав некоторые работы по ТРИЗ - педагогике, результаты работы учащихся на уроках с элементами ТРИЗ и РТВ(развитие творческого воображения), я пришла к выводу, что методы ТРИЗ - педагогики дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание уроков по этой системе работает на формирование ТРИЗ - ого (сильного, активного) мышления, системного подхода к миру, а ТРИЗ - ое мышление - на углубление понимания предмета. Происходит избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление, повышается успешность в учебе. И еще один очень важный момент: использование проемов ТРИЗ и РТВ повышает комфортность ребенка на уроке, исчезает страх быть хуже других, не справиться. Это сохраняет психическое здоровье ребенка, т.к. появляется уверенность в своих силах, каждый справляется с заданием (на своём уровне) и, развиваясь, идёт дальше по жизненному пути к поставленной цели: быть успешным профессионалом в выбранной области деятельности и стать просто хорошим человеком, соблюдавшем нравственные и моральные устои общества [2].

В проблемно-ориентированном (или проблемно-центрированном) обучении - (по-английски -Problem - centered Education) ведущую роль следует отвести работе с проблемами и тому, что нужно ученику знать и уметь, чтобы успешно с ними справляться.

Проблемы (в русском языке - синоним слова «задача») можно условно разделить на стандартные (типовые) и нетиповые (нестандартные). Проблема является типовой, если человеку известен способ ее решения. Предполагается, например, что, люди, знакомые с русским языком, способны грамотно написать слово с безударной гласной в корне, так как проблема проверки безударной гласной является для них типовой. В то же время для ребенка, который только начал учиться писать и для иностранца, недавно приступившего к изучению русского языка, это совсем не простая проблема - нетиповая, для нахождения решения которой необходимо научиться составлять информационные модели [3].

Описание моделей, используемых на уроках в начальной школе:

Модель «Элемент - Имя признака - Значение признака» (ЭИЗ).

Элементами мира (или просто элементами) назовём всё, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем. Предметом изучения может быть объект, процесс, характеристика. Имя признака - название объекта, процесса, характеристики, параметр описания. Каждый признак имеет множество значений.

Модель ЭИЗ используется на уроках русского языка для изучения новых тем и для обобщения пройденного материала. В результате анализа собранной информации ученики формируют данную модель (а не получают её в готовом виде). Структурированная таким образом информация осваивается детьми успешно. В процессе построения ЭИЗ применяются различные формы общения (в парах, группах, целым коллективом)._

Элемент мира Имя признака 1 Список значений признака 1

Имя признака 2 Список значений признака 2

Имя признака 3 Список значений признака 3

На основе модели «Элемент - имя признака - значение признака» я веду поисковую исследовательскую работу с детьми. Данная деятельность включает себя следующие этапы: сбор информации, ведение картотек, обучение наблюдения, построение простых гипотез.

Главным критерием исследовательской работы для меня для меня является новизна (пусть даже относительно самого ребёнка) и полезность.

Исследовательская работа я веду как в коллективной, групповой, так и в индивидуальной форме, а сама нахожусь в роли консультанта. Такую работу провожу и на уроках, и во внеклассной деятельности. Часто использую интегрированные уроки.

Работа по схеме, предложенной А. А. Нестеренко (к.п.н.). Целью поисково - исследовательской работы является формулировка орфографических и пунктуационных правил. На первом этапе происходит сбор информации (копилка слов, словосочетаний, предложений на определённую тему, выявленную в результате поставленной проблемы). Второй этап связан с ведением картотеки, состоящей из множества хорошо структурированных и небольших по объёму порций информации. Таким образом, процесс исследования становится мотивированным и доступным для учеников начальных классов. Третий этап - установление связей и зависимостей между элементами получившейся картотеки. На четвёртом этапе формулируется противоречие. И лишь пятый этап предполагает формулировку правила.

На уроках литературного чтения на основе этой модели происходило обучение сочинению ли-мериков. Главное, научить детей строить модель лимерика и самостоятельно составлять юмористические стишки-пятистрочники.

При анализе содержания получаем следующую модель лимерика:

- 1 строка - объект;

- 2 строка - описание или сравнение объекта;

- 3 строка - событие;

- 4 строка - последствие этого события;

- 5 строка - вывод, заключение.

Пример.

На основе сказки «Дюймовочка».

Жил у мамы ленивый сынок

Сам он сделать ничего не мог.

Вдруг жениться сын захотел,

Но невесту догнать не успел.

Вот такой он «мамин» сынок (Работа учеников).

Аналогичная работа проходила по составлению моделей, сиквейнов, оксюморонов, загадок и загадалок, поговорок и пословиц, небылиц и дразнилок , былин, сказок.

Эта модель хороша и на окружающем мире.

Например, изучая природные зоны, мы задаемся вопросами:

- В какой части Земного шара расположена природная зона?

- Каковы климатические условия?

- Какие животные и растения там распространены? и т. д.

Структурировать информацию можно в виде паспорта:

Характеристики объекта «природная зона», расположенные в левой колонке, - имена признаков.

Модель «События».

Данная модель широко применяется в любых предметных областях.

На основе модели можно устанавливать связи и закономерности.

В русском языке не используют специальных операторов, переводящих объекты из одного состояния в другое. Хотя набор типовых преобразований здесь тоже имеется (например, изменение формы слова: существительного - по падежам и числам, глагола - по лицам и числам и т.п.). По этой причине в данном примере не указан «виновник» преобразования. По этой причине в данном примере не указан «виновник» преобразования.

Модель «Системный оператор».

Системный оператор учит разбирать (анализировать) предметы на части, учит узнавать чему подчиняется система (надсистеме), и, если она не подчинится, возникает то или иное противоречие. Дети учатся самостоятельно придумывать экологически чистые, оригинальные, сильные изобретения, используемые в природе. Умеют учитывать ресурсы живой и неживой системы в экстремальных ситуациях, в решение экологических задач, а также биологических.

Системный оператор - это алгоритм мыслительных действий, который нужно совершить при систематизации каких - либо знаний у ребёнка. В центр системного оператора помещается какой -либо конкретный объект и перечисляются его свойства. Можно также рассматривать функцию этого объекта. Следующий этап - это подсистема. На данном этапе рассматриваются основополагающие подструктуры данного объекта. Надсистема - система, частью которой является данная система. Далее рассматривается прошлое и будущее объекта. Системный оператор - главный помощник при проведении обобщающих уроков русского языка._

прошлое надсистемы надсистема будущее надсистемы

прошлое объекта объект будущее объекта

прошлое подсистемы подсистема будущее подсистемы

Модель «Точка зрения» способствует взглянуть на любой объект с разных позиций. Я часто использую эту модель на уроках развития речи при написании сочинения по картине. Хорошее подспорье она при анализе литературных произведений.

При работе с большим количеством информации я использую метод «Интеллект-карт».

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Я часто использую этот метод при изучении биографии писателя. В результате дети не только находят сами информацию о писателе, но и структурируют её, ищут взаимосвязи, а также находят следы влияния его личной жизни на содержание произведений.

На основе моделей, описанных в моей работе, созданы около 40 игр, направленных на усиление мотивации обучения, развития мыслительных операций и творчества у детей.

Таким образом, говоря о значении прменения моделей ТРИЗ- технологии можно определить его как эффективное направление в учебном процессе начальной школы, которое позволяет:

- мотивировать учебную деятельность детей 7-10 лет;

- сформировать умения самостоятельно набирать информационный фонд, который является содержанием исследовательской работы ребенка;

- познакомить учащихся с основными этапами исследовательской работы (наблюдение, выдвижение гипотез, проверка гипотез, эксперимент, рефлексия);

- самостоятельно отслеживать полученные результаты и выдвигать новые гипотезы. Итогами работы является хороший уровень знаний учащихся по предметам.

Сравнительная диагностика, проведённая на выявления уровня сформированности исследовательских умений показала хорошую динамику.

Огромное желание детей участвовать в различных олимпиадах, конкурсах разного уровня говорит само за себя.

Все наши удачи и неудачи увидеть, принять участие в жизни класса могут и родители как в личном общении, так и на блоге класса.

Умение решать проблемы - не единственное, что требуется сформировать у ученика для того, чтобы он адаптировался в непрерывно меняющемся окружающем мире. Активная жизненная позиция предполагает ЖЕЛАНИЕ самостоятельно решать возникшие проблемы (а не прятаться от них, не перекладывать на кого-то другого). Существенная трудность заключается и в том, чтобы научить человека ВИДЕТЬ, ОБНАРУЖИВАТЬ проблемы вокруг себя. Это требует умения устанавливать связи, отслеживать возможные результаты происходящих событий, на что и будет направлена моя дальнейшая работа с детьми. Библиографический список

1. Рубина Н. В., Шкала для талантов. Диагностика развития творческого мышления / Научно-практическая конференция «ТРИЗ-Фест 2009»: сборник трудов конференции. СПб., 2009. - 302 с.

2. Нестеренко А. А. Опыт овладения инструментами анализа и решения проблем через синтез творческих текстов (по материалам ТРИЗ-эксперимента) /А. А.Нестеренко // Педагогические технологии.-2005.-Ы 2.-С.7-32.

3. Нестеренко А. А. Дидактические инструменты для обучения применению модели "Элемент - имя признака - значение признака" /А.А.Нестеренко // Педагогические технологии.-2006.-Ы 4.-С.90-108.

Исхакова Виктория Раисовна,

учитель биологии ГБОУ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан feva35.raisovna@vandex.ru

Формирование экологической компетенции гимназистов через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя биологии ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова» по формированию экологической компетенции учащихся гимназии через проектную деятельность с использованием регионального и этнокультурного компонентов биологического образования и принципов этнопедагогики. Ключевые слова: экологическая компетенция, проектная деятельность, региональный компонент, этнокультурный компонент, этнопедагогические принципы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 236 от 04.02. 1994 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и современной «Экологической доктриной Российской Федерации» экологическое образование признано одним из важнейших направлений государственной политики в области экологии.

Взаимоотношения человека и природы в современном обществе часто складываются на основе экономической выгоды. Глобальные экологические катастрофы, вызванные нерациональным, безнравственным, потребительским отношением людей к природе; установки на овладение силами природы и подчинение их человеку - результат потери духовных ценностей, естественной взаимосвязи «человек-природа».

Состояние здоровья школьников в последнее время также вызывает серьезную тревогу. За годы обучения в школе возрастает процент нарушений зрения, осанки, заболевания органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании. На образование, обеспечивающее социальное развитие личности, ложится и задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

«Существует ряд факторов, определяющих здоровье человека:

окружающая среда - 20-25%;

генетическая предрасположенность - 15-20%;

образ жизни - 50-55%;

здравоохранение - 8-10%». [1]

Самый значимый фактор - образ жизни человека, поэтому у учащихся необходимо формировать с самого раннего возраста бережное отношение к своему здоровью.

Одной из важнейших причин экологического неблагополучия является низкая экологическая культура людей, отсутствие у них экологического самосознания и четкой позиции на природоохранную деятельность.

Для того чтобы изменить сознание общества в сторону природосообразного поведения, научить сохранять своё здоровье и остановить разрушение биосферы под воздействием антропогенных факторов, необходимо формировать экологическую компетенцию каждого человека. Низкий уровень экологической культуры вызывает необходимость ее формирования в период становления личности на школьной ступени образования. В связи с этим мы должны сформировать у выпускника школы экологическую компетенцию, которая позволит ему оптимально взаимодействовать с окружающим миром, сохраняя свое здоровье и целостность природных экосистем.

«Экологическая компетенция это способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.