Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОШЛАКОВЫЕ ОТХОДЫ / ЗОЛОШЛАКОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Барыбина Т.А., Голубничий А.А.

В статье рассматривается один из способов переработки ЗШО, такой как применение их в строительстве автомобильных дорог. Приведены примеры использования ЗШМ в мире и в РФ. Так же рассмотрены требования к ЗШМ, применяемым в строительстве дорожного полотна и преимущества ЗШМ перед природными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ASH AND SLAG WASTES IN THE CONSTRUCTION OF MOTOR ROADS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers one of the ways of ZSO processing, such as their application in the construction of highways. Examples of using ZShM in the world and in the Russian Federation are given. The same requirements for ZSHM used in road construction and ZSH advantages over natural resources are also considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ»

природным ресурсам, благодаря этому можно сохранить естественные ресурсы [3].

Использованные источники:

1.Беседовала, О.М. Применение золошлаков сделают выгодным / О.М. Беседовала // Газета "Энергетика и промышленность России" - № 09 (173) май 2011 года.

2.Кожуховский, И.С. Сырье в сухом остатке / И.С. Кожуховский // «Российская Бизнес-газета» - Промышленное обозрение №822 (40), 08.11.2011 г.

3.Об ассоциации - Статьи на Национальная ассоциация производителей и потребителей золошлаковых материалов URL: http://zoloshlaki.ru/about/ (дата обращения 14.02.2017).

УДК 504.064.4

Барыбина Т.А. студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Голубничий А.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛОШЛАКОВЫХ ОТХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА ТЕРРИТОРИИ РФ Аннотация: В статье рассматривается один из способов переработки ЗШО, такой как применение их в строительстве автомобильных дорог. Приведены примеры использования ЗШМ в мире и в РФ. Так же рассмотрены требования к ЗШМ, применяемым в строительстве дорожного полотна и преимущества ЗШМ перед природными ресурсами.

Ключевые слова: золошлаковые отходы, золошлаковые материалы, золошлаковые смеси.

Barybina T.A. student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Golubnichiy A.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

APPLICATION OF ASH AND SLAG WASTES IN THE CONSTRUCTION

OF MOTOR ROADS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: The article considers one of the ways of ZSO processing, such as their application in the construction of highways. Examples of using ZShM in the world and in the Russian Federation are given. The same requirements for ZSHM used in road construction and ZSH advantages over natural resources are also considered.

Keywords: ash and slag wastes, ash and slag materials, ash and slag mixtures.

Одно из направлений решения проблемы с золошлаковыми отходами в Российской Федерации, является использование их в строительстве автомобильных дорог. Таким образом, можно будет не только задействовать ЗШО на выходе, а также использовать уже накопленные запасы, что позволит освободить занимаемые земли и сохранить природные ресурсы, заменяя их золой, и шлаком.

Зола и шлак - это минеральная несгорающая часть угля. При правильном сборе и удалении ее можно использовать для строительства автомобильных дорог. Применяют два вида ЗШО, получаемых после удаления:

1. Золу сухого отбора;

• медленнотвердеющее самостоятельно вяжущее для возведения насыпей земляного полотна из упрочненных грунтов и каменных материалов;

• в комбинации с неорганическими связывающими (цемент или известь), как активная гидравлическая примесь, для строительства насыпи;

• при подготовке асфальтобетонной смеси, возможно, использование золы, как при добавлении к минеральному порошку, так и для его замены [2].

2. Отвальные золошлаковые смеси гидроудаления;

• технологический грунт при возведении земляного полотна;

• материал, упрочненный цементом или другими связывающими, для строительства насыпей и вспомогательных пластов дорожной одежды;

• слабоактивная гидравлическая примесь к извести при изготовлении золоизвястковых вяжущих для закрепления грунтов и каменных материалов;

• при подготовке смеси асфальтобетона, вместо минерального порошка и не полностью песка [2].

В мире уже давно используют ЗШО в строительстве автомобильных дорог. Франция занимает ведущее место по использованию зол уноса в дорожном строительстве, так как её используют во всех элементах дорожной конструкции. В Англии для возведения насыпей, зола уноса от сжигания каменного угля впервые была использована в начале 60-х годов. В Италии зола от сжигания каменного угля используется как вяжущий и естественный заполнитель в конструкциях дорожной одежды. В Китае применяют смесь извести с каменноугольной золой при сооружении несущего слоя автомобильной дороги. В Финляндии в качестве добавки к известковым наполнителям эффективно используют каменноугольную золу уноса, с ее помощью на одном из участков дороги были укреплены болотистые грунты. В США проведено укрепление золой уноса грунта под основанием дорожного полотна на глубину 15 см [2].

Но и Россия не стоит на месте в использовании зол в данном направлении. Так, например, при строительстве путепровода применены уникальные технологии - впервые в России при возведении насыпей мостовых сооружений использована золошлаковая (ЗШС) смесь весом 700 тысяч тонн, что является отходами с Каширской ГРЭС за последние семь лет. По мнению специалистов, применение данного материала в дорожном строительстве имеет стратегическое значение [1].

Основные требования к золошлаковым материала, используемым в строительстве дорог, а также указания по технологии их применения, указаны в основном нормативном документе «Технические указания по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твёрдого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований и покрытий, автомобильных дорог» (ВСН 185-75) [2].

ВСН 185-75 предусматривает использование в строительстве дорог зол уноса и золошлаковых смесей, образующихся на тепловых электростанциях (ТЭС), при сжигании твёрдого топлива различного вида (бурого и каменного угля, торфа и горючих сланцев).

Золы уноса сухого отбора, при возведении автомобильных дорог, применяют в качестве активной гидравлической добавки вместе с цементом или известью, а также как самостоятельное медленно твердеющее вяжущее для строительства из укреплённых грунтов и отходов дорожных покрытий и оснований [2].

Основным критерием определяющим пригодность золошлаковых смесей используемых при возведении дорожного основания является их степень морозной пучиности. Её определяют по количеству условной деформации морозного пучения при промерзании.

Определяется пять групп грунтов по степени морозной пучинистости:

• практически непучинистые, где относительная деформация морозно гопучения менее 0,01 доли ед.;

• слабопучинистые, от 0,01 до 0,035 включительно;

• среднепучинистые, от 0,036 до 0,07 включительно;

• сильнопучинистые и черезмерно пучинистые, более 0,07.

При возведении оснований дорог без ограничений используются первая и вторая группа грунтов, третью можно применять только после проведения комплекса мероприятий по гарантии прочности земляной насыпи, преимущественно верхних его слоёв, которые находятся в зоне промерзания. Сильнопучинистые и черезмерно пучинистые, не допускаются, для строительства дорожных оснований.

Золошлаковые смеси, используемые как малоактивная гидравлическая добавка в сочетании с цементом или известью для укрепления грунтов, должны содержать частицы размером: мельче 0,071 мм - более 60%, крупнее 2 мм - не более 5%; потеря массы при прокаливании - не более 10%.

Водородный показатель (рН) всех видов грунтов должен быть не ниже 4. Общее содержание легкорастворимых солей в обрабатываемых грунтах допускается не более 3% (по массе грунта) при сульфатном засолении и не более 5% - при хлоридном [2].

При дорожном строительстве грунт, применяемый в качестве замены, должен отвечать требованиям щебеночно-гравийно-песчанных смесей используемых в качестве оснований (ГОСТ 25607-2009) или требованиям ЗШС для дорожного строительства (ОДМ 218.2.031-2013) [3].

Согласно ОДМ 218.2.031-2013 для строительства дорожного полотна можно использовать различные виды золошлаковых смесей, которые соответствуют следующим требованиям:

• в золошлаковых отходах в соответствии с нормами ГОСТ 30108 и НРБ-99/2009 не допускается превышение по показателю удельной эффективной активности естественных радионуклидов ЕРН (эфф. A). Золошлаки причисляются к первому классу по ЕРН естественных радионуклидов, следовательно они могут использоваться в различных видах работ по дорожному строительству.

• в соответствии с ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», золошлаковые отходы, применяемые в возведении дорожных насыпей, обязаны являться отходами пятого класса опасности - «практически безопасные» и не оказывать неблагоприятного воздействия на природную среду. Если золшлаки не соответствуют нужным требованиям, то требуется проводить специальные мероприятия, предусмотренные ФЗ и приказом от 30 сентября «Об утверждении порядка введения 2011 г. № 792 Министерства государственного кадастра отходов природных ресурсов Российской Федерации»;

• золошлаки, используемые в строительстве дорожного полотна, должны быть чистыми без посторонних элементов (строительного мусора, древесных останков и других) [3].

Применение золошлаковых смесей в строительстве автомобильных дорог в России способно проявить важный экологический эффект, а также позволит сократить затраты на приобретение природных материалов, возведение и содержание золошлакоотвалов.

Использованные источники: 1.Об ассоциации - Статьи на Национальная ассоциация производителей и потребителей золошлаковых материалов URL:

http://zoloshlaki.ru/news/effektivnye-podxody-k-zoloshlakovym-otxodam-shlakami-dorozhka/ (дата обращения 14.02.2017).

2.Путилин Е.И., Цветков B.C. Применение зол уноса и золошлаковых смесей при строительстве автомобильных дорог. Обзорная информация отечественного и зарубежного опыта применения отходов от сжигания твердого топлива на ТЭС. М.: СОЮЗДОРНИИ, 2003.

3.Горунович С.Б. Использование золошлаков в строительстве в контексте продления сроков эксплуатации золоотвалов ТЭЦ / С.Б. Горунович // Журнал "Новости теплоснабжения" №07 (190), 2016 г

УДК 504.064

Барыбина Т.А. студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

Россия, г. Абакан Научный руководитель: Голубничий А.А.

старший преподаватель Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Россия, г. Абакан

СПОСОБЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Аннотация: В данной статье рассматривается проблема взаимоотношения человека с природной средой. Описываются способы возмещения вреда причинённого окружающей среде, такие как реальный и денежный. Исследуются понятия: таксы и методики исчисления размера вреда.

Ключевые слова: экологическое правонарушение, возмещения вреда, таксы, методики исчисления размера вреда.

Barybina T.A. student

Katanov Khakass State University Russia, Abakan Scientific supervisor: Golubnichiy A.A.

senior lecturer Katanov Khakass State University Russia, Abakan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.