Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АРХЕТИПАХ К.Г. ЮНГА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АРХЕТИПАХ К.Г. ЮНГА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
контакт с учениками / контакт со студентами / трудные ситуации на уроках / архетипы при обучении / психология для учителя / архетипы в помощь учителю / teaching / contact with students / difficult situations in teaching / archetypes in teaching / how to use psychology in teaching / psychology for a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Мария Валерьевна

В статье рассматриваются 12 архетипов К. Г. Юнга применительно практики учителя. Дается описание каждого архетипа кратко в статье и подробно в приложении. Описываются ситуации, где могут быть применены эти знания как у учителя-предметника, так и у классного руководителя. Это помогает выработать стратегию общения с каждым, учитывая его манеру, интересы и желания. В работе учителя знание архетипов поможет подобрать индивидуальный подход к каждому ученику. Предвидя реакцию, зная сильные и слабые стороны учеников, педагог наладит контакт, что в свою очередь поможет добиться наилучших результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUNGIAN ARCHETYPES IN TAECHING

The article discusses 12 Jungian archetypes, speaking about teaching. The description of each archetype is given briefly in the article and wholly in the attachment. There are some situations where the knowledge about archetypes can be used. These are situations for a teacher or a class tutor. It helps to make a strategy of communication with everyone according to his manner, interests and wishes. In teaching this knowledge can choose an individual approach to every student. Predicting the reaction, knowing the advantages and disadvantages of pupils, teacher will make a good contact. They will get best results with the help of contact and good relationship.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АРХЕТИПАХ К.Г. ЮНГА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА»

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АРХЕТИПАХ К.Г. ЮНГА В ПРАКТИКЕ

ПЕДАГОГА

JUNGIAN ARCHETYPES IN TAECHING

Филиппова Мария Валерьевна, психолог-игропрактик, учитель английского языка, классный руководитель, зав. кафедрой иностранных языков в гимназии, Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия 41», Новоуральск Свердловской области

РШрроуа М.У. mariya.filippova.1977@mail.ru

В статье рассматриваются 12 архетипов К. Г. Юнга применительно практики учителя. Дается описание каждого архетипа кратко в статье и подробно в приложении. Описываются ситуации, где могут быть применены эти знания как у учителя-предметника, так и у классного руководителя. Это помогает выработать стратегию общения с каждым, учитывая его манеру, интересы и желания. В работе учителя знание архетипов поможет подобрать индивидуальный подход к каждому ученику. Предвидя реакцию, зная сильные и слабые стороны учеников, педагог наладит контакт, что в свою очередь поможет добиться наилучших результатов.

The article discusses 12 Jungian archetypes, speaking about teaching. The description of each archetype is given briefly in the article and wholly in the attachment. There are some situations where the knowledge about archetypes can be used. These are situations for a teacher or a class tutor. It helps to make a

Аннотация

Annotation

strategy of communication with everyone according to his manner, interests and wishes. In teaching this knowledge can choose an individual approach to every student. Predicting the reaction, knowing the advantages and disadvantages of pupils, teacher will make a good contact. They will get best results with the help of contact and good relationship.

Ключевые слова: контакт с учениками, контакт со студентами, трудные ситуации на уроках, архетипы при обучении, психология для учителя, архетипы в помощь учителю

Keywords: teaching, contact with students, difficult situations in teaching, archetypes in teaching, how to use psychology in teaching, psychology for a teacher Введение

Разные люди в аналогичных ситуациях действуют по-разному. В то же время есть схожие модели поведения людей.

Каждый человек, исходя из своего накопленного опыта, развивает свой образ поведения. Он и определяет тип его личности. В мире психологии создано несколько классификаций типов личности. Все они направлены на оценивание составляющих характеристики личности: темперамент, воля, эмоциональное развитие, физические и умственные способности, мотивация, черты характера и социальные установки. А также на определение общих черт, из которых формируется восприятие и другие психические функции.

Архетипы в классификации К. Г. Юнга. Краткое описание.

Архетип (от др.-греч. apxsxunov «первообраз, оригинал, подлинник, образец»— в аналитической психологии структурный

элемент коллективного бессознательного. [1]

Согласно концепции Карла Густава Юнга, мир состоит из пар противоположностей. Противоположности перетекают друг в друга (энантиодромия), их полярность является условием течения энергии, а соединение (конъюнкция) приводит к появлению более высоких уровней

организации бытия [2. c.151-153] Высший уровень бытия (unusmundus[en]) разделён на такие пары, как материя и психика [3. c.111-112]. Психика разделена на индивидуальную (принадлежащую отдельному человеку) и коллективную формы (принадлежащую обществу); обе они делятся далее на сознание и бессознательное.

Наконец, коллективное бессознательное разделено на инстинкты и архетипы[6. c.16-17].

Категория архетипов необходима была Юнгу для того, чтобы ответить на возражения критиков о том, что образы наследоваться не могут. Поэтому архетип и образ являются ещё одним примером пары противоположностей в классической школе. Архетипы привлекают из сознательного разума те содержания, которые им подходят. В качестве таких содержаний фигурируют образы, которые в свою очередь вызывают эмоции — беспокойство, трепет, страх. Наконец, эмоции оказывают влияние на поведение. Такова схема функционирования коллективного психологического комплекса. В поздних работах швейцарского психиатра образы и эмоции объединяются термином «символы». [5. c.383], [4. c.96-97] Классификация архетипов (подробно в Приложении 1) Невинный (Innocent) - развитие веры, уверенности и оптимизма. Искатель (Seeker) - желание отличаться, готовность пробовать новые вещи. Мудрец (Sage) - мыслить ясно, критически и формулировать собственное мнение.

Герой, победитель, воин (Warrior) - обучение соревнованию, достижению целей и, если нужно, защите себя.

Бунтарь (Destroyer) - отпускать и начинать с начала; предпринимать действия в безвыходных ситуациях.

Волшебник (Magician) - творить перемены, изменяя свой образ мыслей или поведение.

Славный малый (Orphan) - осознание, что бывают также плохие вещи, и развитие реализма.

Влюблённый (Lover) - любить других, быть романтичным и близким, брать на себя обязательства.

Шут (Jester) - получать удовольствие от жизни и работы; наслаждаться моментом.

Родитель, опекун (Caregiver) - демонстрация заботы и сочувствия к другим, помощь.

Творец (Creator) - демонстрация воображения, новаторства и одарённости. Правитель (Ruler) - брать ответственность, жить в соответствии со своими ценностями.

Применение знаний об архетипах в практике педагога.

Изучая архетипы личности, набирая информацию об общих чертах, в воображении предстают яркие образы учеников, коллег из практики. Первостепенный вывод - зная характерные черты, человек знает их стиль поведения, реакцию, цели и страхи. Так, возможно выработать стратегию общения с каждым, учитывая его манеру, интересы и желания. Причём нельзя это рассматривать с точки зрения «подстроиться под него, перенять его стиль». Это значит учесть в общении с ним его особенности, в разговоре затронуть именно то, на что он сам обращает особое внимание. Подчеркнуть сильные стороны и мягко обойти, тактично проработать слабые. В работе учителя знание архетипов поможет подобрать индивидуальный подход к каждому ученику.

В каждом классе есть свой «шут». Нередко его поведение вызывает у учителя раздражение, ведь он, по сути, отвлекает внимание на себя, переводит разговор на отвлечённые темы. Осознавая цель его существования (хорошо провести время и сделать мир радостнее), учитель терпимее отнесётся к такому ребёнку. Развлекать окружение - его потребность, причиной не является сорвать урок и навредить. В такой ситуации реакция учителя мудрее будет не пресекать грубо и резко высказывания «шута», а посмеяться вместе и мягко завершить диалог,

переключив внимание на себя. Возможно, самым сложным типом ученика на уроке является «бунтарь». Он регулярно задаёт каверзные вопросы, вызывая учителя на диспут. Что делать с «бунтарём»? Признать его сущность. Таким образом, снять собственную резкую реакцию на его выпады. В случае вклинивания лишних провокационных вопросов предложить обязательно обсудить, но после урока. То есть не отказывать, но и время и нервы на уроке не тратить.

В плане классного руководства и воспитательной системы знание архетипов не менее важно. При распределении обязанностей полезно выделить «творцов», но контролировать их идеи в начале пути. «Мудрецу» эффективно будет давать слово в конце обсуждения, для подведения итогов, он выявит минусы и плюсы проекта. «Славные малые» - это костяк класса, тыл и поддержка, общее мнение.

Одновременно с применением знаний архетипов в общении с подростками, важно дать им эту информацию. В старших классах сделать «Архетипы личности» темой серии классных часов. Учащиеся смогут найти общий язык с учителями, родителями, родственниками и друзьями. Например, встречаются люди «герои, победители», целью которых является доказательство собственной ценности, они стараются улучшить мир. Осознавая их желание укрепить собственную значимость, находя выходы из сложных ситуаций и принимая во внимание их слабые стороны, такие как уязвимость, высокомерие, неумение успокоиться, дети смогут выстроить разговор и чувствовать себя при этом увереннее. Непросто бывает ответить амбициозному экспериментатору «творцу». Часто это авторитарный взрослый, который имеет много идей и его цель воплотить задуманное. В то же время слабая его сторона это перфекционизм, а страх быть посредственным и заурядным в видении заставляет его придумывать гиперпроекты. Знание этого позволит посмотреть на человека как бы с другой стороны, мягче воспринимать категоричные заявления, понимая природу, откуда это идет.

Учащиеся смогут определить свой архетип и архетипы окружающих людей. Им будет проще строить взаимоотношения и находить общий язык, «усмирить своих коней» и развить сильные стороны. Заключение

Итак, изучив характеристики, признаки и особенности архетипов, мы можем применять их в профессиональной практике, что, несомненно, даст высокие результаты, повысит эффективность общения и поможет достигать целей, выстраивая отношения бесконфликтно.

Литература

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D1%82 %D0%B8%D0%BF_(%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0 %BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

2. Кембриджское руководство по аналитической психологии = The Cambridge companion to Jung / Под ред. П. Янг-Айзендрат и Т. Даусона. — 2-е изд. — М.: Добросвет, КДУ, 2014. — 476 с. — (Глубинная психология и психоанализ).

3. Франц М.-Л. фон. Психэ и материя = Psyche und Materie. — М.: Клуб Касталия, 2013.

4. Юнг К. Г. и др. Человек и его символы = Man and his symbols. — М.: Медков С. Б., 2006. — 352 с.

5. Юнг К. Г. Символы трансформации = Symbols of Transformation. — М.: АСТ, 2008. — 731 с. — (Philosophy).

6. Юнг К. Г. Эон: Исследования о символике самости = Aion: Researches into the phenomenology of the Self. — М.: Академический Проект, 2009. — 340 с. — (Психологические технологии)

7. Юнг К. Психологические типы. — М., 1995.

Literature

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D1%82 %D0%B8%D0%BF_(%D0%BF%D 1 %81 %D0%B8%D 1 %85%D0%BE%D0 %BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

2. Cambridge Guide to Analytical Psychology = The Cambridge companion to Jung / Ed. P. Young-Eisendrath and T. Dawson. - 2nd ed. - M .: Dobrosvet, KDU, 2014 .-- 476 p. - (Depth Psychology and Psychoanalysis).

3. Franz M.-L. background. Psyche and Matter = Psyche und Materie. - M .: Kastalia Club, 2013.

4. Jung KG et al. Man and his symbols = Man and his symbols. - M .: Medkov S. B., 2006 .-- 352 p.

5. Jung K. G. Symbols of transformation = Symbols of Transformation. - M .: AST, 2008 .-- 731 p. - (Philosophy).

6. Jung CG Aion: Researches into the phenomenology of the Self. - M .: Academic Project, 2009 .-- 340 p. - (Psychological Technologies)

7. Jung K. Psychological types. - M., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.