Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛЕССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛЕССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
здоровьесберегающие технологии / здоровье / студенты / учебно-воспитательный процесс / health-saving technologies / health / students / educational process

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Kalenchuk L.N., Vasilevska V.A.

Работа в условиях пандемии ставит перед вузами задачи поиска современных здоровьесберегающих технологий. Комплексное использование технологий, направленных на соблюдение гигиенических норм, повышающих качество образовательного процесса, позволяет сохранить здоровье студентов и пре-подавателей и обеспечить высокое качество учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Kalenchuk L.N., Vasilevska V.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AT POLESSKY STATE UNIVERSITY

Working in the conditions of the pandemic of coronavirus infection poses the task for universities to search for modern health-saving technologies. The integrated use of technologies aimed at compliance with hygienic standards, modern technologies that improve the quality of the educational process allows us to preserve the health of students and teachers and ensure high quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛЕССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

УДК 371.7

Л.Н. КАЛЕНЧУК, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта1

В.А. ВАСИЛЕВСКА

старший преподаватель кафедры физической реабилитации и спортивной медицины1 1Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 23 мая 2023 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИИ В ПОЛЕССКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Работа в условиях пандемии ставит перед вузами задачи поиска современных здоровьесберегающих технологий.

Комплексное использование технологий, направленных на соблюдение гигиенических норм, повышающих качество образовательного процесса, позволяет сохранить здоровье студентов и преподавателей и обеспечить высокое качество учебного процесса.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, студенты, учебно-воспитательный процесс.

KALENCHUK L.N., PhD in Ped.Sc., Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Physical Culture & Sports1

VASILEVSKA V.A.

Senior Lecturer of the Department of Physical Rehabilitation & Sports Medicine1 1Polessky State University, Pinsk, Belarus

APPLICATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES AT POLESSKY STATE UNIVERSITY

Working in the conditions of the pandemic of coronavirus infection poses the task for universities to search for modern health-saving technologies.

The integrated use of technologies aimed at compliance with hygienic standards, modern technologies that improve the quality of the educational process allows us to preserve the health of students and teachers and ensure high quality of the educational process.

Keywords: health-saving technologies, health, students, educational process.

Введение. В последние десятилетия все большую актуальность приобретают пробле-

мы состояния здоровья подрастающего поколения. В связи с этим перед учреждениями

образования стоит задача обеспечить формирование гармоничного развития молодежи, их полноценное физическое и психическое здоровье.

Кризисные явления, возникшие на современном этапе развития общества (экономический спад, наличие пандемии короновирусной инфекции, неуверенность в завтрашнем дне и др.) способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у студенческой молодежи, что проявляется в снижении творческой активности, отклонении в их социальном поведении. В создавшейся обстановке перед учреждениями образования (УО), осуществляющими обучение и воспитание подрастающего поколения, стоит задача поиска наиболее эффективных здоро-вье-сберегающих технологий, направленных на охрану здоровья студентов.

Целью работы является анализ использования здоровье-сберегающих технологий на факультете Организации здорового образа жизни (ОЗОЖ) Полесского государственного университета в условиях пандемии.

В исследовании принимали участие студенты факультета Организации здорового образа жизни.

Методы исследования: анализ документации, анкетирование, опрос, беседа.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ литературы по проблеме здоровьесбережения подрастающего поколения показал, что существуют различные подходы и трактовки к определению здоровье-

сберегающих технологий [1, 2]. Наиболее актуальным подходом, на наш взгляд, является трактовка, предложенная профессором Петровым О.В, который понимает под ней систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (студентов, педагогов и др.) [3]. По его мнению, в эту систему входит:

• использование данных мониторинга состояния здоровья студентов, проводимого работниками учреждения образования, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

• учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памя-

ти, мышления, работоспособности, активности и т. д. студентов данной возрастной группы;

• создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

• использование разнообразных здоровье-сберегающих технологий деятельности студентов, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Понятие «здоровье-сберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья преподавателя и студентов.

В сложившейся ситуации работы вузов в условиях пандемии коронавирусной инфекции осуществляется поиск наиболее эффективных здоровье-сберегающих технологий, направленных на предупреждение заболеваемости и создание оптимальных условий для качественной подготовки специалистов высшего звена.

В поле нашего внимания находилось исследование использования здоровье-

сберегающих технологий на факультете организации здорового образа жизни Полесского университета.

Анализ нормативных документов, опыта организации учебно-воспитательного процесса факультета и собственный опыт работы позволяет выделить следующие группы здо-ровье-сберегающих технологий, эффективных в учебно-воспитательном процессе вуза:

1) технологии, обеспечивающие санитарно-противоэпидемические и гигиенические условия образовательного процесса:

- мониторинг состояния здоровья студентов и преподавателей;

- выявление заболевших вирусной инфекцией и контактов первого уровня и своевременная их изоляция;

- регулярное проведение бесед с преподавателями и студентами, направленных на донесение достоверной информации по эпидемической обстановке в университете, городе Республике, мире.

- соблюдение противоэпидемических мероприятий: обязательное ношение маски,

дезинфекция рук, проветривание и влажная уборка помещений.

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности студентов.

Организация учебного процесса предусматривала следующие мероприятия:

- за одной группой студентов закреплялась одна аудитория на весь учебный день. Поточные лекции проводились в режиме онлайн.

- по возможности, студенты на занятиях в аудиториях рассаживались по одному человеку за стол.

3) инновационные педагогические технологии, используемые в учебно-

воспитательном процессе.

Для уменьшения контактов на факультете Организации здорового образа жизни 30% аудиторных занятий было переведено на дистанционное обучение в системе Teams Microsoft или Moodle.

Учитывая тот факт, что в Республике Беларусь не был введен полный карантин, использование различных форм дистанционного обучения имело огромное значение в плане здоровье-сбережения.

Проведение части занятий в Teams Microsoft или Moodle позволило уменьшить аудиторную нагрузку на студентов и преподавателей, а также участвовать в учебном процессе студентам и преподавателям, находящимся на самоизоляции как контактам первого уровня, что очень важно для выполнения программы обучения и своевременной отработки занятий.

4) другие здоровье-сберегающие техноло-

гии, к которым можно отнести создание благоприятного эмоциональнопсихологического климата в учебно-

воспитательном процессе, пропаганду здорового образа жизни, физическую активность.

Нами был проведен опрос студентов факультета в отношении эмоциональнопсихологического климата и пропаганды здорового образа жизни на факультете методом анкетирования. В анкетировании приняли участие 121 человек.

Студентам факультета было предложено ответить на вопрос: «Как Вы оцениваете эмоционально-психологический климат на факультете?» Анкетирование показал, что 80% (97 человека) респондентов считают, что эмоционально-психологический климат на факультете положительный; 5,8% (7человек) считают его удовлетворительным, 14,2% (17 человек) затруднились ответить на поставленный вопрос.

По мнению всех респондентов на факультете активно ведется пропаганда здорового образа жизни.

Проведение вышеуказанных здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательном процессе факультета дал хороший эффект в плане сохранения здоровья студентов и преподавателей. На факультете отмечались единичные случаи заболевания короновирусной инфекцией. Случаи смертельных исходов отсутствовали.

Выводы. Анализ использования здоровьесберегающих технологий на факультете организации здорового образа жизни Полесского университета показал, что наибольший эффект для здоровье-сбережения студентов имеет комплексное использование следующих групп технологий:

- технологии, обеспечивающие соблюдение санитарно-противоэпидемического режима и гигиенических условий;

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности студентов;

- инновационные компьютерные педагогические технологии;

- создание благоприятного эмоциональнопсихологического климата в учебновоспитательном процессе, пропаганда здорового образа жизни, физическая активность студентов.

Применение этих групп здоровьесберегающих технологий позволило сохранить здоровье учащихся и преподавателей, обеспечило качественный учебно-образовательный процесс.

Список литературы

1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. / Н.К Смирнова / - М.: АПК и ПРО, 2002. - С. 62.

2. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. / Е.В. Советова / -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

3. Ястребова Э.М. Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения. / Э.Р. Ястребова // Педагогика, традиции и инновации: материалы 6-й Междунар. науч. конф. - Челябинск, февраль 2015. - С. 231-234.

Received 23 May 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.