Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловой туризм / бизнес-тур / инсентив туризм / выставки / имидж страны / business tourism / business tour / incentive tourism / exhibitions / image of the country

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жураева З.Т.

В данной статье мы постарались проанализировать состояние и специфические свойства делового туризма стран Европы, Ближнего Востока, Американского континента. Изучая основные виды делового туризма, как бизнес- поездки, конгрессно-выставочный туризм и инсентив туризм, предлагаются некоторые направления его развития в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM IN UZBEKISTAN

In this article we tried to analyze the state and specific features of business tourism in Europe, the Middle East, the Americas. Studying the main types of business tourism, as a business trip, congress and exhibition tourism and incentive tourism, some directions of its development in Uzbekistan are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 338.48.

Жураева З. Т. старший преподаватель Бухарский государственный университет

Узбекистан, Бухара

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РАЗВИТИИ ДЕЛОВОГО

ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ Аннотация. В данной статье мы постарались проанализировать состояние и специфические свойства делового туризма стран Европы, Ближнего Востока, Американского континента. Изучая основные виды делового туризма, как бизнес- поездки, конгрессно-выставочный туризм и инсентив туризм, предлагаются некоторые направления его развития в Узбекистане.

Ключевые слова: деловой туризм, бизнес-тур, инсентив туризм, выставки, имидж страны.

Juraeva Z. T. senior lecturer Bukhara State University Uzbekistan, Bukhara APPLICATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN DEVELOPMENT OF BUSINESS TOURISM IN UZBEKISTAN Annotation. In this article we tried to analyze the state and specific features of business tourism in Europe, the Middle East, the Americas. Studying the main types of business tourism, as a business trip, congress and exhibition tourism and incentive tourism, some directions of its development in Uzbekistan are proposed.

Key words: business tourism, business tour, incentive tourism, exhibitions, image of the country.

Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, новыми впечатлениями, удовольствием. Он прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов.

В настоящее время туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма занято свыше 300 млн. человек, т.е. каждый десятый работник в мире. Это число меняется год - за годом, к 2020 году спрос на кадров в сфере туризма насчитывается ещё на 200 млн. человек. По мировой статистике на долю туризма приходится 11% мировых потребительских расходов, 8% общего объема инвестиций, 5% всех на логовых поступлений и треть мировой торговли услугами. Туризм оказывает огромное влияние на такие основные секторы хозяйства, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, таким образом выступает в роле катализатора социально -экономического развития.

Туризм в современном мире проявляется в разных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т. е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящих от определенных практических целей.

Более динамично развивающим видом туризма на сегодняшний день является деловой туризм. Более 100 млн поездок ежегодно совершается в виде бизнес-поездок. Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания.

Занимая первое место в мире по числу прибытий и расходам на деловой туризм, Европа тем не менее постепенно утрачивает лидирующие позиции на этом сегменте туристского рынка. С концов 1990 г. в условиях экономического спада фирмам пришлось переходить на жесткий режим экономии. В том числе сокращали количество командировок, объединяя несколько поездок в одну, вводили усовершенствованные системы связи для решения большинства вопросов на месте, бронировали недорогие средства размещения и приобретали авиабилеты со скидкой.

Германия является мировой столицей международных выставок и ярмарок. Ежегодно здесь проводятся в среднем 150 международных и межрегиональных выставок и ярмарок, и это составляет почти две третиот общего количества организуемых в Европе. В их числе пять из десяти крупнейших в мире по обороту ярмарок. Германия является основным "экспортёром" деловых туристов в Европе. Ежегодно свыше 5 млн немцев отправляются в командировки, из них 3 % выезжают за рубеж, 21 % путешествует и за границу, и по своей стране, 76 % совершают служебные поездки по Германии. По данным - средняя продолжительность служебной поездки в страны, расположенные на другом континенте, составляет 12 - 13 дней, внутри региона -5-6 дней, а по своей стране -3-4 дня.

А главными «импортёрами» среди европейских государств, принимающих потоки деловых людей, выделяются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место занимает Бельгия с главным городом Брюсселем, являющимся одновременно и столицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое десятое прибытие осуществляется с деловыми целями, в Великобритании - каждое третье.

Бизнес-туризм стремительно развивается на американском континенте. Американские фирмы продолжают наращивать объёмы финансирования на деловую часть поездки, экономя на организации отдыха и развлечений бизнесменов.

Под конгрессно-выставочным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. По статистике ВТО, доля конгрессно-выставочного туризма в общем объеме деловых поездок составляет 10- 12 %. В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям,

семинарам, а также выставкам и ярмаркам. Сектор спроса конгрессного туризма делится следующим образом: в 55 % случаев инициаторами конгрессов выступают компании и предприятия, в 45 % случаев -ассоциации, федерации и общественные организации.

Инсентив туризм представляет собой поездки, предоставленные руководством фирмы своим сотрудникам бесплатно в качестве поощрения за хорошую работу. Инсентив- туры, как правило, предусматривают хорошее качественное обслуживание по системе "все включено". Общая доля делового туризма составляет от 10 до 20 % в международном туристском объеме. Выделяются два вида инсентив туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, дилерские школы. Инсентив программа -лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время.

В Узбекистане деловой туризм недостаточно развит, но имеется огромнейший потенциал. В том числе, крупные города как Ташкент, Самарканд, Бухара имеют неповторяющиеся облик древности. Здесь можно совмещать культурные и деловые программы для туристов из разных стран. И эти же города идеально подходят для большинства деловых мероприятий. День- за днём увеличивается число гостиниц, бизнес-центров. В центральных городах строятся «города внутри города», такие как «Ташкент -сити», «Самарканд-сити», «Бухара-сити» и т.д., в которых привлекаются огромнейшие инвестиции из разных уголков мира. Именно для инвесторов можно организовать бизнес и инсентив-туры, включая выстовочно-конгрессные мероприятия.

Узбекистан славится своей очень сытной гастрономией, можно организовать разные мастер-классы для деловых туристов. В последние годы в Узбекистане уделяется огромное внимание на организацию фестивалей, ежегодно организуется в порядке 50 фестивалей. И это привлечёт не только внутренних, но и зарубежных деловых людей, туристов.

В целях развития делового туризма в Узбекистане, предлагаем обращать внимание на нижеследующие предложения:

•во- первых, необходимо создать соответствующую инфраструктуру, которую обеспечивает доступность статистических информаций, как зарубежным партнёрам, так и для местных предпринимателей;

• во-вторых, надо создать отделы по деловому туризму при Региональных отделений Департамента по Туризму, которые поддерживали бы бизнес-поездки со стороны государства;

• В-третьих, со стороны туристических фирм надо рекламировать и продвигать инсентив- туры по республике и за рубежом. Пока мы насчитали только 30 туристических предприятий, которые предлагают деловые -инсентив- туры, цена которых варьируется от 40 до 550 $ США.;

•Надо разработать и поощрять систему подготовки и переквалификации кадров в сфере делового туризма.

Эксперты отмечают, что в Узбекистане, как и в других точках мира, деловой, в.т.ч. инсентив туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.

Программы деловых туров зависят от специализации организаторов поездки и региона. Наиболее популярными регионами для проведения поощрительных поездок становятся рекреационные и деловые центры.

Использованные источники:

1. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика,2000.

2. Глушко А. А., Сазыкин А.М. География туризма. - Владивосток: изд-во. Дальневосточного университета, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.