Научная статья на тему 'Применение зарубежного финансирования в проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли'

Применение зарубежного финансирования в проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование / лизинг / сделка

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Питулько Сергей Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы международного лизинга и его использования для наиболее эффективного развития предприятий аэрокосмической отрасли. Описывается механизм финансирования проектов, а также организация СП с участием производителя продукции и зарубежного заказчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение зарубежного финансирования в проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли»

Применение зарубежного финансирования в проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли Питулько С. Ю.

Питулько Сергей Юрьевич /Pitulko Sergey Yurievich - кандидат экономических наук,

директор по гособоронзаказу и обеспечению поставок продукции двойного назначения,

АО «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко», г. Химки, Московская область

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы международного лизинга и его использования для наиболее эффективного развития предприятий аэрокосмической отрасли. Описывается механизм финансирования проектов, а также организация СП с участием производителя продукции и зарубежного заказчика.

Ключевые слова: финансирование, лизинг, сделка.

Применение зарубежного финансирования и его особой формы -внешнеэкономического (международного) лизинга вызвано тем, что в настоящее время для проведения масштабных лизинговых операций в России, прежде всего не хватает достаточно «длинных» и сравнительно дешевых денег, которыми располагают зарубежные финансовые институты. По этой причине перед российской экономикой стоит задача привлечения и эффективного использования таких финансовых источников в лизинговой деятельности [2].

Необходимо подчеркнуть, что международный лизинг более эффективно развивается в тех странах, где созданы благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного и налогового обложения, определены льготные процедуры лизинговых платежей.

Международным считается лизинг, при котором хотя бы одна из сторон договора -нерезидент страны лизингодателя или лизингополучателя или все участники сделки находятся в разных странах. Объектом лизинга может быть любое движимое или недвижимое имущество, относящееся к основным средствам.

В настоящее время в организации международных лизинговых сделок используется система унифицированных юридических понятий и гармонизированных условий лизинговых договоров, согласованных 55 странами мира в рамках Конвенции УНИДРУА о международном лизинге. Россия стала участником данной конвенции в 1998 г.

Становлению международного лизинга в России способствовало формирование внутреннего лизинга, поскольку они решают разные задачи. Если внутренний лизинг в основном способствует активизации инвестиционных процессов внутри страны, то внешнеэкономический лизинг является объективным фактором глобализации сферы производства и возможностей зарубежных финансовых институтов, облегчая тем самым финансирование не только импорта производственного оборудования, но и передачу ноу-хау и новейших технологий в российскую экономику.

Международный (внешнеэкономический) лизинг для аэрокосмической отрасли в зависимости от поставленных целей и задач может принимать следующие формы:

♦ экспортный лизинг, в рамках организации которого лизингополучателем является зарубежный участник сделки, а объект лизинга (как правило, аэрокосмическая техника) на условиях экспортного контракта вывозится из России;

♦ импортный лизинг, в рамках которого на условиях импортного контракта зарубежный участник является лизингодателем, а объект сделки (как правило, производственное оборудование) поставляется непосредственно на предприятие аэрокосмической отрасли;

♦ транзитный лизинг, в рамках которого лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных странах.

Несмотря на то, что при разработке российского законодательства были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции УНИДРУА, в практике

I 31 I НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

организации международных лизинговых сделок в настоящее время в России можно выделить некоторые различия.

1. В отличие от международных требований российское законодательство о лизинге не предусматривает необходимость заключения договора лизинга непосредственно к моменту приобретения оборудования либо установления сроков его заключения.

2. В соответствии с Конвенцией предметом лизинговой сделки могут быть средства производства, комплектное и прочее оборудование. Конвенцией не предусмотрена передача в лизинг предприятий, что является правомерным в соответствии с российским законодательством.

3. Конвенцией предусмотрено, что сумма совокупных лизинговых платежей должна быть эквивалентна всей либо большей части начисленного износа оборудования. В российском законодательстве существует аналогичное условие, но оно используется не во всех лизинговых сделках.

4. В соответствии с Конвенцией лизингополучатель может отказаться от объекта лизинговой сделки либо расторгнуть ее в случае, если лизингодатель ненадлежащим образом исполнил свои обязательства. Российское законодательство определяет ответственность за поставку имущества ненадлежащего качества в зависимости от существенности выявленных недостатков и от того, кто именно выбирал поставщика (продавца) имущества — лизингополучатель либо лизингодатель.

При использовании международного лизинга в России необходимо учитывать требования международного стандарта IAS 17 по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций, опубликованного Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Согласно стандарту IAS 17 под финансовым лизингом понимается лизинговая сделка, в которой практически все риски и доходы, связанные с владением имуществом, передаются лизингополучателю. Право собственности на имущество может передаваться (или не передаваться) в конце срока договора. В финансовом лизинге лизинговые платежи в течение всего срока лизинга обеспечивают лизингодателю возврат стоимости имущества и получение прибыли на вложенный капитал. Знание требований указанного стандарта необходимо при выборе системы бухгалтерского учета конкретного вида лизинга (финансового либо оперативного).

Одним из направлений дальнейшего расширения международного лизинга является максимальное использование преимуществ и возможностей, которые предоставляет эта форма лизинга. Международные операции лизинга основываются на различиях, существующих на уровне понятия собственности в разных странах:

♦ в странах римского права единственным владельцем имущества является субъект, который имеет документ, подтверждающий право собственности на это имущество;

♦ в англо-саксонских странах собственником имущества считается тот, кто его эксплуатирует.

Данное различие используется в целях организации ступенчатого налогового лизинга: операция начинается в той стране, где налоговые преимущества, связанные с инвестированием, даются юридическому владельцу, и заканчивается в стране, в которой они даются экономическому владельцу. Вследствие этого, осуществляя лизинговую сделку в России, зарубежный лизингодатель может избежать двойного налогообложения, если будет осуществлять свою деятельность через механизм сублизинга либо через дочернюю лизинговую компанию. Аналогичная схема организации отношений может быть использована предприятиями - изготовителями экспортной продукции аэрокосмической отрасли России, потенциально являющимися лизингополучателями новейшего оборудования, необходимого для их технического переоснащения.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 32 |

В соответствии с международной классификацией участники лизинговой деятельности могут быть условно подразделены на группы:

♦ специализированные лизинговые компании как посредники между производителями оборудования и его лизингополучателями;

♦ производители и продавцы оборудования, использующие лизинг в качестве инструмента продвижения их товаров на рынок средств производства;

♦ партнеры и спонсоры, заинтересованные и участвующие в реализации инвестиционного проекта, которые используют лизинг в качестве эффективного метода его финансирования.

Для российских предприятий аэрокосмической отрасли, реализующих крупномасштабные проекты, особенно актуальным можно считать расширение возможностей организации лизинговых сделок на основе организации партнерских взаимоотношений. По этой причине одним из направлений преодоления существующих сложностей при реализации международного лизинга в аэрокосмической отрасли является создание совместных лизинговых компаний посредством образования дочерних компаний в России либо за рубежом. Реализация лизинговых отношений через контролируемую компанию позволит заинтересовать всех участников проектной деятельности в силу обеспечения транспарентности таких сделок.

Создание совместных предприятий в России позволяет решить вопросы налогового характера в части возмещения НДС и способствует сокращению транзакционных издержек лизинговой сделки в части, касающейся валютного обслуживания сделки, при наличии лицензии Центрального банка РФ на осуществление валютных операций.

Создание совместных компаний за рубежом может также способствовать сокращению затрат по реализации лизинговых сделок в силу возможностей использования более дешевых денежных ресурсов глобального рынка капитала, а также преимуществ налоговых и таможенных режимов зарубежных стран.

Весь комплекс международных лизинговых услуг в России осуществляется отечественными, совместными и зарубежными лизинговыми компаниями. Основной целью международного лизинга для аэрокосмической отрасли является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Лизинговый процесс по приобретению имущества иностранного происхождения начинается с того, что лизингополучатель, имея предложение на импорт определенного оборудования, выбирает зарубежную лизинговую компанию или банк, которые возьмут на себя функции лизингодателя, определяющие затем вид и форму предстоящего лизинга. Особенно это актуально в условиях развивающегося мирового кризиса, который затронул банковскую сферу. В общем виде финансирование международного лизинга представлено на рис.

I 33 I НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

Рис. 1. Механизм финансирования проектной деятельности предприятия аэрокосмической отрасли с использованием международного лизинга:

1- организация СП с участием производителя АКТ и зарубежного заказчика АКТ (в том числе внесение взносов в уставный капитал); 2 - заключение контракта на разработку и поставку АКТ; 3 - поставка АКТ в рамках операционной деятельности; 4 - оплата АКТ в рамках операционной деятельности; 5 - учреждение дочерней лизинговой компании; 6 - заключение договора международного лизинга между Лизингодателем и Лизингополучателем;

7 - заключение кредитного договора с зарубежным банком; 8 - представление СП гарантии возврата средств по кредитному договору; 9 - страхование сделки иностранной страховой компанией; 10 - заключение договора на поставку технологического оборудования;

11 - предоставление кредита Лизингодателю зарубежным банком; 12 - оплата Лизингодателем оборудования его изготовителю; 13 - поставка технологического оборудования изготовителем дочерней Лизинговой компании Лизингодателю; 14 - поставка технологического оборудования Лизингодателем по договору международного лизинга;

15 - выплата лизинговых платежей Лизингополучателем

Большое значение для развития как внутреннего, так и внешнеэкономического лизинга представляет широкое использование лизинга с полным набором (пакетом) услуг (Full-service leasing). Такая форма лизинга предполагает, что российский или зарубежный лизингодатель помимо выполнения работ, связанных с приобретением и передачей имущества лизингополучателю, принимает на себя выполнение ряда дополнительных функций (например, по уплате налогов, страхованию и техническому обслуживанию имущества). Лизингодатель может взять на себя и другие обязательства: оказание услуг по подбору оборудования, исходя из производственных интересов покупателя, планирования структуры и последовательности обновления технического парка клиентов, замену оборудования в случае непредвиденного выхода его из строя. Данный вид сделки широко используется в развитых странах, поскольку обеспечивает обоюдную заинтересованность лизингодателя и лизингополучателя в успешном завершении инвестиционного проекта. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций на российский рынок лизинга может стать основной движущей силой развития предприятий и организаций аэрокосмической отрасли. Лизинг может стать одним из прогрессивных методов финансирования отраслевых инвестиционных

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015 | 34 |

проектов, способствующих ускоренному обновлению производственной базы на основе обеспечения доступа к передовой технике. Значение лизинга усиливается тем, что он позволяет разрешить противоречие между необходимостью использования в условиях обостряющейся конкуренции современной техники и быстрым моральным ее старением.

Последующая детализация этих направлений должна учитывать специфику проекта технического обновления, а также условия функционирования отрасли (кризис, негативная динамика предыдущего развития, разработка целевых программных документов и т. д.). При этом необходимо уметь привлекать инвестиции внутри страны и за рубежом, анализировать их достоинства и недостатки и наиболее полно использовать механизмы, позволяющие различным источникам финансирования заменять или дополнять друг друга в процессе проектирования и реализации сделки.

Таким образом, внедрение в практику перечисленных направлений совершенствования лизингового процесса позволит лизингу стать веду щим инструментом повышения эффективности финансирования про ектов как технического переоснащения предприятий аэрокосмической отрасли России, так и реализации их крупномасштабных проектов.

Автор рассматривает лизинг как перспективный и эффективный метод финансирования аэрокосмических проектов, что объясняется следующими обстоятельствами.

Разработанные и предлагаемые к использованию методические подходы, позволяют компании-лизингополучателю выбрать именно того лизингодателя, критерии деятельности которого окажутся наиболее оптимальными из числа рассматриваемых компаний.

В целях проведения углубленного анализа предлагается использовать методику сравнения совокупных затрат на обслуживание долговых обязательств перед различными лизингодателями. Критерием выбора является сумма чистого дисконтированного потока денежных платежей лизинговой сделки, по которой они окажутся наименьшими.

Развитие такого рода сделок потребует четкой организации лизингового процесса в аэрокосмической отрасли, для чего необходимо строго соблюдать и выполнять рекомендуемые в работе организационные процедуры.

Литература

1. Джуха В.М. Лизинговая форма инвестирования: анализ и оценка. Ростов-на-

Дону. 1999. 177 с.

2. Кирковое А. Эффективность лизинговых операций для лизингополучателя по

сравнению с кредитованием после принятия главы 25 НК РФ. Лизинг -ревю.

2002. № 1-2.

3. Лелецкий Д.В. Об экономической сущности лизинга. Сборник научных трудов

Института экономики и финансов. Ч. 1. М. МГУЭС. 1998. 75 -80 с.

| 35 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1. 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.