Научная статья на тему 'Применение юниарного подхода в системе профессионального образования врачей'

Применение юниарного подхода в системе профессионального образования врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсяницкая Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение юниарного подхода в системе профессионального образования врачей»

Овсяницкая Лариса Юрьевна,

Уральский социально-экономический институт (филиал) образовательного учреждения профсоюзов высшего профессионального образования «Академия труда и социальных отношений», кафедра «Прикладная информатика и математика», доцент

Применение юниарного подхода в системе профессионального образования врачей

К настоящему времени в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой органов управления здравоохранением [1]. Однако, информатизация здравоохранения невозможна без постоянного повышения квалификации специалистов здравоохранения.

Возможность обучения вопросам информатики в рамках обязательного последипломного и дополнительного образования врачей существует на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения медицинских университетов и академий. Повышение квалификации проходят главные врачи, заместители главных врачей, врачи-статистики, методисты и клинические ординаторы (будущие руководители стационарных отделений, служб, кабинетов).

На занятиях рассматриваются вопросы внедрения современных программных и аппаратных лечебных и диагностических комплексов, переход медицинских учреждений на систему электронных торгов и электронного документооборота. Поэтому является актуальным вопрос компетентности преподавателя информационных технологий как в области информатики, так и в области медицины. Возникает вопрос: где может сейчас пройти повышение квалификации в области здравоохранения преподаватель информатики?

Обучающиеся на циклах дополнительного и последипломного образования врачей являются представителями практической медицины, и главная цель их обучения - это получение новой информации и ответов на возникшие производственные вопросы. При этом на занятиях по информационным технологиям присутствует представители различных областей медицины, различных территориальных, административных и географических образований; сотрудники, как сельских больниц, так и крупнейших федеральных комплексов, обладающие различным уровнем информационной компетентности [2]. Поэтому преподаватель должен быть компетентен в области информационных технологий, в области андрагогики и иметь представление о существующих потребностях в области информационных средств и ресурсов представителей разных областей медицины [3].

Полагаем, что единственным доступным источником достоверной, актуальной, разносторонней и компетентной информации являются сами специалисты здравоохранения, обучаемые на циклах последипломного и дополнительного образования врачей. Поэтому необходимо так сформировать структуру обучения, чтобы, помимо выполнения основной образовательной программы, преподаватель «из первых рук» мог узнать о текущих потребностях медицины в информационных технологиях и, в соответствии с полученной информацией, модифицировать и адаптировать содержание занятий последующих групп.

Для описания указанного подхода обучения с обратной связью мы ввели термин «юни-арный» (шю (лат.) - объединение, союз). Данный подход интегрирует элементы контекстного, фреймового, партисипарного, компетентного и голографического подходов, процесса фасилитации, а также принципов андрагогики, на определенных этапах предоставляющих ведущую роль обучаемым, а не обучающему. Необходимость создания юниарного подхода вызвана тем, что медицинская информатика является междисциплинарной областью, но существующие междисциплинарные подходы основаны на общности или предметов изучения (например, биологи, химики, экологи, врачи изучают растения каждый со своей точки зрения), или методов изучения (например, специфические физические или химические эксперименты для изучения различных объектов).

В случае медицины и информатики мы видим, что не существует ни общего объекта исследования, ни метода. Медицина и информатика не создают общие методы или объекты

исследования, они развиваются параллельно, но одним из катализаторов развития являются достижения друг друга.

Задача преподавателя - построить обучение в виде диалога таким образом, чтобы создать на занятиях атмосферу партнерства и взаимопомощи. Задания для контрольных работ, рефератов, содержание ситуационных задач должно предусматривать вопросы, ответы на которые дадут преподавателю информацию о текущих потребностях медицины в области информатики и будут служить основой для формирования содержания будущих занятий.

Таким образом, возможность получения и анализа своевременной, актуальной информации о потребностях здравоохранения в области информационных технологий, позволит качественно изменить уровень проведения занятий и способствовать формированию высокого уровня информационной компетентности врачей, что в итоге приведет к повышению качества оказания медицинских услуг населению.

Литература

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 N 364 (ред. от 12.04.2012) «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

2. Овсяницкая Л.Ю. Особенности организации ИТ-образования врачей на циклах последипломного обучения // Сборник научных трудов «Проблемы городского здравоохранения» Вып. 14: С-Пб, «ВВМ», 2009.

3. Колесникова И.А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др.; Под ред. И.А.Колесниковой - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.