Научная статья на тему 'Применение высококачественных труб - гарантия от лавинообразного разрушения трубопровода высокого давления'

Применение высококачественных труб - гарантия от лавинообразного разрушения трубопровода высокого давления Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пышминцев И. Ю., Столяров В. И., Казачков В. И., Беляев К. В., Харионовский В. В.

Удаленность запасов и увеличение объемов транспорта природного газа от мест потребления обусловливает новые требования к газопроводам из высокопрочных труб. Перспективы строительства газопроводов большого диаметра с большими эксплуатационными давлениями становятся все более актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Пышминцев И. Ю., Столяров В. И., Казачков В. И., Беляев К. В., Харионовский В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение высококачественных труб - гарантия от лавинообразного разрушения трубопровода высокого давления»

ТРУБЫ

И.Ю. Пышминцев, В.И. Столяров, В.И. Казачков,

К.В. Беляев, В.В. Харионовский, H.H. Травин, А.О Струин,

ОАО «ТМК», ОАО «РосНИТИ», ОАО «ВТЗ»ООО «ВНИИГАЗ», ООО «Севергазпром»

ПРИМЕНЕНИЕ

ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ ТРУБ -ГАРАНТИЯ ОТ ЛАВИНООБРАЗНОГО РАЗРУШЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Удаленность запасов и увеличение объемов транспорта природного газа от мест потребления обусловливает новые требования к газопроводам из высокопрочных труб. Перспективы строительства газопроводов большого диаметра с большими эксплуатационными давлениями становятся все более актуальными.

Наряду с увеличением толщин стенок труб традиционного класса прочности Х70 дальнейший прогресс в развитии технологий будет связан с применением новых поколений трубных сталей, отличающихся высокой металлургической чистотой, с одной стороны, и прецизионным проведением прокатки при пониженных температурах и ускоренным управляемым охлаждением в строго определенном интервале температур. Новые технологии должны обеспечить соответствие труб следующим основным взаимосвязанным требованиям:

• снижение удельной стоимости транспортировки газа;

• обеспечение эффективной и безопасной работы магистральных трубопроводов при повышенных рабочих давлениях;

• обеспечение высоких характеристик свариваемости стали в заводских и полевых условиях;

• обеспечение высокой прочности и вязкости, подразумевая под последним широкий набор характеристик, в том числе и сопротивление протяженным разрушениям.

Последовательное повышение эксплуа-

тационных давлений в магистральных газопроводах до 7.4, 8.4 и 9.8 МПа, а в ближайшей перспективе и выше инициировало проведение Трубной Металлургической компанией и институтами ВНИИГАЗ, ЦНИИЧерМет, РосНИТИ аналитических и экспериментальных исследований по обеспечению надежности труб большого диаметра класса прочности Х70 (К60) с повышенной толщиной стенки до 21,6 мм при работе в сложных климатических условиях. На Волжском трубном заводе была разработана технология и выпущена опытная партия спиральношовных труб диаметром 1420 мм и толщиной

21,6 мм из листа контролируемой прокатки класса прочности Х70. Требуемый уровень механических свойств металла труб и сварного соединения по разработанным техническим условиям и фактические данные, полученные при применении листа производства австрийской компании «Фест Аль-пине», приведены в табл. 1. Высокие прочностные и вязкие свойства основного металла и сварных соединений труб, в том числе при отрицательных температурах, достигнутые благодаря целенаправленному выбору качественного металла и прецизионной технологии изготовления, являют-

- 1

Рис. 1. Опытная плеть, сваренная на временном полигоне ООО «Севергазпром»

54 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

\\ № ТО \\ октябрь \ 2007

Таблица 1. Механические свойства труб 1420х21.6мм

Предел текучести, МПа Вр.сопро-тивление, МПа Относительное удлинение, % ударная вязкость, ИПГ-20 %

Осн. металл КСТ-20 Сварное соединение KCu-60

Центр шва Линия сплавления

Опытная партия 493-540 627-655 24-25 237-263 36-38 195-338 92-100

Требования ТУ 14-156-61-2006 480 590 20 108 - 50 85

ся свидетельством их высокой надежности. Однако стойкость металла труб против протяженного вязкого разрушения как основного критерия безопасной эксплуатации газопровода высокого давления потребовал дополнительного анализа и экспериментального подтверждения.

Это обусловлено тем, что к настоящему времени многолетний опыт эксплуатации и испытания газопроводов позволил установить корреляционные соотношения между способностью металла останавливать движение трещины и механическими свойствами, прежде всего ударной вязкостью при температуре эксплуатации. Рассчитанные из признанных соотношений минимальные значения ударной вязкости, необходимые для остановки трещины, нашли отражение в требованиях международных и национальных стандартов на трубы

5L) и трубопроводы (IS013623:2000). В настоящее время наиболее признанными являются универсальные подходы, разработанные Европейской группой по исследованию трубопроводов -European Pipeline Research Group (EPRG), координирующей исследования в этом направлении 9 трубопроводных (энергетических) и 9 металлургических (трубных) компаний. Следует отметить, что подходы EPRG, нашедшие в полном объеме отражение в современных международных стандартах, предполагают, что минимальный требуемый уровень вязкости обеспечивает, по крайней мере, 50% труб в партии, способных останавливать трещины. Данный подход позволяет оценить вероятность остановки трещин в пределах нескольких труб исходя из фактического уровня среднего значения энергии разрушения относительно требуемого минимума (табл.2).

(ГОСТ Р 52079-2003, ISO 3183:2007, API Таблица 2. Признанные соотношения для расчета необходимой вязкость для предотвращения протяженных разрушений

Очевидно, что 2-2,5-кратное превышение минимума энергии для всех марок, включая Х80, обеспечивает надежную остановку трещины в пределах 3-5 труб, что определено как «современные» высоконадежные трубы. Требования всегда относятся к основному металлу труб и не включают вязкость продольных или спиральных швов, поскольку взаимное расположение швов соседних труб носит случайный характер, определяющий невозможность перехода трещины в другую произвольную плоскость на протяжении нескольких труб. Тем не менее эти значения и использованные подходы имеют ряд ограничений, прежде всего по величине эксплуатационного давления, ограниченного, как правило, 8,0 МПа (табл.3). Кроме того, данные соотношения достаточно точны, только если расчетный требуемый уровень ударной вязкости

№ Средняя энергия разрушения образцов Шарпи, Дж Источник

1 Cv = 1.5 x 2.38 10-4 x aHw x D°'5 « L485 (X70), D « 1219 мм, t « 18,3 мм P « 7.0 МПа (P < 11,7 МПа для фактора 0.8 или 10,5 МПа для 0,72) AISI

2 Cv = 1.5 x 2.38 10-5 x аН2 x (Rxt)0-33 « L555 (X80), P « 7.0 МПа, 40 < D/t < 115 BatteLLe (упрощ.)

3. Cv = 1.5 x (2.08 x R x t-0 5 - 0.001 x V0 x R125 x t -0 75) x аН x 10-3 British Gas

4. T < 25.4 мм; D < 1430 мм, P < 8.0 МПа: < L450 (X65) : Cv = C1 aHw D05; C1 = 2,67 10-4 L450-L485 (X65-X70): Cv= C2 aHw D05; C2 = 3,21 10-4 L485-L555 (X70-X80): Cv= C3 аН2 (Rt)033; C3 = 3,57 10-5 Рекомендации EPRG

5. L245-L450: Cv = 2,67 10-4 x aHw x D05 L485: Cv = 3,21 10-4 x aHw x D0 5 L555: Cv = 3,57 10-5 x аН2 x (Rxt)033 IS013623:2000 Для транспортировки жидкостей категории D (природный газ)

R - радиус в мм, t - толщина стенки в мм, D - диаметр в мм . V0 скорость звука в м/с, аН - окружные напряжения, МПа

Прим.: 1) Расчетные значения должны быть скорректированы на основе практических данных, если рассчитанная вязкость превышает 100 Дж. 2)Для всех формул необходимо не менее 85% вязкого излома при испытаниях падающим грузом и 100% вязкой составляющей в изломе ударных образцов; 3) Обязательно однофазное поведение при декомпрессии; 4) Минимальный уровень энергии разрушения любого из трех образцов серии не должен быть ниже 0,75 от среднего.

ТРУБЫ

Рис. 2. установка датчиков скорости ния газа и температуры трубы

по Шарпи не превышает 100 Дж (125 Дж/см2), что существенно ниже действительной вязкости современных труб, разработанных для эксплуатации в сложных условиях. Ввиду этого возможность применения труб при давлении 9,8 МПа, а в будущем и более высокого требует прямой экспериментальной проверки.

Как следует из приведенного выше, относительно надежное вероятностное предсказанное поведение материала труб большого диаметра для газопроводов высокого давления ограничено существующими давлениями, категориями прочности и не может быть распространено на перспективные трубы для проектов нового поколения. В равной степени это справедливо для листа и рулонного проката для прямошовных и спиральношовных труб, соответственно, опыт строительства газопроводов класса прочности Х80 из которых уже имеется в США, Канаде и Западной Европе.

В связи с повышением рабочего давления в строящихся газопроводах нового поколения до 9,8 МПа впервые с 1983 г. в условиях ООО «Севергазпром» в апреле 2007 г. были проведены уникальные по давлению и размерам используемых труб сравнительные пневматические испытания спиральношовных и прямо-шовных труб 1420 х 21,6 мм, изготовленных из современных толстолистовых сталей контролируемой прокатки класса прочности Х70. Для проведения испытаний в соответствии с разработан-

трещины, давле- Рис. 3. Плеть после испытания (панорама)

ным ООО «СеверНИПИгаз» проектом и методикой, был оборудован временный полигон, в котором с участием управления аварийно- восстановительных работ (УАВР ООО «Севергазпром») была смонтирована опытная плеть из труб общей длиной 164 м (Рис.1). Плеть состояла из прямошовной трубы-инициатора разрушения («разгонной трубы») длиной 6 м, испытуемого участка из трех спиральношовных труб, испытуемого участка из трех прямошовных труб, приваренного к разгонной трубе с противоположной от спиральношовных труб стороне, и буферных спиральношовных труб (для имитации работы полноразмерного газопровода). Распространение трещины с высокой скоростью в разгонной трубе инициировалось кумулятивным зарядом. Плеть размещалась в траншее и засыпалась грунтом на всю длину за исключением разгонной трубы.

При проведении эксперимента проводились измерения давления, температуры металла труб и окружающего воздуха, скорости распространения трещины в разгонной трубе и испытуемых участках, деформации в теле труб и сварных соединениях (рис.2). В качестве критерия пригодности труб с точки зрения обеспечения сопротивления протяженному вязкому разрушению была выбрана остановка трещины в пределах трех испытуемых труб за время не более 0,36 с., что полностью соответствует принятым международным концепциям для высоконадежных со-

временных материалов. Пневматические испытания взрывом были осуществлены 12 апреля 2007 г. после достижения в опытной плети рабочего давления 9.8 МПа и установления стабильной температуры -10ОС (Рис. 3). В результате взрыва центральная часть плети, включая трубу-инициатор длиной 6 м и участок прямо-шовной трубы длиной 6.3 м были развернуты до практически плоского состояния и выброшены из траншеи на расстояние 230 м. Произошел осевой сдвиг двух участков от центра плети в противоположные стороны на 45 м с осевым разворотом на 90о и 180о соответственно спиральношовной и прямо-шовной частей.

Осмотр плети после взрыва установил, что трещина развивалась в обе стороны от трубы-инициатора. Остановка трещины произошла в пределах первой прямо-шовной трубе и первой спиральношовной трубе с временем до остановки разрыва 0.210 и 0.179 сек соответственно, что в целом характеризует результат испытаний как положительный. В прямошовной трубе трещина распространялась по основному металлу с формированием характерного для контролируемой прокатки слоистого рельефа поверхности разрушения. В зоне остановки на расстоянии 9,4 м от центра плети трещина закольцевалась, вышла в околошовную зону, где произошло разрушение на длину около 0,5 м. В спиральношовной трубе на первых 1.4 м разрушение распространялось по

56 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

\\ № 10 \\ октябрь \ 2007

Таблица 3. Рекомендации по безопасности в соответствии с рекомендациями EPRG [5]

Средняя энергия Марка труб 95% вероятно- Вероятность остановки

разрушения в сти остановки в в пределах

партии пределах трех труб пяти труб

<Х70 10 труб 46% 67%

1,0 х EPRG ^ Х70, Х75 Х80 18 труб 11 труб 27% 44% 41% 65%

<Х70 8 труб 59% 81%

1,2 х EPRG ^ Х70, Х75 Х80 12 труб 7 труб 40% 63% 60% 84%

<Х70 5 труб 77% 94%

1,5 х EPRG ^ Х70, Х75 Х80 7 труб 4 труб 61% 84% 82% 97%

«Современные» трубы (2-2,5) х EPRG ^ 3 труб 97% 99%

основному металлу, затем продольная трещина при пересечении заводского сварного шва отклонилась от осевого направления и развивалась параллельно спиральному шву по зоне термического влияния, под углом к оси трубы 38 градусов. Остановка произошла на расстоянии 13,2 м от центра плети при выходе трещины на кольцевой стыковой шов, наличие заводского поперечного шва не оказало влияния на ход распространения трещины. Характер излома - вязкий. Большинство известных натурных испытаний на сопротивление распространению магистральных трещин проведено к настоящему времени с использованием прямошовных труб. Отличием спиральношовных труб является обязательное пересечение спиральных швов при распространении трещин в плоскости, перпендикулярной максимальному напряжению (окружному). Учитывая, что шов имеет меньшую вязкость, но большую прочность при растяжении, чем основной металл, можно ожидать несколько вариантов распространения вязких трещин в трубопроводе из высокопрочных спирально-шовных труб: вдоль оси трубы, вдоль спирального шва, параллельно или даже перпендику-

лярно ему. Отклонение перемещения трещины от прямолинейного распространения приводит к снижению движущей силы (давления в вершине трещины) разрушения, поскольку скорость декомпрессии для спирально-шовной и прямошовной трубы одинакова.

Известные натурные полномасштабные эксперименты подтверждают это. Исследования EPRG показали, что в 37 полномасштабных пневматических испытаниях спиральношовных труб классов прочности Х60 и Х70 трещины рас-

пространялись как вдоль оси трубы, так и в ряде случаев параллельно шву по основному металлу. Отмечен один случай распространения трещины перпендикулярно шву. В целом принципиальных отличий поведения спирально-шовных от прямошовных труб, равно, как и достоверности оценки их способности тормозить вязкие трещины по величине ударной вязкости, обнаружено не было.

Проведенный в условиях ООО «Севергаз-пром» эксперимент показал, что спи-ральношовные трубы 1420х21.6 мм категории прочности Х 70, освоенные на Волжском трубном заводе, отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым в современном мире к высокопрочным газопроводным трубам, работающим при высоких давлениях. Для характерных основных технических требований и параметров новых российских газопроводных проектов подтверждено, что спиральношовные трубы, изготовленные из современных высокопрочных сталей контролируемой прокатки, обладают высокой способностью препятствовать распространению протяженного вязкого разрушения, что является гарантией высокой надежности газопроводов с рабочим давлением 9,8 МПа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.