УДК 347.191.5
Сергеев Петр Владимирович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
ПРИМЕНЕНИЕ ВНУТРЕННИХ УСТАНОВЛЕНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
В статье рассматриваются особенности применения внутренних установлений религиозных организаций в гражданских правоотношениях. Внутренние установления религиозных организаций лишь недавно получили отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации (в статьях 123.26 и 123.27). И если в рамках трудового законодательства и законодательства о свободе совести ранее были намечены определённые подходы к толкованию и применению указанного понятия, то в гражданских правоотношениях наука и практика еще лишь в начале данного пути. Автор предлагает возможный подход к определению внутренних установлений религиозных организаций в контексте Гражданского кодекса Российской Федерации, алгоритм их толкования и сопоставления с действующим законодательством, подчеркивает сложность и неоднозначность применения на практике исследуемой конструкции. Рассмотрение затронутой темы построено на системном изучении нормативных правовых актов и теоретических изысканий в области права.
Ключевые слова: религиозные организации, внутренние установления, торговля, гражданские правоотношения, коммерческая деятельность, толкование.
За последние несколько лет реформирования гражданского законодательства Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) пополнился немалым количеством новых понятий, одно из которых - внутренние установления религиозных организаций (п. 2 ст. 123.26 и п. 3 ст. 123.27 ГК РФ). Понятие это обособляется законодателем и от устава юридического лица (законодатель приводит устав наряду, но не в числе внутренних установлений), и от корпоративных норм (хотя бы в силу того, что религиозные организации не входят в число корпоративных юридических лиц) [10, с. 21-26]. Это позволяет рассматривать внутренние установления в качестве самостоятельного специфического элемента системы регулирования гражданских правоотношений, возникающих с участием религиозных организаций. Правоотношений, связанных именно с гражданским оборотом и проистекающими из ГК РФ правами и обязанностями, так как в соответствии с п. 6 ст. 50 ГК РФ, предусмотренные им правила не применяются к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности.
Но как применять внутренние установления религиозных организаций в гражданских правоотношениях? Каковы их особенности в сравнении с иными элементами системы регулирования, определяемой Гражданским кодексом РФ? Постараемся ответить на эти вопросы.
Прежде всего, отметим, что применение внутренних установлений религиозных организаций на практике осложняется отсутствием какого-либо нормативно закреплённого их определения. Наибольшее внимание этой конструкции уделяют исследователи трудового права, которые, как правило, предлагают понимать под внутренними установлениями нормы религиозного права положения локальных актов религиозной организации [12, с. 8], обычаи, традиции и правила поведения [5,
с. 567]. Но большая часть этих предложений была дана до введения конструкции внутренних установлений в Гражданский кодекс РФ и не учитывает применяемый им понятийный аппарат.
Например, отнесение к внутренним установлениям обычаев наводит на вопрос об их соотношении с понятием обычая, раскрываемым в ст. 5 ГК РФ (весьма сомнительным представляется тот факт, что законодатель в процессе оптимизации гражданского законодательства допустил наличие в кодексе двух понятий (внутренние установления и обычай), одно из которых охватывает второе, но не имеет с ним достаточно очевидной взаимосвязи).
Тем не менее, учитывая подходы к дефиниции внутренних установлений, выработанные в теории трудового права, исходя из семантики рассматриваемого понятия, логичным представляется понимать под внутренними установлениями религиозной организации принятые в ней правила (например, статус внутренних установлений у мусульман имеет Книга правил [14, с. 353-370]), запреты, предписания и ориентиры, которые могут содержаться как в священных текстах, нормах религиозного права, локальных актах религиозной организации, так и в иных источниках. При этом закон не предъявляет никаких требований к форме таких источников, из чего можно сделать вывод о допустимости существования внутренних установлений как в письменной, так и в устной форме.
Согласно п. 2 ст. 123.26 Гражданского кодекса РФ религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Иными словами, религиозные организации при участии в гражданском обороте, при совершении сделок, реализации прав и исполнении своих гражданских обязанностей в силу прямого указания закона следуют не только своему уставу, но и не противоречащим закону внутренним установлениям.
324
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
© Сергеев П.В., 2018
Это порождает закономерный вопрос: существуют ли принятые в религиозных организациях правила, запреты или предписания, которые существенно затрагивают совершаемые этими организациями юридически значимые действия в отношениях, регулируемых Гражданским кодексом РФ? Представляется, что ответ на этот вопрос далеко не очевиден для среднестатистического участника гражданских правоотношений. Как правило, внутренние установления религиозных организаций ассоциируются с регламентацией отправления культа, богослужений, духовных практик, взаимодействия верующих между собой и т.п. В действительности же круг вопросов, регулируемых внутренними установлениями, гораздо шире и затрагивает сферы деятельности, традиционно не связываемые большинством людей с какими-либо религиозными нормами.
Так, необходимость следования внутренним установлениям приобретает особое значение при осуществлении религиозными организациями торговой деятельности, так как практически каждая конфессия имеет свои собственные правила ведения торговли, запреты и предписания, предопределяющие поведение на товарном рынке. Из всех отраслей хозяйствования именно эта подвергается наиболее детализированной регламентации религиозными установлениями.
Например, в исламе внутренние установления прямо запрещают ряд торговых сделок (батил): купля-продажа так называемых «нечистот», узурпированных товаров, торговое дело, связанное с запретной, азартной игрой (кимар или кумар), сделки, в которых имеется момент ростовщичества (риба), продажа «смешанных» товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром) и так далее [9]. В иудаизме запрещается продавать не евреям любую вещь, которая нужна им для отправления их культа, включая их собственные книги, связанные с их культом [1, с. 211], а также оружие (Тосефта, Авода зара, 2:1) [7]. А каноническое право Римско-католической церкви в вопросах ценообразования признаёт лишь справедливую цену, то есть цену, в которой соблюдено пропорциональное равенство, основанное на обмене эквивалентов.
Внутренние установления религиозных организаций могут ограничивать круг объектов, выступающих в роли товара, влиять на цену товара, предопределять выбор контрагента по сделке, запрещать те или иные способы обеспечения исполнения обязательств. Все эти правила в силу п. 2 ст. 123.26 ГК РФ следует учитывать, вступая в коммерческие отношения с участием религиозных организаций.
При этом учитывать внутренние установления религиозной организации необходимо с позиций принятых в этой организации правил толкования.
Так, при толковании канонов Римской католической церкви следует помнить, что она, по традиции римского права, не имеет обратного действия, кроме некоторых исключительных обстоятельств, когда действие, рассматриваемое в соответствии с ним, было еще не завершено в момент создания закона, и вдобавок законодатель однозначно заявил, что новый закон распространяется на совершаемые в соответствующий момент действия [8, с. 20]. При заключении договора с исламской организацией необходимо принимать во внимание, что ислам не поощряет концепцию Caveat emptor (покупатель действует на свой страх и риск), которую западные суды считали подходящим при рассмотрении многих судебных дел [4, с. 85]. Некоторые же канонические предписания оказываются фактически недействующими в современных коммерческих отношениях. Например, запрет заниматься излишним накопительством, выраженный в Новом завете словами «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои...» (Матф, 10:9), нивелируется возникшей после Второго Ватиканского собора преднамеренной дихотомией канонического права и таинства, правовых и пастырских структур, то есть противопоставлением Закона и Евангелия, берущим начало в дуализме ecclesia abscondita o spiritualis («сокрытой или духовной Церкви») и ecclesia universalis o visibilis («вселенской или видимой Церкви») [3].
Иными словами, субъект гражданских правоотношений, возникающих при участии религиозной организации, рискует столкнуться с весьма нетривиальными проблемами толкования, обременёнными религиозной традицией и богословской полемикой. Тем не менее, именно учёт внутренних и внешних взаимосвязей, существующих между предписаниями гражданско-правового и религиозного характера, является необходимым условием быстрой и правильной интерпретации внутреннего установления, находящегося в межсистемной связи с нормами гражданского права, определения приоритетности при их сопоставлении друг с другом, и, что самое главное, познания смысла интерпретируемой нормы. Реализации данной установки в гражданских правоотношениях с религиозными организациями может послужить транссистемное толкование внутренних установлений религиозных объединений и норм права России посредством следующей последовательности приемов (за основу нами принята общая классификация приёмов системного толкования норм права, приведённая Н.Л. Дворниковым [2, с. 20], расширенная и адаптированная к рассматриваемому вопросу с учётом алгоритма использования канонических норм, предложенного Чарльзом М. Уилсоном [15, с. 1-8], а также предложенного И.В. Цветковым деления влияющих на содержание договора норм на косвенно или прямо ограничивающие усмотрение сторон [11, с. 20]):
Вестник КГУ № 2. 2018
325
1) установление места внутреннего установления религиозной организации в системе религиозного права (то есть в одной из неюридических форм права, которой свойственны характерные для права организующего типа нормоустановление, правообеспечение и надзор [6, с. 26-30]);
2) установление иных норм, которые соотносятся с толкуемым установлением на основании различных взаимосвязей и зависимостей в пределах системы религиозного права;
3) установление иерархического положения двух и более внутренних установлений, в зависимости от принадлежности их к вышестоящим или нижестоящим актам в пределах системы религиозного права;
4) сопоставление двух и более внутренних установлений уже после того, как определена их сопод-чиненность, выявлено их отношение к близким по содержанию правовым институтам и отраслям или одному правовому институту (отрасли);
5) установление особенностей совместного применения двух и более внутренних установлений религиозной организации;
6) определение способа воздействия внутренних установлений на конкретное условие сделки (в случае если речь идёт о сделке): прямое или косвенное (то есть зависящее от наличия в сделке того или иного условия);
7) установление норм позитивного (светского) права, которые соотносятся с толкуемым внутренним установлением на основании различных взаимосвязей и зависимостей;
8) установление места соотносящейся с толкуемым внутренним установлением нормы в системе позитивного права;
9) установление иных норм, которые соотносятся с применяемой нормой позитивного права в пределах системы позитивного права;
10) установление иерархического положения двух и более юридических предписаний, в зависимости от принадлежности их к вышестоящим или нижестоящим нормативным правовым актам в пределах системы позитивного права;
11) сопоставление двух и более норм системы позитивного права;
12) установление особенностей совместного применения двух и более норм позитивного права.
13) сопоставление толкуемого с учётом выявленных взаимосвязей и зависимостей внутреннего установления религиозной организации с юридическим значением соотносящихся с ним норм позитивного права и (в отсутствие исключающего применение внутреннего установления противоречия между ними) установление особенностей их совместного применения.
Первые пять шагов направлены на то, чтобы определить, применимы ли религиозные нормы к конкретному правоотношению в рамках религи-
озной правовой системы. Шестой - на определение степени инициативной свободы сторон в обременении себя обязательством по соблюдению религиозных норм. Последующие шаги направлены на определение возможности применения внутренних установлений с учётом действующего законодательства и осуществляются в случае, если религиозные нормы имеют прямое действие или в интересах сторон применить их в силу косвенных факторов.
Необходимо отметить, что вектор толкования может быть направлен и в обратную сторону - на определение ситуативного смысла не религиозной, а светской правовой нормы путём сопоставления её буквального значения с правилами её применения, проистекающими из внутренних установлений религиозных организаций. Например, в силу ст. 329 Гражданского кодекса РФ, договором может быть предусмотрен любой способ обеспечения исполнения обязательств. Однако внутренние установления отдельных религиозных организаций могут препятствовать включению конкретных способов обеспечения исполнения обязательств в договор (к примеру, неустойки, выраженной в процентах, в исламе [13]). Таким образом, сопоставление светской правовой нормы с религиозной нормой позволяет выявить условия её применения в конкретной жизненной ситуации с учётом специфики регулирования деятельности религиозной организации.
Внутренние установления религиозных организаций проанализированы нами в контексте второго абзаца п. 2 ст. 123.26 ГК РФ, но этим место внутренних установлений в Гражданском кодексе РФ отнюдь не ограничивается. Уже следующий абзац того же пункта говорит о том, что внутренними установлениями определяется порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, а из содержания п. 3 ст. 123.27 Гражданского кодекса РФ следует, что внутренними установлениями определяется ещё и порядок, в котором учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации. Все эти нормы достойны отдельного обстоятельного исследования и обсуждения, но даже приведённые нами в рамках настоящей статьи примеры демонстрируют, что применение внутренних установлений религиозных организаций в гражданских правоотношениях значительно осложняется такими факторами, как отсутствие чёткой дефиниции этого понятия, наличие ничем не ограниченной свободы в форме таких установлений, неоднозначность толкования соответствующих норм. Эти проблемы предопределяют направление соответствующих научных изы-
326
Вестник КГУ ^ № 2. 2018
сканий, актуальной целью которых представляется выработка таких способов интеграции внутренних установлений в гражданские правоотношения, при которых будет обеспечена стабильность гражданского оборота при соблюдении интересов сообществ верующих.
Библиографический список
1. Ганцфрид Ш. Кицур Шулхан Арух. - Иерусалим: Шамир, 1994. - 688 с.
2. Дворников Н.Л. Системное толкование норм права: дис. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 189 с.
3. Джероза Л. Каноническое право в католической церкви. - М.: Христианская Россия, 1996. -379 с.
4. Ибрахим Р. Ислам и бизнес. - Казань: Издательство ОАО ПИК «Идел-Пресс», 2006. - 104 с.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / отв. ред. Е.Н. Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2004. -752 с.
6. Лановая Г.М. Неюридические формы существования права организующего типа // История государства и права. - 2013. - № 12. - С. 26-30.
7. Ольман А. Торговля оружием с точки зрения Торы // Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство ЛЕХАИМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lechaim. ги/АКН1У/213/о1тап^1т#_йп1 (дата обращения:
11.12.2014).
8. Плешков Е.В. Каноническое право средневековой Европы: дис. ... канд. юрид. наук. - Ставрополь, 2002. - 192 с.
9. Рахманов А.Р. Латибов И. Торговля и предпринимательство в исламском праве // Российское право в Интернете. - 2004. - № 1. - С. 9-22.
10. Сергеев П.В. Правовое значение внутренних установлений религиозных организаций в регулировании коммерческих отношений // Право и экономика. - 2016. - №9. - С. 21-26.
11. Цветков И.В. Воздействие публично-право-вых требований на содержание внешнеторговых договоров: дис. ... канд. юрид. наук. — Москва, 2001. - 199 с.
12. Черняева Д.В. Регулирование труда работников религиозных организаций в РФ: проблемы решенные и нерешенные // Трудовое право. -2003. - № 6. - С. 6-10.
13. Этика торговли в исламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.din-is1am.ru/ forum/viewtopic.php?f=42&t=768 (дата обращения:
12.01.2015).
14. Яворчук Н.Н. Трудовой договор с религиозной организацией // Российский ежегодник трудового права. - 2007. - № 3. - С. 353-370.
15. Wilson C.M. Similarities Between Canon and Secular Law: Using Them to Our Advantage // Christifidelis. - 2006. - Vol. 24. №. 5. - P. 1-8.
References
1. Gancfrid SH. Kicur SHulhan Aruh. - Ierusalim: SHamir, 1994. - 688 s.
2. Dvornikov N.L. Sistemnoe tolkovanie norm prava: dis. ... kand. yurid. nauk. - Nizhnij Novgorod, 2007. - 189 s.
3. Dzheroza L. Kanonicheskoe pravo v katolicheskoj cerkvi. - M.: Hristianskaya Rossiya, 1996. - 379 s.
4. Ibrahim R. Islam i biznes. - Kazan': Izdatel'stvo OAO PIK «Idel-Press», 2006. - 104 s.
5. Kommentarij k Trudovomu kodeksu RF / otv. red. E.N. Sidorenko. - M.: YUrajt-Izdat, 2004. - 752 s.
6. Lanovaya G.M. Neyuridicheskie formy sushchestvovaniya prava organizuyushchego tipa // Istoriya gosudarstva i prava. - 2013. - № 12. - S. 26-30.
7. Ol'man A. Torgovlya oruzhiem s tochki zreniya Tory // Ezhemesyachnyj literaturno-publicisticheskij zhurnal i izdatel'stvo LEKHAIM [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lechaim.ru/ ARHIV/213/olman.htm#_ftn1 (data obrashcheniya: 11.12.2014).
8. Pleshkov E.V. Kanonicheskoe pravo srednevekovoj Evropy: dis. ... kand. yurid. nauk. -Stavropol', 2002. - 192 c.
9. Rahmanov A.R. Latibov I. Torgovlya i predprinimatel'stvo v islamskom prave // Rossijskoe pravo v Internete. - 2004. - № 1. - S. 9-22.
10. Sergeev P.V Pravovoe znachenie vnutrennih ustanovlenij religioznyh organizacij v regulirovanii kommercheskih otnoshenij // Pravo i ehkonomika. -2016. - №9. - S. 21-26.
11. Cvetkov I.V. Vozdejstvie publichno-pravovyh trebovanij na soderzhanie vneshnetorgovyh dogovorov: dis. ... kand. yurid. nauk. — Moskva, 2001. - 199 s.
12. CHernyaeva D.V. Regulirovanie truda rabotnikov religioznyh organizacij v RF: problemy reshennye i nereshennye // Trudovoe pravo. - 2003. -№ 6. - S. 6-10.
13. EHtika torgovli v islame [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.din-islam. ru/forum/viewtopic .php?f=42&t=768 (data obrashcheniya: 12.01.2015).
14. YAvorchuk N.N. Trudovoj dogovor s religioznoj organizaciej // Rossijskij ezhegodnik trudovogo prava. - 2007. - № 3. - S. 353-370.
15. Wilson C.M. Similarities Between Canon and Secular Law: Using Them to Our Advantage // Christifidelis. - 2006. - Vol. 24. №. 5. - P. 1-8.
Вестник КГУ _J № 2. 2018
327