Научная статья на тему 'Применение в учебном процессе кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» Университета машиностроения прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf xr 20'

Применение в учебном процессе кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» Университета машиностроения прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf xr 20 Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / MARSURF XR 20 / MARWIN / MYTESTX / SURFACE ROUGHNESS / LABORATORY WORK

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Бавыкин О.Б., Плаксин С.В.

В статье предложен вариант использования в учебном процессе средства измерений MarSurf XR 20. Применение заключается в выполнении студентами лабораторной работы по оценке параметров шероховатости поверхности, включающей разработку измерительного алгоритма в программе MarWin, предназначенного для управления установкой MarSurf XR 20 и обработки полученных результатов. Предложена схема, используемая для проверки теоретического уровня подготовленности студента, а также для защиты лабораторной работы. Оценивание проходит в форме компьютерного тестирования в программе MyTestX. Обозначены дальнейшие перспективы применения установки в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of MarSurf XR 20 tool for measuring of surface roughness in teaching process at “Standardization, Metrology and Certification” department of UMech

This paper proposes the use of measure tool Mar-Surf XR 20 in teaching process: laboratory work for assessment of surface roughness parameters, including development of MarWin measuring algorithm for MarSurf XR 20 and processing of results. The authors proposed a scheme to verify the theoretical level preparedness of students, as well as for protection of laboratory work. Evaluation is carried out in the form of computer-based testing in MyTestX program. Future prospects for the use of the installation in the learning process. There are future prospects for use of the installation in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Применение в учебном процессе кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» Университета машиностроения прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf xr 20»

для теоретизации психологической концепции одаренности продолжается вплоть до настоящего времени. В то же время единая теории одаренности, в рамках которой были бы окончательно устранены все внутренние противоречия и учтены все существующие подходы, пока не создана.

Тем не менее, следующий этап хронологически в значительной своей части совпадает с предыдущим, так как его начало приходится примерно на середину XIX века. Его с полным основанием можно назвать научным, поскольку процесс концептуализации одаренности продолжается уже в контексте психологической науки с использованием научных методов, включая методы эмпирической проверки выдвигаемых гипотез путем наблюдений и экспериментов. Таким образом, современное состояние научных разработок феномена одаренности можно рассматривать как в контексте протонаучного этапа, так и в контексте научного этапа развития концепции одаренности.

Литература

1. Ивлева М.Л. Научный этап развития ПКО: тенденции, направления и подходы. - М.: МГТУ «МАМИ», 2012.

2. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л. Методологическая роль категорий необходимости, случайности и возможности в научном познании. - М.: МГТУ «МАМИ», 2011.

3. Ивлев В.Ю., Ивлева М.Л., Иноземцев В.А. Становление новой философско-методологической парадигмы современной науки в условиях информационного общества. - М.: ИТО СЕМРИК, 2012.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Применение в учебном процессе кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» Университета машиностроения прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf XR 20

Бавыкин О.Б., Плаксин С.В. Университет машиностроения smis@mami.ru

Аннотация. В статье предложен вариант использования в учебном процессе средства измерений МагБигГ ХЯ 20. Применение заключается в выполнении студентами лабораторной работы по оценке параметров шероховатости поверхности, включающей разработку измерительного алгоритма в программе Ма^т, предназначенного для управления установкой МагБигГ ХЯ 20 и обработки полученных результатов. Предложена схема, используемая для проверки теоретического уровня подготовленности студента, а также для защиты лабораторной работы. Оценивание проходит в форме компьютерного тестирования в программе МуТеБ1Х. Обозначены дальнейшие перспективы применения установки в учебном процессе.

Ключевые слова: шероховатость поверхности, лабораторные работы, Ма^иг/ХЯ 20, МагЖт, MyTestX

Кафедра «Стандартизация, метрология и сертификация» Университета машиностроения [1] ведет подготовку бакалавров и магистров по ряду направлений, среди которых -221700.62 «Стандартизация и метрология».

В стандарте на это направление [2] изложены требования к профессиональным компетенциям выпускников в области освоения современных средств измерения и программных продуктов. Для формирования соответствующих компетенций кафедрой в рамках Программы стратегического развития [3] закуплена измерительная установка МагБигГ ХЯ 20 [4] и разработаны лабораторные работы по оценке шероховатости поверхности деталей, обрабо-"158 Известия МГТУ «МАМИ» № 1(19), 2014, т. 5

танных различными методами.

Рисунок 1 - Система Маг8игГ ХЯ 20

Упомянутый прибор представляет собой контактное устройство для измерений параметров шероховатости поверхности (рисунок 1). На гранитной плите смонтирована массивная колонна с высокоточными направляющими, на которой крепится привод с установленным в нем датчиком. Деталь крепится на специальном столике или непосредственно на плите. Компьютер подключен к датчику, приводам и элементам управления перемещениями. Управление всеми автоматизированными перемещениями осуществляется при помощи меню на экране монитора с «подсказками» и мышки.

Действие прибора основано на принципе ощупывания неровностей исследуемой поверхности алмазной иглой (щупом) и преобразования возникающих при этом механических колебаний щупа в изменения напряжения, пропорциональные этим колебаниям, которые усиливаются и преобразуются в микропроцессоре. Результаты измерений выводятся на монитор компьютера для выполнения дальнейших расчетов.

Таблица 1

Основные технические характеристики системы Маг8игГ ХЯ20

Измеряемые параметры шероховатости 65 параметров для R, P и W профилей, установка допусков и статистика

Диапазон измерений, мкм От ±25 до ±2500 в зависимости от типа датчика

Разрешение профиля, нм 0,5 на диапазоне ±25 мкм; 5 на диапазоне ±250 мкм; 50 на диапазоне ±2500 мкм

Отсечка шага 1с, мм 0,025; 0,08; 0,25; 0,8; 2,5; 8

Отсечка шага 1, мкм 2,5; 8; 25

Длина оценки, мм 0,56; 1,75; 5,6; 17,5; 56

Число базовых длин в длине оценки От 1 до 50 (стандартное 5)

Радиус щупа, мкм 5

Тип фильтра 2RC-75%, 2RC-FC, Гауссов - 50%, специальный по ИСО 13565-1

Измерительное усилие, мН 0,7

Предел допускаемой основной систематической погрешности, % 5

Питание, В 220±10

Масса, кг 160 со стойкой ST 500

Диапазон рабочих температур, оС 5-35

Измерительный преобразователь прибора представляет собой индуктивный датчик. Для расширения области использования прибор снабжен набором щупов, которые различаются размером и формой удлинителя, что позволяет измерять шероховатость в отверстиях диаметром от 3 мм, в канавках, на профилях зубчатых колес.

Основные технические характеристики MarSurf XR20 представлены в таблице 1.

Предлагаемые лабораторные работы предусматривают активное применение программы MarWin: она используется для написания измерительного алгоритма, выполнения измерений и обработки измерительной информации с последующим представлением результатов в удобной форме. Основные шаги создания измерительного алгоритма следующие:

1) во вкладке «Параметры» поверхности выбрать параметры шероховатости и волнистости, по которым будет проводиться оценка, а также настроить фильтры. Кроме того, в упомянутой вкладке необходимо задать значения допусков на выбранные параметры;

2) во вкладке «Экспортировать» настроить параметры сохранения полученных результатов измерения: отключить сохранение ошибок экспорта результатов, отключить автоматический экспорт профиля и результатов, включить автоматический экспорт записи измерения в формате PDF. В графе «Экспортировать файл» задать его имя. При этом путь сохранения файлов выглядит следующим образом - C:/Mahr/Users/Administrator/Export;

3) перейти в меню «Помощник измерения», в главном окне которого указать общие настройки измерения (значение контактной скорости, скорости линейного позиционирования и др.), а также в «Сведениях о профиле» внести справочную информацию (название детали, имя контролера и др.);

4) в меню «Помощник измерения» в разделе «Измерение» назначить длину трассирования, скорость измерения и интервал измерения. При необходимости включить и выбрать число многократных измерений из предлагаемого ряда (2, 3, 4, 5, 10, 50);

5) запустить процедуру измерения, нажав на кнопку «Начало» в «Помощнике измерения».

Разработаны варианты лабораторной работы, содержащие необходимую входную информацию для программирования алгоритма по описанной выше последовательности. Характеристики первый двух вариантов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Пример вариантов исходной информации для написания измерительного алгоритма в

программе MarWin

№ варианта Параметры алгоритма

1 Оцениваемые параметры шероховатости: Ra Допуски: 0-1 мкм Имя файла экспорта содержит имя контролера, дату, название лаборатории Измерения однократные Скорость измерения: 0.1 мм/с Длина трассирования: 1.75 мм

2 Оцениваемые параметры шероховатости: Ra, Допуски: 0,5-0,75 мкм (для обоих параметров) Имя файла экспорта содержит дату и время Измерения многократные (2 наблюдения) Скорость измерения: 0.1 мм/с Длина трассирования: 17.5 мм

Оценка теоретического уровня подготовленности студента, а также защита выполненной лабораторной работы происходят по схеме, изображенной на рисунке 2. Стоит отметить, что по этой схеме контроль знаний осуществляется в форме компьютерного тестирования в программном обеспечении МуТеБ1Х, хорошо себя зарекомендовавшем [5].

Рисунок 2. Схема выполнения лабораторной работы

Дальнейшие перспективы применения установки в учебном процессе связаны с возможностью программы Маг'^п представлять результаты измерений (профилограмму) в виде временного ряда данных. Это открывает широкие возможности по применению такого современного метода исследования структур, как фрактальный анализ [6-8], а в частности -Я/Б-анализ [9-10].

По результатам ряда исследований [6-10], такая численная характеристика, как фрактальная размерность (параметр Б), наилучшим образом описывает свойства поверхности, сформированной современными методами обработки (например, полученной размерной электрохимической обработкой [11]).

Выводы

В заключение можно отметить, что проведение лабораторных занятий с учетом разработанного алгоритма программирования и предложенной схемы позволит студентам овладеть следующими компетенциями [2]:

• способность и готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4);

• способность применять математический аппарат, необходимый для осуществления профессиональной деятельности (ОК-15);

• способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

• выполнять работы по метрологическому обеспечению и техническому контролю;

• использовать современные методы измерений, контроля и управления качеством (ПК-3);

• проводить изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизацию, проводить необходимые расчеты с использованием современных технических средств (ПК-17);

• проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов, составлять описания проводимых исследований и подготавливать данные для составления научных обзоров и публикаций (ПК-20).

Литература

1. http://www.mami.ru/

2. Приказ от 22 декабря 2009 г. № 799 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Министерство образования и науки Российской Федерации.

3. http://www.mami.ru/psr/?p=program

4. http://www.mahr.de/

5. Бавыкин О.Б. Применение в образовании специализированных компьютерных программ «NOVA» и «MYTESTX» / О.Б. Бавыкин // IDO Science. 2011. № 1. С. 10-11.

6. Бавыкин О.Б. Оценка качества поверхности машиностроительных изделий на основе комплексного подхода с применением многомерной шкалы / О.Б. Бавыкин // Известия МГТУ «МАМИ». - 2012, - №1 (13). - С. 139-142.

7. Бавыкин О.Б. Устройство для измерений фрактальной размерности поверхностного слоя / О.Б. Бавыкин // Инженерный вестник. 2013. № 6. С. 1-10.

8. Бавыкин О.Б. Фрактальная многомерная шкала, предназначенная для управления режимом размерной ЭХО и оценки его выходных данных / О.Б. Бавыкин // Инженерный вестник. 2013. № 7. С. 1-8.

9. Mandelbrot B.B. Fractals // Encyclopedia of Physical Science and Technology. - N.Y.: Academic Press, 1987. V.5. P.579-593.

10. Hurst H.E., Black R.P., Simaika Y.M. Long-Term Storege: An Experimental Study. - L.: Constable, 1965.

11. Саушкин Б.П. Перспективы развития и применения физико-химических методов и технологий в производстве двигателей / Б.П. Саушкин, Б.В. Шандров, Ю.А. Моргунов // Известия МГТУ «МАМИ». -2012, - Т. 2. №2 (14), - С. 242-248.

Поликультурность как методическая проблема

к.и.н. доц. Грико Т.И.

Университет машиностроения 8 (903) 528-67-98, kogri12@mail.ru Аннотация. В статье рассматривается проблема воспитания и образования молодежи в условиях поликультурности. Дается определение термина, анализируется культурная ситуация, предлагаются методические приемы в рамках учебных курсов «История России» и «Культурология» для решения этой проблемы.

Ключевые слова: поликультурность, методика, культурология, история. Объективный, сложный, динамический процесс глобализации, распространяющийся на

все стороны человеческой жизни, носит неоднозначный характер. С одной стороны, глобализация открывает перед человеком и человечеством огромные возможности, с другой - по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.