Научная статья на тему 'Опыт применения в учебном процессе прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf xr 20'

Опыт применения в учебном процессе прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf xr 20 Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ / ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ / MARSURF XR 20 / MARWIN / MYTESTX / SURFACE ROUGHNESS / LABORATORY WORK

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Бавыкин О.Б., Плаксин С.В.

В статье предложен вариант использования в учебном процессе средства измерений MarSurf XR 20. Применение заключается в выполнении студентами лабораторной работы по оценке параметров шероховатости поверхности, включающей разработку измерительного алгоритма в программе MarWin, предназначенного для управления установкой MarSurf XR 20 и обработки полученных результатов. Предложена схема, используемая для проверки теоретического уровня подготовленности студента, а также для защиты лабораторной работы. Оценивание проходит в форме компьютерного тестирования в программе MyTestX. Обозначены дальнейшие перспективы применения установки в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Бавыкин О.Б., Плаксин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application experience of the device for measuring surface roughness MarSurf XR 20 in the educational process

This paper proposes a use of measuring instrument MarSurf XR 20 in educational process. Application is to perform laboratory work by students to assess surface roughness parameters including development of the measuring algorithm in MarWin, designed to control the MarSurf XR 20 and processing of results. A scheme used to verify the theoretical level of preparedness of a student as well as to defence the laboratory of work is presented. Evaluation is carried out in the form of computer-based testing program MyTestX. Future prospects for the use of the installation in the learning process are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт применения в учебном процессе прибора для измерения шероховатости поверхности MarSurf xr 20»

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования Опыт применение в учебном процессе прибора для измерения шероховатости поверхности МагЭиг1 ХН 20

Бавыкин О.Б., Плаксин С.В.

Университет машиностроения smis@mami.ru

Аннотация. В статье предложен вариант использования в учебном процессе средства измерений MarSurf XR 20. Применение заключается в выполнении студентами лабораторной работы по оценке параметров шероховатости поверхности, включающей разработку измерительного алгоритма в программе MarWin, предназначенного для управления установкой MarSurf XR 20 и обработки полученных результатов. Предложена схема, используемая для проверки теоретического уровня подготовленности студента, а также для защиты лабораторной работы. Оценивание проходит в форме компьютерного тестирования в программе MyTestX. Обозначены дальнейшие перспективы применения установки в учебном процессе.

Ключевые слова: шероховатость поверхности, лабораторные работы, Ма^и^ХЯ 20, МагЖт, MyTestX

Кафедра «Стандартизация, метрология и сертификация» Университета машиностроения [1] ведет подготовку бакалавров и магистров по ряду направлений, среди которых -221700.62 «Стандартизация и метрология».

В стандарте на это направление [2] изложены требования к профессиональным компетенциям выпускников в области освоения современных средств измерения и программных продуктов.

Для формирования советующих компетенций кафедрой, в рамках Программы стратегического развития [3], закуплена измерительная установка MarSurf XR 20 [4] и подготовлены лабораторные работы по оценке шероховатости поверхности деталей, обработанных различными методами.

Упомянутый прибор представляет собой контактное устройство для измерений параметров шероховатости поверхности (рисунок 1). На гранитной плите смонтирована массивная колонна с высокоточными направляющими, на которой крепится привод с установленным в нем датчиком. Деталь крепится на специальном столике или непосредственно на плите. Компьютер подключен к датчику, приводам и элементам управления перемещениями. Управление всеми автоматизированными перемещениями осуществляется при помощи меню на экране монитора с «подсказками» и мышки.

Рисунок 1. Система Маг8игГ ХЯ 20

Действие прибора основано на принципе ощупывания неровностей исследуемой по-

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования верхности алмазной иглой (щупом) и преобразования возникающих при этом механических колебаний щупа в изменения напряжения, пропорциональные этим колебаниям, которые усиливаются и преобразуются в микропроцессоре. Результаты измерений выводятся на монитор компьютера для выполнения дальнейших расчетов.

Измерительный преобразователь прибора представляет собой индуктивный датчик. Для расширения области использования прибор снабжен набором щупов, которые различаются размером и формой удлинителя, что позволяет измерять шероховатость в отверстиях диаметром от 3 мм, в канавках, на профилях зубчатых колес.

Основные технические характеристики системы МагБигГ ХЯ20 представлены в таблице

1.

Таблица 1

Основные технические характеристики системы MarSurf XR20_

Измеряемые параметры шероховатости 65 параметров для Я, Р и W профилей, установка допусков и статистика

Диапазон измерений, мкм От ±25 до ±2500 в зависимости от типа датчика

Разрешение профиля, нм 0,5 на диапазоне ±25 мкм; 5 на диапазоне ±250 мкм; 50 на диапазоне ±2500 мкм

Отсечка шага 1с, мм 0,025; 0,08; 0,25; 0,8; 2,5; 8

Отсечка шага 1, мкм 2,5; 8; 25

Длина оценки, мм 0,56; 1,75; 5,6; 17,5; 56

Число базовых длин в длине оценки От 1 до 50 (стандартное 5)

Радиус щупа, мкм 5

Тип фильтра 2ЯС-75%, 2ЯС-РС, Гауссов - 50%, специальный по ИСО 13565-1

Измерительное усилие, мН 0,7

Предел допускаемой основной систематической погрешности, % 5

Питание, В 220±10

Масса, кг 160 со стойкой БТ 500

Диапазон рабочих температур, оС 5-35

Предлагаемые лабораторные работы предусматривают активное применение програм-

мы MarWin: она используется для написания измерительного алгоритма, выполнения измерений и обработки измерительной информации с последующим представлением результатов в удобной форме. Основные шаги создания измерительного алгоритма следующие:

1) во вкладке «Параметры» поверхности выбрать параметры шероховатости и волнистости, по которым будет проводиться оценка, а также настроить фильтры. Кроме того, в упомянутой вкладке необходимо задать значения допусков на выбранные параметры;

2) во вкладке «Экспортировать» настроить параметры сохранения полученных результатов измерения: отключить сохранение ошибок экспорта результатов, отключить автоматический экспорт профиля и результатов, включить автоматический экспорт записи измерения в формате PDF. В графе «Экспортировать файл» задать его имя. При этом путь сохранения файлов выглядит следующим образом - C:/Mahr/Users/Administrator/Export;

3) перейти в меню «Помощник измерения», в главном окне которого указать общие настройки измерения (значение контактной скорости, скорости линейного позиционирования и др.), а также в «Сведениях о профиле» внести справочную информацию (название детали, имя контролера и др.);

4) в меню «Помощник измерения» в разделе «Измерение» назначить длину трассирования, скорость измерения и интервал измерения. При необходимости включить и выбрать чис-

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования ло многократных измерений из предлагаемого ряда (2, 3, 4, 5, 10, 50); 5) запустить процедуру измерения, нажав на кнопку «Начало» в «Помощнике измерения».

Таблица 2

Пример вариантов исходной информации для написания измерительного алгоритма в

№ варианта Параметры алгоритма

1 Оцениваемые параметры шероховатости: Яа Допуски: 0-1 мкм Имя файла экспорта содержит имя контролера, дату, название лаборатории Измерения однократные Скорость измерения: 0.1 мм/с Длина трассирования: 1.75 мм

2 Оцениваемые параметры шероховатости: Яа, Допуски: 0,5-0,75 мкм (для обоих параметров) Имя файла экспорта содержит дату и время Измерения многократные (2 наблюдения) Скорость измерения: 0.1 мм/с Длина трассирования: 17.5 мм

Рисунок 2. Схема выполнения лабораторной работы

Разработаны варианты лабораторной работы, содержащие необходимую входную ин-

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования формацию для программирования алгоритма по описанной выше последовательности. Характеристики первый двух вариантов представлены в таблице 2.

Оценка теоретического уровня подготовленности студента, а также защита выполненной лабораторной работы происходят по схеме, изображенной на рисунке 2. Стоит отметить, что по этой схеме контроль знаний осуществляется в форме компьютерного тестирования в программном обеспечении MyTestX, хорошо себя зарекомендовавшем [5].

Дальнейшие перспективы применения установки в учебном процессе связаны с возможностью программы MarWin представлять результаты измерений (профилограмму) в виде временного ряда данных. Это открывает широкие возможности по применению такого современного метода исследования структур, как фрактальный анализ [6-8], а в частности -R/S-анализ [9-10].

По результатам ряда исследований [6-10], такая численная характеристика, как фрактальная размерность (параметр D), наилучшим образом описывает свойства поверхности, сформированной современными методами обработки (например, полученной размерной электрохимической обработкой [11]).

Выводы

В заключение можно отметить, что проведение лабораторных занятий с учетом разработанного алгоритма программирования и предложенной схемы позволит студентам овладеть следующими компетенциями [2]:

• способностью и готовностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4);

• способностью применять математический аппарат, необходимый для осуществления профессиональной деятельности (ОК-15);

• способностью использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

• умением выполнять работы по метрологическому обеспечению и техническому контролю; использовать современные методы измерений, контроля и управления качеством (ПК-3);

• умением проводить изучение и анализ необходимой информации, технических данных, показателей и результатов работы, их обобщение и систематизацию, проводить необходимые расчеты с использованием современных технических средств (ПК-17);

• умением проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов, составлять описания проводимых исследований и подготавливать данные для составления научных обзоров и публикаций (ПК-20).

Литература

1. http://www.mami.ru/

2. Приказ от 22 декабря 2009 г. № 799 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 221700 Стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Министерство образования и науки Российской Федерации.

3. http://www.mami.ru/psr/?p=program

4. http://www.mahr.de/

5. Бавыкин О.Б. Применение в образовании специализированных компьютерных программ «NOVA» и «MYTESTX» / IDO Science. 2011. № 1. с. 10-11.

6. Бавыкин О.Б. Оценка качества поверхности машиностроительных изделий на основе комплексного подхода с применением многомерной шкалы / Известия МГТУ «МАМИ». - 2012, - №1 (13). - с. 139-142.

7. Бавыкин О.Б. Устройство для измерений фрактальной размерности поверхностного слоя / Инженерный вестник. 2013. № 6. с. 1-10.

8. Бавыкин О.Б. Фрактальная многомерная шкала, предназначенная для управления режимом размерной ЭХО и оценки его выходных данных / Инженерный вестник. 2013. № 7. с. 1-8.

Серия 7. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

9. Mandelbrot B.B. Fractals // Encyclopedia of Physical Science and Technology. - N.Y.: Academic Press, 1987. V.5. P.579-593.

10. Hurst H.E., Black R.P., Simaika Y.M. Long-Term Storege: An Experimental Study. - L.: Constable, 1965.

11. Саушкин Б.П. Шандров Б.В., Моргунов Ю.А. Перспективы развития и применения физико-химических методов и технологий в производстве двигателей / Известия МГТУ «МАМИ». -2012, - Т. 2. №2 (14), - с. 242-248.

К вопросу повышения эффективности расчёта зубчатых и червячных

передач

к.т.н. доц. Лукьянов А.С., Стариков А.И.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, salek61@mail.ru

Аннотация. В статье предложен усовершенствованный алгоритм расчета зубчатой и червячной передач, позволяющий проводить сравнительный анализ и последующий выбор материалов, из которых будут изготовлены взаимодействующие детали. На основе предлагаемого алгоритма разработана программа проектного и проверочного расчета червячной и зубчатой передач.

Ключевые слова: зубчатая и червячная передача, алгоритм расчета, материал, скорость скольжения, эмпирическая формула

Расчёт зубчатых и червячных передач является важным этапом в курсовом проектировании при изучении общетехнической дисциплины «Детали машин и основы конструирования» и имеет своей целью приобретение студентами навыков и приемов проектирования механизмов и машин.

Используемый студентами расчет зубчатых и червячных передач должен давать студенту возможность анализа и последующего оптимального выбора размеров и материалов, из которых будут изготовлены детали передач. Принятый в учебном процессе на сегодняшний день расчет зубчатых и червячных передач имеет много условных факторов, не позволяющих успешно осуществить выбор окончательного варианта.

Практика расчета предусматривает выбор только одной комбинации материала червяка и колеса, которая в дальнейшем определит габаритные размеры передачи. Такой подход не позволяет в учебном процессе проанализировать возможность использования других комбинаций материалов передачи в проектном расчете.

Например, в расчете червячной передачи есть недостаток, заключающийся в том, что материал для изготовления зубчатого венца колеса определяют в зависимости не от реальной, а от ожидаемой скорости скольжения в зацеплении, которую определяют по эмпирической формуле [1]:

Гск = 4,5 -10-4 • nl- 3jT2, м/с, где: п1 - частота вращения вала червяка в мин-1;

T2 - максимальный длительно действующий крутящий момент на валу колеса в Н*м. В зависимости от этой ожидаемой скорости скольжения определяются несколько важных параметров червячной передачи: степень точности изготовления, коэффициент нагрузки и механические характеристики материалов червяка и колеса. На основе этих параметров осуществляется проектный расчёт червячной передачи. Однако полученное значение ожидаемой скорости скольжения, как правило, значительно отличается от реальной скорости, определяемой по зависимости [1]:

V,

V» =—1— м/с cos g w

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.