ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.24(476)
ПРИМЕНЕНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Канд. экон. наук, доц. ГОЛУБОВА О. С., студ. ГОЛУБОВА Н. А.
Белорусский национальный технический университет
Малое предпринимательство представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста республики.
В Беларуси к субъектам малого предпринимательства относятся:
• индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
• микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
• малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно [1].
К субъектам среднего предпринимательства согласно Закону о поддержке малого и среднего предпринимательства [2] относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. № 685-ХШ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:
• в промышленности и на транспорте - до 100 чел.;
• в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере - до 60 человек;
• в строительстве и оптовой торговле - до 50 чел.;
• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 чел.;
• в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел.
Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал [2].
Положение об упрощенной системе налогообложения утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 № 119 (с учетом изменений и дополнений) [3]. Пунктом 11 данного Положения установлены различные ставки налога при упрощенной системе налогообложения (6 % - для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость, и 8 % -для организаций, не уплачивающих налог на добавленную стоимость), которые избираются организацией при переходе на упрощенную систему налогообложения [4].
При формировании стоимости строительных работ, учитывая специфику ценообразования в строительстве и порядок включения налогов в стоимость строительных работ, Мин-стройархитектуры разработало и опубликовало в своем письме от 01.04.2010 № 04-2-04/1130 [4] условный пример расчета налогов и отчис-
лений с учетом особенностей налогообложения для включения в стоимость выполненных работ, определенных по ресурсно-сметным нормам в ценах и нормах на 01.01.2006, с учетом норм постановления Минстройархитектуры Беларуси от 03.12.2007 № 25 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция № 25) [5].
Наглядно установленную систему применения индексов изменения стоимости, а также включения отдельных налогов, сборов и отчислений в стоимость строительных работ отображает табл. 1.
Рассмотрим на конкретном примере алгоритмы включения налогов и отчислений в стоимость строительных работ. Для анализа выбраны работы по установке окон и дверей из ПВХ со стекло-пакетами в проемы панелей «Сэндвич». Сегодня в Республике Беларусь большое количество субъектов малого предпринимательства занимается узкоспециализированными работами.
Для сравнительного анализа уровня цен величины прибыли и сумм налогов, включаемых в стоимость строительных работ, в данной работе рассмотрены пять вариантов расчета стоимости работ:
1 - для организаций, работающих по общеустановленной системе налогообложения;
2 - для организаций, работающих по общеустановленной системе налогообложения при строительстве объектов, строительные работы по которым освобождены от налога на добавленную стоимость (строительство жилья, гаражей, стоянок, работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ);
3 - для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения с уплатой НДС;
Система включения отдельных н
4 - для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения с освобождением от НДС;
5 - для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, плательщиков НДС при выполнении работ, освобожденных от НДС (строительство жилья, гаражей, стоянок, работ по строительству, содержанию и ремонту объектов садоводческих товариществ).
Базисная стоимость накладных расходов и плановых накоплений определяется по нормативам, утвержденным постановлением Мин-стройархитектуры от 16.01.2008 № 1 «Об утверждении норм накладных расходов и плановых накоплений», от величины затрат на заработную плату рабочих-строителей и заработной платы в составе затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов [6]. Остальные затраты, учитываемые в стоимости строительных работ приняты по нормам, установленным Инструкцией № 25.
В результате расчетов получены суммы стоимости строительных работ, налогов, сборов и отчислений, нормативной прибыли, включаемой в стоимость работ и остающейся в распоряжении подрядчика после уплаты налогов из прибыли (табл. 2).
Таким образом, стоимость работ без учета материалов и налогов одинакова в вариантах расчета 1 и 3, а также одинакова для вариантов расчета 2, 4 и 5 (рис. 1). Это связано с особенностями формирования стоимости на объектах, освобожденных от НДС, для которых суммы входного НДС относятся на увеличение себестоимости товаров, работ, услуг.
Таблица 1
; и отчислений в стоимость работ
Наименование составляющих цены Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения
С уплатой НДС Освобождение от НДС С уплатой НДС Без уплаты НДС Освобождение от НДС
Индексы изменения стоимости Без НДС С НДС Без НДС С НДС С НДС
Отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры До 13,5% Нет Не исчисляется
Ставки налога при упрощенной системе налогообложения Не исчисляется 6 % 8 % 6 %
НДС 20 % Нет 20 % Нет Нет
Таблица 2
Стоимостные показатели цены строительных работ
№ п/п Наименование показателя Общеустановленная система налогообложения Упрощенная система налогообложения
С НДС Без НДС С НДС 6 % Без НДС 8 % Без НДС 6 %
Вариант расчета 1 2 3 4 5
1 Выручка 37370044 32652582 35072213 35491937 34736789
2 Налоги, 9899190 2379 7601359 2841734 2086586
3 в том числе отчисления в Белгосстрах 2379 2379 2379 2379 2379
4 НДС 6228341 5845369
5 Инновационный фонд 13,5 % 3668470
6 Налог, уплачиваемый из выручки 6 % 8 % 6 %
1753611 2839355 2084207
7 Материалы без НДС 25262253 25262253 25262253 25262253 25262253
8 Материалы с НДС 30314703 30314703 30314703 30314703 30314703
9 Добавленная стоимость с налогами 7055341 2337879 4757510 5177234 4422086
10 Стоимость работ без учета налогов 27470854 32650203 27470854 32650203 32650203
11 Стоимость работ без учета материалов и налогов 2208601 2335500 2208601 2335500 2335500
12 Плановые накопления 299381 299381 299381 299381 299381
13 Рентабельность продаж 1,090 % 0,917 % 1,090 % 0,917 % 0,917%
14 Рентабельность затрат 1,102 % 0,925 % 1,102 % 0,925 % 0,925%
15 Налоги из прибыли: налог на прибыль, 24 % 71851 71851
16 налог в местные фонды, 3 % 2156 2156
17 Чистая прибыль 225374 225374 299381 299381 299381
18 Рентабельность продаж по чистой прибыли 0,820 % 0,690 % 1,090 % 0,917 % 0,917 %
19 Рентабельность затрат по чистой прибыли 0,829 % 0,697 % 1,102 % 0,925 % 0,925 %
С НДС
Без НДС (жилье, гаражи, стоянки)
Общеустановленная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения
Рис. 1. Стоимость работ без учета материалов и налогов, руб.
Далее рассмотрим зависимость цены строительных работ от системы налогообложения, применяемой в организации (рис. 2).
Таким образом, стоимость работ при общеустановленной системе налогообложения выше стоимости при упрощенной системе налогообложения со ставкой 6 % на 6 %, при упрощенной системе со ставкой 8 % - на 5 %. При строительстве объектов жилого фонда наиболее выгодные условия по цене может предложить организация, работающая по общеустановленной системе налогообложения. Стоимость таких работ ниже стоимости, установленной организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения со ставкой 6 % на 6,4 и 8,7 %.
Разница стоимости выполняемых работ (рис. 2) в первую очередь объясняется разницей налоговых платежей, включаемых в стоимость строительных работ (рис. 3).
38000000 37000000 36000000 35000000 34000000 33000000 32000000 31000000 30000000
37370044
№ 35491937
ггт 35072213 34736789
й № #
Фт1 К К
№ №
|тМ § Ш
й й щ
С НДС
Без НДС (жилье, гаражи, стоянки)
Общеустановленная система налогаобложения
(с НДС
Без НДС
Без НДС для жилья
"Упрощенная система налогообложения
Рис. 2. Изменение стоимости работ в зависимости от системы налогообложения
10000000 9000000 8000000 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
1753611
- 5845369
2379
2379
7У
28839:355 2084207 2379 [^^2379 |»1:2379
С НДС
Без НДС (жилье, гаражи, стоянки) Общеустановленная а система налогообложения
С НДС
Без НДС
Без НДС для жилья
Упрощенная система налогообложения
Рис. 3. Налоги, учитываемые в стоимости работ, руб.: Щ - НДС; В - инновационный фонд 13,5 %; Н - процент от выручки
Рентабельность - показатель эффективности выполненных работ. Разница в уровнях рентабельности (рис. 4) состоит в том, что организации, работающие по общеустановленной системе налогообложения, обязаны уплачивать налог на прибыль и отчисления в местные фонды, а «упрощенцы» освобождены от уплаты таких налогов.
Общеустановленная система налогообложения
Рис. 4. Рентабельность по чистой прибыли, %: 0 - рентабельность продаж по чистой прибыли; 0 - то же затрат
Анализ расчетов показывает, что применение упрощенной системы налогообложения при выполнении строительных работ на объектах, по которым по законодательству не предусмотрены налоговые льготы, позволяет сформировать стоимость работ на более низком уровне по отношению к общеустановленной системе налогообложения. В данном случае наблюдаются преимущества перехода малых предприятий на упрощенную систему по стоимости строительных работ, а также более высокой рентабельности работ по чистой прибыли.
В большей степени такое различие в стоимости объясняется тем, что в стоимость работ по общеустановленной системе налогообложения включается инновационный фонд (13,5 %), а организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения, он не уплачивается. Эффективность упрощенной системы налогообложения с применением ставки налога из выручки в размере 8 % также связана с освобождением от НДС стоимости этих работ. Однако, если работы выполняются для субъектов хозяйствования, являющихся плательщиками НДС, такая льгота непривлекательна, так как в этом случае они не смогут принять суммы «входного» НДС у себя к вычетам. Эта ситуация требует более глубокого рассмотрения и оценки эффективности для заказчика заключения такого договора подряда.
В Ы В О Д Ы
Если работы выполняются на объектах, по которым законодательством предусмотрены налоговые льготы, то стоимость работ, сформированных по общеустановленной системе налогообложения ниже, так как в стоимость работ с упрощенной системой расчета в любом случае включается единый налог. Поэтому при заключении договоров подряда и субподряда на объектах жилищного строительства при работе по контрактным ценам часто возникают конфликты, так как если генподрядчик формирует стоимость работ на объектах жилищного фонда по общеустановленной системе, а к выполнению отдельных работ привлекаются субподрядчики, применяющие упрощенную систему налогообложения, стоимость строительства возрастает и заказчик часто не
соглашается с такой ситуацией.
Исходя из проведенного анализа расчета стоимости строительных работ по различным системам налогообложения, можно сделать вывод, что переход на упрощенную систему налогообложения выгоден организациям, которые являются плательщиками инновационных фондов. В данном случае переход на упрощенную систему позволит уменьшить стоимость строительных работ по причине невключения в нее данных отчислений.
Однако, если строительные работы выполняются на объектах, для которых в соответствии с законодательством предоставляются налоговые льготы (строительство жилья, гаражей, стоянок, работы по строительству, содержанию и ремонту садоводческих товариществ), переход на упрощенную систему налогообложения нецелесообразен.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 685-Х111 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
2. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь от 1 июля 2010 г., № 148-З // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2010.
3. Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2010.
4. О порядке включения налогов и отчислений в акты сдачи-приемки выполненных работ: 1 апр. 2010 г. № 04-2-04/1130 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -М., 2010.
5. Инструкция по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации (в ред. постановления Минстройархитектуры от 10.03.2009 № 8): утв. постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 3.12.2007 № 25 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - М., 2010.
6. Об утверждении норм накладных расходов и плановых накоплений: постановление Минстройархитектуры от 16.01.2008 № 1 // Консультант Плюс: Версия Проф. технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». -М., 2008.
Поступила 29.10.2010
УДК 656:005.932
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Асп. КОПКО Ю. А.
Белорусский национальный технический университет
Проблема исследования эффективности систем требует особого подхода с точки зрения их уровня, содержания и взаимосвязей с внешним окружением. В этом отношении логистические системы являются сложными, состоящими из ряда подсистем обслуживания и сконструированными на различных уровнях. Такая системная сложность требует создания эффективного механизма их проектирования и функционирования объектов трансграничной транспортной логистики (ТТЛС).
За фундаментальную предпосылку исследования эффективности логистической системы можно принять стремление ее к росту объема в качестве обслуживания клиентов на основе совершенствования кооперативных связей и конкурентоспособности. Для определения более точных и конкретных критериев эффективности транспортно-логистических систем необходимо установить суть эффективности. В логистических системах она должна отражать достижение цели при обеспечении необходимого