УДК 338.5(07)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАКАЗЧИКА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ
Канд. экон. наук, доц. ГОЛУБОВА О. С.
Белорусский национальный технический университет
В соответствии со ст. 700 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, обязанности по обеспечению строительства материалами несет подрядчик, если договором подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. В настоящее время заказчики все чаще используют свое право на обеспечение строительства материалами, так как это позволяет несколько удешевить стоимость строительства.
Целью нашего исследования явилось изучение вопроса влияния на стоимость выполненных работ того, какая сторона (заказчик или подрядчик) занимается обеспечением строительства материалами, изделиями и конструкциями.
Согласно разъяснению ГНК от 04.11.1999, Минэкономики от 29.10.1999, Минфина от 04.11.1999, Минстройархитектуры Республики Беларусь от 29.10.1999 «О бухгалтерском учете и налогообложении подрядных организаций при использовании в строительстве материалов заказчика» строительные материалы, передаваемые заказчиком подрядчику для выполнения работ, являются собственностью заказчика и включаются заказчиком в объем капитальных вложений (в стоимость сооружаемого объекта) на основании актов выполненных работ подрядчика. Подрядчик учитывает полученные от заказчика материалы на забалансовом счете и соответственно не включает в объем выполненных работ для налогообложения (стоимость этих материалов включается подрядчиком в объем выполненных работ лишь для статотчетности).
Данное разъяснение распространяется только при передаче строительных материалов заказчиком объекта строительства подрядчику. Заказчик имеет право передать подрядчику ма-
териал без сохранения прав собственности на него, то есть реализовать. При этом такие материалы включаются подрядчиком в стоимость выполненных работ для налогообложения в общеустановленном порядке. Однако в большинстве случаев в строительстве участвуют три стороны: заказчик, генеральный подрядчик и субподрядчик.
В соответствии с письмом Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.02.2004 № 04-1-16, № 517 «О передаче строительных материалов» передача генподрядчиком субподрядчику строительных материалов, приобретенных самостоятельно, является для генподрядчика доходом. Доход, полученный генподрядчиком, подлежит налогообложению в установленном законодательством порядке.
Субподрядчик приходует полученные материалы на балансовых счетах учета материальных ценностей, включает в акт выполненных работ в общеустановленном порядке и списывает на себестоимость строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами.
Для того чтобы материал имел статус материала заказчика, заказчику необходимо и достаточно самому оформить договоры на покупку этих материалов у поставщиков и оплатить их стоимость. Доставка таких материалов на объект может быть осуществлена заказчиком с использованием собственного или привлеченного автотранспорта. Также материал заказчика может быть получен у поставщика представителем подрядчика по доверенности, выданной заказчиком.
В соответствии с письмом Минстройар-хитектуры от 31.03.2006 № 04-1-16/1881 «О включении в акты приемки выполненных работ налогов и отчислений» при расчетах налогов и отчислений материалы заказчика в налоговую базу не включаются при расчете отчислений в инновационный фонд Министерства архитек-
туры и строительства Республики Беларусь, отчислений в фонд развития строительной науки, отчислений на содержание РУП «Служба ведомственного контроля» при Минстройар-хитектуры, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налога с пользователей автомобильных дорог и налога на добавленную стоимость [1].
Проанализируем изменение стоимости выполненных строительно-монтажных работ при использовании материалов заказчика и подрядчика. Сравнительный анализ производится на примере монтажа связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей
Расчет стоимости
в Минской области по ценам и индексам изменения стоимости за сентябрь 2006 г. Расчет стоимости в строительстве производится на основе ресурсно-сметных норм, утвержденных в базисных ценах 1991 г. с последующей индексацией в уровень текущих цен с использованием индексов изменения стоимости отдельных элементов затрат, утверждаемых Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь [2-4]. Расчет стоимости выполненных работ в базисных ценах (табл. 1, 2) и определение текущей стоимости материалов изделий и конструкций (табл. 3) формируют исходную информацию для анализа.
Таблица 1
т в ценах 1991 г.
№ п/п Обоснование, наименование работ и затрат Ед. изм., кол-во Основная заработная плата, руб. Эксплуатация машин и механизмов, руб. Материальные ресурсы, руб. Стоимость, руб.
Всего ЗП маш. Всего Транспорт
1 Е9-24-1 Монтаж связей и распорок из одиночных и парных уголков т 172,48 47,43 11,51 1,79 0,16 221,70
1 172 47 12 2 0 221
2 С115-241700 Труба прямоугольного сечения т 165,57 19,74 165,57
1 0 0 0 166 20 166
Всего 172 47 12 168 20 387
Таблица 2
Расчет стоимости работ в ценах 1991 г.
Наименование затрат % Порядок расчета Стоимость, руб.
Трудозатраты рабочих, чел.-ч 90 90
Трудозатраты машинистов, чел.-ч 6 6
Всего трудозатрат, чел.-ч 90 + 6 96
Заработная плата 172 172
Эксплуатация машин и механизмов, в том числе 47 47
зарплата машиниста 12 12
Материалы 168 - 20 148
Транспортные расходы 20 20
Накладные расходы всего (172 + 47) • 80,2 : 100 176
Плановые накопления всего (172 + 47) • 145,1 : 100 318
Временные (титульные) здания и сооружения 7,2 (172 + 47) • 7,2 : 100 16
Итого CMP 172 + 47 + 148 + 20 + 176 + 318 + 16 897
Непредвиденные затраты 1,5 897 • 1,5 : 100 13
Всего CMP с непредвиденными 897 + 13 910
Прочие затраты
Премия за произв. результаты (от ЗП + ЗПмаш + НР • 0,21585) 30 (172 + 12 + 176 • 0,21585) • 30 : 100 67
Итого прочих затрат: 67 67
Всего с прочими: 910 + 67 977
Средства на создание фонда строительной науки 0,5 (897 + 13) • 0,5 : 100 5
Всего 977 + 5 982
Таблица 3
Расчет стоимости материалов в текущих ценах
№ п/п Код и наименование ресурса Ед. изм. Кол-во Цена без НДС, руб. Стоимость без НДС, руб. НДС 18 %, руб. Стоимость с НДС, руб.
1 С110-900 Болты сборочные с гайками и шайбами т 0,00044 4200000 1848 333 2181
2 С101-17500-1 Гвозди строительные кг 0,01 2560 26 5 31
3 С113-2100 Грунтовка ГФ-021 т 0,00031 5734650 1778 320 2098
4 С201-75600 Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений т 0,0002 1566100 313 56 369
5 С102-2300 Пиломатериалы хвойных пород, бруски обрезные длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 40-75мм, I сорт м3 0,00103 251450 259 47 306
6 С101-79700 Проволока катанка горячекатаная в мотках диаметром 6,3-6,5 мм т 0,00003 1708490 51 9 60
7 С113-15600 Растворитель т 0,00006 4220000 253 46 299
8 С115-241700 Труба прямоугольного сечения т 1 1569492 1569492 282509 1852001
9 С101 -101900 Швеллеры № 40 т 0,00194 1899560 3685 663 4348
10 С101-151300 Электроды диаметром 4 мм Э42 т 0,0008 4350000 3480 626 4106
Всего 1581185 284614 1865799
Если при выполнении работ использовались материалы заказчика, то стоимость выполненных работ составляет 1249532 руб. Если к этой величине добавить стоимость материалов заказчика (с НДС) и транспортные расходы, то общая стоимость работ составляет 1249532 + + 865799 + 38941 = 3154272 руб. То есть при поставке материалов на объект подрядчиком стоимость работ увеличивается на 13,87 %.
Сегодня в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.09.2006 № 23, принятым на основании Указа Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 № 499, организации при осуществлении деятельности в области строительства производят повышенные отчисления в инновационный фонд Минстройархи-тектуры [5]. При этом установлены следующие ставки отчислений: 13,5 % - от себестоимости работ, выполненных на основании договоров строительного подряда; 0,25 % - от себестоимости выполненных работ, финансирование
которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.
Статьей 40 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» от 31.12.2005 № 81-З для Министерства архитектуры и строительства была установлена повышенная ставка отчислений в инновационный фонд в размере не более 4,5 %. Кроме того, отчисления в инновационный фонд уплачивались организациями, имеющими долю госсобственности в уставном фонде. Таким образом, коммерческие организации негосударственной формы собственности до июля 2006 г. не являлись плательщиками отчислений в инновационный фонд.
Расчет величины стоимости выполненных работ подрядчика приведен в табл. 4.
Нами было проанализировано изменение стоимости работ при использовании материалов поставки заказчика и подрядчика при различных ставках отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры (табл. 5).
Таблица 4
Расчет стоимости выполненных работ в текущих ценах
№ п/п Наименование затрат % Цены 1991 г., руб. Индекс изменения стоимости Текущая стоимость, руб.
1 Заработная плата 172 1061,266 182538
2 Эксплуатация машин и механизмов всего, в том числе 47 80081
• зарплата машиниста 12
• эксплуатация машин и механизмов 47 1703,849 80081
3 Материалы с заготовительно-складскими расходами, в том числе 1617472
• заготовительно-складские расходы (общестроительные материалы) 2,24 36284
• заготовительно-складские расходы (металлоконструкции) 0,84 3
• материалы 148 1581185
4 Транспортные расходы, всего 20
Транспортные расходы подрядчика 20 1947,071 38941
5 Накладные расходы всего, в том числе 176 1149,683 202344
• HP (монтаж металлоконструкций) 80,2 176
6 Плановые накопления всего, в том числе 318 899,191 285943
• ПН (монтаж металлоконструкций) 145,1 318
7 Временные (титульные) здания и сооружения 7,2 16 1816,823 29069
9 Итого CMP 897 2436388
10 Непредвиденные затраты 1,5 13 2716,152 35310
11 Всего CMP с непредвиденными затратами 910 2471698
Прочие затраты
12 Премия за производственные результаты 30 67 1432,709 95992
13 Итого прочих затрат 67 95992
Всего с прочими 977 2567690
Средства на создание фонда строительной науки 0,5 5
Всего 982 2567690
14 Возврат материалов от разборки временных (титульных) зданий и сооружений 15 -2 -4360
15 Стоимость работ 980 2563330
РАСЧЕТ НАЛОГОВ И ОТЧИСЛЕНИИ
Фонд оплаты труда 425667
16 Единый платеж от фонда оплаты труда 4 17027
17 Земельный налог
18 Экологический налог
19 Плата за размещение отходов
20 Отчисления в «Белгосстрах» 0,1 426
21 Инновационный фонд 13,5 358835
22 Фонд развития стройнауки 0,5 13357
23 Отчисления на содержание РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры»
24 Объем работ для статистической отчетности 2957335
25 Материалы заказчика (-)
26 Объем работ для налогообложения 2952975
27 Налоги и отчисления от выручки 3 91329
Всего налогов и отчислений 480974
28 Итого с налогами и отчислениями от выручки 3044304
29 Налог на добавленную стоимость (НДС) 18 547975
30 Всего выполнено работ 3592279
Таблица 5
Сравнительный анализ стоимости работ при поставке материалов заказчиком и подрядчиком
Стоимость работ при использовании материалов поставки, руб.
Статья затрат заказчика Абсолютная разница, руб. Процентное соотношение
подрядчика с учетом материалов поставки заказчика без учета материалов поставки заказчика (с. 2 - с. 3) (с. 2/с. 3)х100 %
Стоимость работ, руб., при ставке отчислений в инновационный фонд:
0 3153569 3031829 1127089 121540 104,01 %
0,25 % 3160615 3033795 1129055 126721 104,18 %
4,5 % 3286025 3068797 1164057 217228 107,08 %
13,5 % 3592279 3154272 1249532 438007 113,89 %
Результаты расчетов наглядно показывают степень удорожания работ при увеличении налоговых ставок. В стоимость работ включена стоимость как самих работ, так и материалов заказчика. При поставке заказчик формирует стоимость материала путем суммирования фактически произведенных расходов на покупку, затрат по заготовке и доставке, в том числе и осуществляемых другими организациями. Разница в конечной стоимости материалов для потребителя при поставке материалов подрядчиком и заказчиком показана на рис. 1. Если при освобождении от отчислений в инновационный фонд разница составляет всего 7,86 % (за счет других налогов и отчислений), то при ставке в 13,5 % материалы поставки подрядчика обходятся на 24,7 % дороже.
Мы рассмотрели лишь один случай - выполнение работы по монтажу металлоконструкций. Структура работ в строительстве
весьма разнообразна. Однако нельзя не согласиться с тем, что при увеличении налоговых ставок использование материалов подрядчика становится все менее выгодным, так как в налоговую базу при определении стоимости работ материалы заказчика не включаются, в отличие от материалов подрядчика. При увеличении налоговой нагрузки заказчику выгоднее организовать собственную службу обеспечения строительства материалами, чтобы добиться снижения его стоимости, так как строительство является высокоматериалоемкой отраслью. Стоимость строительных материалов, изделий и конструкций в общей стоимости работ составляет порядка 55-65 %.
Проведение такого анализа дает возможность заказчикам обоснованно аргументировать инвестору политику в области обеспечения строительства объектов материалами, изделиями и конструкциями.
2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
□ Материалы подрядчика
□ Материалы заказчика
0,25 %
4,50 % 13,550 %
Рис. 1. Стоимость материалов для заказчика с учетом налогов и отчислений при различных ставках отчислений в инновационный фонд, руб.
Целью экономического анализа является поиск путей повышения экономической эффективности деятельности субъектов хозяйствования. Снижение затрат на производство, сокращение внешних выплат (в нашем случае налоговых платежей) позволяют сэкономить средства, вложенные в производство работ. Экономия, как правило, не бывает односторонней. Если заказчик принимает решение обеспечивать строительство материалами, он экономит на налоговых выплатах, но при этом несет дополнительные расходы по содержанию службы снабжения, организации поставки материалов. Поэтому принятие окончательного решения должно обосновываться расчетами, учитывающими уровень индивидуальных затрат.
В Ы В О Д
При увеличении налоговых ставок отчислений в инновационный фонд, оборотных налогов экономия средств от организации поставки материалов заказчиками возрастает.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. О порядке включения в акты приемки выполненных работ налогов и отчислений: письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 янв. 2006 г. № 04-1-16/1881: текст по состоянию на 1 июня 2006 г. // Информационный бюллетень Мин-стройархитектуры Республики Беларусь. - 2006. - № 4. -131 с.
2. Методические указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений и составлению сметной документации с применением ресурсно-сметных норм (РДС 8.01.105-03): утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2003 г. № 91: текст по состоянию на 1 июня 2006 г. - Минск: ЗАО «Стройэконорм», 2004. - 131 с.
3. Сборник индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь.- Минск: АП РНТЦ, 2006. - Кн. 1. - 315 с.
4. Средневзвешенные цены и индексы материалов-представителей: сб. индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь. - Минск: АП РНТЦ, 2006. - Вып. 4. -Кн. 2, 9/2006. - 124 с.
5. Об утверждении Инструкции о порядке образования инновационного фонда Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2006 год: постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 сент. 2006 г. № 23 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2006. - № 149. - 42 с.
Поступила 1.12.2006
УДК 658.7
ОБ ИНДЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Асп. СКОЧИНСКАЯВ. А.
Белорусский национальный технический университет
Функционирование любого белорусского предприятия в рыночных условиях обусловлено неопределенностью и неустойчивостью. Применявшиеся ранее концепции управления уже не оправдывают себя в новых экономических условиях, и этим вызван интерес к методам управления, хорошо зарекомендовавшим себя за рубежом.
Белорусские производственные предприятия рассматривают возможность перехода и, вероятно, уже в ближайшем будущем будут
вынуждены переходить на логистические методы управления. При таком переходе они столкнутся с абсолютно новой для них методологией организации снабжения, транспортировки материальных ресурсов (МР), производства и сбыта готовой продукции, формирования запасов МР. Это потребует от каждого предприятия-потребителя сформировать для себя необходимое логистическое окружение из надежных поставщиков и транспортных организаций. А это, в свою очередь, является одной из важ-