УДК 331.5
Землянухина Н. С.
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.
Чернышевского, г. Саратов, Россия
Применение цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами: проблемы и перспективы
Аннотация В статье обозначены основные проблемы и риски, возникающие при использовании цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами на уровне общества и конкретного индивида. Предложены некоторые инструменты минимизации выявленных рисков и решения проблем.
Ключевые слова: цифровые технологии, человеческие ресурсы, управление, риски. Образец цитирования: Землянухина Н. С. Применение цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами: проблемы и перспективы // Гуманитарный научный журнал. 2022. №4. С 3-9.
Zemlyanukhina N. S.
Application of digital technologies in human resource management:
problems and prospects
Abstract The article outlines the main problems and risks that arise when using digital
technologies in human resource management at the society level. Some tools for
minimizing the identified risks and solving problems are proposed.
Keywords: digital technologies, human resources, management, risks.
For citation: Zemlyanukhina N. S. Application of digital technologies in human
resource management: problems and prospects// Humanitarian scientific journal. 2022.
№4. pp 3-9 (In Russ.)_
Цифровые технологии всё больше проникают в нашу жизнь, становясь всё более привычными и, порой, почти незаметными. Широкое использование компьютеров, смартфонов и других устройств, буквально напичканных всевозможными приложениями, привычка искать информацию в интернете, используя поисковые системы и виртуальных помощников, стали обыденностью. Никого уже не удивляет, что через единый портал государственных услуг или аналогичное приложение можно решить множество вопросов, требовавших ранее обязательного личного присутствия. При этом цифровые технологии продолжают бурно развиваться, находить новые сферы применения, приобретая характер сквозных технологий.
Не обошли цифровые технологии стороной и сферу управления человеческими ресурсами. Однако, в большинстве публикаций по применению цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами, последние рассматриваются на микроуровне (организации, фирмы, предприятия) [1], [2], [3], [4], [5]. Это соответствует подходу западного менеджмента, где под человеческими ресурсами понимаются сотрудники
организации, и управление человеческими ресурсами - это аналог управления персоналом. Однако в российской школе экономики труда существует точка зрения, что человеческие ресурсы - это все население страны [6], т.е. рассмотрение категории идет на макроуровне. Управление человеческими ресурсами также происходит не только в рамках организации, но и в обществе в целом. В данной статье в первую очередь речь будет идти об управлении человеческими ресурсами в рамках всего общества, т.к. в рамках конкретной организации внедрение цифровых технологий приносит несомненную пользу, т.к. дает возможность где-то сокращать издержки, где-то принимать более правильные решения, где-то ускорять принятие решений, т.е. есть множество факторов, подтверждающих, что цифровые технологии - это хорошо. Но если говорить о применении цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами в более широком смысле, то здесь возникает ряд проблем, на которые хотелось бы обратить внимание. Отметим также, что мы будем оценивать проблемы применения цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами с точки зрения объектов управления, т.е. индивидов, жителей тех или иных территорий.
Первая часть проблем связана со сбором, обработкой и использованием персональных данных. В написанной в сороковых годах прошлого века антиутопии Дж. Оруелла «1984 год» [7] речь, в том числе, идет о наличии «Большого Брата», который следит за каждым шагом каждого человека. На тот момент это была фантастика, но проблема заключается в том, что сейчас существует множество «больших братьев». Про каждого из нас собираются большие данные, каждый наш шаг где-то фиксируется, мы об этом не задумывается, но практически все бесплатные для нас программы, приложения, браузеры, ютуб, и т.д. зарабатывают на том, что продают данные о нас тем, кто в этом заинтересован. В первую очередь это делается для того, чтобы продвигать рекламу, но не только для этого, но и для того, чтобы принимать на основе этих данных решения и как-то на нас влиять. При этом собирается большое количество персональных данных, и это может быть проблемой для их носителей, т.к. есть риски утечки этих данных и риски их использования не в нашу пользу. Как правило, при обсуждении этих рисков, утверждается, что персональные данные хранятся в таком виде, что они не привязаны к конкретному человеку. Но на самом деле это не совсем так, потому что при получении большого количества услуг (в том числе при прохождении повышения квалификации) мы сталкиваемся с необходимостью предоставить свой СНИЛС, а это как раз тот идентификатор, который чаще всего используется вместо ФИО, чтобы хранить данные про нас. Учитывая, что нам приходится предоставлять его, получивший эту информацию вместе с другими персональными данными, может легко получить доступ к другим сведениям уже с привязкой к
конкретной личности. Кроме того, теперь СНИЛС присваивается ребенку сразу после рождения (раньше это происходило только при приеме на работу). Это делается опять же для того, чтобы было удобнее собирать про него все персональные данные.
Кроме того, большие данные о нас настолько большие, что для обработки их создаются специальные программы (искусственный интеллект), обучающиеся, которые анализируют эти данные и выдают какие-то решения. Это также внушает некоторые опасения. Продвигающие искусственный интеллект (ИИ) специалисты высказывают точку зрения, что, если Вы не согласны с тем решением, которое предлагает искусственный интеллект, значит, скорее всего, Вы просто не обладаете всей информацией. Есть большие сомнения в том, что ИИ всегда принимает более правильное решение, чем человек. Одна из версий нескольких крушений Боингов состоит в том, что у пилотов не было возможности отключить автопилот. Т.к. ИИ обучается на каких то-примерах, если ситуация внештатная, то возможность принятия решения лучше оставить за человеком. Т.е. возникает еще одна группа проблем, связанных с использованием ИИ при принятии решений. Например, есть специально разработанный робот Вера, который занимается подбором персонала, и который обзванивает потенциальных претендентов на рабочее место и по интонации их голоса определяет, звать ли их на собеседование. Есть определенные сомнения в том, что интонация человека при его разговоре с роботом может быть весомым основанием для отказа в собеседовании.
Кроме того, т.к. ИИ занимается самообучением на большом количестве наблюдений, считается, что машинное обучение приводит к тому, что принимаемые решения становятся более правильными, но это также не всегда верно. Есть такое понятие как статистическая дискриминация, имеющая место, когда без учета конкретной ситуации принимаются решения, дискриминирующие представителей некоторых групп населения, в связи с тем, что так проще, т.к. не нужно анализировать конкретный случай, а достаточно знать преобладающую тенденцию. Так, например, часто работодатели не хотят брать на работу девушек, т.к. они могут родить. Дискриминация может осуществляться и по ряду других признаков. Если ИИ занимается самообучением, есть достаточно большая вероятность, что мы будем подвержены статистической дискриминации.
На сайте инновационного центра Сколково представлены некоторые отечественные разработки ИИ, в том числе программа, способная анализировать все цифровые следы человека, на основе чего принимается решение, стоит ли с ним вступать во взаимодействие. Какую угрозу это может нести? Во-первых, т.к. цифровые следы удалить практически невозможно, человек лишается возможности реабилитироваться, если когда-то совершил ошибку в цифровом пространстве. Во-вторых, у
человека согласно конституции должно быть право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [8], но по сути такое право есть фактически только у тех, кто за это специально борется. Так Ютуб содержит множество роликов с рекомендациями, как бороться с тем, что нас постоянно подслушивают. Это действительно так. В смартфоне установлено множество приложений, собирающих о нас информацию, и, если Вы при включенном телефоне в разговоре с кем-то скажете, что интересуетесь чем-то, Вам достаточно быстро придет реклама про этот товар или услугу. Для того, чтобы от этого спрятаться, нужно обладать достаточно хорошими цифровыми компетенциями, или жить с выключенными телефонами и компьютерами (или вообще без них). Если мы в Ютубе ищем какую-то информацию, то через некоторое время Вы получаете рекомендации, что Вам смотреть. То есть это ИИ решает, что Вам показывать, а что не показывать. Утверждение американцев, что на их выборы кто-то влияет основано на том, что это возможно, т.к. ИИ может рекомендовать определенные новости к просмотру, а другие не показывать. Поэтому ИИ может влиять на выбор человека.
Совсем недавно были скандалы, связанные с наличием сайтов, на которых детей доводили до трагических необдуманных поступков. Это делал не ИИ, но использование цифровых технологий здесь несомненно.
Третья группа проблем лежит в области формирования картины мира. Как это не грустно, ИИ может существенно влиять на нашу картину мира, так как он определяет, какую информацию показывать нам в первую очередь. Есть такие сквозные технологии, как виртуальная реальность и дополненная реальность. По сути, мы все оказываемся в дополненной реальности, т.к. мозг человека устроен таким образом, что, если он что-то видел, он склонен полагать, что это существует на самом деле. Проблема в том, что у многих людей сейчас совершенно не совместимые картины мира, потому что то, что они видели в интернете (а что им показывать решает ИИ, либо тот, кто его кодирует), они считают правдой, а все остальное -фейками. И переубедить человека абсолютно невозможно. За последнее время появилось достаточно большое количество людей, которые считают, что Земля плоская. Есть такое впечатление, что это был специально запущенный эксперимент, для определения того, можно ли внушить людям то, что полностью противоречит картине мира, которая формировалась у них при обучении в школе. И люди, которые «пересмотрели» свои взгляды, искренне считают, что их обманывали в школе, и все космические программы - это фейк для сбора денег с населения. Проблема в том, что, если человек один раз заинтересовался этой темой, ИИ будет постоянно подсовывать информацию, подтверждающую ту точку зрения, с которой он
познакомился. Поэтому через некоторое время сомнения уходят, т.к. «все так говорят». Это гораздо более сильная проблема, чем та, которая была ранее, когда человек был уверен в справедливости того, что было написано в газете, т.к. раньше он мог только прочитать информацию, а теперь он может ее еще и «увидеть», причем в большом количестве источников. По сути человек оказывается в информационном пузыре, в котором отсутствует информация, способная поколебать его точку зрения. Изначально это делалось для того, чтобы человек с наибольшей вероятностью просмотрел рекомендованные ему ролики или сайты, куда помещается реклама, однако точно такая же технология может использоваться (и используется) при ведении информационных войн.
Бороться с этим можно только за счет развития критического мышления, которым, к сожалению, обладают далеко не все. Причем внедрение дистанционного образования развитию критического мышления вряд ли способствует, т.к. приучает ребенка к тому, что всю информацию нужно черпать из интернета. Надеяться на то, что ребенок получит навыки правильной оценки информации в семье сейчас также особенно не стоит, т.к. многие родители относятся к поколению тех, кто живет «в смартфоне» (или в айфоне) и не всегда четко прослеживают разницу между виртуальной реальностью и действительностью. Увиденное в интернете воспринимается как реальность, но она там может быть очень сильно отредактированной. Поэтому особое внимание следует уделять применению цифровых технологий в образовании. Еще несколько лет назад, до начала пандемии, было много сомнений в целесообразности широкого использования дистанционного образования [9]. Однако необходимость проведения занятий в условиях вынужденной изоляции активизировала внедрения цифровых технологий и дистанционного образования, что было вынужденным решением. После окончания острой фазы пандемии внедрение цифровых технологий в образовательный процесс продолжилось, оно предполагает, что во всех рабочих и образовательных программах должно появиться достаточно большое количество используемых и описываемых цифровых инструментов, потому что это - наше ближайшее будущее. Особое место занимают сквозные технологии, к которым относят искусственный интеллект, большие данные, промышленный интернет, интернет вещей и т.д. Всего девять официально обозначенных технологий, хотя на самом деле их еще больше. Не оспаривая необходимость освоения студентами современных технологий и инструментов, отметим, что, в первую очередь, студент должен научиться думать и адекватно оценивать полученную информацию, а не только полагаться на готовые решения.
Перспективы использования цифровых технологий в ближайшем будущем могут быть оценены по-разному, в зависимости от того, на чем будет делаться акцент. Использование в медицине современных технологий
открывает множество новых возможностей, но настораживают прогнозы про то, что врачей-терапевтов скоро не будет, т.к. с диагностикой и назначением препаратов лучше справляется ИИ.
ИИ хорошо справляется с обработкой большого количества информации, поэтому он широко внедряется там, где это требуется [10]. По прогнозам, профессия водителей будет не востребованной в ближайшее время, т.к. их заменят роботы с ИИ. Однако нам не известно, какие критерии принятия решений заложены в этот ИИ, и насколько это будет безопасно для пассажиров в случае непредвиденных ситуаций.
Использование ботов позволяет обрабатывать большое количество обращений клиентов, но проблема состоит в том, что теперь именно электронные помощники решают, соединять ли конкретного клиента с оператором, предлагая задать вопрос им, и мало у кого хватает терпения продержаться до конца, чтобы поговорить с живым человеком и решить проблему, не включенную в список стандартных ситуаций.
Кроме того, проблема заключается в том, что несмотря на то, что ИИ обучается сам, процедуру обучения в него закладывают те, кто пишет коды. Ни из чего не следует, что основные ценности для разработчиков - это гуманизм, забота о людях и т.д. Цифровые технологии создаются конкретными людьми и по заказу конкретных людей. Поэтому в первую очередь цифровые технологии пытаются удовлетворить интересы заказчиков и разработчиков.
Несомненно, что цифровые технологии будут внедряться все больше, и нам не удастся избежать их широкого применения. Хотелось бы, чтобы при внедрении цифровых технологий в управление человеческими ресурсами учитывались интересы общества и людей, а не только разработчиков и заказчиков, и чтобы у человека оставалось право выбора, ИИ не должен решать за нас все. К сожалению молодое поколение все чаще поддается упрощенному подходу - зачем думать самому, если тебе так хорошо все время подсказывают. И все чаще при поиске информации школьники и студенты используют первый предложенный поисковиком сайт, не задумываясь о том, что он первый, потому что кто-то заплатил за его продвижение, или есть много лайков, потому что кому-то понравилось то, что там написано. Поэтому при внедрении цифровых технологий обязательно нужно развивать критическое мышление у представителей всех слоев населения (у студентов и школьников - в том числе, и даже - в первую очередь).
Библиографический список
1. Акмаева Р.И., Лунев А.П. О сотрудничестве с прикаспийскими государствами в области внедрения цифровых технологий в сфере управления человеческими ресурсами //Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 2. № 1. С. 74-81.
2022, №4
«Гуманитарный научный журнал»
Электронный научный журнал
ISSN 2078-9661
2. Кирилина К.А., Мясоедова Т.Г. Цифровые технологии в системе управления человеческими ресурсами российских компаний //Успехи в химии и химической технологии. 2022. Т. 36. № 5 (254). С. 20-22.
3. Устинова Л.Н., Аракелова А.О. Технологии управления человеческими ресурсами на основе цифрового подхода // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2021. Т. 14, № 6. С. 40-52.
4. Мугаева Е.В. Цифровая трансформация технологий управления человеческими ресурсами //Вестник Академии знаний. 2022. № 51 (4). С. 200-204.
5. Широковских С.А. Цифровые технологии в системе современных моделей управления человеческими ресурсами промышленной компании (корпорации) //Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2020. № 4 (53). С. 168-175.
6. Землянухина С.Г. Система воспроизводства человеческих ресурсов: эволюция отношений собственности. /Человеческий потенциал в цифровой экономике: монография / под ред Л.В. Санковой.- Саратов: КУБиК, 2020 -238 с. С. 7-37.
7. Джордж Оруэлл: „1984" и эссе разных лет : сб. — М. : Прогресс, 1989. — 384 с.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Статья 23. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2573feee1caecac37c442734e00215bbf 1с85248/
9. Землянухина Н.С. Дистанционное высшее образование в России: проблемы и перспективы //Гуманитарный научный журнал. 2018. № 1-1. С. 2.
10. Фурсов, А. Л. Новые методы в отборе персонала: основные характеристики "цифрового следа" соискателя должности / А. Л. Фурсов // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы : Материалы VII Международной научной конференции, Саратов, 15 апреля 2019 года. -Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2019. - С. 1057-1062.