ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНАЖЕРА BOSU В КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
А.Е. МАКСИМОВ, ГОУ ЦЛПДО, г. Москва
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом. Проведен анализ и установлены причины возникновения и отставания координационных способностей. Для решения этой проблемы была разработана методика коррекции и развития координационных способностей с применением тренажера Bosu. Методика включала в себя комплексный подход в развитии и коррекции координационных способностей.
Ключевые слова: координационные способности, развитие, коррекция, методика, тренажер Вози.
Abstract
The paper addresses the problem of coordination abilities in children with cerebral palsy. The analysis and established the cause of the backlog and coordination abilities. To solve this problem, developed a method of correction and development of coordination abilities with the use of the simulator Bosu.
Methods included a comprehensive approach to the development and correction of coordination abilities.
Key words: coordination abilities, development, compensation, method.
Развитие ребенка характеризуется тем, что на определенном этапе своего онтогенеза начинают формироваться различные физические качества (гибкость, координационные способности, сила, скорость, выносливость). Все они являются неотъемлемой частью друг друга, и неправильное формирование одного из них приводит к замедлению развития другого.
У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) эти физические качества, в том числе и координационные способности, имеют отставание в своем развитии.
Формирование и развитие координационных способностей у детей с ДЦП является одной из наиболее сложных задач, требующей комплексного подхода.
Большинство детей с ДЦП испытывают большой дефицит в движении и вертикальном положении тела в пространстве, которые являются пусковым механизмом в формировании координации. Координационные способности - это сложный механизм, включающий в себя работу центральной и периферической нервной систем, и нарушения этих систем приводят к задержке созревания или поражения соответствующих мозговых центров. Помимо патологических нарушений, приводящих к недоразвитию координации, есть и другие факторы, которые замедляют развитие координационных способностей.
На сегодняшний день существуют различные методы и средства для развития и коррекции координационных способностей у детей с ДЦП. Большинство из них проводится в основном с детьми в лежачем положении, что является тормозящим фактором в развитии координации.
Проведенные исследования показали, что наиболее эффективной для формирования и коррекции координационных способностей у детей с повреждением опорнодвигательного аппарата является методика с применением тренажера Вози. Тренажер был изобретен в 2000 г. американцем Дэвидом Вэском, и основной сферой его
применения была спортивная и фитнес-индустрия. Он применялся для развития координационных и резервных возможностей человека, как в спорте высших достижений, так и в оздоровительных целях.
Тренажер представляет собой круглую неустойчивую платформу диаметром 63 см, на которой расположен накачанный воздухом резиновый купол-полусфера высотой 30 см. Использовать тренажер можно куполом вниз или вверх в зависимости от типа выполняемых упражнений, как для основных групп мышц, отвечающих за равновесие и ориентацию в пространстве, так и для более мелких, которые не включаются в работу в повседневной жизни.
Тренажер Вози применялся в комплексной реабилитации детей с ДЦП как дополнительное более эффективное средство для развития не только координационных способностей, но и резервных возможностей организма. Тренажер Вози развивает межполушарные взаимодействия и увеличивает компенсаторные возможностей головного мозга, мышечные и нервные соединения, что и способствует развитию координационных возможностей у детей с ДЦП. Таким образом, повышается производительность всей деятельности ребенка с ДЦП и происходит формирование и взаимодействие всех систем, отвечающих за координацию движений.
Для оценки координационных способностей и разработки индивидуальной программы дети были распределены по группам в зависимости от степени поражения опорно-двигательного аппарата. Развитие координационных способностей включала следующие разделы:
1. Тестирование и оценку координационных способностей.
2. Разработку индивидуальной программы.
3. Контроль и оценку результатов индивидуальной программы.
а
Перед тестированием определяли, к какой группе ребенок принадлежит: в первую группу входили дети, не умеющие сидеть (лежачие); во вторую - дети, умеющие сидеть; в третью - умеющие стоять. Тестирование включало выполнение четырех блоков, в которые входило по три упражнения. После выполнения упражнения ребенку выставлялись баллы. Максимальный балл - 3, если ребенок выполнял упражнение самостоятельно; 2 балла, если ребенок частично мог выполнить упражнение с небольшой помощью; 1 балл, если ребенок не мог выполнить упражнение и делал его пассивно с помощью педагога. Каждая группа после выполнения тестирования ранжировалась на подгруппам А, Б, В. К подгруппу «А» входили дети, набравшие от 1-4 баллов; в «Б» - от 5-8, в «В» - от 9 до 12 баллов.
После проведения тестирования для каждой группы разрабатывалась индивидуальная программа с учетом особенностей каждого ребенка.
Повторное тестирование через полгода показало (см. рисунок), что 66% детей перешли из начальной группы в более высокую: из них 33% перешли из группы «1-А» в группу «11-А», 17% из группы «1-Б» в группу «II-А» и 16% из группы «11-В» в группу «Ш-А»; 33% детей набрали наименьшую сумму баллов и смогли пе-
17%
17%
■ 1А-ИА ■ 1Б-ИА □ 11В-1МА □ 1А-1Б □ 1Б-11В
Оценка координационных способностей
рейти только на одну подгруппу выше (16% из «1-А» в подгруппу «1-Б», 17% из «1-Б» в подгруппу «1-В») и остались в начальной группе.
Исследования показали, что применение тренажера Вози в комплексной реабилитации ускоряет процесс развития двигательных навыков и увеличивает эффективность координационных возможностей у детей с ДЦП.
Литература
1. Грец Г.Н. Педагогические основы применения нетрадиционных технологий в системе физической реабилитации // Вестник спортивной науки. - 2007. -№ 3. - С. 33-34.
2. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общей ред. Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2005. - 235 с.
3. Перхурова И.C., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. и др. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции.- М.: Кн. палата, 1996. - 242 с.
4. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности воспитательного лечения детских церебральных параличей. -Элиста: АПП «Джингар», 1999. - 168 с.
5. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом. - М.: Закон и порядок. Серия «Великая Россия. Наследие», 2007. - 616 с.
6. http://www.bosu.com/scripts/cgiip.exe/ WService=BOSU/зtory.html?article=4686
References
1. Graetz G.N. Pedagogical foundations of unconventional technology in the physical rehabilitation // Sports science bulletin. - 2007. - № 3. - C. 33-34.
2. Modern methods of physical rehabilitation of children with dysfunction of the musculoskeletal system / ed. by N.A. Gross. - M.: Soviet sport, 2005. - 235 p.
3. Perhurova I.C., Luzinovich V.M., Sologubov E.G. Regulation posture and gait in cerebral palsy and some of the correction. - M.: Kn. palata, 1996. - 242 p.
4. Shamarin T.G., Belova G.I. Features of the educational treatment of childhood cerebral palsy. - Elista: APP «Dzhingar», 1999. - 168 p.
5. Semenova K.A. Restorative treatment for children with perinatal lesions of the nervous system and cerebral palsy. -M.: Law and order. A series of «Great Russia. Heritage», 2007. - 616 p.
6. http://www.bosu.com/scripts/cgiip.exe/ WService=BOSU/story.html?article=4686