Научная статья на тему 'Применение традиционной игры в работе с агрессией'

Применение традиционной игры в работе с агрессией Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессия / духовность / традиционные ценности / традиционная культура / традиционная игра / фольклор / aggression / spirituality / traditional values / traditional culture / traditional game / folklore

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Анатольевич Чернушевич

Агрессия рассматривается в контексте христианской антропологии как особое взаимодействие субъектов, в результате которого может быть нанесен телесный, душевный и духовный вред. Полагается, что устойчивость к агрессии (неагрессивной реакции на агрессию) определяется наличием духовной составляющей в человеке. Именно духовность делает человека независимым в совершении поступков. Духовному человеку трудно причинить физический и психологический вред, т. е. сделать его подверженным агрессивному воздействию. И наоборот, человек духовно неразвитый подвержен агрессивным манипуляциям, т. е. зависим от внешних воздействий, как физических, так и психологических. Стержнем духовной традиционной культуры полагаются христианские ценности, такие как самоотвержение, милосердие, любовь к личным врагам. Соответственно, духовное воспитание невозможно директивными методами (агрессивными воздействиями), а только личным примером, поступками духовно богатых наставников. Исторически сформировавшиеся традиционные игры имеют в своем составе множество разнообразных ситуаций, в которых возможно проявление агрессии. Это дает возможность носителям традиционной культуры воспроизводить в игре опыт ее предотвращения и делиться этим опытом с другими участниками. Полагается, что духовные ценности могут транслироваться именно через опыт проживания поступков, совершенных на их основании. Традиционная игра является культурной формой, используя которую носители духовных ценностей могут делиться ими с другими участниками игры. Приводится анализ примеров традиционный игр «Салки» и «Номера», на предмет духовного развития участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the traditional game in dealing with aggression

Aggression is considered in the context of Christian anthropology as a special interaction of subjects, as a result of which bodily, mental and spiritual harm can be inflicted. It is believed that resistance to aggression (non-aggressive reaction to aggression) is determined by the presence of a spiritual component in a person. It is spirituality that makes a person independent in doing things. It is difficult for a spiritual person to cause physical and psychological harm, i.e. to make him susceptible to aggressive influence. Conversely, a spiritually undeveloped person is subject to aggressive manipulation, i.e. dependent on external influences, both physical and psychological. The core of the spiritual traditional culture relies on Christian values, such as self-denial, mercy, love for personal enemies. Accordingly, spiritual education is not possible by directive methods (aggressive influences), but only by personal example, by the actions of spiritually rich mentors. Historically formed traditional games have a lot of different situations in which aggression is possible. This makes it possible for carriers of traditional culture to reproduce the experience of preventing it in the game and share this experience with other participants. It is believed that spiritual values can be transmitted precisely through the experience of living the actions committed on their basis. The traditional game is a cultural form, using which the bearers of spiritual values can share them with other participants of the game. The analysis of examples of traditional games «Salki» and «Numbers» is given for the spiritual development of participants.

Текст научной работы на тему «Применение традиционной игры в работе с агрессией»

Научная статья УДК 159.9.01

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-55-60 EDN: https://elibrary.ru/SHCGIC NIION: 2018-0077-1/24-423 MOSURED: 77/27-024-2024-01-622

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.3. Психология

Шифр научной специальности: 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Применение традиционной игры в работе с агрессией

Владимир Анатольевич Чернушевич

Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия,

chernushevichva@mgppu.ru

Аннотация. Агрессия рассматривается в контексте христианской антропологии как особое взаимодействие субъектов, в результате которого может быть нанесен телесный, душевный и духовный вред. Полагается, что устойчивость к агрессии (неагрессивной реакции на агрессию) определяется наличием духовной составляющей в человеке. Именно духовность делает человека независимым в совершении поступков. Духовному человеку трудно причинить физический и психологический вред, т. е. сделать его подверженным агрессивному воздействию. И наоборот, человек духовно неразвитый подвержен агрессивным манипуляциям, т. е. зависим от внешних воздействий, как физических, так и психологических. Стержнем духовной традиционной культуры полагаются христианские ценности, такие как самоотвержение, милосердие, любовь к личным врагам. Соответственно, духовное воспитание невозможно директивными методами (агрессивными воздействиями), а только личным примером, поступками духовно богатых наставников. Исторически сформировавшиеся традиционные игры имеют в своем составе множество разнообразных ситуаций, в которых возможно проявление агрессии. Это дает возможность носителям традиционной культуры воспроизводить в игре опыт ее предотвращения и делиться этим опытом с другими участниками. Полагается, что духовные ценности могут транслироваться именно через опыт проживания поступков, совершенных на их основании. Традиционная игра является культурной формой, используя которую носители духовных ценностей могут делиться ими с другими участниками игры. Приводится анализ примеров традиционный игр «Салки» и «Номера», на предмет духовного развития участников.

Ключевые слова: агрессия, духовность, традиционные ценности, традиционная культура, традиционная игра, фольклор

Для цитирования: Чернушевич В. А. Применение традиционной игры в работе с агрессией II Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 1. С. 55-60. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-55-60. EDN: SHCGIC.

Original article

Application ofthe traditional game in dealing with aggression

Vladimir A. Chernushevich

Moscow State University ofPsychology and Education (MSUPE) Moscow, Russia, chernushevichva@mgppu.ru

Abstract. Aggression is considered in the context of Christian anthropology as a special interaction of subjects, as a result of which bodily, mental and spiritual harm can be inflicted. It is believed that resistance to aggression (non-aggressive reaction to aggression) is determined by the presence of a spiritual component in a person. It is spirituality that makes a person independent in doing things. It is difficult for a spiritual person to cause physical and psychological harm, i.e. to make him susceptible to aggressive influence. Conversely, a spiritually undeveloped person is subject to aggressive manipulation, i.e. dependent on external influences, both physical and psychological. The core of the spiritual traditional culture relies on Christian values, such as self-denial, mercy, love for personal enemies. Accordingly, spiritual education is not possible by directive methods (aggressive influences), but only by personal example, by the actions of spiritually rich mentors. Historically formed traditional games have a lot of different situations in which aggression is possible. This makes it possible for carriers of traditional culture to reproduce the experience of preventing it in the game and share this experience with other participants. It is believed that spiritual values can be transmitted precisely through the experience of living the actions

© Чернушевич В. A., 2024

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

55

committed on their basis. The traditional game is a cultural form, using which the bearers of spiritual values can share them with other participants of the game. The analysis of examples of traditional games «Salki» and «Numbers» is given for the spiritual development of participants.

Keywords: aggression, spirituality, traditional values, traditional culture, traditional game, folklore For citation: Chernushevich V. A. Application of the traditional game in dealing with aggression // Psychology and pedagogy of service activity. 2024;(l):55-60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-l-55-60. EDN: SHCGIC.

Агрессия в христианской антропологии. Обычно с агрессией связывают нанесение вреда. Применительно к человеческим отношениям, смысл агрессии раскрывается в зависимости от того, как мы представляем себе человека и, соответственно, какой вред ему можно нанести.

В христианской антропологии человек трехсоста-вен, он имеет тело, душу и дух. Соответственно, рассуждая формально, можно сделать вывод, что вред может быть нанесен телесный, проявляющийся как физическая боль, душевный, проявляющийся как душевная боль, и, вероятно, существует возможность духовного вреда. Боль - индикатор агрессии.

Чувство боли телесной порождается нарушением целостности телесных границ субъектом агрессии (когда один человек другому разбил нос, нанес какой-либо ушиб тела, нарушил его целостность). Чувство боли душевной вызывается нарушением целостности личностных границ, целостности самоосознания, устойчивости самоопределения (оскорбили, обманули, унизили...)

Можно наблюдать, когда засидевшиеся на уроках дети выбегают в рекреацию и беспорядочно носятся по ней с криками, как тела, требующие физической разрядки, порой сталкивающие со своего пути неудачно попавшихся. Ничего личного, тело об тело! Также тела могу прессовать друг друга в транспорте в час пик. И здесь ничего личного. К телесной аутоагрессии можно отнести удар по пальцу молотком при не удачном забивании гвоздя.

Форма психологической агрессии может появиться, когда несущиеся в рекреации дети, прежде чем столкнуться, замечают друг друга и для того, чтобы обеспечить своему телу свободу движения могут как-то обозвать конкурентов, чтобы, например, испугать их и устранить как препятствие на своем пути. Так и в транспорте могут угрожающе прикрикнуть, чтобы другие посторонились, испугавшись и дав проход телу агрессора.

Вот здесь, где-то на этом этапе рассуждения об агрессии, мы обнаруживаем, что не все, на кого обращены агрессивные действия, воспринимают их как агрессию, причем это может зависеть от особенностей поведения агрессора. Например, он мог больно наступить на чужую ногу в транспорте, и тут же извиниться, этим поменяв смысл воздействия своего тела на тело другого. И за грубое слово агрессор может извиниться, и так поменять статус своего воздействия на другого. На этот же статус физического и психологического воздействия может влиять и сам объект агрессивного воздействия, становясь, таким образом, субъектом возникающих отношений, влияющим на них. Агрессия - всегда ВЗАИМОдействие, взаимоотношение.

Другими словами, существуют люди, не подверженные агрессивным воздействиям в силу того, что они могут влиять на свое восприятие внешних воздействий физических и психологических [8, с. 360]. Им, конечно, можно объективно причинить вред физический, но трудно причинить вред психологический, т. е. повлиять на их личностное состояние. Они не теряют себя, свое базовое доверие к миру ни при каких обстоятельствах, включая те, что мы отнесли к агрессии, т. е. то, что, по мнению агрессора, должно разрушительно (вредоносно) подействовать на человека и вынудить его к желательным для агрессора действиям, такого вреда им нанести не может.

Пример такой личностной устойчивости в практически невыносимой агрессивной среде являлось поведение некоторых узников концентрационного лагеря, названное В. Франклом «упрямством духа» [7, с. 143].

Основой такой устойчивости является третья составляющая человека - духовная. В ней проявляется свобода воли, свойственная человеку по его природе и недоступная внешнему воздействию. Ее наличие проявляется в способности человека совершать поступки вне логики телесных или душевных отношений. Наличие духовной составляющей позволяет контролировать свои и телесные, и душевные реакции. Неразвитость духовной составляющей делает человека зависимым от внешнего воздействия. Телесный и душевный человек строит свои отношения с другими по принципу общественной справедливости: ты -мне, я - тебе или око за око, зуб за зуб (ты меня уважаешь, и я тебя, ты меня радуешь, и я тебя в ответ, ты оскорбляешь, и я тебя в ответ, хотя бы мысленно из-за опасений, у меня украли и я в ответ) - по справедливости. В этом состоит взаимозависимость таких людей, и их общественное устройство поддерживает баланс этих отношений за счет сложной системы формальных и неформальных критериев справедливости. В случае нарушения порядка обмена может следовать месть (неформальный регулятор) или наказание по закону. То есть душевные отношения взаимовыгодные, реализующие зависимость друг от друга. Нарушение правил можно трактовать как принесение ущерба, вреда, т. е. агрессией. Однако есть люди, как выше отмечалось, поступающие алогично с точки зрения правил этих отношений и на агрессию не отвечающие агрессией, на нанесение ущерба отвечающие благотворительностью, милосердием. Как нам представляется, именно в этом проявляется наличие у них выраженной духовной составляющей, способности действовать независимо, бескорыстно в духе любви к человеку, проявившему агрессию.

Рассмотрим на конкретном примере (кейсе), как это может происходить и как такое поведение (поступок) может влиять на окружающих.

Это произошло при посадке на автобус, который везет работающих от станции до большого режимного предприятия. Час пик, все торопятся на работу. Большущий желтый автобус гармошка подкатывает к остановке, и толпа набивается плотно-плотно, я тоже успеваю протиснуться в дверь. Слева от двери за перильцем сидит женщина с четырьмя квадратами (упаковками) яиц, которые она держит на коленях. В последний момент в закрывающиеся двери врывается мощный дядька, втискиваясь, вталкиваясь в плотную массу народа. Он пытается раздвигать всех и вдруг все слышат хруст и треск. Он зацепил локтем упаковки с яйцами. В автобусе внезапно наступила мертвая тишина. Все замерли, ожидая понятно, чего. Но тут в этой тишине женщина и говорит, обращаясь к дядьке, совершенно искренне: «Вы уж извините меня, тут такая теснота, а я со своими яйцами тут...». Тишина совершенно зримым образом поменяла свою полярность. Все неожиданно для себя пережили стыд. А дядька после некоторой паузы и говорит: «Это вы меня извините, я так неловко влез сюда...». И весь этот небольшой, но изумивший всех диалог происходит в полной тишине, все затаили дыхание, осознавая удивительное происшествие, случившееся у них на глазах. В таких случаях говорят: «Тихий ангел пролетел». Наверное, многие, а не только я запомнили этот случай надолго. Нам представляется, что именно такие случаи и являются нравоучительными.

Что произошло? Среди пассажиров оказалась женщина, которая благодаря своей жизненной (духовной) установке сломала стереотип поведения в ситуации агрессивного на нее воздействия. В ситуации, когда все были готовы к агрессии - и участвовать, и соучаствовать в ней в виду эмоционально накаленной обстановки. Что в таких случаях думают исследователи агрессии? Должна быть разрядка напряжения или сдерживание агрессии (что, как говорят, вредит организму). А у этой женщины агрессия и не возникла как естественная реакция на агрессию Другого, обращенную к ней. И она, реализуя другую жизненную установку (духовную), разрядила ситуацию во всем ее окружении, явила собой совершенно другой пример реагирования, обезоруживающий агрессора, инициирующий в нем совсем иные реакции (а ведь он уже был готов к встречной агрессии!).

Именно такие личные примеры могут оказывать воспитательное воздействие на окружающих, особенно на детей и подростков. Искренность (не лицемерие) - ключевое слово в таких ситуациях. К. Д. Ушин-ский в своих педагогических работах не раз обращал внимание на то, что без личного нравственного примера нравственного воспитания не происходит. Духовному человеку наступают в транспорте на ногу больно, а он без тени сарказма извиняется за свою неловкость, опережая извинения Другого, не зависимо от того, предполагались ли они. Это обусловлено именно жизненной нравственной установкой на то, что Другой сделал это

невольно и переживает свою неловкость, и чтобы предупредить это его состояние, смягчить его, духовный человек склонен принимать вину за инцидент на себя. Такого рода поступки Т. Ф. Флоренская [6, с. 41] называет проявлением духовного. В такие моменты в человеке проявляется доминанта на Другом. О ней, как цели воспитания человека, писал А. А. Ухтомский [5, с. 150].

Традиционная культура России - христианская -имеет определенные духовные характеристики: милосердие, самоотверженность, любовь к личным врагам, поскольку в каждом человеке христианин видит, прежде всего, образ Божий и стремиться содействовать его актуализации, проявлению, прежде всего, именно своим личным отношением к нему (личным примером).

Практика работы с агрессией в традиционной игре. Практика работы с агрессией - практика работы с взаимоотношениями. И традиционная игра (фольклор) как форма трансляции традиционной культуры (культуры, прежде всего, взаимоотношений) позволяет носителям этой культуры особым образом недирективно, с сохранением у участников свободы выбора, личным примером участия в игровых ситуациях оказывать влияние на паттерны поведения, прежде всего, на агрессивные за счет вытеснения их культурными примерами. Практически в каждой игре такая возможность есть. Вовлекая в традиционные игры детей, мы являем им примеры поступков, свойственных нашей культуре.

Можно рассмотреть это на примере одной всем известной («Салки») [3, с. 29] и другой достаточно редкой («Номера») игре. Внешне смысл игры состоит в том, чтобы водящий догнал и коснулся кого-то из игроков, тем самым передав ему роль водящего. Однако достаточно ли выполнения этого правила для реализации культурного смысла игры. Все игроки различаются по своим физическим данным, т. е. не находятся в равных условиях по отношению к правилам игры, но включаются в нее на равных! И игра может пойти так, что слабейший будет вечной салкой на злую потеху остальным, получившим возможность показать свое превосходство (такие варианты начала игры случаются). И в таком варианте развития событий мы имеем насилие и агрессию сильных над слабыми, это кажется естественным и соответствует правилам игры. Игра превращается в издевательство и тип отношений, которые реализуются - все против всех. И это не соответствует традиционной общинной культуре. Кто принимает решения о характере отношении? Участники. То есть сама игра, ее правила еще не являются достаточными для возникновения культурных отношений в прямом смысле этого слова. Необходимым условием трансляции культуры становится наличие в игре достаточного количества ее носителей. Именно они, используя условия игры, задаваемые правилами, превращают отношения в игре в традиционные и игру делают традиционной. То, что игра пошла не так, быстро становится очевидным и для измученного водящего, и для многих других. Игра может вообще прекратиться, если нет представителей традиции, но в реальной игровой ситуации, они, как правило, находятся и меняют ситуацию

ЕСКИЕ НАУКИ 57

противопоставления слабых и сильных на ситуацию общения равных. То есть они должны уровнять естественные способности участников своим поведением, показать, что игра - не конкурентная борьба за первое место, и именно процесс общения в игре ценен для участников, способность каждого подыграть другому, погоняться за ним или убегать от него, учитывая его индивидуальные способности. Традиционная игра, это - радостное общение, где нет победителей.

Что должно произойти в игровом событии для восстановления его игрового статуса? Кто-то, самый совестливый из участников (обладающий ценностями традиционной культуры), берущий на себя ответственность за игру, должен пошалить, поддаться и принять на себя роль «Салки», переняв ее от слабого. Это делается для спасения водящего (по совести, из-за сочувствия) причем делается это так, что водящий и остальные игроки принимают это не как унижающее достоинство слабого действие более сильного, а как успех слабого и оплошность сильного. Если это кто-то сделал, то в одно мгновение атмосфера в игре меняется. Явным образом такое событие происходит, когда в «Салки» подростков включается малыш и вся компания старается обеспечить его участие на равных, за счет самоограничения своих беговых ресурсов в отношениях с ним, при этом сохраняя эти ресурсы в отношениях с равными. И игра только тогда состоится по существу, когда участники смогут включить этот режим самоограничения, регулятором которого будет учет возможности другого играть по правилам на равных. То есть концептуальное требование равенства участников в игре (оно вытекает из миротворческого смысла традиционной культуры) возможно только за счет понимания, сочувствия, самоограничения с учетом возможностей других участников. Подчеркнем - безусловного, бескорыстного самоограничения, не продиктованного внешними правилами, а определяемого именно внутренней, духовной установкой. Игра по правилам переходит в игру по совести. Поэтому важным является наличие в игре носителей традиционной культуры, так как именно они, используя игры как культурную форму, создают ситуацию сообщества равных, сопровождающуюся переживанием радости от этого совместного, активного и мирного события. Тут мы и наблюдаем феномен воспитания средствами традиционной культуры, заражения личным примером, актуализации духовного «Я» участников, обусловленного переживаниями чувства счастья-радости, свойственного состоявшейся традиционной игре [3]. Именно это чувство радости для участников является наградой, привлекающим в традиционную игру.

Обычно психологи, работая с проблемой психологической устойчивости, не обращают внимания на духовные аспекты этого явления [9, с. 215]. Актуальность и результативность игровой практики среди детей и подростков различных возрастных групп показывает наша работа с учреждениями образования и социальной защиты.

К жестким играм с выраженным болевым воздействием «агрессора» (битьем), провоцирующего ответ-

ную агрессивную реакцию, относится подростковая игра со жгутом «Номера». В этой игре подросток всегда неожиданно попадает в ситуацию, когда его или больно бьют жгутом, а он должен предпринять действия по своей защите, или должен защитить того, кого бьют [2]. Подчеркнем, что это - игра, т. е. добровольная активность по правилам. Все сидят на стульях в кругу, у них на коленках сидят другие участники-защитники. Одни коленки свободные. Водящий предлагает защитникам присвоить себе публично двухзначный номер, чтобы его можно было вызвать на незащищенные коленки и так их защитить. После этого водящий «от души» лупит жгутом (вариант жгута - флотский ремень) по свободным коленкам, пока побиваемый не позовет к себе защитника, выкрикнув его номер. Со стороны игра воспринимается как очень жестокая, агрессивная. Естественная реакция на агрессию - ответная агрессия, обычный паттерн поведения, сопровождающийся раздражением, гневом, яростью (специфический признак агрессии [1]). В рефлексивном же самонаблюдении участников этой игры агрессивная реакция не замечается. То есть игра позволяет иначе переживать очевидную телесную агрессию, которая, собственно, и создает впечатление агрессии у внешнего наблюдателя!

Изначально болевые ощущения лишают участника способности осуществлять простые эффективные защитные действия, телесные ощущения подавляют сознание (тело же хочет действовать - дать сдачи, увернуться, но правила не позволяют). Наблюдение за поочередной неожиданной беспомощностью вызывает удивление, веселье и смех у участников. Все стараются помочь припомнить хоть какой-нибудь номер, выкрикивая их.

За счет чего не возникают агрессивные реакции на очевидную телесную агрессию? Согласно фрустра-ционной теории агрессии, стержнем ее является самость, упертость, обусловливающая ситуацию фрустрации. Здесь же такая ситуация моделируется в особых условиях, когда помощь доступна и выход из фрустрации открывается сосредоточением воли не на противостоянии агрессии, а на обращении за помощью. То есть агрессия снимается в игре неформальным принятием правил (я хочу испытать боль и свою способность справляться с ней, я готов искренне показать ведущему, каково мне это), а это возможно только смирением, подчинением естественных реакций тела и естественных эмоциональных реакций усилиям духа. А смирение в этой игре инициируется нуждой обращения за помощью. Для многих участников это открытое признание своей беспомощности и обращение за помощью к другим, готовым ее оказать, меняет картину мира.

В плоскости психологической трудно заметить объяснения причины счастья-радости, открывающегося в игре [3]! Объяснение лежит в области сдвига доминанты на Другого, на отказ от самости. Психологи развивают психологическую устойчивость, опираясь на самость, на самоуверенность. В этом идея такого психологического воспитания. А духовное воспитание, наоборот, дистанцируется от самости, как опоры по-

ступка, и опирается на ценности интерперсональные, которым самость подчиняется и ею при совершении поступка жертвуют. В «Номерах» самость находит свое место. С одной стороны, она укрепляется, чувство собственной силы, способности противостоять агрессии возрастает, и это радует участника. С другой стороны, появляется другого рода радость. Радость от доверия Другому (ты открываешься в своих переживаниях боли, и Другой учитывает это в игре), радость от сочувствия Другому (ты чувствуешь как другой переносит боль и учитываешь это в игре и лупишь его с милосердием!)

Выводы. Обращение к традиционной игре детей и взрослых, и через нее к традиционной культуре может стать одним из решающих факторов противостояния атомизации современного общества, порожденного рыночной идеологией, стать одним из условий возврата к христианским ценностям. Ведь в обществе, где ценностью стала прибыль, где все разрешено, что не запрещено законом, совесть молчит, действует закон. В традиционной игре есть условия пробуждения совестных духовных отношений. В традиционной игре, как нам представляется, находит практическое решение проблема закона и благодати (совести). Правила игры (закон) создают условия действия благодати.

Традиционная игра может и не состояться, остановиться на фазе самоограничения самости правилами игры, на фазе реализации ценностей самопроявления, самореализации в рамках, которые представляют правила. Встреча с Другим может не состояться, чувство сопричастности Другому не возникнуть. Это является основной проблемой ведущих игру, тех, кто готов разыграть ее в воспитательных, коррекционно-профилакти-ческих целях.

Традиционная игра по правилам предполагает участие носителей традиционной культуры, переводящей игру по правилам в игру по совести, с сохранением правил. Этим принимаются не формальные правила, а смысл игры как общения равных. Также она предполагает примат духа над эмоциями и телом; как культурная форма игра реализует свою функцию только при участии в игре носителей традиционной культуры (носителей духовных ценностей).

Традиционная игра является формой трансляции традиционной культуры отношений и может быть хорошей формой традиционного духовного воспитания. Многолетняя работа с детьми и психологическое экспериментальное исследование показали актуальность и перспективность использования игры со всеми возрастными группами детей в учреждениях образования и социальной защиты и положительное влияние игры на состояние детей, особенно, на их взаимоотношения в условиях развития новых феноменов (социальный остракизм) [4; 10]. Трудности использования такого культурного игрового потенциала, прежде всего, системные, определяются характером отношений с детьми и между сотрудниками, сложившимися в организации. Режим, напоминающий режимные учреждения ФСИН, не оставляет места игровым ситуациям, основанным на традиционной культуре. Жесткость и фор-

мальность требований является питательной почвой для агрессии. Добрым личным отношениям, характерным для игры и традиционной культуры, в таких условиях трудно проявиться.

Как особая культурная форма игра выступает формой институциализации личных отношений участников игры с носителем традиционных ценностей. Живая традиционная игра, по сути - визитка народа, средство национальной идентификации в какой-либо общности, в которой представлено разнообразие вариантов игр и участников.

Список источников

1. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб. : Прайм Еврознак, 2001. 512 с.

2. Стельмах, О. Д. Профилактика виктимности с помощью народной игры (подход к разработке) / О. Д. Стельмах, В. Н. Ступина, В. А. Чернушевич // Актуальные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению. URL: https://psyjournals. ru/nonserialpublications/cjp2017/ contents / Stelmakh_ StupinaChernushevich (дата обращения 23.03.2023).

3. Теплова, А. Б. Аксиологический и методологический анализ народных игр / А. Б. Теплова, В. А. Чернушевич // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. № 4. С. 22-38.

4. Валевич, А. А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития дошкольников (эффективность программы «Сила народной игры» (Folkskills)) /

A. А. Валевич, Е. А. Куприянова, Н. С. Тюмина,

B. А. Чернушевич // Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18. № 3. С. 18-30.

5. Ухтомский, А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. СПб. : Питер, 2002. 448 с.

6. Флоренская, Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем / Т. А. Флоренская. М. : Русскш хронографъ, 2004. 480 с.

7. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборнок / В. Франкл ; пер. с англ и нем ; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

8 Чернушевич, В. А. Агрессия и возможности ее коррекции средствами традиционной игры / В. А. Чернушевич, Е. А. Никитская // Вестник экономической безопасности. 2019. № 4. С. 357-362.

9. Чупракова, Н. Н. Игровая технология преодоления как профилактика социальных рисков с целью обеспечения безопасного развития детей и подростков в современных условиях / Н. Н. Чупракова // Ко-ченовские чтения. Психология и право в современной России : сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием, Москва, 7-9 ноября 2018 года. М. : Московский государственный психолого-педагогиче-скийуниверситет, 2018. С. 213-215.

10. Чухланцев, Ю. С. Социальный остракизм и склонность к девиантному поведению подростков / Ю. С. Чухланцев, Р. В. Чиркина, Е. А. Куприянова //

ЕСКИЕ НАУКИ 59

Вестник практической психологии образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 22-29.

References

1. Berkowitz, L. Aggression: causes, consequences and control / L. Berkowitz. St. Petersburg : Prime Euroznak, 2001. 512 p.

2. Stelmakh, O. D. Prevention of victimization with the help of a folk game (an approach to development) / O. D. Stelmakh, V. N. Stupina, V. A. Chernushevich // Actual problems and technologies of legal psychology of childhood: from deviant development to normative behavior. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ cjp2017 / contents / Stelmakh Stupina Chernushevich (accessed 03/23/2023).

3. Teplova, A. B. Axiological and methodological analysis of folk games / A. B. Teplova, V. A. Chernushevich // Psychological and pedagogical research. 2021. Vol. 13. No. 4. P. 22-38.

4. Valevich, A. A. The study of the level of socio-com-municative development of preschoolers (the effectiveness of the program «The power of the folk game» (Folk-skills)) / A. A. Valevich, E. A. Kupriyanova, N. S. Tyumina, V. A. Chernushevich // Bulletin of practical psychology of education. 2021. Vol. 18. No. 3. P. 18-30.

5. Ukhtomsky, A. A. Dominant / A. A. Ukhtomsky. St. Petersburg : Peter, 2002. 448 p.

6. Florenskaya, T. A. The world of your house. A man in solving life problems / T. A. Florenskaya. M. : Russian chronograph, 2004. 480 p.

7. Frankl, V. Man in search of meaning: Collected works / V. Frankl ; translated from English and German ; general ed. by L. Ya. Gozman, D. A. Leontiev. M. : Progress, 1990. 368 p.

8 Chernushevich, V. A. Aggression and the possibilities of its correction by means of a traditional game / V. A. Chernushevich, E. A. Nikitskaya II Bulletin of Economic Security. 2019. No. 4. P. 357-362.

9. Chuprakova, N. N. Game technology of overcoming as prevention of social risks in order to ensure the safe development of children and adolescents in modern conditions / N. N. Chuprakova II Kochenov readings. Psychology and Law in modern Russia : A collection of abstracts of participants of the All-Russian Conference on Legal Psychology with international participation, Moscow, November 7-9,2018. Moscow : Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2018. P. 213-215.

10. Chukhlantsev, Yu. S. Social ostracism and the tendency to deviant behavior of adolescents / Yu. S. Chukhlantsev, R. V. Chirkina, E. A. Kupriyanova II Bulletin of practical psychology of education. 2021. Vol. 18. No. 4. P. 22-29.

Информация об авторе

В. А. Чернушевич - доцент кафедры юридической психологии и права, заведующий учебно-производственной лабораторией факультета юридической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070.

Information about the author V. A. Chernushevich - Associate professor of the Chair of Forensic and Legal Psychology and Law, Faculty of Legal and Forensic Psychology, Head ofthe Training Laboratory. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070.

Статья поступила в редакцию 14.09.2023; одобрена после рецензирования 26.09.2023; принята к публикации 23.01.2024.

The article was submitted 14.09.2023; approved after reviewing 26.09.2023; accepted for publication 23.01.2024.

Социальная психология организованной преступности : монография / А. Н. Сухов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 159 с. Гриф НИИ образования и науки.

Монография посвящена изложению социально-психологических аспектов организованной преступности. Раскрыта социально-психологическая природа организованной преступности.

Книга содержит не только основы социально-психологических теорий организованной преступности, но и конкретную ее характеристику на транснациональном, национальном, региональном, корпоративном, групповом и личностном уровнях.

Для психологов, социологов, юристов, преподавателей, студентов, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих.

Социальная психология организованной преступности

А.Н.Сухов

Монография

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.