Н. В. Куличкин
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ УПРОЧНЕНИЯ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ЯВЛЕНИЯ РЕЛАКСАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПРАВКИ СУДОВЫХ ВАЛОВ
В процессе эксплуатации гребные валы, баллеры и другие аналогичные изделия могут подвергаться значительным поводкам и приобретать повышенное радиальное биение, недопустимое по условиям эксплуатации. Высокая стоимость изготовления, а также дефицитность материала валов и заготовок делают актуальной проблему восстановления их работоспособности. Ликвидацию повышенного радиального биения осуществляют правкой.
Деформированные валы правят различными способами. Для деталей класса валов ответственного назначения наиболее приемлемым способом правки с точки зрения универсальности и обеспечения надежности и долговечности после ремонта является термомеханическая правка методом релаксации напряжений [1]. Схема правки представлена на рис. 1.
Рис. 1. Схема правки вала
Правка заключается в том, что вал на участке его максимального искривления подвергается нагреву по всей окружности с последующим прогибом его при помощи нажимного приспособления в сторону, противоположную имеющемуся искривлению. В процессе выдержки в материале вала происходят явления ползучести и релаксации, при которых часть упругой деформации переходит в пластическую. При этом вал выправляется дискретно. Число нажимов назначается по результатам выправления после первого нажима.
Для описания явления релаксации в процессе термомеханической правки воспользуемся теорией упрочнения. В теории упрочнения предпо-
лагается, что при фиксированной температуре существует зависимость между деформацией ползучести, ее скоростью и напряжением:
Л^п, £п, а J = 0. (1)
Наиболее употребительным является степенной вариант теории упрочнения [2], согласно которому основное уравнение этой теории (1) записывается в виде
еп -е: = С V , (2)
где :, Ь, С - функции только температуры, определяемые с помощью кривых ползучести.
Из формулы (2) видно, что по мере увеличения ползучести ее скорость уменьшается, материал становится как бы более прочным (менее податливым), отсюда и название теории - теория упрочнения.
Получим выражение для деформации ползучести как функции напряжения и времени, для чего соотношение (2) перепишем следующим образом:
е п - йе п = С-аЬ - й . (3)
Рассмотрим случаи, когда напряжение и температура постоянны во времени. Тогда, интегрируя это уравнение при условии, что еп(* = 0) = 0, имеем:
е п =
(1 + :)- С - аЬ -1
(4)
Проанализируем в рамках теории упрочнения процесс релаксации напряжения. В момент времени * = 0 вал мгновенно продеформирован и
деформация е(0) = а(0) зафиксирована. В последующие моменты времени
Е
напряжение будет уменьшаться. Выведем соотношение, с помощью которого может быть установлена эта зависимость.
Полная деформация представляет собой сумму упругой деформации е0 и деформации ползучести еп:
е(а *)=е 0 (а)+е п к *). (5)
Обратимся к выражению (5). В рассматриваемом случае полная деформация равна мгновенной, т. е. е(0) = а(0) . Упругая составляющая в
Е
каждый момент времени * > 0 определяется действующим напряжением,
т. е. е 0 = а, тогда формула (5) запишется в виде
Е
с(0) а а(0) а
= — + е п или е п = ----.
ЕЕ ЕЕ
Подставим это выражение в соотношение (3):
- [а(0)-а]а • = с • Е1+а • Лі.
а
Проинтегрировав эту зависимость с учетом того, что при і = 0 а = а(0), получим:
1 а(0) Ла
і=СЕ+а-' 1[а(0)-а] —. (6)
С • Е а а
Рассмотрим теперь условия применимости приведенного варианта теории упрочнения (4) и методику определения числовых значений постоянных. Прологарифмируем выражение (4), тогда
^еп =—^ [І8(1 + а) +^С + Ь • а + і]. (7)
1 + а
Из этого выражения видно, что при заданной температуре в координатах ^вд, 1^і при фиксированных значениях напряжения и в координатах ^Єд, ^о при фиксированных значениях времени должны получаться параллельные прямые, если в рассматриваемых режимах нагружения а, Ь, С в действительности являются константами. Соответствующая обработка экспериментальных данных по ползучести сталей показала, что с достаточно хорошим приближением степенной вариант теории упрочнения (4) может быть применен в данном режиме нагружения [2].
Из выражения (4) следует, что тангенс угла наклона прямых в коор-
1 1
динатах ^вд, 1^і (рис. 2, а) равен ----, откуда а =-----1. Тангенс угла
1 + а Х%а
наклона прямых в координатах ^вд, ^о (рис. 2, б) равен ——, откуда
1 + а
Ь = ^(1 + а).
Определим теперь числовое значение постоянной С. Из выражения (7) следует, что
^С = (1 + а)• ^еп - 1ё(1 + а)-Ь • ^а-^і. (8)
Далее вычисляют значения \%С при нескольких уровнях напряжения и нескольких моментах времени *, затем находят его среднее значение, а по нему - величину С.
Полученная формула (6) описывает снижение напряжений во времени в материале вала в процессе термомеханической правки при посто-
янных значениях температурного режима и создаваемой нагрузки, т. е. переход упругой деформации в пластическую - остаточную, что позволяет оценить режимы и оптимизировать процесс правки.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Мамонтов В. А., Попадин Н. В.,Харитонов В. В. Восстановление деталей типа валов пластическим деформированием в условиях судоремонтного производства: Обзор. информ. / ВНИЭРХ. - М., 1992. - Вып. 1. - С. 1-21.
2. Гольденблат И. И., Бажанов В. Л., Копнов В. А. Длительная прочность в машиностроении. - М.: Машиностроение, 1977. - 248 с.