Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ЭКОНОМИИ ВЫДЕЛЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ЭКОНОМИИ ВЫДЕЛЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ИГР / ЖАТ / РИСК / ПОЕЗДО-ЧАСЫ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомин А.В., Кузьмина Е.В., Малых А.Н.

Данная статья посвящена методу теории игр, с помощью которого можно планировать и экономить выделенные денежные средства на железнодорожную инфраструктуру. Очень важной проблемой человеческой деятельности является правильное использование финансовых средств, чтобы деньги были направлены только на предполагаемые цели. Распределения денежных ресурсов и процесс оптимизации - это поиск решения любой сложившейся проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Истомин А.В., Кузьмина Е.В., Малых А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF GAME THEORY IN PLANNING AND SAVING ALLOCATED FUNDS FOR RAILWAY INFRASTRUCTURE

This article is devoted to the method of game theory, with which you can plan and save the allocated funds for railway infrastructure. A very important problem of human activity is the correct use of financial resources so that the money is directed only to the intended purposes. The allocation of monetary resources and the optimization process is the search for a solution to any existing problem.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ЭКОНОМИИ ВЫДЕЛЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ»

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ИГР ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ЭКОНОМИИ ВЫДЕЛЕННЫХ СРЕДСТВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

А.В. Истомин, аспирант Е.В. Кузьмина, аспирант А.Н. Малых, аспирант

Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ)) (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-3-77-80

Аннотация. Данная статья посвящена методу теории игр, с помощью которого можно планировать и экономить выделенные денежные средства на железнодорожную инфраструктуру. Очень важной проблемой человеческой деятельности является правильное использование финансовых средств, чтобы деньги были направлены только на предполагаемые цели. Распределения денежных ресурсов и процесс оптимизации - это поиск решения любой сложившейся проблемы.

Ключевые слова: теория игр, ЖАТ, риск, поездо-часы, неопределенность.

Целью является разработка метода распределения ресурсов в условиях неопределенности функционирования средств железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) инфраструктуры.

Задача состоит в том, чтобы рассмотреть известные методы распределения денежных средств, а также создать необходимую модель, которая будет основана на теории игр.

Исследования сводится к тому, что благодаря использованию методов теории игр, есть огромная возможность обеспечить экономию денежных ресурсов на железнодорожной инфраструктуре, с учетом влияния рисков.

В этом исследовании мы проанализируем существующие источники информации, методологию теории игр и научную литературу, а также проанализируем как выбрать наилучшую стратегию использования теоретико-игрового подхода в задаче финансового инвестирования.

Основной работой систем ЖАТ в инфраструктуре является обеспечение необходимой пропускной способности и уровня безопасности на железнодорожном транспорте.

Определения уровня безопасности позволяет достичь нормативных значений интенсивности опасных отказов, после чего должен быть фактический или ожидаемый

уровень отказов ниже нормы [1]. Это условие работает как критерий для оценки и ограничения процесса принятия решений. Поддерживается ли уровень безопасности устройства или нет?

Вторая задача связана с пропускной способностью, по-видимому, она должна быть больше или равна требуемой пропускной способности исследуемого участка железнодорожного транспорта.

Требование к этой задаче могут быть не выполнены, потому что при определенных обстоятельствах, отказ может быть естественным явлением, другими словами, их возникновение имеет причины (вероятность).

Два фактора оказывают огромное влияние на пропускную способность: частота отказов и восстановление после отказа. В целом, оба эти фактора оказывают огромное влияние на количество потерь поездо-часов, что напрямую связано с поломками систем ЖАТ в инфраструктуре.

Поэтому, где пропускная способность измеряется в парах поездов в день, потеря часов движения поездов приводит к ее снижению, что сказывается на экономические показатели железнодорожной инфраструктуры [2].

Результатом этого является то, что потеря времени движения поездов, в свою очередь, может привести к снижению про-

пускной способности, и это затем окажет негативные влияния на экономические показатели железнодорожного транспорта.

Технический риск, связанный с эксплуатацией систем ЖАТ определяется по формуле:

Яз(1)= Рз (1)"Тзо(1),

где РзО)— вероятность возникновения отказа за заданный интервал времени;

Тзо(1) -потери поездо-часов из-за возникших отказов за заданный интервал времени.

Используют три типа отказов, в зависимости от степени повреждения. Третья категория отказов существенно не влияет на внедрение транзитной системы. Три различных процесса используют в местах разной специализации и для обеспечения необходимого уровня риска [3]:

1. Модернизация оборудования частичная или полная.

2. Полное обновление системы.

3. Текущий ремонт и техническое обслуживание.

Все три этих процесса влияют на время восстановления и частоту отказов.

Работа процесса предоставляет возможность снизить риск или поддерживать его в необходимых границах.

Таким образом, когда мы смотрим на реальные финансовые показатели, мы не можем не обратить внимание на то, что существуют специально разработанные программы, которые улучшают экономию автоматизированных поездов и систему ЖАТ.

Перед организацией стоит успешная миссия распределения ресурсов, имеющихся на различных уровнях. Задача оптимизации может быть решена с использованием ряда доступных методов. Применение тактики и приемов теории игр - это хороший способ найти решение этих проблем.

Выгодное вложение финансовых ресурсов зависит в-первую очередь от точности моделей, ориентированных на производительность, поскольку они рассматриваются при неопределенных обстоятельствах.

Математические модели делятся на несколько категорий (рис. 1).

Рис. 1. Классификация математических моделей для решения задачи оптимизации

Общая теоретико-игровой подход опре- моделей конфликтов и взаимодействий деляет игру, как предмет математических разумных игроков.

Теорию игр можно описать, как творческий анализ конфликтов между двумя или более людьми.

Математический анализ предоставляет аналитические методы в ситуациях, в которых решение человека влияет на благополучие других.

На языке теории игр «игра» относится к любому социальному контексту, где участвует два или более игрока.

Теория игр - это изучение разумных решений игроков в определенной последовательности, чтобы получить боле выигрышей [4].

Рассматривая теоретико-игровой подход, мы отмечаем, что существует множество стратегий для игроков, вариантов и направлений финансовых инвестиций. Можно отметить, что у каждого игрока есть определенный элемент управления, в результате чего можно использовать разные методы. Из-за взаимодействия между различными принятыми стратегиями ни один игрок не имеет полного контроля над

. Уровень, величина риска

результатом. Это взаимодействие различных тактик превращает каждую игру в «математическую модель» конфликта между игроками [5].

Соответственно теория игр дает идеи для разрешения конфликтов в разумных пределах.

В неопределенных обстоятельствах, когда нет полной информации и невозможно с уверенностью предсказать будущую деятельность во внешней среде, используются математические инструменты, основанные на «игре с природой».

Природа в данном случае играет роль игрока, а сам игрок уже выбирает ту или иную тактику.

На железнодорожном транспорте все

стратегии природы могут привести к отказу.

Рекомендуется использовать показатель дополнительной эффективности ресурсов, так как его минимальное значение сильно влияет на риск отказов.

2022 2023 2024 t

Рис. 2. Зависимости величины риска от времени при разных тактиках игры

Со - стратегия, где игрок не участвует в риск быстро возрастает в течение време-финансовом планировании, в таком случае ни.

Ci - стратегия, где игрок применяет в привело к резкому снижению рисков, за 2023 году коэффициент эффективности которым последовал прирос капитала. для грамотного использования капитало- Данная научная статья представляет

вложения. возможность инвестирования для создания

С2 - стратегия, где выделение денежных идеальных координационных решений в средств предоставит осуществить переход условиях неопределенности. в новую зону, а затем, с течением времени Вывод заключается в том, что необхо-

наблюдается неуклонный рост величины димо использовать теоретико-игровой ме-риска. тод в железнодорожной инфраструктуре

Сз - стратегия, где игрок использовал при решении инвестиционных проблем. распределение денежных средств, что

Библиографический список

1. Замышляев, А.М. Прикладные информационные системы управления надежностью, безопасностью, рисками и ресурсами на железнодорожном транспорте / А. М. Замышляев; (под ред. Шубинского И.Б.). - Ульяновск: Печатный двор, 2013. - 140 с. ISBN 978-5-75720346-1.

2. Межох З.П., Управление экономическими рисками на железнодорожном транспорте: монография. - М.: МИИТ, 2013. - 135 с. ISBN 978-5-7876-0219-7.

3. Охотников И.В., Риск-менеджмент на железнодорожном транспорте в условиях реформ: учебное пособие / И.В. Охотников, И.В. Сибирко. Московский гос. ун-т путей со-общ. (МИИТ), Российская открытая акад. трансп. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 119 с. ISBN 978-5-317-04727-6.

4. Азарова Л.В., Теория игр и принятие решений: учебное пособие / Л.В. Азарова, Д.А. Азаров. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Донской гос. технический ун-т". - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2016. - 58 с.

5. Филонова Е.С. Основы теории игр Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика» (бакалавриат). - Орел: ООО ПФ «Картуш», 2021. - 96 с.

APPLICATION OF GAME THEORY IN PLANNING AND SAVING ALLOCATED FUNDS FOR RAILWAY INFRASTRUCTURE

A.V. Istomin, Postgraduate Student

E.V. Kuzmina, Postgraduate Student

A.N. Malykh, Postgraduate Student

Russian University of Transport (RUT (MIIT))

(Russia, Moscow)

Abstract. This article is devoted to the method of game theory, with which you can plan and save the allocated funds for railway infrastructure. A very important problem of human activity is the correct use of financial resources so that the money is directed only to the intended purposes. The allocation of monetary resources and the optimization process is the search for a solution to any existing problem.

Keywords: game theory, harvest, risk, train-hours, uncertainty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.