Научная статья на тему 'Применение текстов аутовнушения в подготовке спортсменов-биатлонистов высшей квалификации'

Применение текстов аутовнушения в подготовке спортсменов-биатлонистов высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТЫ АУТОВНУШЕНИЯ / SELF-SUGGESTION TEXTS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ / INDIVIDUAL STYLE OF SELF-REGULATION / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов В.Н.

The failure performances of the Russia's national biathlon team at international competitions in recent years, including the XXII Olympic Winter Games in Sochi, have highlit a number of issues, that require seeking and scientifically substantiating new ways to improve the training of biathletes. The researchers believe that one of the ways to resolve the situation, related to successful competitive activity, is a relatively new approach based on the use of the scientific data on the phenomenon of individual style of self-regulation as a multiaspect psychophysiological phenomenon controlled at the morphological and dynamic levels. At the present level of development of biathlon, when almost all possibilities of high-volume and intensive training loads in conjunction with various techniques and methods of sports training have been used up, the scientific substantiation of the methodology of formation of an individual style of self-regulation of biathletes and its practical use in the general system of training of athletes will boost their athletic performance. This is due to the fact that at relatively equal external and a variety of internal conditions the developed style features, individual regulatory capabilities of elite athletes to set goals and means of general and special training, to consciously adhere to set plans and adjust their implementation according to results at various training stages become increasingly important for their successful training. The purpose of the paper was to reveal the essence and structure, as well as the pedagogical conditions for application of self-suggestion texts during the implementation of the training and competitive processes, of the developed comprehensive technology of formation of an individual style of self-regulation of elite biathlete. The findings confirm the effectiveness of using model self-suggestion texts in training and competitive processes of elite biathletes, which is confirmed by the high pedagogical rating of effectiveness of their sports activities, along with the positive data of medical-biological examinations of athletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение текстов аутовнушения в подготовке спортсменов-биатлонистов высшей квалификации»

УДК: 796.92.093.642

ПРИМЕНЕНИЕ

текстов аутовнушения в подготовке спортсменов-биатлонистов высшей квалификации

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Потапов Тюменский государственный университет, Тюмень

THE USE OF SELF-SUGGESTION TEXTS IN TRAINING OF ELITE BIATH-LETES

V.N. Potapov, professor, Dr.Hab. Tyumen State University, Tyumen Key words: self-suggestion texts, individual style of self-regulation, competitive activity.

The failure performances of the Russia's national biathlon team at international competitions in recent years, including the XXII Olympic Winter Games in Sochi, have highlit a number of issues, that require seeking and scientifically substantiating new ways to improve the training of biathletes. The researchers believe that one of the ways to resolve the situation, related to successful competitive activity, is a relatively new approach based on the use of the scientific data on the phenomenon of individual style of self-regulation as a multiaspect psychophysiological phenomenon controlled at the morphological and dynamic levels. At the present level of development of biathlon, when almost all possibilities of high-volume and intensive training loads in conjunction with various techniques and methods of sports training have been used up, the scientific substantiation of the methodology of formation of an individual style of self-regulation of biathletes and its practical use in the general system of training of athletes will boost their athletic performance. This is due to the fact that at relatively equal external and a variety of internal conditions the developed style features, individual regulatory capabilities of elite athletes to set goals and means of general and special training, to consciously adhere to set plans and adjust their implementation according to results at various training stages become increasingly important for their successful training. The purpose of the paper was to reveal the essence and structure, as well as the pedagogical conditions for application of self-suggestion texts during the implementation of the training and competitive processes, of the developed comprehensive technology of formation of an individual style of self-regulation of elite biathlete. The findings confirm the effectiveness of using model self-suggestion texts in training and competitive processes of elite biathletes, which is confirmed by the high pedagogical rating of effectiveness of their sports activities, along with the positive data of medical-biological examinations of athletes.

Ключевые слова: тексты аутовнушения, индивидуальный стиль саморегуляции, соревновательная деятельность.

Введение. Результаты неудачных выступлений в последние годы национальной сборной команды РФ по биатлону на соревнованиях международного уровня, в том числе и на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи, высветили ряд проблем, требующих поиска и научного обоснования новых путей совершенствования подготовки спортсменов биатлонистов. На наш взгляд, одним из путей разрешения проблемной ситуации, связанной с успешной соревновательной деятельностью, является относительно новый подход, основанный на использовании научных данных о феномене индивидуального стиля саморегуляции как многоаспектном психофизиологическом явлении, управляемом на морфологическом и динамическом уровнях.

На современном уровне развития биатлона, когда практически исчерпаны возможности высокообъёмных и интенсивных тренировочных нагрузок в сочетании с различными вариантами средств и методов спортивной тренировки, научное обоснование методики формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов и её практическое использование в общей системе подготовки спортсменов будут способствовать росту их спортивных результатов. Это обусловлено тем, что при относительно равных внешних и многих внутренних условиях особую значимость для успешной подготовки спортсменов высшей квалификации приобретают сложившиеся у них стилевые особенности,

индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства общей и специальной подготовки, сознательно подчиняться принятым планам и корректировать их выполнение в зависимости от результатов на различных этапах подготовки.

Цель исследования - раскрытие содержания и структуры, а также педагогических условий применения текстов аутовнушения в ходе реализации в тренировочный и соревновательный процессы, разработанной нами комплексной методики формирования индивидуального стиля саморегуляции биатлонистов высших разрядов [6].

Результаты исследования и их обсуждение. При построении текстов внушения, используемых в частных методиках («психомышечная тренировка», «локальные вдохи-выдохи), была выбрана структура, состоящая из двух частей. Аутовоздействие включало в себя две функции: пассивную и активную. Собственно, этим функциям в первой части словесного воздействия создавалось необходимое психофизическое, психофизиологическое состояние, при котором внушение протекает наиболее эффективно. Использовались словесные приёмы физической и психической релаксации, которые сами по себе ведут к снятию перенапряжения, нормализации деятельности механизмов напряжения и расслабления, тормозят или гасят негативные эмоции. В частности, использовалась формула общего типа: «Я совершенно спокоен», которая особенно важна своим общим содержанием, так как обращена фактически ко всем системам организма. Состояние покоя способствует развитию спокойного, ровного дыхания, а дыхание в определённых пределах может регулироваться произвольно [4]. Поэтому после формулы покоя общего типа применялась формула, исключающая сознательное вмешательство в рефлекторный механизм дыхания: «Дыхание спокойное и равномерное». Также использовались формулы на мышечное расслабление, которые снимают нервное напряжение перед соревнованием или во время прохождения дистанции, так как сама попытка расслабить мышцы с помощью внушения снимает нервное напряжение, раздражение, хотя внешнего эффекта может и не наблюдаться [2].

Следует отметить, что в первой части текста словесного воздействия использовались формулы внушения, вызывающие лёгкость, невесомость, то есть мобилизующие,

а формулы внушения, вызывающие тяжесть, то есть развивающие тормозные процессы, не использовались [3, 5, 8]. Во второй части текста аутовоздействия использовались формулы внушения мотивации, которые способствовали формированию состояния, обеспечивающего реализацию тактических, двигательных задач и осуществлялись посредством формул цели.

Психологический механизм действия формул цели и намерения был объяснён В. М. Бехтеревым [1]. С помощью формул цели обеспечивается состояние оптимальной активности организма, необходимое для наиболее успешного и рационального выполнения предстоящей деятельности. Эффективность формул цели заключается в том, что они фиксируются в подсознании, не управляются разумом, волей, что, в свою очередь, накладывает большую ответственность на их исполнителя [7].

Таким образом, информация, введённая в текст аутовнушения, направлена на мобилизацию, активизацию и поддержание спортсмена, то есть определяет готовность биатлонистов выполнять предстоящие в соревновании задачи. Необходимо отметить, что к мобилизующим относятся управляющие воздействия, побуждающие спортсмена к целенаправленному проявлению волевых усилий. Они воспринимаются как приказ, к выполнению которого спортсмен уже заранее подготовлен, особенно в связи с воздействием мотивирующей информации, которая как бы предопределяет решение, а мобилизующая информация способствует выявлению дополнительных резервов для достижения поставленных целей, мобилизации волевых усилий. Мобилизующая информация направлена на оптимизацию психофизической активности, поддержание чувства уверенности, убеждённости в успехе.

В текстах аутовоздействия предусматривалась реализация определённого образа действия или результата деятельности. Формулы цели содержали те мысли и чувства, которые обеспечивают реализацию тактических и двигательных задач конкретного соревнования. У спортсменов обязательным было включение в формулы цели словесных воздействий, вызывающих чувство радости от выполнения упражнений, готовности к продолжению работы, преодолению чувства усталости, неуверенности, что укрепляет мотивацию формул цели.

28

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег

При составлении формул цели учитывалась специфика периода реализации методик индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния: использовались формулы краткого и стандартного вариантов с процессуальным представлением целевого состояния. Краткие и стандартные формулы составляли большую часть воздействий во время выполнения упражнений в разминке и соревновательном упражнении.

Следует отметить, что формулы с процессуальным представлением целевого состояния применялись в разминке независимо от особенностей их направленности, а формулы поведения включались после расслабления.

В разработанных текстах словесное ау-товоздействие в формулах внушения осуществлялось от первого лица (например, «Я совершенно спокоен...») в связи с тем, что с обращения «Я» включается активное начало, касающееся отдельного индивида и тем самым усиливающее внушающее воздействие.

Следует подчеркнуть, что индивидуальные модели текстов аутовнушения включались в различные периоды подготовки спортсменов к старту и во время прохождения ими соревновательных дистанций:

I период - за 1,5 ч до начала соревнований в состоянии относительного покоя спортсменами самостоятельно использовались: психомышечная тренировка, «локальные вдохи-выдохи», активизация биологически активных точек, индивидуальные модели текстов аутовнушения;

II период - в разминке - «локальные вдохи-выдохи» и индивидуальные модели текстов аутовнушения, фоль-коррекция и психомышечная тренировка.

Следует отметить, что в разминку были включены специальные упражнения на растягивание (растяжка, стретчинг), которые кроме увеличения амплитуды доступных свободных движений уменьшают вероятность травм, ослабляют психоэмоциональное напряжение ЦНС, что проявляется в субъективном ощущении покоя, объективном расслаблении лицевой мускулатуры, урежении ЧСС, частоты дыхания и снижении артериального давления.

Вышеперечисленные методики в первом и во втором периодах выполнялись не отдельно-последовательно, а одновременно-параллельно. Еженедельно с целью лечеб-

но-профилактической и противострессовой процедуры применялись массаж и сауна.

III период - при прохождении соревновательной дистанции - индивидуальные модели текстов аутовнушения на сложных участках дистанции и в случае решения тактических задач, «локальные вдохи-выдохи» и универсальные релаксирующие тесты аутовнуше-ния - на относительно несложных спусках.

Вывод. Результаты проведённых нами исследований подтверждают эффективность применения модельных текстов аутовнушения в тренировочном и соревновательном процессах биатлонистов высшей квалификации, что подтверждается высокой педагогической оценкой результативности их спортивной деятельности наряду с положительными данными медико-биологических обследований спортсменов.

Литература

1. Бехтерев, В.М. Объктивная психология /В.М. Бехтерев. - М.: Наука,1991. - 480 с.

2. Блудов, Ю.М. Личность в спорте / Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиен-ко - М.: Советская Россия, 1987. - 156 с.

3. Кандыба, Д.В. Эмоциональный гипноз. /Д.В. Кандыба - СПб. : ЛИСС, 1996 - 577 с.

4. Козин, А.П. Психогигиена спортивной деятельности / А.П. Козин - Киев: Здоровье, 1985. - 128 с.

5. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников / Справочное пособие для врачей. - Л.: Медицина, 1986. - 279 с.

6. Потапов, В.Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации (на примере биатлонистов): дис. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2002. - 280 с.

7. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. - М.: Педагогика, 1984. - 472 с.

8. Сытин, Н.Г. Животворящая сила. Помоги себе сам / Н.Г. Сытин - М.: Энергоатомиздат., 1990. - 416 с.

References

1. Bekhterev, V.M. Objective psychology / V.M. Bekhterev. - Moscow: Nauka, 1991. - 480 P. (In Russian)

2. Bludov, Yu.M. Personality in sport / Yu.M. Bludov, V.A. Plakhtienko).

- Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1987. - 156 P. (In Russian)

3. Kandyba, D.V. Emotional hypnosis / D.V. Kandyba. - St. Petersburg: LISS, 1996. - 577 P. (In Russian)

4. Kozin, A.P. Mental hygiene of sports activity / A.P. Kozin. - Kiev: Zdorov'ya, 1985. - 128 P. (In Russian)

5. Lobzin, V.S. Autogenic training / V.S. Lobzin, M.M. Reshetnik-ov / Doctors' guide. - Leningrad: Meditsina, 1986. - 279 P. (In Russian)

6. Potapov, V.N. Formation of individual style of self-regulation in elite athletes (case study of biathletes) Doctoral thesis (Hab.) / V.N. Potapov. - Tyumen, Publ. h-se of Tyumen State University, 2002.

- 280 P. (In Russian)

7. Stones, E. Psychopedagogics. Psychological theory and practice of teaching / E. Stones. - Moscow: Pedagogika, 1984. - 472 P. (In Russian)

8. Sytin, N.G. Life-giving force. Help yourself / N.G. Sytin - Moscow: Energoatomizdat, 1990. - 416 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: mangeley60@mail.ru

Поступила в редакцию 17.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.