Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль саморегуляции биатлонистов высшей квалификации'

Индивидуальный стиль саморегуляции биатлонистов высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ БИАТЛОНИСТОВ / ГАРМОНИЧНЫЙ И АКЦЕНТУИРОВАННЫЙ СТИЛИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / УСПЕШНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потапов В.Н.

INDIVIDUAL STYLE OF SELF-REGULATION OF ELITE BIATHLETES V.N. Potapov Tumen state university, Tumen Key words: elite sport, individual style of self-regulation of biathletes, harmonious and accentuated styles of self-regulation, success of sports training. The purpose of the present research was to study the principles and conditions of formation of individual style of self-regulation of biathletes, members of the Russian team. Methods and organization of the research. Models of texts of verbal auto-influence laid the basis of integrated technique of formation of individual style of selfregulation. In the study there was used computer version of modeling of texts of suggestive auto-influence, subjected by T.V. Bondarchuk. The studies resulted in the allocation of organizationalpedagogical conditions of individual style of self-regulation in elite athletes, which were stipulated in the present paper. The researches testified to the lack of direct correlation between personal type and success of sports training. Moreover, each personal type had a set of firm features of self-regulation, associated with success of sports training. Specific influence of personal accentuation on the features of self-regulation was more distinctive in subgroups with less success. There was allocated correlation of individual features and athletes personal type, which laid the basis of described typology of styles in view of success of sports training. Comparison of individual features of regulation of successful subgroups promoted allocation of not only personallyspecific, but also general features of regulation style, providing for high success of activity Thus, high level of conscious regulation was proved to be in greater extent necessary if not sufficient condition of high effectiveness of sports activity. The use of the integrated technique of formation of individual style of self-regulation in the educational-training and competitive processes of elite biathletes rendered positive influence on dynamics of personal features, level of functional and physical preparedness, improvement of results of speed of passing distance and shooting preparedness, that resulted in high sports results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции биатлонистов высшей квалификации»

УДК: 796.01:159.9

ТРЕНЕР

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ стиль САМОРЕГУЛЯЦИИ

биатлонистов высшей квалификации

в.н. Потапов

Тюменский государственный университет, Тюмень

Abstract

INDIVIDUAL STYLE OF SELF-REGULATION OF ELITE BIATHLETES V.N. Potapov

Tumen state university, Tumen

Key words: elite sport, individual style of self-regulation of biathletes, harmonious and accentuated styles of self-regulation, success of sports training.

The purpose of the present research was to study the principles and conditions of formation of individual style of self-regulation of biathletes, members of the Russian team. Methods and organization of the research. Models of texts of verbal auto-influence laid the basis of integrated technique of formation of individual style of self-regulation. In the study there was used computer version of modeling of texts of suggestive auto-influence, subjected by T.V. Bondarchuk.

The studies resulted in the allocation of organizational-pedagogical conditions of individual style of self-regulation in elite athletes, which were stipulated in the present paper.

The researches testified to the lack of direct correlation between personal type and success of sports training. Moreover, each personal type had a set of firm features of self-regulation, associated with success of sports training. Specific influence of personal accentuation on the features of self-regulation was more distinctive in subgroups with less success.

There was allocated correlation of individual features and athletes' personal type, which laid the basis of described typology of styles in view of success of sports training. Comparison of individual features of "regulation" of successful subgroups promoted allocation of not only personally-specific, but also general features of regulation style, providing for high success of activity Thus, high level of conscious regulation was proved to be in greater extent necessary if not sufficient condition of high effectiveness of sports activity. The use of the integrated technique of formation of individual style of self-regulation in the educational-training and competitive processes of elite biathletes rendered positive influence on dynamics of personal features, level of functional and physical preparedness, improvement of results of speed of passing distance and shooting preparedness, that resulted in high sports results.

Ключевые слова: спорт высших достижений, индивидуальный стиль саморегуляции биатлонистов, гармоничный и акцентуированный стили саморегуляции, успешность спортивной подготовки.

Быстрый рост спортивных результатов и обострившаяся на международной арене конкуренция настоятельно требуют дальнейшего совершенствования системы подготовки, в том числе психологической, биатлонистов высшей квалификации, одна из задач которой - формирование индивидуального стиля саморегуляции (ИСС) спортсменов как многоаспектного психофизиологического явления.

В основе понятия «саморегуляция» лежат развитые представления о системе саморегуляции произвольной активности человека и ее индивидуальных особенностях (Н.Д. Левитов; А.В. Петровский; С.Л. Рубинштейн, К.В. Судаков). Применительно к спортивной деятельности произвольная активность направлена на достижение результата, а система саморегуляции - на психофизиологическое обеспечение как самого процесса, так и результата тренировочной и соревновательной деятельности.

В основу формирования ИСС биатлонистов нами были положены следующие положения, сформулированные на основе обобщения идей О.А. Ко-нопкина, В.И. Моросановой [3, 4]:

а) целостности, замкнутости по структуре, открытости информационной системы процесса саморегуляции, реализуемой взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические регуляторные функции, системно и объективно взаимодействующие в общем процессе регуляции;

б) связи устойчивых особенностей системы саморегуляции и ее индивидуальных различий со спецификой своеобразного уровня регуляции деятельности, личностных акцентуаций и особенностей психофизиологического потенциала отдельного индивида как способа организации его поведения; применимости модели системы саморегулирования к исследованию личностного и психофизиологического уровня саморегуляции; регуляторно-личностные свойства в силу их системного характера могут быть предпосылками как формирования того или иного стиля регуляции, так и самореализации нового психофизиологического потенциала человека;

в) наличие стилевых особенностей, характеризующих регуляторные процессы планирования, моделирования, программирования, прогнозирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции и целостную систему саморегуляции, одновременно обнаруживающих свою принадлежность к личности как субъекту произвольной активности и являющихся ее свойствами;

г) выделение двух форм индивидуального стиля - стиля активности и стиля саморегуляции, интеграция которых способствует повышению спортивной результативности.

Формирование ИСС у спортсменов высшей квалификации на этапе соревновательной деятельности, на наш взгляд, необходимо осуществлять через формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спорта черт личности с использованием осознанных средств и методов психической саморегуляции.

К основным факторам формирования ИСС, зависящим от мотивации и обеспечивающим повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации, нами отнесены:

- объективная оценка специфики требований различных видов деятельности к развитости «регу-ляторики» как модельных условий для изучения разных типов стилей, их связей с успешностью, мотивами и личностными особенностями человека;

- психолого-педагогическая обусловленность вербального аутовоздействия в условиях соревновательного процесса.

Основными принципами формирования и реализации ИСС являются:

- субъектный подход - активная роль человека в реализации своих отношений с окружающим миром;

- единство двух сторон процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования: «сознание» и «действие»;

- деятельностной опосредованности;

- уровневой саморегуляции предметной деятельности.

Комплексная методика формирования ИСС у биатлонистов высшей квалификации включает психомышечную тренировку, тексты аутовнушения, методику локальных «вдохов-выдохов», активизацию биологически активных точек, фоль-коррекцию при соблюдении соответствующих организационно-педагогических условий.

Основу комплексной методики формирования ИСС составили модели текстов вербального аутовоздействия. В исследовании использовалась компьютерная версия моделирования текстов суггестивного аутовоздействия, предложенная Т.В. Бондарчук [2].

В результате проведенного исследования нами определены следующие организационно-

педагогические условия формирования ИСС у спортсменов высшей квалификации:

- овладение базовыми теоретическими знаниями по формированию ИСС;

- экспресс-диагностика индивидуального состояния, уровня здоровья и подготовленности;

- определение последовательности алгоритмов формирования ИСС;

- самостоятельные занятия по освоению технологии формирования ИСС;

- оценочная деятельность по формированию ИСС;

- коррекционные воздействия при формировании ИСС.

Для выявления индивидуальных особенностей саморегуляции, устойчиво проявляющихся в разных ситуациях спортивной подготовки, была прослежена их связь с личностным типом спортсменов и на этой основе описана типология стилей в связи с успешностью спортивной подготовки.

Индивидуальные личностно-типологические особенности биатлонистов (45 человек) диагностировались в процессе двухлетних наблюдений с помощью опросника А.Е. Личко (1983), адаптированного А.И. Стамбуловым для спортсменов высокой квалификации. Результаты исследований показали, что среди обследованных биатлонистов наиболее часто встречаются истероидная, шизоидная и психастеническая акцентуации, что позволило нам выделить три личностные группы: демонстративная группа с истероидной акцентуацией (группа Д), ау-тичная группа с шизоидной акцентуацией (группа А) и группа педантов с психастенической акцентуацией (группа П). В каждой группе были выделены две подгруппы с различной успешностью спортивной подготовки: прошедшие отбор в сборную команду РФ (подгруппы Д1, А1, П1) и не прошедшие его (подгруппы Д2, А2, П2 ).

Индивидуальные особенности саморегулирования процессов спортивной подготовки изучали по опросной методике В.И. Моросановой, с помощью которой для каждого спортсмена были получены «регуляторный профиль», состоящий из пяти оценок соответственно каждой шкале, и суммарный показатель по пяти шкалам, характеризующий индивидуальный уровень развитости осознанного саморегулирования. Индивидуальные особенности саморегулирования сенсомоторной деятельности диагностировали с помощью компьютерного варианта методики В.И. Моросановой (1995) (примечание к табл. 1).

Обобщение полученных данных позволило выделить следующие устойчивые индивидуальные особенности сенсомоторного регулирования биатлонистов высшей квалификации (см. табл. 1).

Соответственно различным типам регуляции было выявлено три показателя - СК, В и ПК, т.е. регуляция первого и второго типа (СК и ПК), обеспечивающие, как правило, более высокую эффективность сенсомоторных действий, чем регуляция на

основе вытеснения (В). Следовательно, СК и ПК -более продуктивные типы регуляции, чем В. В качестве показателей точности сенсомоторных действий в экспериментальной методике использовалась доля эталонных результатов (Т) и среднее квадрати-ческое отклонение (а), которые также определялись для каждого испытуемого путем усреднения показателей по всему массиву проведенных обследований (см. табл. 1).

Сопоставление индивидуальных особенностей саморегуляции, выявленных по опроснику и по сен-сомоторной методике, дало нам возможность определить стилевые особенности регуляции у спортсменов с одной и той же личностной акцентуацией, но с различной успешностью подготовки. Кроме того, определено влияние личностной акцентуации на формирование стиля саморегуляции.

В результате проведенного сопоставительного анализа выделены гармоничный и акцентуированный типы стилей саморегуляции и исследована их связь с успешностью и личностными переменными.

Гармоничные стили саморегуляции, включающие в свою структуру высокоразвитые и взаимосвязанные стилевые особенности «регуляторики», выступают существенной предпосылкой достижения высокой успешности спортивной деятельности.

Акцентуированный стиль саморегуляции, наиболее распространенный, характеризуется различной степенью развитости отдельных регуляторных процессов (пикообразный профиль саморегуляции). Специфика индивидуального профиля детерминируется развитостью регуляторно-личностных свойств (самостоятельностью, гибкостью, надежностью и др.). При наличии выраженной индивидуальной специфики в профиле саморегуляции и ее несовпадении с регуляторной спецификой деятельности,

успешность во многом будет зависеть от стремления и возможности субъекта сформировать такой стиль саморегуляции, в котором недостаточная развитость отдельных регуляторных процессов будет компенсирована другими, высокоразвитыми, показателями.

Личностная акцентуация характера обусловливает индивидуальную структуру стиля саморегуляции, но эта зависимость опосредуется спецификой и развитостью регуляторно-личностных свойств.

Распределение личностных групп в нашей выборке в связи со спортивной успешностью свидетельствует о том, что среди биатлонистов, привлекавшихся к подготовке для участия в первенстве мира, спортсмены из группы Д составляли 50%, но среди призеров они теряют свое численное преимущество и ни один из них не завоевывает высшей награды. Две другие группы, менее многочисленные на стадии отбора, не уступают группе Д по числу завоеванных медалей и добиваются высших наград.

Отсюда можно заключить, что прямая связь между личностным типом и успешностью спортивной подготовки отсутствует. Кроме того, для каждого личностного типа существует комплекс устойчивых особенностей саморегулирования, связанных с различной успешностью спортивной подготовки.

Специфическое влияние личностной акцентуации на особенности саморегулирования ярче проявляется в подгруппах с меньшей успешностью. Сопоставление индивидуальных особенностей «регуляторики» успешных подгрупп позволило выделить не только личностно-специфические, но и общие черты стиля регуляции, обеспечивающие высокую успешность деятельности (умение осознанно планировать и программировать свою деятельность, адекватно оценивать результаты своих действий, не зацикливаясь на неудачах, и быть самостоятельным,

Показатели индивидуального уровня развития саморегулирования биатлонистов с различной успешностью подготовки

Подгруппы Пл Пр ОР Г С ОС СК ПК В с Т

Д, 6,4* 6,6 5,1* 7,7 8,5* 34,3* 0,57 0,18 0,22* 1,02 0,44

Д, 4,5 5,6 4,4 7,2 6,6 28,3 0,68* 0,23* 0,14 1,04 0,44

П, 4,7* 6,0 4,7* 3,8* 5,3 24,5* 0,52 0,20 0,24 0,98 0,41

П, 2,3 4,0 1,7 2,4 4,0 14,4 0,49 0,13 0,28* 0,99 0,42

А, 8,5* 5,8 4,2 8,3* 7,0 34,0* 0,57* 0,19 0,21 1,06 0,42*

А, 5,0 6,6 4,7 7,1* 6,5 29,0 0,51 0,01 0,30* 1,59 0,37

Примечание.* - при р<0,05 при попарном сравнении Д1 и Д2, П1 и П2, А1 и А2.

Пл - планирование подготовки (обоснованность, реалистичность, устойчивость, временная перспектива, самостоятельность); Пр - программирование поведения и деятельности (осознанность, детализация, иерархичность моделей поведения и деятельности в тренировочных и соревновательных условиях); ОР - контроль и оценка результатов (детализация анализа результатов, акцент контроля на подготовке действия или результатов, строгость субъективных критериев успешности, самостоятельность оценок); Г - гибкость (точность и своевременность коррекции модели условий, планов и программ, оценки результатов - при изменении условий); С - самостоятельность (при планировании, программировании, оценке результатов); ОС - субъективный критерий очень строг и включает только эталонный результат; СК -субъективный критерий предельно строг и зоны некорректируемых отклонений включают только эталонный результат. При таком типе регуляции испытуемый ориентирован на максимально строгий заданный критерий; ПК - субъективный критерий менее строг. При этом типе регуляции спортсмены как бы расширяют зону успеха для снижения напряженности, но не в ущерб результативности достижения эталона. Такой тип регуляции назван «продуктивным компромиссом»; В - субъективный критерий низкий. Такой тип регуляции осуществляется на основе непродуктивного компромисса объективного и субъективного критериев и субъективного расширения зоны успеха и вытеснения неуспеха.

не теряя контактов с окружающими, упорно добиваться достижения своих целей и точно и своевременно корректировать свои ошибки).

Таким образом, высокий уровень осознанного регулирования оказывается если не достаточным, то в большей степени необходимым условием высокой результативности спортивной деятельности, что согласуется с данными других авторов [1, 4 и др.].

Применение комплексной методики формирования ИСС в учебно-тренировочном и соревновательном процессах биатлонистов высшей квалификации оказало позитивное влияние на динамику свойств их личности (самооценку, уровень притязаний, направленность, мотивацию достижения р<0,05; р<0,01), на уровень функциональной и физической подготовленности (р<0,05; р<0,01), а также на улучшение результатов скорости прохождения дистанции и стрелковой подготовленности (р<0,05; р<0,01), что в целом способствовало достижению высоких спортивных результатов.

Литература

1. Азаров, В.Н. Стиль действования: Импульсивность - управ-

ляемость / В.Н. Азаров // Вопр. психологии. - 1982. - № 3. - С. 121-127; 132-137.

2. Бондарчук, Т.В. Феномен педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе (на примере юношеского спорта): автореф. дис. ... докт. пед. наук /Т.В. Бондарчук. - Челябинск: УралГАФК, 2000. - 40 с.

3. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (Структурно-функциональный аспект) /О.А. Конопкин // Вопр. психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

4. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности /В.И. Моросанова // Вопр. психологии. - 1991. - № 1. - С. 121-127.

Bibliography

1. Azarov V.N. Style of action: Impulsivity - controllability. (In Russian) / V.N. Azarov // Voprosy psikhologii. - 1982. - № 3. - P. 121-127; 132-137.

2. Bondarchuk T.V. Phenomenon of pedagogical suggestion in educational-training process (on the example of youth sport): abstract of doctoral thesis (Hab.). (In Russian) /T.V. Bondarchuk. -Chelyabinsk: UralSAPC, 2000. - 40 P.

3. Konopkin O.A. Mental self-regulation of voluntary human activity (structural-functional aspect). (In Russian) /O.A. Konopkin// Voprosy psikhologii. - 1995. - № 1. - P. 5-12.

4. Morosanova V.I. Style features of personality. (In Russian) /V.I. Morosanova// Voprosy psikhologii. - 1991. - № 1. - P. 121-127.

Информация для связи с автором:

Тел. 8(3452)46-19-24

e-mail: mangeley60@mail.ru

Поступила в редакцию 13.06.2009 г.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.333.088

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА СОПРЯЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ

Аспирант К.А. Шашков

Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Специфика тренировочной и соревновательной деятельности юных спортсменов 11-13 лет, занимающихся мини-футболом, обусловлена формированием двигательных навыков и физических качеств, неразрывно связанных между собой, реализующихся в процессе игровой деятельности.

Цель исследования - выявить уровень развития двигательно-координационных и скоростно-силовых способностей и их взаимосвязь с основными техническими приемами игры у детей 11-13 лет, занимающихся мини-футболом, с учетом сопряженности их воздействий.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 26 детей 11-13 лет, занимающихся мини-футболом. Из них 12 вошли в экспериментальную группу (ЭГ) и 14 - в контрольную (КГ).

В результате проведенного исследования установлено, что 11-летние спортсмены ЭГ при прыжке в длину с места показали результат 175,4±3,2 см, КГ - 173,1±2,6 см (р>0,05), при прыжке вверх с махом руками у детей ЭГ результат составил 32,5±1,8 см, КГ - 32,1±1,6 см, в тесте на ловкость по Шперлингу -23,6±1,1 с - в ЭГ и 23,9±0,8 с - в КГ. В период с 11 до 12 лет достоверных различий между группами не выявлено. В возрасте 12-13 лет они выявлены в результатах прыжка в длину с места и вверх с махом руками (р<0,05).

Темпы прироста результата за период эксперимента в прыжке в длину с места составили в ЭГ -16,7%, в КГ - 13,6 %; в прыжке вверх с махом руками

- соответственно 35,8 и 30,1 %; в тесте на ловкость (по Шперлингу) - 25,3 и 20,8 %.

Для определения специфических двигательных способностей использовали тесты, включающие элементы технических приемов. Так, достоверные различия (р<0,05) выявлены в качественных показателях. 11-летние спортсмены ЭГ при выполнении технических действий допускали 36,4±1,2 % брака, у 12-летних процент брака снизился до 28,4±1,5 % и у 13-летних -до - 22,5±1,4 %. В КГ у 11-летних процент брака составил 38,2±1,4 %, у 12-летних - 36,4±1,2 % и 13-летних

- 31,6±1,4 %.

Экспериментальные данные, характеризующие уровень физической и технической подготовленности детей 11-13 лет, занимающихся мини-футболом, позволяют констатировать эффективность использованиия в тренировочном процессе сопряженного развития двигательно-координационных и скоростно-силовых способностей с техническими приемами игры, которые успешно реализуются в условиях игровой деятельности.

Информация для связи с автором:

Тел.: 8(926)281-09-85, e-mail: shahkov@mail.ru

Поступила в редакцию 10.12.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.