Научная статья на тему 'Применение технологий внушения в деятельности государственных служащих'

Применение технологий внушения в деятельности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВНУШЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ВНУШЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ВНУШЕНИЯ / INTERPERSONAL INFLUENCE / SUGGESTION / TECHNOLOGIES OF SUGGESTION / PRINCIPLES OF APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES OF SUGGESTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князев Владимир Александрович

В статье внушение представлено как способ психологического межличностного воздействия, вызывающий неосознаваемое, непроизвольное подчинение психики и поведения относительно содержания воздействия. Проведенный анализ позволил автору выделить принципы применения психологических технологий внушения в профессиональной деятельности государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF SUGGESTION IN ACTIVITY OF CIVIL SERVANTS

In article suggestion is presented as the way of psychological interpersonal influence causing not realised, involuntary submission of mentality and behaviour concerning the maintenance of influence. The carried analysis has allowed the author to allocate principles of application of psychological technologies of suggestion in professional work of civil servants.

Текст научной работы на тему «Применение технологий внушения в деятельности государственных служащих»

— обеспечивает три взаимосвязанных процесса: самоактуализацию через самопознание, самоанализ и самоопределение; самосовершенствование через внутреннюю и внешнюю деятельность; самореализацию через творчество и общение;

— проявляется в построении индивидуальной траектории жизненного пути;

— формируется на ранних этапах жизни человека под воздействием среды и воспитания, а затем в рамках профессионального образования и профессиональной деятельности.

Как акмеологический феномен субъектная позиция — это интегративная личностная характеристика, отражающая систему доминирующих отношений человека, определяющая рефлексивно-личностный способ его жизнедеятельности и обеспечивающая максимально эффективную реализацию его жизненных целей и полное раскрытие его индивидуальности.

Литература_

1. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса: Монография. М.; Рязань, 1998.

2. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001.

3. Блиева Ф. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник АГУ. 2007. № 3 (27). С.132-138.

4. Борытко, Н.М., Мацкайлова O.A. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока. Волгоград, 2002.

5. Гневашева В.А., Сукталиева Э.В., Терпугова Н.Ф. Становление профессиональной позиции личности // Знание. Понимание. Умение. 2007, № 3. С. 60—63.

6. Коваль С.А. Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.

7. Курунов В.В. Регуляторно-деятельностный подход в профессиональном и личностном саморазвитии студента психолога // Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал». 2008. № 8 (4).

8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

9. Маркин В.Н. Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения // Мир психологии. 2005. № 4.

10. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995.

11. Набиева Е.В. Основные положения концепции формирования научно-исследовательской компетентности учителя в системе непрерывного образования // Управление общественными и экономическими системами. 2006. № 2.

12. Общая психология: Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. -Петровского. М., 2005.

13. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1957.

14. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М., 1988.

15. Филимонюк Л.А. Становление проектной культуры студентов в условиях модернизации системы образования // Наука и образование. Белово, 2008. Ч. 2. С. 651—654.

© Керемиди А.А., 2009

В.А. Князев

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВНУШЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Ключевые слова: межличностное воздействие, внушение, технологии внушения, принципы применения психологических технологий внушения

Keywords: interpersonal influence, suggestion, technologies of suggestion, principles of application of psychological technologies of suggestion

Профессиографические исследования в нашей стране (Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) и за рубежом (Р. Арвей, Б. Кесслер, X. Маккей, О. Липман) свидетельствуют о том, что компетентность специалистов, работающих в системе деятельности «человек—человек», зависит от уровня сформированности у них знаний, умений и навыков, позволяющих строить взаимодействие с другими людьми, оказывать на них целенаправленное воздействие для побуждения к конкретным действиям или деятельности в целом.

Специалисты, решающие практические задачи, осуществляют поиск надежных средств и методов управления поведением и деятельностью лиц, вовлеченных в профессиональную деятельность. Проявляется интерес и к одному из наиболее эффективных способов межличностного воздействия — внушению.

Анализируя и систематизируя подходы В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.И. Буля, Т.И. Ахмедова, Б.Ф. Поршнева, К.М. Варшавского, A.M. Свядоща, А.П. Слободняка и других к исследованию такого явления как внушение, можно сделать вывод, что оно является важным слагаемым общественной жизни и находит применение во всех сферах социальных отношений, однако реализация внушения носит бессистемный и большей частью неосознаваемый характер со стороны лица его применяющего

Под внушением мы понимаем способ психологического межличностного воздействия, вызывающий неосознаваемое, непроизвольное подчинение психики и поведения относительно содержания воздействия.

Рассмотрение основ внушения как способа межличностного воздействия в профессиональной деятельности предполагает изучение прежде всего технологии его реализации в профессиональных целях.

Именно технологический уровень разработки проблемы применения специалистами внушения позволяет удовлетворить потребность в нем как эффективном инструменте решения задач в широком диапазоне профессионального общения. Представляет интерес анализ основных функциональных компонентов технологии внушения, которая рассматривается как деятельность, направленная на достижение определенной цели. Вместе с тем, целостная система акта применения специалистом технологии внушения представляется более емкой и помимо цели включает:

— задачи применения технологии внушения;

— этапы технологии внушения;

— средства внушения;

— принципы внушения;

— особенности отношений и взаимодействия субъектов внушения;

— условия применения технологии внушения.

На основании анализа работ Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой и ряда других исследователей, изучавших особенности профессионального общения, можно выделить следующие задачи применения технологий внушения в общении:

— установление благоприятных межличностных отношений в целях повышения эффективности профессионального сотрудничества;

— обучение и воспитание субъектов общения;

— коррекция мотивации;

— оказание управляющего воздействия.

Анализ практики показывает, что весь процесс реализации технологии внушения в профессиональной деятельности можно разбить на следующие этапы:

— подготовительный;

— технологической реализации;

— оценки результатов и последующей коррекции стратегии и тактики внушения.

Средства внушающего воздействия, в свете настоящего исследования, могут

рассматриваться как рабочий инструментарий, посредством которого субъект и реализует такое воздействие. В связи с этим всю совокупность средств внушения мы считаем верным разделить на две группы: внутренние средства (ресурсы психики, позволяющие утверждать о готовности субъекта к применению внушению) и внешние средства (то есть те, которые проявляются вовне и направлены на органы чувств объекта).

Под принципами применения психологических технологий внушения в профессиональной деятельности нами понимаются положения, отражающие наиболее значимые стороны, являющиеся непременным атрибутом высокоэффективного использования в работе данного вида технологий.

Проведенный теоретико-методологический анализ исследований В.Г. Зазыкина, О.И. Жданова, Е.А. Климова, А.Ю. Панасюка, В.Д. Шадрикова и Е.А. Яблоковой позволяет выделить принципы применения психологических технологий внушения в профессиональной деятельности государственных служащих.

Принцип целеполагания.

Данный принцип состоит в том, что субъект внушения ставит перед собой цель, состоящую в изменении поведения и деятельности объекта, посредством использования соответствующей технологии внушения. Рассматриваемый принцип реализуется в необходимости четкого осознания субъектом воздействия цели (или системы целей) и выбора в соответствии с целью конкретной технологии внушения, что предполагает получение гарантированного результата.

Принцип предварительного изучения объекта внушения.

Принцип заключается в том, что прежде чем применять технологию внушения, необходимо всесторонне изучить объект, в отношении которого планируется применение технологии. Достижение результата применения технологии внушения в соответствии с приведенным принципом, предопределяется прежде всего тем, что знание объекта внушения позволяет психологически выверенно подобрать «мишени» в личностной структуре объекта и оказать наиболее эффективное влияние на него, поразив эти «мишени» при помощи соответствующих технологий.

Принцип учета мотивации объекта.

Принцип учета мотивации объекта внушения состоит в том, что, воздействуя посредством конкретной технологии в целях профессионального управления поведением и деятельностью объекта, субъект воздействия оказывает влияние на мотивацию объекта воздействия, что усиливает побуждение деятельности человека.

Принцип адекватности.

Принцип адекватности состоит в использовании тех технологий и средств внушения, которые адекватны конкретной ситуации профессиональной деятельности.

Определяющими относительно адекватности выбора соответствующих технологий и средств из имеющегося технологического арсенала в целях его использования в конкретных ситуациях профессиональной деятельности для субъекта межличностного воздействия являются факторы и условия, обеспечивающие успешность или создающие затруднения реализации технологии.

Принцип рефлексивного самоконтроля и обратной связи.

Данный принцип состоит в обязательном учете субъектом, применяющим технологии внушения информации о состоянии объекта межличностного воздействия, реальных изменениях (или их отсутствии) в его поведении, произошедших в нем,

как следствии применения технологии, а также реконструкции в сознании субъекта воздействия своего образа.

Принцип учета условий.

Данный принцип состоит в обязательном учете субъектом воздействия совокупности условий, оказывающих наиболее сильное влияние на эффективность использования технологии внушения в рамках профессиональной деятельности.

Принцип законности.

Принцип законности состоит в том, что, используя весь технологический арсенал внушения, специалист должен соотносить цели применения технологии внушения с нормативно-правовой базой, регламентирующей его деятельность, а также опираться на общечеловеческие ценности и всегда помнить о возможных негативных последствиях оказанного воздействия.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

2. Буль П.И. Гипноз и внушение. Л., 1976.

3. Зазыкин В.Г. Психологические воздействия в деловом общении. М., 1998.

4. Князев A.M., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. М., 2008.

5. Линецкий М.Л. Внушение и мы. М., 1983.

6. Ольшанский В.Б. Межличностные отношения // Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М., 1975.

© Князев В.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.