Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Видяйкина Полина Михайловна, Таурова Дарья Александровна

В данной статье рассматривается применение технологий виртуальной и дополнительной реальности при обучении студентов экономических специальностей. Были раскрыты основные понятия технологий виртуальной и дополнительной реальности, история создания данных технологий и их сферы применения. В ходе написания статьи было проанализированы сходства и различия технологий. В настоящее время технологии являются актуальными, что связано с их активным развитием и внедрением во все сферы жизни человека. Кроме того, на данный момент разрабатываются различные программы по внедрению VR и AR в процесс обучения на всех уровнях образования, что так же говорит об их актуальности в настоящее время. В основе статьи лежит анализ применения технологий виртуальной и дополнительной реальности в сфере образования. Наибольшее применение данных технологий можно увидеть при обучении студентов медицинских, экономических и технических специальностей. Были выявлены преимущества и недостатки, а также приведен пример применения технологий виртуальной и дополнительной реальности при изучении экономических дисциплин. На данный момент, высокая эффективность технологий виртуальной и дополненной реальности достигается, когда основной целью является запоминание материала и отработка практических навыков. Целью исследования является анализ технологий виртуальной и дополнительной реальности и их применение в обучении студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL CHARACTERISTICS AND EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN STUDENTS STUDYING AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article discusses the use of virtual and augmented reality technologies in teaching students of economic specialties. The basic concepts of virtual and augmented reality technologies, the history of the creation of these technologies and their scope were revealed. During the writing of the article, the similarities and differences of technologies were analyzed. Currently, technologies are relevant, which is associated with their active development and implementation in all spheres of human life. In addition, various programs are currently being developed to introduce VR and AR into the learning process at all levels of education, which also indicates their relevance at the present time. The article is based on an analysis of the use of virtual and additional reality technologies in the field of education. The greatest application of these technologies can be seen in teaching students of medical, economic and technical specialties. Advantages and disadvantages were identified, as well as an example of the use of virtual and additional reality technologies in the study of economic disciplines. At the moment, the high efficiency of virtual and augmented reality technologies is achieved when the main goal is to memorize the material and develop practical skills. The purpose of the study is to analyze the technologies of virtual and augmented reality and their application in teaching students of economic specialties.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Таурова Дарья Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается применение технологий виртуальной и дополнительной реальности при обучении студентов экономических специальностей. Были раскрыты основные понятия технологий виртуальной и дополнительной реальности, история создания данных технологий и их сферы применения. В ходе написания статьи было проанализированы сходства и различия технологий. В настоящее время технологии являются актуальными, что связано с их активным развитием и внедрением во все сферы жизни человека. Кроме того, на данный момент разрабатываются различные программы по внедрению VR и AR в процесс обучения на всех уровнях образования, что так же говорит об их актуальности в настоящее время. В основе статьи лежит анализ применения технологий виртуальной и дополнительной реальности в сфере образования. Наибольшее применение данных технологий можно увидеть при обучении студентов медицинских, экономических и технических специальностей. Были выявлены преимущества и недостатки, а также приведен пример применения технологий виртуальной и дополнительной реальности при изучении экономических дисциплин. На данный момент, высокая эффективность технологий виртуальной и дополненной реальности достигается, когда основной целью является запоминание материала и отработка практических навыков. Целью исследования является анализ технологий виртуальной и дополнительной реальности и их применение в обучении студентов экономических специальностей.

Ключевые слова: технология виртуальной реальности, дополнительная реальность, цифровые технология, цифровизация, образование, экономические дисциплины.

Annotation. This article discusses the use of virtual and augmented reality technologies in teaching students of economic specialties. The basic concepts of virtual and augmented reality technologies, the history of the creation of these technologies and their scope were revealed. During the writing of the article, the similarities and differences of technologies were analyzed. Currently, technologies are relevant, which is associated with their active development and implementation in all spheres of human life. In addition, various programs are currently being developed to introduce VR and AR into the learning process at all levels of education, which also indicates their relevance at the present time. The article is based on an analysis of the use of virtual and additional reality technologies in the field of education. The greatest application of these technologies can be seen in teaching students of medical, economic and technical specialties. Advantages and disadvantages were identified, as well as an example of the use of virtual and additional reality technologies in the study of economic disciplines. At the moment, the high efficiency of virtual and augmented reality technologies is achieved when the main goal is to memorize the material and develop practical skills. The purpose of the study is to analyze the technologies of virtual and augmented reality and their application in teaching students of economic specialties.

Key words: virtual reality technology, additional reality, digital technology, digitalization, education, economic disciplines.

Введение. В настоящее время во всем мире активно развиваются цифровые и информационные технологии, которые внедряются во все сферы деятельности человека. Стоит отметить, что цифровые технологии активно развиваются не только в развлекательной сфере и сфере услуг. Они нашли широкое применение и в других областях жизни человека. Так, внедрение новых технологий способствуют повышению производительности на промышленных предприятиях, повышению уровня образования за счет создания новых подходов к процессу обучения, улучшению здравоохранения [71.

Одним из популярных принципов применяемых в образовании на данный момент выступает принцип технологизации. На базе VR технологий разрабатываются различные игры и тренажеры, целью которых является обучение студентов различных специальностях. В частности, данные технологии нашли широкое применение в медицинских учебных заведениях. Построение учебного процесса с применением технологий виртуальной и дополнительной реальности, дает возможность студентам, не выходя из учебной аудитории, применять различные знания на практике, а также изучать сложно структурированный материал в игровой форме. Кроме того, применение данных технологий для изучения экономических дисциплин, так же позволило бы изучить материалы на практике более подробно и ускорить у студентов процесс усвоения нужного материала [9].

Целью данной статьи является анализ использования технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании, а также особенности их применения в обучении студентов экономических специальностей.

Изложение основного материала статьи. Под виртуальной реальностью понимается симуляция реальной ситуации с помощью компьютерного оснащения, которое воспроизводит мир через органы чувств и ощущениям. Впервые данный термин появился в конце 1960-х годов благодаря американскому компьютерному художнику Майрону Крюгеру.

Основателем технологии виртуальной реальности (VR) можно считать Мортона Хейлига, который создал Сенсораму -прибор, в котором использовались подвижное кресло, генератор воздуха и запаха, а так же специальный дисплей и стереозвук. Все это позволило человеку погружаться в виртуальную реальность, а снятые короткометражные фильмы, которые показывались на дисплее, делали ее еще более реалистичной. Стоит отметить, что данный прибор не получил популярности, хотя использовался исключительно в развлекательных целях.

В 1960-х года Мортон Хейлиг издает патент на первый прототип современного шлема виртуальной реальности, но проект остается на стадии разработки.

В последующие годы были созданы шлем и очки виртуальной реальности, которые получили практическое применение в сфере развлечений и кинематографии. Технологии получили большую популярность и часто модернизировались, и обновлялись, чтобы соответствовать требованиям потребителя.

Применение технологии виртуальной реальности в сфере образования началось с 2016-го года для студентов медицинских ВУЗов. Применяя технологию, они могли просмотреть мелкие детали тела и различные явления, которые нельзя увидеть наглядно в реальной жизни [6].

В настоящее время создать виртуальную реальность можно с помощью VRML - специального языка кодирования, который так же можно использовать для создания нескольких изображений и взаимодействовать между ними.

Под дополнительной реальностью (AR) понимается технология, которая позволяет гаджету самостоятельно улучшать существующую реальность. Ее применение можно увидеть на мобильных телефонах, когда они самостоятельно обновляют приложения или свои системные функции. Так же это применятся в различных приложениях, в частности связанных с фотографией. Термин «дополнительная реальность» появился значительнее позже, чем виртуальная реальность - в 1990 году. Его предложил исследователь Том Кодел.

Впервые технология дополнительной реальности была применена в 1968 году учеными Гарвардского университета, а позднее использовалась при обучении военных и летчиков.

В настоящее время AR применяется в таких сферах, как:

- образование;

- развлечение;

- навигация;

- медицина;

- строительство и дизайн;

- промышленность и т.д. [4].

Сфера образования является одной из самых перспективных для применения технологии дополнительной реальности. В частности, ее применяют при изучении масштабных или очень сложных объектов в качестве 3D моделирования. Так же технология может использоваться совместно с объектами реального времени. Например, показывать описание и состав какого-либо объекта или макета (скелет человека, автомобиль и т.д.) [1].

Виртуальная и дополнительная реальности являются уникальными технологиями: они противоположны в том, что каждая из технологий стремиться предоставить пользователю. Если виртуальная реальность предоставляет реальную жизнь в цифровом формате, то дополнительная реальность накладывает цифровые форматы на реальный мир [5].

Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании имеет ряд следующих преимуществ:

1. Наглядность материала - более детальное рассмотрение процессов и объектов, которые в реальной жизни требуют создание конкретных условий.

2. Повышение интереса и мотивации - виртуальная и дополненная реальность предполагает обучение в игровой форме, что позволяет достичь наиболее высокой вовлеченности студентов в процесс образования.

3. Безопасность - возможность без рисков оттачивать конкретные виды навыков, не причиняя вреда себе и окружающим.

4. Сосредоточенность - при работе в виртуальной реальности исключатся все внешние раздражители, в результате чего происходит более эффективное усвоение учебного материала.

5. Стоимость оборудования. Не каждое учебное заведение располагает финансовыми возможностями для приобретения настоящих макетов.

К недостаткам применения виртуальной и дополненной реальности можно отнести:

1. Возникновение трудностей с адаптацией к данным технологиям и их влиянием на здоровье обучающихся. При использовании технологий виртуальной и дополненной реальности возможно проявление реакций индивидуальных особенностей организма, таких как головокружение, дезориентация и др.

2. Необходимость изменения программ обучения на государственном уровне для достижения эффективного результата от использования технологий. Вследствие этого возникает необходимость в поддержке внедрения данных технологий со стороны государства.

3. Создание качественных виртуальных уроков. При внедрении технологий виртуальной и дополненной реальности к каждой учебной дисциплине нужно создавать индивидуальный контент.

Данные проблемы являются решаемыми, уже сейчас в России технологии виртуальной и дополненной реальности уже реализуются в рамках следующих программ:

- Проект «Образование»;

- Проект «Цифровая экономика»;

- «Цифровая школа»;

- «Современная цифровая среда» и др.

Проект «Цифровая школа» к 2024 году планирует внедрение технологий виртуальной и дополненной реальностей в 25% экспериментальных школах. Несмотря на широкое развитие технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании, данные технологии крайне редко применяются в обучении специалистов экономических специальностей. Это связано с тем, что для экономических специальностей не существует конкретной модели отработки определенного навыка. Виртуальные технологии в обучении используются в более практико-ориентированных специальностях, в которых риск совершения ошибок гораздо выше, нежели в экономических специальностях [10]. Помимо этого, технологии виртуальной реальности используется тогда, когда затраты на настоящее оборудование в разы больше, чем стоимость оснащения для реализации технологий дополненной и виртуальной реальности [7].

Несмотря на это, чтобы повысить уровень мотивации студентов, на экономических дисциплинах возможно использование технологий виртуальной и дополненной реальности. Выбор методов реализации данных технологий осуществляется исходя из специфики конкретного направления подготовки. Особенности подготовки специалистов в области экономики можно охарактеризовать рядом следующих признаков:

1. Получение экономических знаний посредством изучения дисциплин общеобразовательного и специального цикла.

2. Формирование профессиональных навыков.

3. Развитие критического мышления, аналитических способностей, внимания.

4. Участие в научно-исследовательской деятельности.

5. Знание приемов выражения собственной позиции и её аргументации.

Получение студентами профессиональных навыков осуществляется посредством решения ситуативных задач на практических занятиях. В преподавании экономических дисциплин с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности возможно при создании в виртуальной реальности ситуативных моделей, например:

1. Сценарии общения с клиентами на дисциплине «Банковское дело».

2. Отработка навыков при проведении налогового аудита на дисциплине «Налоги и налогообложение» (со стороны организации и со стороны аудитора).

3. Процедура покупки инвестором акций и их управлением на рынке ценных бумаг на дисциплине «Финансовые институты и рынки».

4. Создание наглядных теоретических пособий в виде видеоматериалов, фильмов.

Технологии виртуальной и дополненной реальности на экономических дисциплинах могут применяться в следующих форматах:

- Стационарного образования, предполагающего использование технологий непосредственно на практических занятиях.

- Дистанционного образования, при котором технология виртуальной реальности может выступать в форме погружения обучающегося в аудиторию, в которой он может посещать различные виды занятий - лекционные, групповые и индивидуальные.

- Смешанного образования - создание доступных для смартфонов приложений, направленных на самостоятельное изучение тем, повторение и закрепление учебного материала

Выводы. Технологии виртуальной и дополненной реальности являются на данный момент перспективными направлениями развития образования. Уже сейчас данные технологии используются во многих учебных заведениях и всё больше внедряются во все сферы жизни человека. Использование данных технологий в образовании имеет больше преимуществ, чем недостатков, однако применять технологии нужно грамотно, опираясь на специфику конкретных направлений подготовки и учебных дисциплин. Развитие технологий виртуальной и дополненной реальности в образовании во многом зависит от уровня заинтересованности государства в данном вопросе. Многие программы, в основе которых лежат технологии виртуальной и дополненной реальности реализуются на уровне эксперимента. Для того чтобы данные технологии использовались в реальном учебном процессе необходимо преобразование учебных программ. На данный момент, высокая эффективность технологий виртуальной и дополненной реальности применима к дисциплинам из естественно-научного цикла. Виртуальная реальность даёт хорошие результаты, когда основной целью является запоминание материала и отработка практических навыков. В том случае, если главной целью является анализ и осмысление, технологии виртуальной и дополненной реальности уступают традиционным методам обучения. В преподавании экономических дисциплин использование данных технологий возможно, однако их использование в связи с определенной спецификой ограничено.

Литература:

1. Баюров, А.Е. Виртуальная реальность в образовании / А.Е. Баюров, О.А. Петрова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2019. - Т. 3. - С. 633-635.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - Том 9. - URL: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1 (дата обращения 5.05.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1(

3. Винникова, И.С. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов вуза / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). -2018. - Т. 9. - № 6-2. - С. 11-14.

4. Иванова, А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А.В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - №3 (108). - С. 88-107.

5. Итинсон, К.С. Перспективы и возможности применения инновационных интерактивных технологий: дополненная реальность в обучении студентов в высших учебных учреждениях / К.С. Интинсон // Балтийский гуманитарный журнал. -

2020. - №1 (30). - С. 67-69.

6. Климович, Р.Р. Внедрение технологии виртуальной реальности в образование / Р.Р. Климович, Ю.О. Шкваркова, С.В. Черова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - №8 (36). - С. 30-100.

7. Соснило, А.И. Применение технологий виртуальной реальности (vr) в менеджменте и образовании / А.И. Соснило // Управленческое консультирование. - 2021. - №6 (150). - С. 158-163.

8. Толмачева, С.В. Применение технологий виртуальной реальности в обучении: ценностный аспект (по результатам социологического исследования) / С.В. Толмачева, Л.А. Толмачева // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. -

2021. - №3. - С. 123-138.

9. Уваров, А.Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании / А.Ю. Уваров // Наука и школа. - 2018. -№4. - С. 108-117.

10. Федченко, А.Д. Виртуальная реальность в современных технологиях профессионального образования / А.Д. Федченко // Вестник магистратуры. - 2020. - №1-1 (100). - С. 47-48.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Информационные технологии - 2» Кулибекова Римма Джалавхановна

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры Информационные технологии - 2» Абдеева Альфия Тагировна ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства (г. Махачкала); кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информационные технологии - 2» Атагишева Гульнара Солтанмурадовна ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ

ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В настоящей статье исследованы основные черты организации образовательного процесса в образовательном пространстве современного российского вуза на основе дистанционных технологий. Они рассматриваются в контексте основных тенденций развития отечественной системы высшего образования на современном этапе. Доказывается, что внедрение в учебно-воспитательный процесс организаций высшего образования элементов дистанционного обучения будет с высокой вероятностью способствовать подготовке выпускников, соответствующих требованиям постиндустриального общества. Далее изучаются основные преимущества дистанционного образования как замены или дополнения для очной формы организации обучения. Приводятся примеры сервисов, использование которых в ходе профессиональной подготовки студентов позволит существенно повысить эффективность дистанционного обучения.

Ключевые слова: организация образовательного процесса в вузе, дистанционные образовательные технологии, онлайн обучение, студент, преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.