Научная статья на тему 'Применение технологий менеджмента знаний в целях повышения эффективности деятельности организации'

Применение технологий менеджмента знаний в целях повышения эффективности деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА / МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ / КРАУДСОРСИНГ / РАНЖИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INNOVATION SPHERE / INTELLECTUAL SPHERE / KNOWLEDGE MANAGEMENT / CROWDSOURCING / RANKING PROFESSIONALS / PERFORMANCE INDICATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Ольга Павловна

В статье представлен материал, посвященный использованию технологий менеджмента знаний в целях повышения конкурентоспособности организации. Автор рассматривает краудсорсинг как сотрудничество между компанией и специалистами, при котором сообщество людей с различными знаниями и профессиональным опытом способствует получению компанией конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of technology knowledge management in order to improve the efficiency the activities of the organization

The article presents the material on the use of knowledge management technologies to improve the competitiveness of the organization. The author considers crowdsourcing as a collaboration between the company and experts in which a community of people with different knowledge and expertise helps to ensure a company’s competitive advantages.

Текст научной работы на тему «Применение технологий менеджмента знаний в целях повышения эффективности деятельности организации»

Шевченко Ольга Павловна

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и мировой экономики Краснодарского филиала Российского экономического университета

им. Г.В. Плеханова (тел.: +79184444567)

Применение технологий менеджмента знаний в целях повышения эффективности деятельности организации

В статье представлен материал, посвященный использованию технологий менеджмента знаний в целях повышения конкурентоспособности организации. Автор рассматривает краудсорсинг как сотрудничество между компанией и специалистами, при котором сообщество людей с различными знаниями и профессиональным опытом способствует получению компанией конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: инновационная сфера, интеллектуальная сфера, менеджмент знаний, краудсорсинг, ранжирование профессионалов, показатель эффективности.

O.P. Shevchenko, Master of Economics, Assistant Professor of a Chair of Management and World Economy of the Krasnodar branch of the Plekhanov Russian University of Economics; tel.: +79184444567.

The use of technology knowledge management in order to improve the efficiency the activities of the organization

The article presents the material on the use of knowledge management technologies to improve the competitiveness of the organization. The author considers crowdsourcing as a collaboration between the company and experts in which a community of people with different knowledge and expertise helps to ensure a company's competitive advantages.

Key words: innovation sphere, intellectual sphere, knowledge management, crowdsourcing, ranking professionals, performance indicator.

Развитие экономики сегодня все больше зависит от качества человеческого капитала, состояния национальной инновационной системы, а также от степени использования высоких технологий в производстве. Как следствие, конкурентоспособность экономики в целом и компаний в частности определяется степенью развития инновационной сферы и сферы знаний. С каждым годом удельный вес наукоемких, высокотехнологичных товаров и услуг в общем объеме мирового валового продукта стремительно растет. Вновь созданная стоимость определяется уже не столько физическими, сколько интеллектуальными ресурсами, знаниями, заложенными в новых продуктах, услугах и формах взаимодействия с потребителями.

Стремительное развитие технологий, нарастающая с каждым днем конкуренция в области инноваций и, как следствие, повышение связанных с ними рисков приводят к необходимости внедрения технологий менеджмента знаний

в целях повышения конкурентоспособности организаций.

Ключевым фактором получения компаниями конкурентных преимуществ являются знания, воплощенные в новых продуктах, услугах, новых подходах к производству и управлению. Знания -это прежде всего мысли и опыт, подходы и идеи относительно того, как должно быть организовано производство, каким должен быть продукт, чтобы удовлетворять все возрастающие потребности человека. Эти знания проявляются в навыках и умениях людей и закрепляются в виде организационной культуры, брендов, патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений, т.е. в виде интеллектуального капитала.

Система управления знаниями создает в корпорации единое информационное пространство, организует совместную работу сотрудников для приобретения, представления и обмена знаниями, предоставляет доступ к единой корпоративной базе знаний и создает условия

295

для эффективного использования знаний персонала в общих интересах. Эта система организует управленческие действия на базе всех информационных ресурсов корпорации. Для использования этих ресурсов требуется набор специализированных продуктов, инструментов и платформ [1, с. 211-212].

Как известно, именно технологии являются основой менеджмента знаний, посредством которых развиваются информационные и коммуникативные ресурсы организации, позволяя генерировать, распространять и использовать знания, необходимые для получения конкурентных преимуществ.

Определенная часть знаний является общественным благом и поэтому не может быть предметом купли-продажи, именно по этой причине многие компании на сегодняшний день начали использовать нерыночные подходы, при которых происходит социально полезное распространение знаний. Компании становятся инициаторами создания сетей знания, привлекая к участию в них как научные учреждения, так и независимых исследователей, становясь при этом их центральным звеном. Примером подобных нерыночных подходов могут служить открытые инновации, в основе которых лежит свободный обмен знаниями, исходящими из различных источников, как внутри, так и вне компании, где потребители берут на себя ведущую роль при адаптации и внедрении существующей технологии таким образом, чтобы обновленные продукты и услуги лучше соответствовали потребностям пользователей.

Большую популярность также приобретает краудсорсинг - своеобразное сотрудничество между компанией и специалистами, при котором сообщество людей с различными знаниями и профессиональным опытом принимает участие и вносит вклад в решение тех или иных задач, существенным образом способствует получению компанией конкурентных преимуществ.

Краудсорсинг является способом привлечения коллективного разума разнообразных индивидов к решению проблемы организации, достижению ее продуктивных целей. Этот термин был введен в оборот Джеффором Хоувом (Jeff Howe) в журнале «Wired» 2006 г., чтобы «описать новую модель бизнеса, использующего творческие возможности распределенных в веб-сети людей путем открытого призыва их к внесению предложений».

Идея коллективного интеллекта используется также для совершенствования работы отделов исследований и разработок в больших, признанных компаниях - в виде процесса, известного

под названием «открытая инновация». Многие из таких организаций поняли, что вне стен их корпоративных знаний находится больше экспертов, чем внутри. В самом деле, с 1970 по 1992 г. количество патентов, полученных малыми фирмами и отдельными изобретениями, выросло с 5% до 20%. В результате многие корпорации стали все чаще прибегать к внешним источникам, подпитывая и дополняя собственные усилия по опытно-конструкторским разработкам [2].

Помимо стандартных возможностей контактов с коллегами, экспертная сеть должна предоставлять единые информационные сервисы, необходимые при работе в данной конкретной отрасли. В первую очередь это удобный облачный сервис публикации научных работ, предполагающий автоматическое оформление статьи или отчета в соответствии с универсальным стандартом, который может быть легко изменен для конкретного журнала или конференции. Многие из подобных сервисов уже предоставляются провайдерами облачных сервисов, но пока рассчитаны на широкую аудиторию и малофункциональны. Экспертная сеть должна давать бесплатный доступ к информационным базам публикаций, оцифрованных для возможности чтения в виде электронных книг. Электронные книги и статьи должны позволять легко сохранять цитаты и ссылки на них, которые могут быть использованы, в том числе, и для цитирования.

Основным сервисом экспертной сети должна стать услуга ранжирования профессионалов. Рейтинг является общественной оценкой уровня профессионализма эксперта и поэтому должен иметь официальный статус, что требует государственной поддержки самих сетей. Де-факто по принципу экспертных сетей сейчас организована наука: ученые степени присуждаются самим сообществом, но верифицируются государством в лице ВАК, а рейтинг профессионалов оценивается, например, по индексу цитируемости.

Экспертные сети представляют собой отдельный класс информационных систем в области коллективной работы, характеристики которого отличаются от характеристик социальных сетей и корпоративных информационных систем. Экспертные сети имеют особые характеристики и, в отличие от социальных сетей и корпоративных информационных систем, должны поддерживаться национальными правительствами, поскольку являются частью системы автоматизации научной и образовательной деятельности, и уже на основе государственной поддержки должны подчиняться международным структурам. Именно эта особенность тормозит развитие

296

экспертных сетей, поскольку национальная опека лишает производителей таких сетей конкуренции, а государства пока не ставят высокий приоритет развитию экспертных сообществ в рамках своих программ построения информационного общества . В первую очередь это касается России, где декларация необходимости вовлечения широкого круга экспертов в управление государством расходится с практикой -«российская власть пока не заинтересована или не умеет задействовать потенциал экспертных сообществ».

Мир находится на этапе серьезной ресоциа-лизации общества, когда современные коммуникационные возможности позволяют людям формировать новые социальные конфигурации. Если этими процессами не управлять, то они могут сами стихийно управлять обществом, как это показали революции в странах третьего мира. Энергия масс, организованная в социальные сети, способна на многое в политической жизни, а организованное знание представляет собой более мощную силу, чем сила толпы.

Организация является социотехнической системой, где социальная подсистема включает в себя как сотрудников компании, так и социальные атрибуты, которые определяют систему коммуникации между сотрудниками, такие их индивидуальные качества, как установка, убеждение, способности и отношения внутри и между различными группами. С другой стороны, техническая подсистема компании включает механизмы и процессы, посредством которых происходят обработка и передача информации и знаний. Например, оборудование, техника, методики, процедуры и хранилища данных.

Поэтому, для того чтобы используемые технологии менеджмента знаний были эффективны и способствовали получению конкурентных преимуществ, необходимо выстроить систему управления знаниями в организации, учитывающую и социальную, и техническую подсистему организации.

Обоснована целесообразность создания корпоративных интернет-сообществ с целью привлечения клиентов, информирования их о последних новостях компании и получения обратной связи; формирования виртуальной сети знания и инноваций, объединяющей как отдельных экспертов из различных областей знания, так и научные институты в целом, а также компании, являющиеся потребителями знаний и информации. На примере компаний - инновационных посредников автором предложено в качестве фактора повышения конкурентоспособности организовать подоб-

ную интерактивную площадку, которая будет представлять собой сеть знаний и инноваций и объединять участников процесса создания и обмена знаниями и инновациями.

Необходимо использовать инструменты развития процессов создания и обмена знаниями в организациях. В частности, посредством вовлечения сотрудников в социальную коммуникационную сеть, ее визуализации, структурирования взаимодействия в сети, сближения позиций и интересов участников сети, облегчения межличностной коммуникации предлагается стимулировать процессы формирования и развития внутриорганизационных сообществ, таких как сообщества по интересам, профессиональные сообщества (сообщества практики) и сообщества одной цели. Также рекомендуются мероприятия по поддержанию сообщества в организациях, включающие: легитимизацию участия в сообществах, обсуждение стратегического контекста деятельности сообщества, усиление существующей компетенции и навыков сотрудников, совершенствование компании, обеспечение ресурсной поддержки сообществам.

В дополнение к существующим методикам необходимо оценивать показатель эффективности через соотношение прироста интеллектуального капитала организации, выраженного в оценке прироста экономически добавленной стоимости компании до и после внедрения технологий менеджмента знаний, к совокупным затратам на внедрение и использование технологий менеджмента знаний.

Решение комплексной задачи выбора типа и количества моделей, средств и методов моделирования с учетом ограничений предметной области - ключ к созданию методологии эффективных систем менеджмента качества знаний [3, с. 12].

В последние годы произошли крупные изменения в экономике и бизнесе, которые стимулировали интерес к управлению знаниями. К ним можно отнести следующие:

а) знания становятся основным ресурсом экономического развития и роста;

б) базирующиеся на знаниях отрасли становятся ведущими;

в) знания занимают все больший удельный вес в структуре стоимости продуктов и услуг.

Менеджмент знаний:

1) трансформирует их в практику работы организаций; поиск лучшего опыта и его использование становятся ключевой стратегией развития организаций;

2) формирует и развивает знания о клиентах с помощью построения соответствующих баз

297

данных, профилей потребителей, систем поддержки продаж;

3) сегодня, когда знания представляют собой реальную власть, эта власть постепенно перемещается к потребителям, предоставляя им возможность сильно воздействовать на продавцов и производителей;

4) формирует и использует интеллектуальный капитал организации (человеческий, организационный, потребительский), повышает отдачу имеющихся нематериальных активов, распространяет результаты НИОКР на сходные проекты;

5) создает условия для получения новых знаний и внедрения инноваций, содействует формированию инновационного климата, поддерживает конкретные инновационные проекты.

Для успешного осуществления менеджмента знаний необходимы:

хорошая технологическая инфраструктура, позволяющая с помощью коммуникаций эффективно переносить и распространять знания;

высокая организационная культура, способствующая переносу знаний от одного работника и подразделения к другим;

непрерывное и квалифицированное обучение персонала.

Управление знаниями для каждой организации дает возможность:

быстрее отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;

быстрее воплощать инновации в продукты с тем, чтобы поставить их клиентам;

использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;

ускорять обучение и передачу навыков для персонала;

экономить ресурсы за счет повторного использования однажды найденных решений.

1. Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: учеб. / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М, 2011.

2. Бэйкер Дэн. Инновация модели бизнеса через краудсорсинг с использованием социальных сетевых платформ // Проблемы управления в социальных системах. 2012. № 6. С. 87-99.

3. Серенков П. С., Курьян А.Г., Волонтей В.П. Методы менеджмента качества. Процессный подход. М.; Минск, 2014.

1. Abdikeyev N.M., Kiselev A.D. Management of corporation knowledge and reengineering of business: textbook / sci. ed. by N.M. Abdikeev. Moscow, 2011.

2. Baker Dan. Business model innovation through crowdsourcing, using social networking platforms // Problems with the board in social systems. 2012. № 6. P. 87-99.

3. Serenkov P.S., Kurian A.G., Volontey V.P. Methods of management quality. Process approach. Moscow; Minsk, 2014.

298

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.