Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ПАНДЕМИЯ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЕСПИРАТОРНЫЙ ГОСПИТАЛЬ / МАРШРУТИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Деев И.А., Кобякова О.С., Бабешина М.А., Барановская С.В., Бойков В.А.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала серьезным вызовом для национальных систем здравоохранения, в том числе России, поставив масштабные задачи, направленные на предупреждение распространения инфекции и сохранение доступности медицинской помощи в условиях возрастающей нагрузки. Целью исследования стала разработка на основе принципов бережливого производства комплекса мероприятий по повышению доступности скорой медицинской помощи для пациентов с диагнозом или подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 на территории Томской области. Стандартные инструменты бережливого производства применены к процессу работы приемного отделения респираторного госпиталя ОГБУЗ «Медико-санитарная часть № 2». По итогам реализации карты целевого состояния, предусматривающей оптимизацию процесса передачи пациента в приемное отделение, достигнута положительная динамика локальных (увеличение в 5,4 раза доли вызовов, завершенных в течение 15 мин. после доставки пациента в приемное отделение) и системных (увеличение в 1,3 раза доли вызовов со временем доезда бригады скорой медицинской помощи до пациента в пределах 20 мин.) показателей службы скорой медицинской помощи. Проведенное исследование подтверждает эффективность инструментов бережливого производства для оптимизации работы скорой медицинской помощи и позволяет рекомендовать их к использованию в условиях пандемии и иных рисков возникновения чрезвычайной ситуации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Деев И.А., Кобякова О.С., Бабешина М.А., Барановская С.В., Бойков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING LEAN MANUFACTURING TECHNOLOGIES TO OPTIMIZE AMBULANCE OPERATIONS AMID THE SPREAD OF COVID-19

The pandemic of new coronavirus infection COVID-19 has become a serious challenge for the national health systems, including Russia, setting ambitious goals aimed at preventing the spread of infection and maintaining the availability of medical care in environment of increasing pressure. The aim of the study was to develop, based on the principles of lean production, a set of measures to increase the availability of emergency medical services for patients diagnosed with or suspected of a new coronavirus infection COVID-19 in the Tomsk Region. Standard tools of lean manufacturing are applied to the work process of the admission department of the respiratory center in RSBHI «Medical sanitary station № 2». As a result of implementation of target state map, which provides for the optimization of process of transferring a patient diagnosed or suspected of a new coronavirus infection COVID-19 to admission department, a positive dynamics of local (5.4 times increase in the proportion of calls completed within 15 minutes after the patient was delivered to the admission department) and system (an increase of 1.3 times in the proportion of calls with the time the ambulance team reaches the patient within 20 minutes) indicators of the ambulance service was achieved. The study confirms the effectiveness of lean manufacturing tools for optimizing the work of ambulance and allows us to recommend them for use in a pandemic and other risks of emergency.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19»



И.А. Деев,

д.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: ivandeyev@yandex.ru

О.С. Кобякова,

д.м.н., профессор, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, Россия, e-mail: kobyakovaos@mednet.ru М.А. Бабешина,

ОГАУЗ «Поликлиника № 1», г. Томск, Россия, e-mail: mary.babeshina@gmail.com С.В. Барановская,

к.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: sv-baranovskaya@yandex.ru

В.А. Бойков,

к.м.н., ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: boykov85@mail.ru В.Н. Масунов,

ОГБУЗ «Медико-санитарная часть № 2», г. Томск, Россия, e-mail: masunov@list.ru М.Н. Милькевич,

ОГБУЗ «Бюро медицинской статистики», г. Томск, Россия, e-mail: maksimmilkevich@rambler.ru Н.В. Родионов,

ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи», г. Томск, Россия, e-mail: ssmp70@mail.ru Т.А. Суворова,

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: arteria_1@mail.ru А.А. Таранов,

Департамент здравоохранения Томской области, г. Томск, Россия, e-mail: taranovaa@dzato.tomsk.ru И.П. Шибалков,

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия, e-mail: shibalkov.ivan@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19

" УДК: 614.2 DOI: 10.21045/1811-0185-2021-1-24-32

Деев И.А, Кобякова О.С, Бабешина М.А, Барановская С.В., Бойков В.А., Масунов В.Н., Милькевич М.Н., Родионов Н.В., Суворова Т.А, Таранов А.А, Шибалков И.П. Применение технологий бережливого производства для оптимизации работы скорой медицинской помощи в условиях распространения COVID-19 (ФГБОУ ВО «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Томск, Россия; ОГБУЗ «Медико-санитарная часть № 2», г. Томск, Россия; ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи», г. Томск, Россия!

Аннотация. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 стала серьезным вызовом для национальных систем здравоохранения, в том числе России, поставив масштабные задачи, направленные на предупреждение распространения инфекции и сохранение доступности медицинской помощи в условиях возрастающей нагрузки. Целью исследования стала разработка на основе принципов бережливого производства комплекса мероприятий по повышению доступности скорой медицинской помощи для пациентов с диагнозом или подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 на территории Томской области. Стандартные инструменты бережливого производства применены к процессу работы приемного отделения респираторного госпиталя ОГБУЗ «Медико-санитарная часть № 2». По итогам реализации карты целевого состояния, предусматривающей оптимизацию процесса передачи пациента в приемное отделение, достигнута положительная динамика локальных (увеличение в 5,4 раза доли вызовов, завершенных в течение 15 мин. после доставки пациента в приемное отделение) и системных (увеличение в 1,3 раза доли вызовов со временем доезда бригады скорой медицинской помощи до пациента в пределах 20 мин.) показателей службы скорой медицинской помощи. Проведенное исследование подтверждает эффективность инструментов бережливого производства для оптимизации работы скорой медицинской помощи и позволяет рекомендовать их к использованию в условиях пандемии и иных рисков возникновения чрезвычайной ситуации.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, бережливое производство, респираторный госпиталь, маршрутизация пациентов.

© И.А. Деев, О.С. Кобякова, М.А. Бабешина, С.В. Барановская, В.А. Бойков, В.Н. Масунов, М.Н. Милькевич, Н.В. Родионов, Т.А. Суворова, А.А. Таранов, И.П. Шибалков, 2021 г.

енеджер № 1

здравоохранения 2021

Введение

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19), о начале которой ВОЗ объявила 11 марта 2020 года, стремительно распространилась во всех странах мира и, как отметил ее директор Тедрос А. Гебрейесус, подорвала даже самые устойчивые системы здравоохранения [1], поставив мировое сообщество перед необходимостью принятия ответных мер, обеспечивающих оптимальный баланс между защитой здоровья населения, предотвращением экономической и социальной дестабилизации и соблюдением прав человека [2].

В Российской Федерации 3 февраля 2020 года принят Национальный план по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции [3], на основании которого в Томской области был реализован комплекс мероприятий по противодействию распространения COVID-19, утвержденный распоряжением Департамента здравоохранения Томской области от 18.03.2020 № 233 «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Томской области (далее - Временный порядок организации медицинской помощи).

Резкий рост количества случаев заболеваний новой коронавирусной инфекцией на территории Томской области в июне 2020 года выявил слабые места в системе логистики пациентов с установленным диагнозом COVID-19 или с подозрением на него, в результате чего кратно возросло количество обращений, поступающих в оперативный отдел ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи», и увеличилось время ожидания пациентами

приезда бригады скорой медицинской помощи (СМП). Сложившая критическая ситуация потребовала немедленного реагирования - в сжатые сроки найти и устранить причины снижения доступности СМП.

Согласно временной маршрутизации, пациенты с диагнозом или подозрением на COVID-19 доставлялись бригадами СМП в респираторный госпиталь, созданный на базе ОГБУЗ «Медико-санитарная часть № 2» (МСЧ № 2), поэтому в качестве одной из ответных мер Департаментом здравоохранения Томской области был инициирован проект, целью которого стала разработка на основе принципов бережливого производства (БП) комплекса мероприятий по повышению доступности СМП для пациентов с диагнозом или подозрением на COVID-19.

Методы

Разработанный проект включал три этапа (рис. 1), в рамках которых были применены методы БП:

1) картирование потока создания ценности (КПСЦ), включая наблюдение, хронометраж, проведение опроса участников процесса;

2) выявление и анализ потерь в организации процесса с применением диаграммы «Спагетти», методов причинно-следственного анализа проблем и поиска первопричины;

3) элементы визуального управления, в том числе информационное сопровождение сотрудников и пациентов на пути следования к месту назначения (маркировка смотровых палат и кабинетов, навигационные линии и др.);

4) стандартизация всех этапов процесса с описанием функциональных ролей участников, последовательности действий и необходимых ресурсов.

Этап 1

Анализ текущего состояния системы здравоохранения в регионе

Этап 2 Этап 3

Выявление

проблем, к Разработка

влияющих на и реализация

эффективность > комплекса

процесса мероприятии

маршрутизации т по устранению

пациентов выявленных

с заболеванием проблем

С

#мс

Рис. 1. Этапы реализации проекта по повышению доступности СМП для пациентов с диагнозом или подозрением на COVID-19

№ 1

2021

Менедже,

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ Stаtisticа 10.0. Для количественных данных рассчитывалось среднее (М) и стандартная ошибка среднего (т).

Численность населения Томской области на 01.01.2020 составила 1 079 271 чел., в том числе 597 819 чел. - в г. Томске. Показатели обеспеченности населения г. Томска амбулаторной и стационарной помощью составляли соответственно: 9,4 посещения на 1 жителя в год и 114,6 коек на 10000 чел.

Круглосуточную скорую медицинскую помощь населению г. Томска обеспечивало ОГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (ССМП), в состав которого входило 5 подстанций, размещенных на территории г. Томска с учетом обеспечения времени доезда до пациента в течение 20 мин. Автопарк станции насчитывал 65 автомобилей СМП. Ежесуточно на линии работало 40 выездных бригад.

Перепрофилирование медицинских организаций (МО) для оказания стационарной медицинской помощи пациентам с СОУЮ-19 происходило последовательно, в соответствии с Временным порядком организации медицинской помощи и в зависимости от развития эпидемиологической ситуации в регионе. В первую очередь был организован инфекционный изолятор мощностью 90 коек для оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 на базе инфекционного отделения ОГАУЗ «Городская клиническая больница № 3 им. Б.И. Альперовича» (далее - ГКБ № 3) и дополнительно развернуто 80 инфекционных коек в ОГАУЗ «Медсанчасть «Строитель» путем перепрофилирования коечного фонда стационара.

Одновременно происходила реорганизация круглосуточного стационара МСЧ № 2. С 3 апреля 2020 года был развернут респираторный госпиталь на 350 коек, в том числе: детское инфекционное отделение - 45 коек, отделение реанимации

и анестезиологии - 105 коек, хирургии и урологии - 50 коек, терапии - 150 коек.

На базе ССМП для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи пациентам с СОУЮ-19 или с подозрением на него была выделена общепрофильная подстанция № 3, включающая 6 респираторных бригад. Согласно схеме маршрутизации, всех пациентов данной категории бригады СМП доставляли в респираторный госпиталь МСЧ № 2 для проведения дифференциальной диагностики, по результатам которой принималось решение о дальнейшей маршрутизации:

1) Пациенты с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19 (covid+) при наличии пневмонии (пневмо+) госпитализировались в респираторный госпиталь МСЧ № 2 (красная зона).

2) Пациенты с неизвестным COVID-19-статусом (covid-?) при наличии пневмонии или респираторных симптомов с сопутствующими заболеваниями, требующими круглосуточного стационарного лечения, подлежали госпитализации в круглосуточный фильтр МСЧ № 2 до получения результатов тестирования.

3) Пациенты с covid+ легкой и средней степени, при отсутствии пневмонии (пневмо-) и не нуждающиеся в респираторной поддержке, подлежали транспортировке в инфекционный стационар ГКБ № 3 или, при отсутствии показаний для госпитализации, наблюдению участкового терапевта по месту жительства.

Анализ данных формы № 109/у «Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи» показал рост вызовов СМП в период с 01.05.2020 по 31.07.2020 в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в результате чего существенно увеличилось время доезда СМП (таблица 1).

В период пикового подъема заболеваемости с 18 июня 2020 года было зафиксировано скопление

Таблица 1

Структура вызовов СМП в зависимости от времени доезда на территории г. Томска в мае и июне 2019 и 2020 годов

Время доезда (часы: минуты) Май - июнь 2019 года Май - июнь 2020 года

абсолютное число доля (%) абсолютное число доля (%)

0:00-0:20 7328 50,8 14772 34,2

0:21-0:59 5313 36,9 14939 34,6

1:00-2:59 1513 10,5 6281 14,6

3:00-9:59 231 1,6 5429 12,6

более 10 часов 12 0,1 1694 3,9

всего 14397 43' 115

енеджер № 1

здравоохранения 2021

автомобилей СМП у приемного отделения МСЧ № 2 в количестве от 5 до 14 единиц одновременно. Среднее время простоя бригады СМП составляло 1,1±0,78 часа.

Возрастание нагрузки на систему оказания СМП было обусловлено также временной приостановкой с 30.04.2020 планового приема пациентов в амбу-латорно-поликлинических организациях в рамках введенных в регионе ограничительных мер. Оказание медицинской помощи населению при ухудшении самочувствия и возникновении острых заболеваний осуществлялось преимущественно на дому.

Результаты

Анализ системы маршрутизации пациентов с диагнозом или подозрением на COVID-19 позволил выявить «бутылочное горлышко» процесса, наиболее критично влияющее на доступность СМП, связанное с работой приемного отделения респираторного госпиталя МСЧ № 2. Для изучения и оптимизации процессов в данном структурном подразделении было проведено картирование потока создания ценности (КПСЦ).

Для проведения КПСЦ были определены границы потока, ключевые операции процесса и создаваемая ценность (рис. 2).

Границы процесса:

1) вход в процесс - прибытие автомобиля СМП в приемное отделение МСЧ № 2;

2) выход из процесса - отъезд автомобиля СМП от приемного отделения МСЧ № 2.

По результатам наблюдений установлено, что на время простоя бригады СМП влияло получение

решения дежурного врача приемного отделения о наличии или отсутствии показаний для госпитализации пациента в респираторный госпиталь. Так была определена создаваемая в потоке ценность: информирование бригады СМП о приеме пациента на лечение или о необходимости его перетранспортировки в другую МО. В случае приема пациента дежурный врач ставил подпись в карте вызова СМП (форма 110/у), подтверждающую принятие клинической ответственности за пациента, в случае отказа - сообщал бригаде СМП об отсутствии показаний для госпитализации.

После определения границ и ценности потока рабочей группой проекта было проведено очное наблюдение в местах выполнения работ (в ССМП и в приемном отделении респираторного госпиталя МСЧ № 2) с фиксацией данных по каждой операции, времени выполнения работ (хронометраж), их последовательности и проблемных точек процесса. Было проведено 50 наблюдений с построением КПСЦ, установлена продолжительность выполнения операций процесса, зафиксированы простои в связи с ожиданием, движением материальных и информационных потоков.

В таблице 2 представлены результаты обработки данных хронометража с указанием минимального и максимального времени выполнения операций и времени ожидания, на основании которых была построена карта текущего состояния процесса приема пациента в респираторный госпиталь МСЧ № 2, которая содержала графическое изображение основных элементов потока, связей между ними, проблем и мест их выявления (рис. 3).

с

#хс

Рис. 2. Укрупненная блок-схема потока создания ценности

№ 1 Менеджер

2021 здравоохранения

Основные этапы потока создания ценности:

1) прием информации о доставленном пациенте/ заполнение сопроводительной карты:

• сортировка № 1

■ респираторные симптомы - есть/нет;

■ СОУЮ-19 - подтвержден/не подтвержден;

■ лучевая диагностика - требуется /не требуется;

2) обследование пациента:

• сортировка № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ выявлена пневмония - да/нет;

■ если выявлена: дыхательная недостаточность - есть/нет;

3) информирование бригады СМП о приеме пациента или о его дальнейшем маршруте, согласно действующему временному Порядку маршрутизации пациентов с СОУЮ-19 или с подозрением на него.

Для оценки эффективности процесса были определены работы, добавляющие ценность, вспомогательные работы и производственные потери (рис. 4). Так,

потери, вызванные ожиданием, составили 68,7% от общего времени продолжительности процесса, а необходимые, но не добавляющие ценность действия -22,7%. Значимая работа, такая как консультация врача, подпись карты вызова СМП и пр. - 8,4%. По результатам анализа потерь было установлено, что в 53,0% случаев время передачи пациента в приемное отделение МСЧ № 2 составляло более 90 мин. С помощью методов БП была определена первопричина указанной проблемы.

Так, согласно действующей маршрутизации, бригады СМП доставляли всех пациентов с симптомами ОРВИ в респираторный госпиталь для проведения лучевой диагностики с целью исключения пневмонии и определения дальнейшей тактики. Однако в МСЧ № 2 не была организована система санитарного трансфера пациентов в другие МО при отсутствии показаний для лечения в своем стационаре. Во избежание увеличения времени пребывания пациента в приемном отделении и переполнения смотровых

Время протекания процесса 1тт-тах= 46 минут-139 минут

выявленные в потоке проблемы

1) пациент ожидает приема в автомобиле СМП;

2) бригада СМП простаивает в ожидании информации о приеме пациента дежурным врачом;

3) длительное ожидание исследования;

4) длительное ожидание результатов исследования.

Рис. 3. КПСЦ процесса приема пациента в респираторный госпиталь МСЧ № 2 (исходное состояние)

енеджер № 1

здравоохранения 2021

Таблица 2

Хронометраж потока создания ценности

№ п/п

Действия фельдшера / врача СМП

Время (мин.)

1 Ожидание очереди в приемное отделение 3-28

2 Вход и регистрация 3-14

3 Ожидание 3-12

4 Рентген/ СКТ 3-8

5 Ожидание решения о дальнейшем маршруте 15-78

6 Консультация врача/ подпись в Карте вызова СМП 6-11

7 Дезинфекция авто 6-12

8 ИТОГО 46-139

Рис. 4. Структура распределения времени между работами в потоке создания ценности, %

палат, дежурный врач не отпускал бригаду СМП до получения результатов лучевой диагностики. При отсутствии показаний к госпитализации СМП забирала пациента для трансфера в другую МО или домой.

Таким образом, для устранения проблемы, связанной с длительным ожиданием СМП пациентами, необходимо было организовать условия для приема пациента в приемное отделение респираторного госпиталя МСЧ № 2 в течение 15 мин. после обращения бригады СМП, с учетом соблюдения требований инфекционной безопасности.

По результатам проведенного анализа текущей ситуации была разработана карта целевого состояния потока создания ценности, включающая следующие требования (рис. 5):

1) Медицинский работник СМП входит в приемное отделение сразу с пациентом. При эвакуации нетранспортабельных пациентов время ожидания не более 2 мин.

2) Врач приемного отделения принимает пациента сразу после осмотра и передачи медицинским работником СМП сведений о состоянии его

С

#хс

здоровья с подписью в карте вызова СМП без ожидания результатов диагностики.

3) В случае отсутствия показаний для госпитализации транспортировка осуществляется санитарным транспортом МСЧ № 2.

Для достижения целевого состояния процесса был разработан план организации работы приемного отделения респираторного госпиталя, который содержал описание этапов приема, последовательности операций и их продолжительности, перечень необходимых ресурсов и документов по каждому этапу, а также условия для реализации.

В период с 10.08.2020 по 20.08.2020 было проведено тестирование модели в реальных условиях осуществления деятельности в приемном отделении и мониторинг результатов проведенных изменений (рис. 6).

В результате внедрения новой модели существенно сократилось среднее время передачи пациента, доставленного бригадой СМП, в приемное отделение респираторного госпиталя МСЧ № 2 - с 117 мин. до 14 мин. (в 8,3 раза). Позитивная динамика

ТГТ7

№ 1 Менеджер

2021 здравоохранения

Рис. 5. КПСЦ процесса приема пациента в приемное отделение респираторного госпиталя МСЧ № 2 (целевое состояние)

зафиксирована и по такому значимому показателю, как доля вызовов, завершенных в течение 15 мин. после доставки в приемное отделение МСЧ № 2 -с 7% до 38% (в 5,4 раза), что привело к увеличению доли вызовов со временем доезда бригады СМП до пациента в пределах 20 мин. - с 35% до 44% (в 1,3 раза). Средняя экономия времени при выполнении одного вызова бригадой СМП составила 0,2±0,02 часа.

Обсуждение

Пандемия COVID-19 потребовала от организаторов здравоохранения максимально быстрых и взвешенных действий, направленных, с одной стороны, на предупреждение распространения новой инфекции, а с другой - на сохранение доступности медицинской помощи для населения, адаптацию формата ее организации к изменяющимся условиям.

0 20 40 60 80 Щелевое НТекущее 26.08.2020 Ш Базовое 24.06.2020 Рис. 6. Мониторинг достижения целевых показателей проекта

енеджер № 1

здравоохранения 2021

Как показывает практика, формальный подход к принятию управленческих решений в здравоохранении, основанный только лишь на учете требований регламентирующих документов и анализе традиционных показателей эффективности деятельности медицинских организаций (обеспеченность кадрами, больничными койками и т.д.), зачастую чреват организационными просчетами, снижающими результативность принимаемых мер. К дополнительным отягчающим факторам в условиях пандемии, затрудняющим принятие решений, можно отнести слабо контролируемый ее характер и объективный недостаток знаний о развитии эпидемиологического процесса, особенностях клинического течения и лечения заболевания. Ранее мы писали, что, несмотря на разработанный в Томской области Временный порядок организации медицинской помощи, система здравоохранения региона столкнулась с проблемой снижения доступности СМП, первопричина которой была локализована в приемном отделении респираторного госпиталя МСЧ № 2.

Использование принципов БП позволило провести глубинный анализ проблемы и в краткие сроки выявить факторы, непосредственно увеличивающие время неэффективного простоя бригад СМП.

Следует подчеркнуть, что данный инструментарий за счет детальной декомпозиции процесса и максимального учета возможных проблем и потерь, порою неочевидных, дает возможность точечно изменять локальный процесс, не рассеивая усилия и ресурсы (в нашем исследовании таким процессом стала работа приемного отделения респираторного госпиталя МСЧ № 2, а точечным решением - организация приема пациента в нем без получения результатов лабораторной и лучевой диагностики и последующий санитарный трансфер лиц с отсутствием показаний для госпитализации с использованием транспорта МСЧ № 2).

Применительно к БП в общем и характеризуя результаты описанного проекта, мы можем говорить о локальных и системных эффектах. Так, на уровне приемного отделения респираторного госпиталя МСЧ № 2 удалось сократить среднее время передачи доставленного бригадой СМП пациента и увеличить долю вызовов, завершенных в течение 15 мин. после доставки пациента в приемное отделение. В качестве значимого системного эффекта на уровне всей службы оказания СМП следует отметить увеличение доли вызовов бригад СМП со временем доезда до пациента в пределах 20 мин., которое было достигнуто без наращивания дополнительных мощностей.

В здравоохранении уже накоплен существенный опыт применения бережливых технологий при совершенствовании различных процессов [6, 7, 8]. В более ранних наших работах показана эффективность использования данного инструмента при оптимизации работы поликлинической службы, главным образом для снижения временных издержек при оказании помощи в плановой форме (диспансеризация определенных групп взрослого населения, профилактические осмотры детей первого года жизни) [4, 5]. На наш взгляд, при организации экстренной помощи, где временной фактор является решающим, бережливые технологии должны стать неотъемлемым инструментом анализа и совершенствования процессов ее оказания. В нестабильных условиях пандемии, характеризующихся изменяющейся нормативно-правовой базой, и, следовательно, необходимостью периодического пересмотра ранее принятых решений, анализ ключевых технологических процессов оказания медицинской помощи с использованием БП должен проводиться на постоянной основе с целью своевременного выявления «слабых мест» и скрытых резервов для оптимизации того или иного процесса в случае ухудшения эпидемиологической ситуации. Для обеспечения преемственности информации к повторным исследованиям целесообразно привлекать одних и тех экспертов, например, путем утверждения постоянно действующей на период пандемии рабочей группы.

К числу несомненных достоинств описанного метода можно отнести относительную быстроту его проведения, что крайне важно в ситуации резкого подъема заболеваемости. БП ориентировано главным образом на организационные улучшения, что позволяет обойтись без существенных финансовых затрат.

Выводы

Результаты реализации проекта по использованию бережливых технологий для оптимизации работы скорой медицинской помощи свидетельствуют об эффективности данных инструментов, выражающейся в снижении временных потерь.

Стандартная методология БП может быть применена к широкому спектру процессов и адаптирована к региональной специфике системы здравоохранения и отдельных ее звеньев.

Опыт применения принципов БП может быть рекомендован для использования в условиях возможной пандемии иного характера, риска возникновения и введения режима чрезвычайной ситуации в связи с другими причинами.

с

#хс

№ 1

2021

Менедже,

Iggy

змо зЯо

f

Литература

к#

о

1. Обновленная стратегия борьбы с covid-19, 14 апреля 2020 г. [Интернет]. URL: https://www. who.int/docs/default-source/coronaviruse/covid19-strategy-update-2020-ru.pdf?sfvrsn=29da3ba0_19 (Дата обращения: 01.12.2020).

2. ВОЗ объявила о начале пандемии COVID-19. Европейское региональное бюро ВОЗ, 12 марта 2020 г. [Интернет]. URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/news/news/2020/3/who-announces-covid-19-outbreak-a-pandemic (Дата обращения: 01.12.2020).

3. Цибиков В.А. О первоочередных мерах органов государственной власти России в связи с распространением коронавирусной инфекции. // Государственная служба; 2020; (2):42-47.

4. Деев И.А., Бойков В.А., Канонеркер Л.М., Кобякова О.С., Куликов Е.С., Новикова И.Ю., и др. Применение инструментов бережливого производства при организации профилактических осмотров детского населения Томской области. // Менеджер здравоохранения; 2019; (9):30-36.

5. Суворова Т.А., Деев И.А., Кобякова О.С., Бойков В.А., Барановская С.В., Кошель А.П. и др. Применение инструментов бережливого производства при организации диспансеризации определенных групп взрослого населения. // Вестник Росздравнадзора; 2020; 5(2):4-9.

6. Bahensky J.A., Roe J, Bolton R. Lean Sigma - Will It Work for Healthcare? Journal of Healthcare Information Management; 2005; 19(1): 39-44.

7. Kim C, Spahlinger D, Kin J, Billi J. Lean health care: What can hospitals learn from a world-class automaker? Journal of Hospital Medicine; 2006; 1(3):191-199.

8. Miller D, editor. Going Lean in Health Care. IHI Innovation Series white paper. Cambridge, MA: Institute for Healthcare Improvement; 2005. [Интернет]. URL: https://www.entnet.org/sites/default/ files/GoingLeaninHealthCareWhitePaper-3.pdf (Дата обращения: 01.12.2020).

UDC: 614.2

Deev I.A., Kobyakova O.S., Babeshina M.A., Baranovskaya S, V,, Boykov V.A., Masunov V.N., Milkevich M.N., Rodi-onov N.V., Suvorova T.A., Taranov A.A., Shibalkov I.P, Applying lean manufacturing technologies to optimize ambulance operations amid the spread of COVID-19 (Siberian State Medical University, Tomsk, Russia; RSBHI «Medical sanitary station № 2», Tomsk, Russia; RSAHI «Emergency station», Tomsk, Russia)

Abstract. The pandemic of new coronavirus infection COVID-19 has become a serious challenge for the national health systems, including Russia, setting ambitious goals aimed at preventing the spread of infection and maintaining the availability of medical care in environment of increasing pressure. The aim of the study was to develop, based on the principles of lean production, a set of measures to increase the availability of emergency medical services for patients diagnosed with or suspected of a new coronavirus infection COVID-19 in the Tomsk Region. Standard tools of lean manufacturing are applied to the work process of the admission department of the respiratory center in RSBHI «Medical sanitary station № 2». As a result of implementation of target state map, which provides for the optimization of process of transferring a patient diagnosed or suspected of a new coronavirus infection COVID-19 to admission department, a positive dynamics of local (5.4 times increase in the proportion of calls completed within 15 minutes after the patient was delivered to the admission department) and system (an increase of 1.3 times in the proportion of calls with the time the ambulance team reaches the patient within 20 minutes) indicators of the ambulance service was achieved. The study confirms the effectiveness of lean manufacturing tools for optimizing the work of ambulance and allows us to recommend them for use in a pandemic and other risks of emergency.

Keywords: emergency medical services, COVID-19 pandemic, lean production, respiratory center, patient routing,

енеджер № 1

здравоохранения 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.