Научная статья на тему 'Применение технологий 3D-печати в ракетостроительной промышленности'

Применение технологий 3D-печати в ракетостроительной промышленности Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
551
206
Поделиться
Ключевые слова
3D-ПЕЧАТЬ / 3D-PRINTING / ПРОТОТИПИРОВАНИЕ / PROTOTYPING / АДДИТИВНОСТЬ / ADDITIVE PROPERTY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Торгашин А.С., Леонгард А.Ю., Бегишев А.М., Назаров В.П.

Рассматривается проблема введения аддитивных технологий, анализируется возможности применения 3D-печати в ракетном двигателестроении.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Торгашин А.С., Леонгард А.Ю., Бегишев А.М., Назаров В.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

APLICATION OF 3D PRINTING TECHNOLOGY IN ROCKET MANUFACTURING

The author considers the problem of introduction of new additive technology, analyses feasibility of 3D-printing in rocket propulsion engineering.

Текст научной работы на тему «Применение технологий 3D-печати в ракетостроительной промышленности»

Секция «Двигатели и энергетические установки летательньх и космических аппаратов»

УДК 621.01

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ 3Б-ПЕЧАТИ В РАКЕТОСТРОИТЕЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

А. С. Торгашин, А. Ю. Леонгард, А. М. Бегишев Научный руководитель - В. П. Назаров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ttarg24@yandex.ru

Рассматривается проблема введения аддитивных технологий, анализируется возможности применения 3D-печати в ракетном двигателестроении.

Ключевые слова: 3D-печать, прототипирование, аддитивность. APLICATION OF 3D PRINTING TECHNOLOGY IN ROCKET MANUFACTURING

A. S. Torgashin, A. Yu. Leongard, A. M. Begishev Scientific supervisor - V. P. Nazarov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ttarg24@yandex.ru

The author considers the problem of introduction of new additive technology, analyses feasibility of 3D-printing in rocket propulsion engineering.

Keywords: 3D-printing, prototyping, additive property.

В производстве современных ЖРД применяются узлы и агрегаты сложной формы. С целью создания оптимальных технологий изготовления, применяются аддитивные технологии, за основу которых лежит 3Б-моделирование. Применение технологий 3Б-печати позволяет создавать сложные 3Б-объекты в объеме с возможностью масштабирования. При необходимости, уже созданные детали можно использовать в качестве образцов для настройки станков с ЧПУ, изготовлении транспортировочных тар или написании инструкции по технике безопасности. Технологии печати по металлу также открывают возможность печатей аддитивных деталей из композитных деталей или же с точечными присадками определенного материала, что скажется на весе изготовляемого механизма и его технические характеристики. Не стоит забывать о композитных материалах, печать которых также можно произвести, так как современные 3Б-принтеры уже позволяют произвести настройку материала под определенную деталь. Одним словом, технология 3Б-печати позволяет сократить определенные технологические процессы или же убрать их совсем, а также снизить «человеческий фактор» ошибки при производстве детали [1].

3Б-принтер - это специальное устройство, позволяющее создать 3Б-модель на основе пластика, железа или композитных материалов. В основном технологи 3Б-печати применяются для прото-типирования и визуализации объекта (создание модели с прозрачным внешним корпусом, сложной детали или механизма), впрочем, технический прогресс раскрывает новые возможности (печать корпусов, печать моделей для литья) перед проектировщиками, приближая использование 3Б-станка в промышленном производстве.

В нашем докладе, мы взяли чертежи детали гидрозатвор [2]. Воспользовавшись технологией 3Б-печати по технологии FDM, он был изготовлен в масштабе 1/2 из abs-пластика с сохранением определенных требуемых характеристик (объем и структура). Данный процесс не потребовал больших затрат в плане используемого материала и выполнения всей технологической цепочки производства. Исходя из полученной модели, было выявлено следующее: сохранены габариты (с учетом масштаба) и сложная конфигурация детали, дано визуальное представление о ее структуре. Также был произве-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1

ден обмер детали по допускам и посадкам по чертежу. Превышений допусков зафиксировано не был. Учитывая трудоемкость и время на изготовление детали, можно сказать, что технология 3Б-печати применима для мелкосерийного, а также единичного изготовления детали с высоким уровнем точности и сохранения габаритных размеров, учитывая развитие технологий на данный момент.

Библиографические ссылки

1. Панченко В. А. Применение аддитивных технологий при проектировании изделий и блоков для ракетно-космических систем // Тез. докл. ХХ науч.-техн. конф. молодых учёных и специалистов. С.256-258.

2. Конструкция и Г. Г. Гахун; В. И. Баули;

© Торгашин А. С., Леонгард А. Ю., Бегишев А. М., 2015

проектирование жидкостных и ракетных двигателей : учебник для вузов / В. А. Володин и др. М. : Машиностроение, 1989. 424с.: ил.