Научная статья на тему 'Применение технологии проблемного обучения в системе экономического образования школьников'

Применение технологии проблемного обучения в системе экономического образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФАСИЛИТАТОР / ДИСКУССИЯ / ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / LEARNING TECHNOLOGIES / PROBLEM-BASED LEARNING / FACILITATOR / DISCUSSION / DISCUSSION CLUB / RESEARCH AND EDUCATIONAL CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Вера Ивановна, Фомина Жанна Васильевна

В статье представлена специфика технологии проблемного обучения. Перечислены ключевые характеристики данной педагогической технологии. Обозначены особенности ведения дискуссии как основной формы проблемного обучения. Раскрыто значение проведения заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» в НОЦ ИСЭРТ РАН. Предложены методические и методологические обоснования данного мероприятия. Даны рекомендации для повышения уровня организации Дискуссионного клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of problem-based learning technology in the system of schoolchildren economic education

The article presents the specifics of problem-based learning technology. The key features of the given educational technology are presented. The article defines the peculiarities of discussion as the main form of problem-based learning. The importance of the meetings of the Discussion club “Young economist” at ISEDT RAS Research and Educational Centre is revealed. The methodological justifications of the given activity are suggested. Recommendations for the improvement of the Discussion club organization level are given.

Текст научной работы на тему «Применение технологии проблемного обучения в системе экономического образования школьников»

УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)

© Фомина Ж.В., Попова В.И.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представлена специфика технологии проблемного обучения. Перечислены ключевые характеристики данной педагогической технологии. Обозначены особенности ведения дискуссии как основной формы проблемного обучения. Раскрыто значение проведения заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» в НОЦ ИСЭРТ РАН. Предложены методические и методологические обоснования данного мероприятия. Даны рекомендации для повышения уровня организации Дискуссионного клуба.

Технологии обучения, проблемное обучение, фасилитатор, дискуссия, Дискуссионный клуб, Научно-образовательный центр.

В современном российском обществе активно развиваются процессы модернизации образования. Они направлены на изменение подходов к методикам преподавания, расширение арсенала методических приёмов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиск путей решения наиболее острых общественных проблем. Эти задачи решаются с помощью изменения вектора преподавания, ухода от информационных к личностно ориентированным и развивающим технологиям обучения. Причиной этому служит необходимость развития у школьников умений самостоятельно находить нужную информацию, обмениваться мнением по опреде-

лённой теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные социальные роли [10, с. 113].

В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности обучающихся и т. д. Наиболее теоретически обоснованные и методологически развитые из них формируют педагогические технологии. В соответствии с определением ЮНЕСКО педагогическая технология представляет собой системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса

ФОМИНА Жанна Васильевна инженер-исследователь ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

ПОПОВА Вера Ивановна кандидат экономических наук, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

обучения и усвоения знаний путем учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования [7, с. 21]. Её основными особенностями являются:

- рациональная организация учебной деятельности;

- возможность получения желаемого результата с наименьшими затратами;

- методологический уровень рассмотрения педагогических проблем;

- внедрение системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченным, гарантирующим достижение педагогических целей.

В зависимости от характера условий обучения все известные педагогические технологии можно разделить на три группы (рис. 1) [2, с. 356].

В современной образовательной ситуации авторитетной остаётся традиционная классно-урочная система, но, несмотря на это, сейчас в учебный процесс активно внедряется проблемное обучение, которое способствует развитию творческой и познавательной деятельности обучающихся. Оно направлено на такую организацию и методику учебного процесса, при которой школьники творчески ищут ответы на интересующие их вопросы и пользуются наиболее совершенными методами самостоятельного добывания знаний [1, с. 67].

При проблемном обучении преподаватель не даёт знания в готовом виде, а ставит перед школьниками задачу (проблему), заинтересовывает их, пробуждает желание найти способы решения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Она возникает в том случае, если:

- для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;

- обнаруживается несоответствие между имеющимися у обучающихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);

- появляется необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

- имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

- имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у школьников знаний для его теоретического обоснования [7, с. 123].

Рис. 1. Виды педагогических технологий

Отличиями проблемного обучения от традиционного являются акцентирование внимания на потребностях ребёнка, привлечение его личного опыта, адресная корректировка знаний, достижение оптимального результата через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора школьника. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ребёнок чувствует себя комфортнее.

Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения представлена на рисунке 2.

Особое внимание в процессе обучения педагогическая наука уделяет воспитателю, учителю. Именно он является связующим звеном между багажом знаний и ребёнком, направляет школьника, указывая ему путь к разным наукам. В традиционном обучении педагог выступает в позиции лектора-эксперта, где излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы и т. д.

При проблемном обучении педагог выступает в позиции консультанта-фаси-литатора. Слово «фасилитация» происходит от латинского корня, обозначающего «помощь», это основополагающее понятие технологии проблемного обучения. Так отмечают особую позицию, которую занимает учитель, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Он обращается к личному опыту обучающихся, побуждает их к самостоятельному решению проблем, сбору новых данных и т. д. В данном случае учитель на некоторое время выходит из роли «носителя знаний», поручая её обучающимся. Его задача - поддержать процесс выработки нового опыта, вооружить школьников инструментами для успешной работы. Результаты обучения устойчивы, когда ученик знает, как создавать их самостоятельно.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ позиций педагога в современном процессе обучения [6, с. 93].

В самом общем виде задача фасилита-тора - направлять процесс обмена инфор-

Рис. 2. Специфика традиционного и проблемного обучения

Таблица 1. Сравнение педагогических позиций эксперта и фасилитатора

Достоинства Недостатки

Позиция эксперта

- теоретическая стройность; - чёткая структура, логика; - отшлифованность методики; - чёткость временных рамок; - готовые решения, выводы; - охват большой аудитории. - пассивность участников; - не используется опыт участников; - однообразие методики; - утомляемость участников; - навязывание мнения; - отсутствие индивидуализации.

Позиция фасилитатора

- обращение к личному опыту участников; - активность участников; - разумное сочетание теории и практики; - возможность использовать новый опыт; - лёгкость восприятия,усвоения; - творчество и взаимопонимание участников; - возможность личностного роста; - многообразие точек зрения; - шлифовка мастерства ведущего. - слабая возможность вносить готовую структуру в личный опыт; - сужение изложения теории; - сложность в соблюдении временных рамок; - сложность точного планирования; - высокие энергозатраты учителя.

мацией. В этом основное отличие от роли эксперта, задача которого - самому предоставлять информацию, выстраивать и направлять решения. Образно говоря, задача эксперта - прокладывать маршрут, задача фасилитатора - помогать движению [6, с. 93].

В целом технология проблемного обучения состоит в том, что перед обучающимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Основной формой проблемного обучения является дискуссия. Она обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины; создаёт условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки её участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссию можно рассматривать как форму обучения и как особую технологию. В качестве формы она активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориен-

тирующей деятельности обучающихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приёмы обучения: «мозговой штурм», «анализ ситуаций» и т. д.

Влияние дискуссии на личностное становление обучающегося обусловлено её ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на ту или иную проблему, выбора своей позиции, формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения [3, с. 321]. Эта форма обучения является важнейшим мотиватором для развития творческого и познавательного потенциалов молодого поколения.

В связи с этим примечателен опыт проведения с 2006/2007 уч. г. в Научнообразовательном центре ИСЭРТ РАН заседаний Дискуссионного клуба «Юный

экономист», которые являются открытой площадкой для всестороннего обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества. Их целью являются формирование у школьников коммуникативных навыков ведения дискуссии, развитие логического мышления и расширение экономического кругозора обучающихся.

Подготовка к Дискуссионному клубу начинается за месяц до его начала. В этот период составляется регламент, утверждаются списки докладчиков из числа школьников, студентов, аспирантов и сотрудников ИСЭРТ РАН, готовятся раздаточные материалы и презентации.

Мероприятие начинается с приветствия ведущего Дискуссионного клуба, который объявляет регламент и основные дискуссионные вопросы. Затем слово предоставляется докладчикам и экспертам, представляющим материал для обсуждения. В завершение подводятся итоги дискуссии. Заседания проходят в формах круглых столов и онлайн-форумов с использованием информационных технологий [4, с. 23].

Участниками Дискуссионного клуба являются школьники НОЦ, студенты вологодских вузов (филиала СПбГЭУ в г. Вологде, ВоГТУ и т. д.), аспиранты, сотрудники ИСЭРТ РАН и представители городских организаций.

Всего проведено 33 заседания Дискуссионного клуба, в которых были задействованы 812 человек. За это время расширилась география участников

(мероприятие посещают студенты вузов и сотрудники различных организаций г. Вологды) (табл. 2).

Численность школьников НОЦ и студентов, посетивших заседания Дискуссионного клуба, за 6 лет увеличилась в 2,2 раза (с 87 до 190 участников). Это связано с ростом числа заседаний (с 4 заседаний в 2006/2007 уч. г. до 7 - в 2011/2012 -2012/2013 уч. гг.). В среднем на каждом заседании присутствовали 23 - 29 человек.

Тематика лекций выбирается в соответствии с наиболее актуальными вопросами в социально-экономической сфере современного общества. Традиционно заседания Дискуссионного клуба проводятся в преддверии следующих событий: Всемирная неделя предпринимательства, День российской науки, Всемирный день защиты прав потребителей и т. д. (табл. 3).

С 2011/2012 уч. г. проводится опрос участников Дискуссионного клуба с целью выявления отношения к его организации и рассматриваемым вопросам. Ребята заполняют бланк анкеты, оценивая по 10-балльной шкале актуальность тематики и уровень проведения мероприятия [8, с. 115].

Результаты опроса свидетельствуют о том, что участники заседаний с интересом посещают данные дискуссии (в 2012/2013 уч. г. средний балл оценивания актуальности тематики равен 9,2 балла (для сравнения: в 2011/2012 уч. г.

- 8,9 балла), организации и проведения -8,8 балла (для сравнения: в 2011/2012 уч. г. - 8,9 балла; рис. 3).

Таблица 2. Показатели деятельности Дискуссионного клуба в 2006/2007 - 2012/2013 уч. г.

Показатель 2006/2007 уч. г. 2007/2008 уч. г. 2008/2009 уч. г. 2009/2010 уч. г. 2010/2011 уч. г. 2011/2012 уч. г. 2012/2013 уч. г.

Количество заседаний (ед.) 3 3 3 4 6 7 7

Общее количество участников (чел.) 87 68 85 98 146 189 190

Количество участников на 1 заседании (чел. в среднем) 29 23 28 25 24 27 27

Таблица 3. Тематика заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» в 2006/2007 - 2012/2013 уч. гг.

Тематический блок Название заседаний

Региональное развитие Экологические проблемы региона

Актуальные проблемы экономики Вологодской области

Развитие туризма в Вологодской области: проблемы и перспективы

Предпринимательская деятельность Предпринимательство: ответственность и риски

Перспективы развития предпринимательства в Вологодской области

Надо ли начинать своё дело?

Как стать предпринимателем?

Социально-экономические проблемы молодёжи Рынок и доступность высшего образования

Пропаганда здорового образа жизни: дань моде или необходимость?

Работа по найму или организация собственного бизнеса: дилемма современной молодёжи

Будущее. Молодёжь. Выборы

Проблема курения в современном обществе

Как изменилась система образования в России?

Компьютер - враг или помощник человека?

Образование будущего: куда и зачем?

Основы безопасности при использовании банковских пластиковых карт: как защитить себя?

Проблемы трудоустройства молодёжи в Вологодской области

Платное образование: за и против

Социальные сети: друг или враг?

Влияние экономики на политические настроения и СМИ Экономические платформы политических партий Вологодской области

Так ли страшен финансовый кризис?

Модернизация России: проблемы и пути их решения

Российское общество в начале нового политического цикла

Коррупция в современном российском обществе

Рекламная загруженность населения

Правда и мифы о рекламе

Экономическая политика современной России: прогресс или регресс?

Рыночная экономика. Всегда ли прав потребитель?

Наука Современный учёный: фанатик или стратег?

Роль молодых учёных в развитии современной науки

Какое будущее у российской науки?

Роль ИСЭРТ РАН в становлении молодого учёного

Научно-образовательный центр: перспективы развития в условиях современного образовательного пространства

Таким образом, деятельность заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» является продуктивной. С каждым годом увеличиваются как количественные, так и качественные показатели организации данного мероприятия. Дискуссии являются активной формой образовательного процесса, которая способствует развитию у школьников компетенций, необходимых для профессионального и личностного развития. Подобная деятельность не только развивает навыки публичного выступления, но и формиру-

ет собственное представление ребят о решении актуальных социально-экономических проблем современного общества.

Для оценки эффективности организации в НОЦ ИСЭРТ РАН Дискуссионного клуба «Юный экономист» приведём несколько отзывов и мнений обучающихся об этом мероприятии:

- «Заседание Дискуссионного клуба мне понравилось. Я узнал много нового и интересного. Хотелось бы, чтобы подобных заседаний было больше, т. к. они помогают нам раскрыться, дают возмож-

8,9 8,9 8,9

8,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9,2

-1 Уч

2011/2012

2012/2013

□ Уровень проведения и организации Дискуссионного клуба

□ Актуальность тематики Дискуссионного клуба

□ Средний балл

9

8

6

4

2

0

. г.

Рис. 3. Оценка участниками актуальности тематики и уровня проведения заседания Дискуссионного клуба

ность высказывать свою точку зрения и получать важную информацию. Данная тема, возможно, повлияет в дальнейшем на моё отношение к общению в Интернете» - Д. Соколов, 8-й класс МОУ «Лицей № 32»;

- «В ходе данного мероприятия мы обсудили много важных и интересных фактов, касающихся системы современного образования. Каждый смог высказать свою точку зрения и задать интересующие его вопросы. Вся информация понадобится мне при выборе будущей профессии» -Е. Максимук, 9-й класс МОУ «СОШ № 5»;

- «Подобные дискуссии очень помогают нам, они развивают умение отстаивать свою точку зрения и приходить к правильным выводам путём переговоров. Наиболее интересным для меня показался вопрос о качестве подготовки научных кадров в аспирантуре ИСЭРТ РАН» - Е. Красильников, 10-й класс МОУ «СОШ № 13».

Заседания Дискуссионного клуба «Юный экономист» являются эффективной формой технологии проблемного обучения, поскольку нацелены не столько на обучение, сколько на самораскрытие обучающихся. Они учатся слушать других и одновременно выражать словами соб-

ственные мысли, чувства, представления; обретают веру в себя, начинают ощущать состояние успеха.

Подводя итоги, следует отметить задачи, которые необходимо решить для повышения уровня заинтересованности участников данным видом деятельности:

1. Дополнение заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист» опросами по актуальной тематике, а также элементами деловых игр.

2. Прикрепление к каждому докладчику содокладчика, который помогал бы готовить речь и презентацию.

3. Участников Дискуссионного клуба следует заранее просить подготовить вопросы по тематике заседания для более активной дискуссии.

Эта форма организации учебно-воспитательного процесса положительно зарекомендовала себя в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН. В дальнейшем необходимо продолжать развивать работу в данном направлении, совершенствуя уровень организации заседаний Дискуссионного клуба «Юный экономист», тем самым расширяя познавательный и творческий потенциалы обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский. - Ростов н/Д., 1970. - 380 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник для вузов по педагогическим специальностям / Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 752 с.

3. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.: Воронеж, 2001. - 560 с.

4. Леонидова, Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст] / Г.В. Леонидова. -Вологда: ИСЭРТ РАН, 2007. - 99 с.

5. Лептина, И.А. Применение эффективных технологий обучения [Текст] / И.А. Лептина, Н.И. Семенова // Учитель. - 2003. - № 1. - С. 20-25.

6. Никишина, И.В. Интерактивные формы методического обучения [Текст] / И.В. Никишина. -М.: Просвещение, 2007. - 256 с.

7. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для пед. специальностей / под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д.: МарТ, 2006. - 336 с.

8. Попова, В.И. Экономический школьный факультатив в Научно-образовательном центре: практика и перспективы [Текст] / В.И. Попова, А.С. Кельсина // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4 (56). - С. 110-119.

9. Селевко, Г.М. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

10. Фомина, Ж.В. Исследовательская деятельность обучающихся как элемент компетентност-ного подхода в образовании (на примере НОЦ ИСЭРТ РАН) [Текст] / Ж.В. Фомина // Проблемы развития территории. - 2013. - № 2 (64). - С. 113-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.