Научная статья на тему 'Применение технологии обучения иностранному языку на основании теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина: на примере французского языка'

Применение технологии обучения иностранному языку на основании теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина: на примере французского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология обучения учителей / теория П. Я. Гальперина / умственные действия / обучение французскому языку / technology for training future teachers / techniques for the gradual formation of mental actions / P. Ya. Galperin’s theory / algorithm for the formation of mental actions / teaching the French language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шварева Любовь Васильевна, Шайбакова Виктория Наильевна

Цель исследования – обоснование необходимости организации обучения иностранному языку посредством системы упражнений на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. В статье раскрываются подходы отечественных исследователей к построению обучения на основе научной теории П. Я. Гальперина, анализируются возможности построения обучения иностранному языку с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма формирования ориентировочной основы умственных действий учащихся общеобразовательной школы при обучении французскому языку, позволяющей будущим учителям с учётом учебной ситуации осуществлять подбор недостающего учебного средства для накопления суммы ориентиров умственных действий. В результате исследования разработана технология обучения будущих учителей приёмам формирования умственных действий учащихся при обучении французскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шварева Любовь Васильевна, Шайбакова Виктория Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF TECHNOLOGY FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE BASED ON THE THEORY OF THE GRADUAL FORMATION OF MENTAL ACTIONS P. YA. GALPERIN: USING THE EXAMPLE OF THE FRENCH LANGUAGE

The purpose of the study is to substantiate the need to organize foreign language teaching through a system of exercises based on the theory of the gradual formation of mental actions by P. Ya. Galperin. The article reveals the approaches of domestic researchers to building training based on the scientific theory of P. Ya. Galperin, and analyzes the possibilities of building foreign language teaching based on the theory of the phased formation of mental actions. The scientific novelty of the study lies in the development of an algorithm for the formation of an indicative basis for the mental actions of secondary school students when teaching the French language, allowing future teachers, taking into account the educational situation, to select the missing teaching aid for accumulating the sum of mental action guidelines. As a result of the study, a technology was developed for training future teachers in methods of forming students’ mental actions when teaching the French language.

Текст научной работы на тему «Применение технологии обучения иностранному языку на основании теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина: на примере французского языка»

Применение технологии обучения иностранному языку на основании теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: на примере французского языка

Шварева Любовь Васильевна,

к. пед. наук, Пензенский государственный университет E-mail: lvshvareva@gmail.com

Шайбакова Виктория Наильевна,

магистрант, Пензенский государственный университет E-mail: shaibakova.v@yandex.ru

Цель исследования - обоснование необходимости организации обучения иностранному языку посредством системы упражнений на основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. В статье раскрываются подходы отечественных исследователей к построению обучения на основе научной теории П.Я. Гальперина, анализируются возможности построения обучения иностранному языку с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий. Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма формирования ориентировочной основы умственных действий учащихся общеобразовательной школы при обучении французскому языку, позволяющей будущим учителям с учётом учебной ситуации осуществлять подбор недостающего учебного средства для накопления суммы ориентиров умственных действий. В результате исследования разработана технология обучения будущих учителей приёмам формирования умственных действий учащихся при обучении французскому языку.

Ключевые слова: технология обучения учителей, теория П.Я. Гальперина, умственные действия, обучение французскому языку.

Введение

Актуальность данного исследования. В профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка ведущее место занимает формирование готовности к разработке (освоению) и применению современных психолого-педагогических технологий, основанных на знании законов развития личности и поведения (Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. https://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandarV01.001.pdf (ПС «Педагог»)).

Наряду с этим системно-деятельностный подход, являясь методологической основой стандарта, ориентирует обучающихся при освоении программы основного общего образования овладевать различными типами учебных действий, осуществлять логические операции, включая общие приемы решения задач, т.е. овладевая универсальными учебными познавательными действиями (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/).

В связи с этим в методике обучения часто поднимается вопрос о том, как посредством учебного предмета «Иностранный язык» гарантировать обучающимся выполнение требований, заявленных в стандарте. Теория П.Я. Гальперина, которую часто называют теорией управления, конкретизируя понимание системно-деятельностного подхода, предлагает выстраивать учебный процесс в логике поэтапного формирования умственных действий. Закономерностью здесь является то, что освоение языка происходит с учётом последовательности этапов, построения полной системы ориентиров, проходя через которые обучающиеся формируют устойчивый навык уверенного владения учебным материалом. Следование обозначенным этапам позволяет обучающимся выйти на уровень автоматизированного владения иностранным языком, снизить количество ошибок, научить осознавать учебное действие, чтобы затем самостоятельно осуществлять речевое действие, мысленно представлять его от начала и до конца в уме.

В ходе наблюдения за студентами, обучающимися по направлению «Педагогическое образова-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

ние», в рамках производственной практики (педагогической) были обнаружены трудности в обеспечении психолого-педагогических условий организации иноязычного обучения. Основная трудность заключается в том, что будущие педагоги иностранного языка не владеют приёмами поэтапного формирования умственных действий в обучении и не готовы применять их в учебном процессе.

Данное противоречие определило актуальность настоящего исследования, направленного на обоснование, разработку и апробацию технологии обучения будущих учителей приёмам поэтапного формирования умственных действий учащихся в процессе изучения французского языка.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

- описать и обосновать целесообразность применения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина в обучении иностранному языку;

- обосновать необходимость разработки приёмов ориентировочного этапа действий в обучении иностранному языку;

- разработать алгоритм формирования ориентировочной основы действий в обучении учащихся французском языке;

- представить технологию обучения будущих учителей иностранного языка приёмам поэтапного формирования умственных действий. Для решения обозначенных задач были выбраны следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы, раскрывающие целесообразность формирования умственных действий учащихся в условиях иноязычного обучения, синтез научных разработок, позволивший классифицировать упражнения для формирования умственных действий в обучении французскому языку, наблюдение за процессом организации поэтапного формирования умственных действий учащихся студентами в ходе производственной практики (педагогической), опытная работа автора данной статьи по педагогическому сопровождению студентов в построении алгоритма поэтапного формирования умственных действий учащихся (Л.В. Шваре-ва, 2021, 2022).

Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных учёных, занимающихся вопросами организации обучения в разных предметных областях с опорой на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: труды Н.Г. Салминой (2012), Н.П. Скрип-ченковой (2022), Д.Ю. Светловой (2021) об обучении учащихся математике с применением теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (2003), работы А.С. Новиковой (2020), Н.И. Заводчиковой (2022), И.А. Быковой ° (2023) в обучении школьников информатике на ос" нове вышеизложенной теории, а также исследо-g вания В.Н. Васильевой (2016), А. А. Меликсетяна ~ (2016), Е.Н. Штерна (2022) в контексте обучения Ü студентов иностранным языкам. Исследования по-

казали, что выстроенная система упражнений ориентировочного этапа действий в обучении французскому языку учащихся общеобразовательной школы представлена в научных публикациях не достаточно широко. Однако для развивающего эффекта обучающихся необходимо полноценное формирование умственных действий и с самого начала требует от будущих учителей специальной работы по выстраиванию чёткого алгоритма, где ориентировочный этап, который часто пренебре-гается как недостаточно важный, обеспечивает условия для безошибочных умственных действий учащихся при выполнении каждой последующей операции.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения технологии обучения в процессе подготовки учителей иностранного языка по направлению «Педагогическое образование», а описанные приёмы поэтапного формирования умственных действий - в обучении французскому языку учащихся общеобразовательной школы.

Обсуждение и результаты

Феномен поэтапного формирования умственных действий является широко дискутируемым представителями различных научных направлений. Ученые сходятся во мнении, что для освоения любого нового действия учащимся необходимо совершить несколько последовательных операций, которые обеспечат ему переход от незнания к знанию, позволят обоснованно выполнять каждую мыслительную операцию (Т.В. Габай, 2008, А.С. Новиковой, 2020, Н.И. Заводчиковой, 2022 и др.). Анализ работ демонстрирует интерес исследователей к ориентировочному этапу действий при обучении иностранному языку, позволяющему выстраивать полную систему ориентиров, что сокращает в дальнейшем количество речевых ошибок учащихся благодаря формируемому в деятельности самостоятельному контролю правильного способа действия (А.А. Леонтьев, 2009, Н.Г. Салмина, 2012, Н.П. Скрипченкова, 2022, Д.Ю. Светлова, 2021). В рамках данной работы за основу возьмём утверждение П.Я. Гальперина о том, что на ориентировочном этапе обучающийся пока ещё не выполняет того действия, которое подлежит усвоению, и продукт его усилий состоит лишь в том, что он достигает «знакомства» с новым действием и условиями его успешного выполнения (П.Я. Гальперин, 1959).

В контексте формирования готовности будущих учителей иностранного языка к поэтапному формированию умственных действий учащихся целесообразно рассмотреть теорию П.Я. Гальперина, согласно которой обучение каждому умственному действию проходит через следующие этапы:

1 этап (ориентировочный) - составление предварительного представления о задании в виде модели/схемы действия, выраженное посредством текста или графики с описанием условий правильного выполнения действия. Прохождение

этого этапа является подготовкой для приобретения настоящего знания, но пока это только получение знание о внешнем виде действия. Учащийся не способен выполнить какое-либо действие, но способен легко распознать его в потоке речи или письменном тексте;

2 этап (операциоанальный) - освоение действия с предметами. Учащийся теперь находится не в роли наблюдателя, он оперирует предметами, под направляющим влиянием учителя, разворачивает и обобщает учебное действие, сначала раскладывая его на отдельные части, а затем выделяя только те свойства предмета, которые будут необходимы для осуществления учебного действия. На этом этапе учащемуся становится понятно содержание действия;

3 этап (громкоречевой) - освоение действия в плане слышимой речи. На этом громкоречевом этапе учебные действия проговариваются вслух, «слово-указание» становится «понятием», происходит обобщённое понимание предмета. Важно специально учить обучающегося проговаривать вслух, объяснять своё действие. Владение понятием какого-либо явления подразумевает способность увидеть связи с другими явлениями, понять его место в системе всех понятий, что означает умение видеть разные уровни обобщения.

4 этап (переход во внутреннюю речь) - перенесение действия в умственный план, речи про себя. Это процесс отражения материального действия внутренним голосом. Осознанное действие «в уме» образуется только при условии предварительной хорошей отработки действия на предыдущем этапе, в плане слышимой речи.

5 этап (автоматизированное умственное действие) - окончательное становление умственного действия, что характеризуется высокой скоростью в выполнении учебного действия и не требует контроля со стороны учителя. Когда вспоминание какого-либо понятия становится беззвучным, привычным, легким и автоматизированным, то есть действие «в уме» сокращается, тогда наступает этап окончательного становления умственного действия обучающегося (П.Я. Гальперин, 2003).

Считаем, что технологизация процесса поэтапного формирования умственных действий и освоение будущими учителями алгоритма действий по синхронизации с этапами урока окажет существенную поддержку будущему учителю и будет иметь практическую значимость.

В рамках настоящего исследования считаем целесообразным рассмотреть алгоритм действий на ориентировочном этапе урока как одного из важных компонентов в структуре поэтапного формирования умственных действий. Ориентировочный этап обеспечивает переход на последующие этапы, без него учащиеся выполняют задания медленно или «наугад», неосознанно, безотчётно, путем «проб и ошибок». Прежде чем начинать процесс обучения, учителю необходимо познакомиться с материалом учебника и обратить внимание на наличие упражнений, обеспечивающих

учащимся ориентировку в освоении нового языкового понятия. Если такие упражнения отсутствуют, необходимо разработать дополнительно от трёх до пяти упражнений, обеспечивающих учащимся ориентировочную основу действий. От будущего учителя иностранного языка требуется умение разрабатывать для каждого этапа умственных действий соответствующий набор упражнений. Для того чтобы пройти этот этап и обеспечить понимание учащимися языковых понятий необходимы специальные упражнения для поэтапного формирования умственных действий.

В основу предлагаемого авторами алгоритма поэтапного формирования умственных действий легли разработанные шаги и вопросы для самоконтроля. Пять шагов направлены на анализ учебных средств с позиции наличия в них упражнений на поэтапное формирование умственных действий и ориентируют будущего учителя на принятие решения по разработке недостающего учебного средства в зависимости от конкретной учебной ситуации.

Шаг 1- проанализировать количество упражнений учебника, направленных на освоение нового языкового понятия учащимися.

Шаг 2 - посмотреть количество упражнений учебника, выстроенных для освоения языкового понятия в технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся (ориентировочный, операциональный, громкоречевой).

Шаг 3 - выбрать среди упражнений учебника те, которые соответствуют ориентировочному этапу, как наиболее значимому в технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся.

Шаг 4 - выбрать из своей «методической копилки» упражнения/учебные средства ориентировочного этапа, дополняющие задания в учебнике и наиболее подходящие в конкретной ситуации для технологии поэтапного формирования умственных действий учащихся.

Шаг 5 - разработать самостоятельно недостающие упражнения для ориентировочной основы действий или обратиться за помощью к наставнику/методисту.

Таким образом, освоение будущими учителями подобного алгоритма станет, по мнению авторов, одной из нужных опор в подготовке студентов к профессиональной педагогической деятельности. Задача будущего учителя состоит в последовательном выполнении указанных в алгоритме шагов с целью диагностики имеющихся и недостающих учебных средств учебника. Одновременно с целью рефлексии можно задавать себе вопросы, которые помогут учителю принять решение о целесообразности разработки упражнений для поэтапного формирования умственных действий учащихся и сфокусироваться на выборе наиболее подходящего упражнения:

Вопрос для самоконтроля 1. Какие упражнения представлены в учебнике для освоения нового понятия в целом?

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о т

О от

З

и о со

Вопрос для самоконтроля 2. Представлены ли в учебнике упражнения в логике поэтапного формирования умственных действий?

Вопрос для самоконтроля 3. Достаточно ли в учебнике упражнений для ориентировочной основы действий?

Вопрос для самоконтроля 4. Какие упражнения ориентировочной основы действий подходят наилучшим образом для освоения нового языкового понятия?

Вопрос для самоконтроля 5. Готов ли я разработать самостоятельно недостающие учебные средства ориентировочной основы действий или мне требуется помощь наставника/методиста?

Предлагаемая авторами технология обучения будущих учителей приёмам поэтапного формирования умственных действий учащихся была апробирована в рамках производственной практики (педагогической) с сентября по ноябрь 2023 г. со студентами пятого курса, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. Практика была поделена на четыре этапа: методический, экспертный, магистерский, пред-профессиональный.

Целью методического этапа было изучение специфики учебных средств обучающихся, анализ учебников на наличие упражнений для поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения французскому языку.

На данном этапе анализ 400 упражнений, представленных в двух частях учебника по французскому языку «Синяя птица» для 5 класса авторов Э.М. Береговской и Т. В. Белосельской показал, что только 5% заданий выстроены в логике поэтапного формирования умственных действий (Э.М. Береговская, Т.В. Белосельская, 2023).

Целью экспертного этапа стало создание своих студенческих мини-групп по разработке недостающих учебных средств для поэтапного формирования умственных действий учащихся.

На данном этапе во время прохождения производственной практики (педагогической) студенты разработали систему упражнений ориентировочного этапа в обучении французской грамматике. Ориентировочный этап урока был представлен заданиями по формированию грамматического навыка на примере модели прошедшего незавершённого времени Imparfait «Nous habitons =Habit +une terminaison (ais, ais, ait, ions, iez, aient)».

Ниже представлены упражнения для поэтапного формирования умственных действий ориентировочного типа, разработанные студентами-практикантами:

1 задание ориентировочного типа. Прочитайте грамматические формы и покажите их формо-° образующий признак. Например, учитель пред" ставляет на доске список глаголов и просит уча-g щихся выделить окончания в них: ^ J'habitais, j'aimais, je regardais Ü Учащиеся выделяют окончание «ais».

Tu regardais, tu habitais, tu travaillais У ч а -

щиеся выделяют окончание «ais».

Il habitait, elle regardait, il étudiait

Учащиеся выделяют окончание «ait».

Nous habitions, nous voulions

Учащиеся выделяют окончание «ions».

2 задание ориентировочного типа. Сделайте знак (хлопните в ладоши, топните ногой, поднимите руку/карточку), когда услышите правильную грамматическую форму. Например, учитель диктует или включает аудиозапись, где произносятся глаголы в настоящем и в прошедшем времени. Учащиеся слушают и делают соответствующий жест, когда слышат глагол, стоящий в прошедшем времени «l'imparfait». Например: Vous habitez (présent) - vous habitiez (imparfait), nous voulions (imparfait) - nous voulons (présent), je travaille (présent) - je travaillais (imparfait), ils mangent (présent) - ils mangeaient (imparfait) etc.

3 задание ориентировочного типа. Послушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует написанному предложению на карточке. Учитель готовит для каждого ученика набор карточек с предложениями или рабочий лист, где предложения с указанным понятием размещены списком. Ученик слушает предложения и показывает ту карточку, на которой написано то, что говорит диктор (или отмечает предложение):

1) карточки предлагаются ученику попарно (в рабочем листе предложения расположены по двое) и ученик выбирает одно предложение, то, которое произносит диктор. Например, «Tu joues avec elle» или « Tu jouais avec elle». Ученик указывает на предложение, которое слышит.

2) карточки даются ученику в свободном порядке и содержат только правильный вариант, то есть на них записаны только те предложения, которые диктует диктор. Ученики ищут среди карточек ту, что в данный момент называет диктор и показывают её учителю (на рабочем листе отмечают порядок продиктованных предложений). Например: «Tu jouais avec elle», «Il jouait avec moi», «Nous jouions avec toi», «Vous jouiez avec nous».

4 задание ориентировочного типа. Сравните предложения, найдите общее и отличительное в значении грамматических форм: учитель предлагает учащимся сравнить пары предложений: «il habitait seul» - «elle habitait seul» (одинаковые окончания, но разные подлежащие); «j'adorais le ski» - «tu adorais le football» (одинаковые окончания, но разные подлежащие); «nous jouions avec vous» - «vous jouiez avec moi» (местоимения множественного числа - сходство, разные окончания, но есть похожий элемент «i»).

5 задание ориентировочного типа. Приведите пример, который покажет действие модели (правила, инструкции по изучению языкового понятия): учитель с учениками на ориентировочном этапе составили модель. Теперь учитель предлагает ученикам опробовать ее на примере. Перед учениками пример предложения в прошедшем времени. Им необходимо объяснить, как получить

такую форму глагола. Предложение «J'adorais le basketball». Объяснение: форма «adorais» получили из соединения основы «<ador» от формы 1 лица мн.ч. глагола «<adorer» и окончания «ais» прошедшего времени «<íimparfait». Выбор окончания «ais» зависит от местоимения 1 л. ед.ч. «je».

Заключение

Таким образом, обобщая полученные результаты исследования, мы приходим к следующим выводам:

Сущность процесса подготовки будущих учителей иностранного языка к поэтапному формированию умственных действий обучающихся заключается в указании на необходимость осознания обучения как эффективного технологического процесса, в котором важно учитывать роль внешних действий учащегося на уроке в становлении его устойчивых языковых навыков. При этом в поэтапном формировании умственных действий центральное место должно отводиться упражнениям ориентировочной основы действий, с выстраиванием полной картины ориентиров, что сокращает в дальнейшем количество речевых ошибок учащихся благодаря формируемому в ориентировочной деятельности самостоятельному контролю правильного способа действия.

Предложенный авторами алгоритм формирования ориентировочной основы действий обучающихся на французском языке позволяет студентам осознать функцию системы ориентиров в освоении языковых понятий в автоматизации учебного действия, снижении количества ошибок учащихся и повышении самоконтроля. Использование предложенной авторами технологии обучения студентов педагогического вуза приёмам поэтапного формирования умственных действий обучающихся способствует формированию умения разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения.

В качестве перспектив дальнейшего исследования возможно продолжение разработки технологии обучения студентов приёмам поэтапного формирования умственных действий учащихся при обучении иностранному языку посредством выстраивания алгоритма материального этапа действий в теории П.Я. Гальперина.

Литература

1. Береговская Э.М. Французский язык. Второй иностранный язык. Синяя птица 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / 13-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. -112 с.

2. Береговская Э.М. Французский язык. Второй иностранный язык. Синяя птица 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / 13-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2023. 125 с.

3. Габай Т.В. Деятельностная теория учения: знания и умения // Научные труды МИМ ЛИНК. 2008. № 22. С. 169-173.

4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. М.: Модэк, 2003, 480 с.

5. Быкова И.А. Поэтапное формирование умственных действий при обучении школьников программированию // Информатика в школе. 2023. № 2(181). С. 79-86.

6. Васильева В.Н. Психолого-дидактическая основа коррективной технологии обучения французскому языку // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 27-28 октября 2016 года / Под редакцией Е.А. Плеуховой. Казань: Отечество, 2016. С. 139-148.

7. Заводчикова Н.И. Поэтапное формирование у учащихся навыка применения алгоритма перевода чисел между системами счисления с основаниями p и д, где д является степенью p // Информатика в школе. 2022. № 5(178). С. 76-83.

8. Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 8. С. 133-139.

9. Меликсетян А.А. Формирование грамматических навыков в английском языке по дидактической системе П.Я. Гальперина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № Т26. С. 786-790.

10. Новикова А.С. Применение теории поэтапного формирования умственных действий в обучении Scratch-программированию // Молодость. Интеллект. Инициатива: Материалы VIII Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. 2020. С. 22-23.

11. Салмина Н.Г. Программа формирования начальных математических понятий и опыт ее реализации в практике обучения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 101-112.

12. Светлова Д.Ю. Методические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении начал математического анализа в старших классах // Актуальные проблемы современного образования. 2021. № 2(31). С. 351-358.

13. Скрипченкова Н.П. Поэтапное формирование математических умственных действий // Актуальные проблемы современного образования. 2022. № 2(33). С. 183-189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Штерн Е.Н. Деятельностная теория и теория языкового сознания П.Я. Гальперина: результаты ЭЭГ исследования в перспективе обучения иностранным языкам с помощью ИКТ // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкуль-

сэ о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о m

О от

З

ы о со

турная коммуникация. 2022. Т. 20, № 2. С. 8192.

15. Шварева Л.В. Производственная практика (педагогическая) как условие формирования субъектного опыта бакалавров педагогического образования // Педагогический журнал.

2021. Т. 11. № 5-1. С. 478-486. DOI 10.34670/ AR.2021.27.72.040.

16. Шварева Л.В. Педагогическое сопровождение формирования профессиональной субъектно-сти студентов вуза посредством рефлексивно-ориентированных упражнений // Проблемы современного педагогического образования.

2022. № 76-2. С. 239-242.

APPLICATION OF TECHNOLOGY FOR TEACHING A FOREIGN LANGUAGE BASED ON THE THEORY OF THE GRADUAL FORMATION OF MENTAL ACTIONS P. YA. GALPERIN: USING THE EXAMPLE OF THE FRENCH LANGUAGE

Shvareva L.V., Shaibakova V.N.

Penza State University

The purpose of the study is to substantiate the need to organize foreign language teaching through a system of exercises based on the theory of the gradual formation of mental actions by P. Ya. Galp-erin. The article reveals the approaches of domestic researchers to building training based on the scientific theory of P. Ya. Galperin, and analyzes the possibilities of building foreign language teaching based on the theory of the phased formation of mental actions. The scientific novelty of the study lies in the development of an algorithm for the formation of an indicative basis for the mental actions of secondary school students when teaching the French language, allowing future teachers, taking into account the educational situation, to select the missing teaching aid for accumulating the sum of mental action guidelines. As a result of the study, a technology was developed for training future teachers in methods of forming students' mental actions when teaching the French language.

Keywords: technology for training future teachers, techniques for the gradual formation of mental actions, P. Ya. Galperin's theory, algorithm for the formation of mental actions, teaching the French language.

Referents

1. Beregovskaya E.M. French language. Second foreign language. Blue bird 5th grade. Textbook for general education organizations. In 2 hours. Part 1 / 13th ed., revised. M.: Education,

2023. - 112 p.

2. Beregovskaya E.M. French language. Second foreign language. Blue bird 5th grade. Textbook for general education or-

ganizations. In 2 hours. Part 2 / 13th ed., revised. M.: Education, 2023. 125 p.

3. Gabay T.V. Activity theory of learning: knowledge and skills // Scientific works of MIM LINK. 2008. No. 22. pp. 169-173.

4. Galperin P. Ya. Psychology as an objective science: Selected psychological works. M.: Modek, 2003, 480 p.

5. Bykova I.A. Step-by-step formation of mental actions when teaching schoolchildren programming // Informatics at school. 2023. No. 2(181). pp. 79-86.

6. Vasilyeva V.N. Psychological and didactic basis of corrective technology for teaching the French language // Current problems of Romance languages and modern methods of teaching them: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Kazan, October 27-28, 2016 / Edited by E.A. Pleu-khova. Kazan: Fatherland, 2016. pp. 139-148.

7. Zavodchikova N.I. Step-by-step development in students of the skill of using an algorithm for converting numbers between number systems with bases p and q, where q is a power of p // Informatics at school. 2022. No. 5(178). pp. 76-83.

8. Leontiev A.A. Management of foreign language acquisition // Foreign languages at school. 2009. No. 8. P. 133-139.

9. Meliksetyan A.A. Formation of grammatical skills in English according to the didactic system of P. Ya. Galperina // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. No. T26. pp. 786-790.

10. Novikova A.S. Application of the theory of stage-by-stage formation of mental actions in teaching Scratch programming // Molodist. Intelligence. Initiative: Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference of Students and Masters. Vitebsk: Vitebsk State University named after. P.M. Masherova. 2020. pp. 22-23.

11. Salmina N.G. Program for the formation of initial mathematical concepts and experience of its implementation in teaching practice // Bulletin of Moscow University. Episode 14: Psychology. 2012. No. 4. P. 101-112.

12. Svetlova D. Yu. Methodological aspects of the formation of regulatory universal educational actions in the study of the principles of mathematical analysis in high school // Current problems of modern education. 2021. No. 2(31). pp. 351-358.

13. Skripchenkova N.P. Step-by-step formation of mathematical mental actions // Current problems of modern education. 2022. No. 2(33). pp. 183-189.

14. Stern E.N. Activity theory and theory of linguistic consciousness by P. Ya. Galperin: results of EEG research in the perspective of teaching foreign languages with the help of ICT // Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: Linguistics and intercultural communication. 2022. T. 20, No. 2. P. 81-92.

15. Shvareva L.V. Industrial practice (pedagogical) as a condition for the formation of subjective experience of bachelors of pedagogical education // Pedagogical Journal. 2021. T. 11. No. 5-1. pp. 478-486. DOI 10.34670/AR.2021.27.72.040.

16. Shvareva L.V. Pedagogical support for the formation of professional subjectivity of university students through reflective-oriented exercises // Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 76-2. pp. 239-242.

o с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.