Научная статья на тему 'Применение технологии активного позиционирования и продвижения как условие эффективной промышленной политики региона'

Применение технологии активного позиционирования и продвижения как условие эффективной промышленной политики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
140
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ПРОДВИЖЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫМ РАЗВИТИЕМ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / POSITIONING / PROMOTION / INDUSTRIAL POLICY / INTERESTS OF REGION / INDUSTRIAL DEVELOPMENT AUTHORITY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Влазнева Евгения Андреевна

В данной статье исследуется вариант внедрения технологии активного позиционирования и продвижения в процессы современного промышленного развития региона, который будет способствовать расширению производства, созданию высокотехнологичных рабочих мест, пополнению муниципальных и региональных бюджетов, позволит увеличить привлекательность региона, а также даст возможность расширить экономические связи, установить новые контакты как на федеральном, так и на международном уровнях. Автор предлагает также применить комплексную институциональную модель промышленного развития региона, которая поднимет на более высокий уровень возможность согласования стратегических решений и их избирательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ACTIVE POSITIONING AND ADVANCE TECHNOLOGY AS CONDITION OF EFFECTIVE INDUSTRIAL POLICY OF REGION

This article explores the introduction of active positioning and advance technology in the processes of modern industrial development in the region, which will help to expand production, creating high-tech jobs, completion of municipal and regional budgets, will increase the attractiveness of the region, and an opportunity to expand economic ties and establish new contacts both at federal and international levels. The author also offers to apply a comprehensive institutional model of industrial development in the region, which will raise to a higher level the possibility of harmonizing the strategic decisions and their selectivity.

Текст научной работы на тему «Применение технологии активного позиционирования и продвижения как условие эффективной промышленной политики региона»

УДК 332.122

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

© Евгения Андреевна Влазнева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры экономической теории и национальной экономики, e-mail: olg406@inbox.ru

В данной статье исследуется вариант внедрения технологии активного позиционирования и продвижения в процессы современного промышленного развития региона, который будет способствовать расширению производства, созданию высокотехнологичных рабочих мест, пополнению муниципальных и региональных бюджетов, позволит увеличить привлекательность региона, а также даст возможность расширить экономические связи, установить новые контакты как на федеральном, так и на международном уровнях. Автор предлагает также применить комплексную институциональную модель промышленного развития региона, которая поднимет на более высокий уровень возможность согласования стратегических решений и их избирательность.

Ключевые слова: позиционирование; продвижение; промышленная политика; интересы региона; управление промышленным развитием; конкурентоспособность.

Современный уровень развития промышленного производства, несмотря на большое количество принятых в последние годы нормативно-правовых актов на федеральном и на региональном уровнях, так или иначе связанных с принятием современных управленческих решений, пока на практике не дает положительных результатов. Это диктует необходимость разработки комплек-

са теоретических положений и практических рекомендаций по формированию процессов управления инновационным развитием отечественной промышленности как на федеральном, так и региональном уровнях.

Главное внимание государства сосредоточивается на формировании такой предпринимательской среды, которая повышает возможности промышленных организаций быть

инновационными, гибкими и конкурентоспособными. Реформа институциональной среды бизнеса, повышающая активность конкуренции и поощряющая организации, внедряющиеся на новые рынки или создаваемые на них заново, - один из главных приоритетов новой промышленной политики, поскольку в условиях глобализации макроэкономическая политика оказывает все большее влияние на результативность промышленной политики [1].

Как нам представляется, в современных условиях субъектам Российской Федерации необходимы новые системы и механизмы управления развитием функционирующих на их территории промышленных комплексов, работающие на повышение инновационной составляющей конкурентоспособности региональных экономик, основанные на последних достижениях науки и техники и активной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Для перспективы промышленной привлекательности региона и его ориентации на инновационное развитие предприятий промышленного производства рекомендуется проведение реформирования системы управления промышленным развитием региона.

Основной формой системы управления промышленным развитием региона может стать создание модели управления, которая сочетала бы в себе элементы отраслевого управления, но в большей степени элементы регионального управления промышленным производством, основанная на внедрении управленческих технологий.

В Тамбовской области имеются все предпосылки по успешной реализации стратегии промышленного развития региона с целью повышения конкурентоспособности продукции промышленных предприятий как на межрегиональном, так и на международном уровне.

По мнению Ю.А. Фридмана, Г.Н. Речко, О.А. Биякова, существуют серьезные основания полагать, что промышленная политика должна формироваться на федеральном уровне по типу национальных проектов. С другой стороны, федеральный центр, особенно в последнее десятилетие, «активно стимулировал» субъекты федерации разрабатывать и реализовывать собственную региональную промышленную политику [2].

Как нам представляется, обязательным условием реализации программы промышленного развития является формирование такой структуры управления и внедрения, которая бы стала идеальной базой для создания благоприятных условий проведения преобразований в сфере промышленного производства, которые бы учитывали политические и социально-экономические интересы региона. В свою очередь, реализация промышленной политики нашего региона будет способствовать укреплению позиций государства в осуществлении федеральной государственной программы промышленного развития регионов.

Предлагается разработать комплексную институциональную систему промышленного развития региона, которая бы соединила в себе прозрачность процесса принятия нормативно-правовых актов в сфере развития промышленного производства как на уровне региона, так и на федеральном уровне и участие соответствующих субъектов и заинтересованных сторон.

Предлагаемое в нашей модели горизонтальное промышленно-институциональное

сотрудничество позволит ускорить темпы промышленного развития региона. В большинстве классических моделей, созданных на основе нисходящего принципа, результативность реализации промышленной политики зависит от одной структуры, обладающей властными функциями, имеющими четкие цели, современной информационной базой как внутри структуры, так и между заинтересованными сторонами. Все эти требования должны быть соблюдены федеральными органами власти путем назначения одного отраслевого министерства, ответственного за проведение региональной промышленной политики.

Процесс формирования и реализации Стратегии промышленного развития нашего региона имеет нисходящие структурные элементы процесса формирования региональной промышленной политики, находящиеся в рамках федеральной программы промышленного развития регионов, а также восходящие элементы, которые являются основой формирования региональной политики, определяемой перспективными планами развития муниципальных образований.

Соотношение требований федеральной промышленной политики с практикой реализации ее на региональном уровне должно сочетаться с возможностями и перспективными планами промышленного развития региона [3-6]. Данное сочетание и составляет основной принцип данного подхода. Как нам представляется, применение такого подхода к формированию промышленной политики региона, когда акцент ставится на сотрудничество федерального центра и региона, поднимет на более высокий уровень возможность согласования стратегических решений и их избирательность, а также будет способствовать проведению активной социальноэкономической и промышленной политики всеми органами государственной власти субъекта Федерации.

На практике это представляет собой стратегию промышленного развития региона, в которой в результате взаимодействия федерального центра и региональных властей объединяются общенациональные и региональные требования.

Таким образом, принципы взаимодействия, сотрудничества, гибкость, прозрачность и эффективность проведения промышленной политики являются основополагающими условиями, которые позволят обеспечить результативность применяемых мер, а также будут способствовать осуществлению политики государства и ее адаптации к нуждам регионов.

Центр стратегических разработок при Правительстве Российской Федерации принял активное участие в разработке Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г. (Закон Тамбовской области от 29 апреля 2009 г. № 512-3), в котором особое внимание уделяется вопросам инновационного развития промышленного производства.

В условиях определенной финансовой нестабильности вышеуказанная стратегия развития региона выполняет антикризисную функцию и продолжает в рамках государственной и региональной программ проводить государственную политику в сфере инновационного развития промышленного производства.

Классический опыт России и зарубежных стран показывает, что и экономика в целом, а промышленность в частности развивается циклически. Поэтому существующий

экономический кризис в России и зарубежных странах по сути дела является неизбежным явлением. Таким образом, наука и проектно-конструкторские организации, на наш взгляд, должны, используя собственный и международный опыт, под руководством территориальных органов управления разработать и осуществить комплекс мер не только по структурной перестройке и модернизации региональной промышленности, но и более активному позиционированию и продвижению конкурентных преимуществ промышленной продукции региона.

Экономический кризис резко обостряет конкурентоспособность промышленных товаров региона, и поэтому каждое промышленное предприятие обязано предложить вышестоящим отраслевым структурам и региону в целом свои конкурентные преимущества.

Это позволяет нам предложить вариант активного позиционирования и продвижения региона на промышленном рынке как проект технологии реализации управленческих решений развития промышленности региона.

Данный проект технологии предусматривает целенаправленную деятельность заинтересованных сторон данного внедренческого процесса, к которым относятся: региональные и муниципальные власти, руководители промышленных предприятий и научных сообществ, работающих по следующим направлениям промышленного развития региона:

- создание благоприятных и привлекательных условий для промышленного развития области;

- правовое обеспечение развивающихся промышленных предприятий региона;

- активное привлечение внутренних и внешних инвесторов в промышленное производство региона.

К главным факторам, которые должны обеспечивать стратегическое развитие региональной промышленности, следует отнести:

- наличие квалифицированных инженерно-технических работников и управленческих кадров;

- повышение уровня развития межрегиональных и международных связей;

- географическое местоположение региона;

- участие в межрегиональном и международном рынке промышленных товаров инновационного производства;

- работа по завершению формирования законодательной базы региона в сфере промышленного производства;

- создание высокоразвитой технологической среды и проведение НИОКР;

- наличие необходимых для развития промышленного производства финансовых ресурсов;

- модернизация управленческих решений.

Модернизацию управленческих решений

следует проектировать, опираясь на систему инноваций, ориентируемых на следующие этапы:

- применение научно-обоснованных форм и методов изучения возможностей территории для модернизации промышленного производства;

- развитие инфраструктуры, применение результатов инновационных управленческих решений на муниципальных территориях региона.

Первый этап предлагается сориентировать на изучение возможностей субъекта Федерации, разработку управленческих решений и их реализации на каждом этапе промышленного развития региона. На основе выявленных возможностей происходит расширение ассортимента и его продвижение на внутреннем и внешнем рынках. Результатом поэтапной реализации данного подхода станет процесс диверсификации промышленного развития региона.

Второй этап предполагает реализацию разработанных научно-обоснованных управленческих решений по созданию материально-технической базы промышленного развития региона.

Предложенные варианты модернизации модели управленческих решений предполагают позиционирование привлекательности нашего региона в сфере промышленного развития на среднесрочный и долгосрочный период. Различные комбинации по реализации первого и второго этапа, как нам представляется, будут способствовать усилению конкурентных преимуществ и возможностей Тамбовской области с перспективой формирования структуры промышленного развития региона на основе применения нанотехнологий.

Как нам представляется, современная региональная промышленная экономика, развитие и эффективность инновационных тех-

нологий, применяемых в промышленном развитии региона, должны основываться на высоком уровне взаимоотношений хозяйствующих структур с органами муниципальной, региональной и межведомственных властей.

Изучение данного вопроса привело автора к мысли о том, что необходимо создать специализированную структуру, например Институт регионального промышленного развития, который, в соответствии с государственной и региональной политикой промышленного развития региона, разрабатывает меры по ее реализации.

На наш взгляд, основополагающие направления деятельности Института регионального промышленного развития должны быть нацелены на реализацию следующих задач:

- посредничество при контактах и кооперации предприятий и университетов;

- развитие региональных инновационных промышленных проектов;

- координация деятельности научно -исследовательских опытно-конструкторских разработок (НИОКР) с научными разработками университетов и научных центров региона в сфере промышленного производства.

Систематическая поддержка развития инновационных процессов в сфере промышленности, как нам представляется, послужит необходимым стимулятором продвижения региона по следующим направлением промышленного развития:

- постоянное правовое сопровождение участников программ модернизации и расширения промышленного производства;

- поддержка вновь создаваемых предприятий органами муниципального и регионального управления;

- проведение научно-практических исследований на базе предприятий, использующих нанотехнологии.

Постоянное правовое сопровождение участников программ модернизации и расширения промышленных производств является не менее значимым, чем создание условий для формирования новых видов производств, поскольку действующие в регионе предприятия имеют практику создания высокотехнологичных рабочих мест, что способствует пополнению муниципального и регионального бюджетов.

Рис. 1. Основные направления развития региона в среднесрочном периоде

Постоянное правовое сопровождение участников программ промышленного развития регионов необходимо, как нам представляется, по ряду причин:

- каждое предприятие постоянно оценивает свою развитость транспортной инфраструктуры;

- предприятия формируют базу поставщиков, партнеров, как с отраслевыми, так и межотраслевыми предприятиями, что служит важнейшим критерием инновацион-

ных результатов по выпуску промышленной продукции;

- формирование целостной системы поддержки деловых контактов с поставщиками и партнерами является средством раскрытия потенциала региона.

Важным средством установления и поддержания деловых контактов с отраслевыми и межотраслевыми промышленными предприятиями, а также с предприятиями ближнего и дальнего зарубежья, является их взаимодействие через региональные ассоциации

промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных палат регионов и зарубежных стран. Как нам представляется, Институт регионального промышленного развития должен выступить координатором взаимодействия заинтересованных сторон.

Предлагается также использовать стандартный инструментарий и нестандартные методы по продвижению промышленных товаров нашего региона на новые рынки, тем самым создавая благоприятные условия для привлечения новых инвесторов. Мы рекомендуем ряд мероприятий, которые могли бы усилить привлекательность нашего региона: проведение межрегиональных, федеральных выставок товаров промышленной продукции с предполагаемой реализацией товаров промышленного производства, с заключением контрактов по поставке промышленных товаров, организация промышленных и инвестиционных форумов, обмен делегациями, технические симпозиумы и презентации разработанных в регионах высокотехнологичного оборудования и высококачественной промышленной продукции.

Таким образом, можно выделить четыре направления по реализации технологии активного позиционирования и продвижения региона на промышленном рынке:

1) правовое сопровождение развития промышленности региона;

2) региональное управление промышленным развитием;

3) внутренний маркетинг товаров промышленного производства;

4) формирование партнерской базы.

Каждое из четырех направлений деятельности требует для своей реализации учета ряда факторов, определяющих продвиже-

ние региона на промышленном рынке, в связи с чем нами выделены основные стадии, определяющие развитие региона в среднесрочном периоде (рис. 1).

Создание системы управления промышленным развитием региона должно базироваться на разветвленной сети филиалов Института регионально промышленного развития, на которые он мог бы опираться в совместной деятельности по модернизации промышленного производства в регионе.

1. Бутакова М.М., Мамченко О.П., Соколова О.Н. Экономика и промышленность региона: инновационный аспект развития // Фундаментальные исследования. 2006. № 6. С. 68-69.

2. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Бияков О.А. Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал / Вятский государственный университет. Киров, 2007. № 2 (10). иКЬ:

3. Анисимов В.Д. Российские регионы как субъекты промышленной политики // Российский экономический журнал. 2006. № 7-8. С. 36-56.

4. Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. М., 2006.

5. Голосов О.В., Лаптев О.В. Регион: модельное отображение. М., 2007.

6. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза // РЭК. 2000. № 4.

Поступила в редакцию 27.09.2010 г.

UDC 332.122

USE OF ACTIVE POSITIONING AND ADVANCE TECHNOLOGY AS CONDITION OF EFFECTIVE INDUSTRIAL POLICY OF REGION

Yevgeniya Andreyevna Vlazneva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Economical Theory and National Economics Department, e-mail: olg406@inbox.ru

This article explores the introduction of active positioning and advance technology in the processes of modern industrial development in the region, which will help to expand production, creating high-tech jobs, completion of municipal and regional budgets, will increase the attractiveness of the region, and an opportunity to expand economic ties and establish new contacts both at federal and international levels. The author also offers to apply a comprehensive institutional model of industrial development in the region, which will raise to a higher level the possibility of harmonizing the strategic decisions and their selectivity.

Key words: positioning; promotion; industrial policy; interests of region; industrial development authority; competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.