УДК 378.147:37.037.1 Данилов Роман Сергеевич
кандидат философских наук, заведующий кафедрой спортивных игр Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
https://doi.org/10.24158/spp.2017.10.18 Danilov Roman Sergeevich
PhD,
Head of the Sports Games Department, Institute of Sports and Physical Training, Saratov State University
TEACHING AIDS IMPLEMENTATION WHILE TRAINING THE STUDENTS MAJORING IN PHYSICAL EDUCATION
Аннотация:
В статье изложены результаты теоретического анализа вопроса актуализации технических средств обучения в контексте сверхмобильности образования. Реализация компетентностного подхода к образованию, информатизация образовательного процесса - это прежде всего постоянная реформация содержания, методов и организационных форм работы со студентами на этапе перехода образовательного учреждения к функционированию в условиях информационного общества. Обосновано применение технических средств обучения (ТСО) в образовательном процессе как актуальная потребность объектов и субъектов воспитания и образования. Проанализированы условия, способствующие улучшению усвоения знаний, расширению кругозора, повышению успеваемости студентов, обучающихся на бакалавриате. Определены требования, которым должен удовлетворять комплекс ТСО на занятиях со студенческой молодежью. Доказано, что ТСО способствуют эстетическому воспитанию и формированию информационной культуры объекта и субъекта образования. Установлено, что эффективность исполь-зования ТСО зависит не только от точного определения их места в системе обучения, но и от рациональной организации структуры занятия. Представлены результаты анализа данных анкетирования студентов физкультурного профиля, обучающихся по программе бакалавриата, подтвердившие эффективность и актуальность применения ТСО в рамках реализации рабочей программы дисциплины. Показано, что использование видеоматериалов и программ для видеоанализа повышает уровень усвоения изучаемого материала.
Ключевые слова:
технические средства обучения, информационные технологии, видеоматериалы, программы для видеоанализа, современная модель образования, условия повышения успеваемости, высшее образование, студенты физкультурного профиля.
Summary:
The study presents the results of a theoretical analysis of updating teaching aids in the context of the high-mobility education. First of all, the implementation of the competency-based approach to education and the computerization of the academic process imply the ever-changing methods of student engagement when the educational institution starts to function in the information society. Teaching aids applied in the academic process are considered to be the present-day needs of lecturers and students. The author analyzes the environment conducive to mastering knowledge, expanding the horizons, and improving achievements of the bachelor's degree students. The study defines the requirements that must be met by teaching aids during the classes. Teaching aids are considered as a way to promote aesthetic education and develop the information culture of the object and subject of education. It is established that the effective implementation of teaching aids depends on their right place in the training system and the streamlined lesson structure as well. The results of the questionnaire of the bachelor's degree students majoring in physical education confirmed the effectiveness and relevance of applying various teaching aids within the syllabus. The research shows that using video materials and video analysis software has a significant positive effect on academic progress.
Keywords:
teaching aids, information technologies, video materials, video analysis software, modern model of education, environment for academic progress, higher education, students majoring in physical education.
Динамика научного и образовательного прогресса требует от современного специалиста высокой подвижности и познавательной мобильности. На протяжении долгого времени процессы в образовательной сфере оставались в относительной стагнации, однако век техногенной эры требует кардинальных перемен в технической подготовленности специалиста любой сферы [1]. Неизбежно это сказывается и на процессе образования, особенно на его технологической части. Выбор средств и методов образования и воспитания можно отнести к постоянно эволюционирующим аспектам методологической культуры педагога. Основной же проблемой является правильность его использования как средства поиска действительно необходимой и актуальной информации [2].
Вышеуказанные положения определили цель исследования - доказать, что использование видеоматериалов и программ для видеоанализа окажет существенное положительное влияние на степень усвоения изучаемого материала. Объектом исследования стал учебный процесс студентов-бакалавров Института физической культуры и спорта на занятиях по дисциплине «Повышение профессионального мастерства»; предметом - внедрение информационных технологий (видеоматериалов, презентаций и программ для видеоанализа) на занятиях со студентами.
Действительно, современная система образования весьма требовательна к умственным способностям студента, но она является «продуктом» техногенной эры, в которой оперативность процессоров ежегодно увеличивается вдвое, тогда как размер их вдвое уменьшается. Заказчики образования также заинтересованы в интенсификации образовательного процесса, поскольку как потенциальные работодатели они заботятся об уровне образования и соответствии будущего сотрудника необходимой компетентности [3].
Научно-технический прогресс, диктующий образовательную модель, остановить невозможно, но обществу необходимо расставить значимые приоритеты: воспитание человека, его социализация и профессиональная социализация являются важнейшими задачами всего профессионального сообщества, и в частности системы образования [4].
Применение технических средств обучения и коммуникации - один из дискуссионных вопросов педагогики. С одной стороны, они создают благоприятные предпосылки к разнообразию учебного процесса и повышению его информативности, с другой - являются предметом его интенсификации, что ведет к эмоциональной и психологической напряженности всех участников образовательного процесса [5].
По нашим предположениям, применение технических средств обучения (ТСО) при обучении бакалавров физкультурного профиля будет способствовать:
- более качественному усвоению материалов;
- развитию идеомоторной составляющей учебного процесса;
- усилению мотивации к занятиям по дисциплинам;
- повышению плотности занятий;
- интенсификации интереса к предмету;
- реализации важного дидактического принципа наглядности;
- максимальному использованию способностей обучающихся, более полной мобилизации их внутренних ресурсов;
- меньшей утомляемости студентов.
На основе гипотетических предположений были поставлены следующие задачи исследования:
- определить условия повышения эффективности обучения физической культуре с использованием технических средств обучения в учебном процессе бакалавров физкультурного вуза;
- разработать план занятий с применением информационных технологий при обучении физической культуре;
- провести исследование, используя на занятиях аудиовизуальные средства для повышения эффективности обучения.
С целью определения эффективности применения технических средств обучения в 2016/17 учебном году в Институте физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в учебный процесс дисциплины «Повышение профессионального мастерства» был внедрен ряд технических средств обучения: программы видеоанализа, аудиальные программы тестирования физической подготовленности, программы тестирования теоретической подготовленности обучающихся. Общая выборка составила 65 студентов очной и заочной формы обучения в возрасте от 17 до 35 лет.
По окончании курса дисциплины студентам предлагалось заполнить анкету, включавшую 10 вопросов. Полученные результаты представлены в таблице 1.
Анализ 650 ответов, полученных при анкетировании, позволил установить, что ответ «полностью» встречался 530 раз (81,54 % от общего числа ответов), «вполне» - 83 (12,77), «не в полной мере» - 36 (5,54), ответ «нет» встретился лишь однажды, что составило 0,15 %.
Методы и приемы работы с техническими средствами отвечали общим требованиям методики обучения.
Одним из доступных для использования и анализа технических средств, которые широко применялись при обучении, являлись программы видеоанализа. Видеоанализирующие программы имеют некоторое преимущество, выражающееся в своевременном внесении коррективов в учебный процесс по мере необходимости.
Таблица 1 - Мнения студентов об эффективности использования технических средств
обучения в процессе освоения дисциплины «Повышение профессионального мастерства»
Согласны ли Вы с тем, что... Варианты ответов
полностью вполне не в полной мере нет
...использование технических средств обучения (ТСО) на занятии является целесообразным? 53 6 6 0
.ТСО своевременно применялись в части занятий? 57 7 1 0
.нагрузка моторных тестов была адекватной? 51 10 4 0
.примененные ТСО соответствовали «необходимой» моторной плотности занимающихся? 47 10 8 0
.ТСО повышают эмоциональный фон? 59 6 0 0
.ТСО повышают уровень усвоения материала? 62 3 0 0
.ТСО повышают мотивацию к занятиям? 51 11 3 0
.ТСО способствуют меньшей утомляемости? 53 10 2 0
.ТСО способствуют развитию идеомоторной составляющей тренировки? 44 16 4 1
.ТСО доступны для использования? 53 4 8 0
В результате рассмотрения различных методик применения ТСО приходим к выводу, что ТСО, в частности обучающие фильмы и тренажеры, могут приятно разнообразить занятия и значительно облегчить их проведение [6]. Немаловажным фактором применения ТСО на занятиях со студентами выступило то, что такая форма проведения занятий способствовала эстетическому воспитанию обучающихся за счет использования компьютерной графики, технологий мультимедиа и формировала информационную культуру, умение осуществлять обработку информации.
Изучение научной и методической литературы и результаты анкетирования студентов позволяют заключить, что применение технических средств обучения на занятиях со студентами:
1) раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе обучения;
2) способствует улучшению усвоения материала за счет уменьшения утомляемости и повышения познавательной деятельности обучающихся, что выражается в их активном участии при подведении итогов, разборах игр, на студенческих дебатах и выступлениях в рамках студенческих конференций;
3) расширяет кругозор студентов при условии их участия в обработке материала, требующего знаний основ таких смежных дисциплин, как «Анатомия», «Биомеханика» и «Теория и методика спортивных игр»;
4) способствует повышению успеваемости благодаря своевременному внесению коррективов в образовательный процесс каждого участника;
5) позволяет увеличить объем информации за счет повышения моторной плотности занятий;
6) отвечает требованиям наглядности и актуальности применения технологий медиапро-странства.
Использование технических средств обучения, основанное преимущественно на наглядном восприятии информации, помогало студентам лучше понимать задачи и реализовывать свой потенциал.
Ссылки:
1. Гордиевских В.М. Формирование компетентности в использовании технических средств обучения у студентов гуманитарных специальностей педвуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2007. 29 с. ; Фархутдинова С.Г. Технические средства обучения и их роль в практике преподавания // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010. № 1. С. 74-77.
2. Использование современных технических средств обучения как фактор повышения эффективности учебного процесса / Р.Б. Гаджиев, О.О. Тужиков, Д.Б. Броховецкий, Л.В. Каргальская, Е.М. Гаджиева // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 9, № 11 (98). С. 37-38 ; Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования : учеб. пособие для студентов высших пед. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 304 с.
3. Копытова Н.Е., Налетова И.В. Преподаватели вузов о системе образования, повышении квалификации и мотивах повышения квалификации // Образование и общество. 2011. № 4. С. 76-80 ; Лопанова Е.В. Особенности профессионально-педагогической переподготовки преподавателей вуза в условиях внедрения профессионального стандарта // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. М., 2017. Вып. 32. С. 88-102.
4. Адольф В.А., Юрчук Г.В. Профессиональная социализация личности в процессе субъектно ориентированного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 1. С. 5-10. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-1-5-9.
5. Здыбель Е.Н., Ягупова Л.Б. Использование технических средств обучения в педагогическом процессе // Аспирант и соискатель. 2013. № 5. С. 99-100 ; Михайлова О.Б., Кущазли М.И. Особенности проявления и стратегии преодоления профессиональных деформаций у педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 37-42 ; Pinhey L.A. Global Education: Internet Resources. ED 171124 : ERIC Digest / ERIC Clearinghouse for Social Studies. Bloomington (IN), 1998.
6. Филимонов С.А. О методических и организационных аспектах использования ТСО // Педагогические науки. 2010. № 5. С. 108-109.