9. Перспективы развития вооружения, военной и специальной техники Воздушно-десантных войск до 2035 года / Доклад председателя военно-научного комитета Воздушно-десантных войск // День инноваций ВДВ. Рязань: РВВДКУ, 2021.
10. В ожидании качественных революционных преобразований в российском автомобилестроении (часть 3) // ИА Оружие России/Блоги/Техника и вооружение. [Электронный ресурс] URL: https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/v-ozhidanii-kachestvennykh-revolyutsionnykh-preobrazovaniy-v-rossiyskom-avtomobilestroenii-chast-3 (дата обращения: 02.04.2024).
11. Мальцев А.М. Боевая эффективность вооружения общевойсковых частей и соединений. Учебное пособие. М.: ОВА МО РФ. 2007. 87 с.
12. Васильченков В.Ф. Военная автомобильная техника. Книга вторая. Военные автомобили и гусеничные машины. Теория эксплуатационных свойств / Васильченков В.Ф. Воениздат МО РФ. ООО ПК «Тигель», Рязань. 2004. 432 с.
13. Васильченков В.Ф., Горячев В.А., Жолнин А.Д., Журихин Ю.И., Невдах М.А., Темнов В.П. Военная автомобильная техника. Книга третья. Военные автомобили. Конструкция и расчет / Васильченков В.Ф., Горячев В.А., Жолнин А.Д.[идр.]. Воениздат МО РФ. ООО ПК «Тигель», Рязань. 2004. 664 с.
14. Подчинок В.М. Эксплуатация военной автомобильной техники. Рязань, Рус. Слово. 2006. 696 с.
15. Исследование путей создания расчетно-моделирующего комплекса тактико-технико-экономического обоснования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективных и модернизации существующих образцов ВАТ :отчет о НИР «Расчет 21» (промежуточный) /Научно-исследовательский испытательный центр (исследований и перспектив развития автомобильной техники) 3 центрального научно-исследовательского института (НИИЦ АТ3ЦНИИМОРФ). Бронницы, 2019. 75 с.
Сергиенко Виктор Игоревич, адъюнкт, [email protected], Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище,
Заяц Юрий Александрович, д-р техн. наук, профессор, sajua@yandex. ru, Россия, Рязань, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище
THE IMPACT OF MEASURES TO PROTECT MILITARY VEHICLES ON THE CHANGE ITS BASIC PROPERTIES
V.I. Sergienko, Yu.A. Zayats
The article considers the prospects for the development and justification of tactical and technical requirements for promising protected samples of cotton wool and the impact of increased protection on the basic properties of military vehicles, which in turn affect the tactical and technical characteristics.
Key words: military automotive equipment, basic properties, combat mission performance special military operation, security, speed, patency, visibility.
Sergienko Viktor Igorevich, adjunct, viktor5208088@yandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Guards Higher Airborne Command School,
Zayats Yuri Alexandrovich, doctor of technical sciences, professor, sajua@yandex. ru, Russia, Ryazan, Ryazan Guards Higher Airborne Command School
УДК 658.511; 338.35
DOI: 10.24412/2071 -6168-2024-4-276-277
ПРИМЕНЕНИЕ SWOT-АНАЛИЗА ПРИ ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
В.И. Макаева, Е.А. Ермолаева, Л.И. Альмитова, О.В. Шлямина, А.Р. Макаева
В обеспечении качества, безопасности и соответствия продукции требованиям и стандартам важную роль играют испытательные лаборатории, которые, существуя в условиях рынка, вынуждены искать пути совершенствования своей деятельности. Наиболее часто применяемым методом стратегического планирования развития предприятия является SWOT-анализ. Данный метод позволил выявить лаборатории по испытаниям воды свои сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды, и выстроить альтернативные направления развития, способствующие сохранению устойчивой позиции на рынке.
Ключевые слова: SWOT-анализ, конкурентоспособность, испытательная лаборатория, стратегическое планирование.
На сегодняшний день, в связи с возросшей антропогенной нагрузкой на окружающую среду, способствующей ухудшению качества природных поверхностных и подземных вод, сохранение здоровья людей является одной из самых острых проблем. Проблема качества и безопасности питьевой воды затрагивает очень многие стороны жизни человека, животных [1, 2, 3].
Одним из основных критериев качества питьевой воды является ее безопасность, то есть недопустимость риска, связанного с возможностью причинения вреда здоровью при ее употреблении. С целью выявления соответствия воды нормативным требованиям возникает необходимость проведения регулярных лабораторных исследований.
Испытательные лаборатории, являясь неотъемлемой частью современной промышленности и науки, играют важную роль в обеспечении качества, безопасности и соответствия продукции требованиям и стандартам. Вышеперечисленное является основой для планирования деятельности испытательных лабораторий, которые, существуя в условиях рынка, вынуждены искать пути совершенствования своей деятельности, отвечающей запросам заказчиков, и минимизировать ошибки на всех этапах лабораторной деятельности [4].
Одним из видов управленческого анализа организации, который способствует достижению высокого уровня конкурентоспособности, является стратегический конкурентный анализ [5].
Наиболее часто применяемым методом стратегического планирования, позволяющим оценить факторы и явления, которые влияют на предприятие, способствуют или препятствуют достижению его целей, является SWOT-анализ.
Техника SWOT-анализа была разработана Альбертом Хамфри, который руководил исследовательским проектом в 1960-х годах в Стэнфордском университете с целью выявления причин неудачного корпоративного планирования некоторых компаний. При этом он основывался на данных многих ведущих компаний [6].
Начиная с 1980-х годов SWOT анализ активно используется специалистами в области менеджмента и маркетинга, и не утратил своей актуальности за время существования.
Авторы Sharath Kumar C.R и Praveena K.B. описывают SWOT-анализ как инструмент, который можно эффективно использовать на предприятии при построении организационной и конкурентной стратегии, применяя его для стратегического планирования и стратегического управления [7]. Данный анализ и аббревиатура SWOT, предложенная профессором К.Р. Эндрюсом в 1963 году [8], обозначают следующие показатели деятельности организации:
S (Strengths) - сильные стороны;
W (Weaknesses) - слабые стороны;
O (Opportunities) - возможности;
T (Threats) - угрозы [9].
Heinz Weihrich предложил использовать SWOT-анализ в виде матрицы 2х2, получившим название SWOT-
матрица.
Согласно ГОСТ Р 58531-2019, SWOT-анализ - это анализ слабых и сильных сторон организации, потенциальных возможностей и угроз. Популярность данного метода анализа среди всех остальных аналогичных методов объясняется его универсальностью, что позволяет провести простой и быстрый анализ ключевых факторов внутренней и внешней среды [8].
Анализ внешних и внутренних факторов осуществляется с целью понимания осуществимости и успеха предприятия.
Свойства и способности организации, которые делают ее более особенной и благодаря которым она получает преимущество перед другими организациями-конкурентами, представляют силу организации. Но при анализе необходимо выявить и слабые стороны организации, которые могут характеризовать ее в невыгодном свете по сравнению с другими организациями. Имея слабые стороны организация менее эффективна в своей деятельности, не в состоянии реагировать на возможные проблемы и не может адаптироваться к изменениям. При построении стратегического плана слабые стороны организации должны быть хорошо изучены и улучшены [7].
При изучении внешней среды организации необходимо провести детальный анализ основных факторов, оказывающих влияние на ее деятельность, выявить благоприятные (возможности) и опасные тенденции (угрозы), которые могут способствовать или мешать в реализации задач [5].
В связи с вышеизложенным целью работы является применение SWOT-анализа при разработке общих направлений и стратегии развития Испытательного центра на примере одного из его структурных подразделений -сектора по испытаниям воды.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач по выявлению сильных и слабых сторон лаборатории, перспектив и внешних угроз, а также предложить рекомендации по повышению конкурентоспособности лаборатории по исследованиям качества воды на рынке услуг.
Основная часть. Испытательный центр (ИЦ), в состав которого входит сектор по испытаниям воды, является структурным подразделением ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ», аккредитован в национальной системе аккредитации на соответствие ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 и критериям аккредитации, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 26.10.2020 г. №707 [10, 11].
В лаборатории выполняются исследования различных видов воды в соответствии с утверждённой областью аккредитации по органолептическим, физико-химических, микробиологическим и токсикологическим показателям. Исследования проводятся на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, межгосударственных и национальных стандартов, нормативных документов предприятий, санитарно-гигиеническим норм.
Испытательный центр расположен в пригороде г. Казани, что является удачным для заказчиков из различных районов республики Татарстан.
Лаборатория оснащена необходимыми материально-техническими ресурсами: средствами измерений; испытательным, вспомогательным оборудованием, стандартными образцами, реактивами и расходными материалами, обеспечена нормативными документами, необходимыми для проведения работ в области аккредитации
Клиентами испытательной лаборатории являются как физические, так и юридические лица, в том числе: производители и поставщики, розничные компании и торговые сети, государственные органы (выдача сертификатов соответствия).
Для выработки общих направлений и стратегии развития лаборатории на основе SWOT-анализа разработан алгоритм проведения исследований, представленный на рисунке.
Алгоритм выполнения SWOT-анализа
На 1 этапе исследований определены все внутренние и внешние факторы сектора по испытаниям воды, преимущества (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны), а также внешние угрозы и возможности.
В секторе по испытаниям воды проводятся исследования различных видов вод - централизованного и нецентрализованного водоснабжения, воды расфасованной в емкости, поверхностных и сточных вод на соответствие требованиям соответствующих Санитарных норм и правил (СанПиН), ГОСТ.
Особенно популярны исследования воды из скважин, систем централизованного водоснабжения и бути-лированной воды [12].
В утвержденной области аккредитации ИЦ проводятся исследования различных видов вод по 97 показателям, из них по 31 - в секторе по испытаниям воды.
При изучении внешних факторов выявлено, что на рынке услуг присутствуют и другие лаборатории, проводящие исследования по оценке качества воды. Далее проведен анализ конкурентов и установлена информация, необходимая для определения тактики и разработки стратегического плана нашей лаборатории. Изучена номенклатура услуг и ценовая политика конкурентных лабораторий.
Таким образом, по результатам проведенного анализа выявлены и описаны все сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, возникающие во внешней среде по отношению к лаборатории (табл. 1).
Изученные факторы представляют первичную SWOT-матрицу. Первичный SWOT-анализ позволил выявить следующие слабые стороны: удаленность от города, отсутствие рекламы о проводимых испытаниях. Одновременно с этим стоит обратить внимание, что лаборатория является структурным подразделением государственного учреждения, имеет высококвалифицированный персонал, который постоянно повышает свою квалификацию, а стоимость испытаний у нее ниже, чем у конкурентов. Основными возможностями лаборатории являются расширение области аккредитации, гибкая ценовая политика, возможность предоставления скидок постоянным заказчикам. Основные угрозы - это выход на рынок новых конкурентов, рост цен на оборудование, реактивы, материалы и их несвоевременная поставка. Данные первичной матрицы позволяют сделать вывод о важности и необходимости развития лаборатории
Наиболее весомые факторы этой матрицы будут использованы в дальнейшем для составления итоговой ВШОТ-матрицы и расчета интегральной оценки конкурентоспособности сектора по испытаниям воды ИЦ.
Для этого экспертной группой, состоящей из сотрудников лаборатории, имеющих значительный стаж работы, выявлены наиболее значимые факторы для проведения оценки.
Расчет ранга каждого фактора определен по следующей формуле (1):
я? = поснгОУ1 , (1)
где Яf - ранг характеристики; - оценка воплощения характеристик (в 5 или 10 балльной системе с соответ-
ствующим знаком); 0У1 - оценка важности характеристик (от 0 до 1).
Вычисление интегральной оценки конкурентоспособности сильных и слабых сторон лаборатории проведено по формуле (2):
0К = , (2) где 0К - интегральная оценка конкурентоспособности; - ранг 1 характеристики [13, 14]. Произведенные расчеты представлены в табл. 2.
Таблица 1
Первичная матрица .ЧИОТ-анаипа_
Внутренние факторы
Сильные стороны (8) Слабые стороны
1. Лаборатория является структурным подразделением государственного учреждения 2. ИЦ аккредитован в Национальной системе аккредитации 3. Высококвалифицированный персонал, обладающий практическим опытом 4. Постоянное повышение квалификации персонала 5. Обширная номенклатура показателей 6. Удобное расположение организации для заказчиков из районов республики Татарстан в плане логистики 7. Стоимость испытаний ниже, чем у конкурентов 8. ИЦ предоставляет достаточное количество информации в протоколе результатов исследований. 9.Плодотворное сотрудничество с поставщиками или партнерами, укрепляющее конкурентные позиции компании 1. Отсутствие некоторых необходимых для заказчика показателей в области аккредитации 2. Отсутствие рекламы об испытаниях воды в средствах массовой информации 3. Удаленность от города для заказчиков из г. Казани 4. Наличие на отдельных участках устаревшего оборудования
Внешние факторы
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Прочное финансовое положение, так как функционирует на базе государственного учреждения 2. Гибкая ценовая политика, возможность применения скидок для постоянных клиентов 3. Расширение области аккредитации за счет внедрения уникальных показателей качества воды 4. Сокращение сроков представления протоколов испытаний 1. Выход на рынок новых конкурентов. 2. Снижение количества заказчиков по различным причинам 3. Рост цен на оборудование, реактивы, материалы 4. Несвоевременная оплата услуг лаборатории со стороны заказчиков 5. Несвоевременное поставка реактивов, стандартных образцов для испытаний
Таблица 2
Оценка степени влияния внутренних факторов
_(конкурентоспособности)_
Характеристики корпоративного профиля Оценка воплощения характеристик в 5 балльной системе (с соответствующим знаком +/-) Оценка важности характеристик (от 0 до 1) Ранг характеристики
ОСк я?
Сильные стороны 1. Лаборатория является структурным подразделением государственного учреждения +5 0,8 +4,0
2. ИЦ аккредитован в Национальной системе аккредитации +5 1,0 +5,0
3. Высококвалифицированный персонал, обладающий практическим опытом +4 0,9 +3,6
Слабые стороны 1. Отсутствие некоторых необходимых для заказчика показателей в области аккредитации -3 0,7 -2,1
2. Отсутствие рекламы об испытаниях воды в средствах массовой информации -4 0,8 -3,2
3. Удаленность от города для заказчиков из г. Казани -3 0,8 -2,4
Интегральная оценка конкурентоспособности, Ок +4,9
Таким образом, после проведенных расчетов выявлено, что в секторе по испытаниям воды преобладают сильные стороны (+ 4,9). Следует отметить, что постоянное проведение обучения является немаловажным фактором для повышения квалификации персонала.
Следующим этапом исследований стало проведение оценки степени влияния наиболее значимых факторов внешней среды с вычислением интегральной оценки.
Подсчет ранга каждого внешнего фактора (уровень благоприятности) осуществлялся по следующей формуле (3):
= ПСкс81гУ1, (3)
где Л?хг - ранг внешнего фактора; Ск^ - характер влияния фактора (± 1); БЬ^ - сила влияния фактора (по 5, 10 или 100 балльной системе); V— важность фактора для фирмы.
Интегральная оценка благоприятности внешней среды определена по формуле (4):
0Ех1 = £ йр£, (4)
где 0ЕхС- интегральная оценка внешней среды; Л?хг - ранг i внешнего фактора [13, 14].
Расчеты представлены в табл. 3.
Проведенный анализ показал, что несмотря на имеющиеся угрозы в виде конкуренции и снижения количества заказчиков, лаборатория имеет возможности для эффективной деятельности за счет увеличения качества обслуживания и расширения области аккредитации. В секторе по испытаниям воды преобладают сильные стороны (+ 1,4).
По результатам оценки внутренних и внешних факторов установлено, что лаборатория, имея сильные и слабые стороны, способна использовать благоприятные ситуации и противостоять внешним угрозам. Однако, необходимо обратить большее внимание на слабые стороны и опасные тенденции, предпринять меры по их минимизации или устранению. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг потребностей заказчиков, расширять область аккредитации, использовать рекламную политику в средствах массовой информации.
Таблица 3
Оценка степени влияния внешней среды_
Факторы внешней среды Характер влияния (± 1) Сила влияния (по 5 балльной системе) Важность фактора для организации (от 0 до 1) Ранг каждого внешнего фактора
Chi sti Уь ^ЕхЬ
Возможности 1. Функционирует на базе государственного учреждения +1 5 1,0 5,0
2. Гибкая ценовая политика, возможность применения скидок для постоянных клиентов +1 4 0,8 3,2
3. Расширение области аккредитации за счет внедрения уникальных показателей качества воды +1 4 0,8 3,2
Угрозы 1. Выход на рынок новых конкурентов -1 4 0,9 -3,6
2. Снижение количества заказчиков по различным причинам -1 4 1,0 -4,0
3. Рост цен на оборудование, реактивы, материалы -1 3 0,8 -2,4
Интегральная оценка благоприятности внешней среды, 0ЕхЬ + 1,4
Следующим этапом исследования явилось определение основных стратегических действий, формулировка задач развития лаборатории и определение приоритетных направлений распределения ресурсов лаборатории.
Для формулировки предполагаемых стратегий организации были сопоставлены все возможные варианты комбинаций полей матрицы - SO, WO, ST и WT, означающие:
БО - стратегия, использующая возможности внешней среды для максимизации эффекта сильных сторон
компании;
ШО - основная концепция стратегии это - ликвидация слабых сторон путем получения преимуществ от реализации потенциальных возможностей;
БТ - стратегия защиты, предполагающая использование сильных сторон компании с целью устранения или минимизации угроз внешней среды;
ШТ - стратегия направлена на минимизацию слабых сторон компании и угроз внешней среды [9]. Наиболее важные стратегии представлены в табл. 4.
Таблица 4
Стратегия развития сектора воды_
Стратегии ^О) Стратегии ^Т)
- Являясь структурным подразделением государственного учреждения, лаборатория имеет прочное финансовое положение и способна постоянно улучшать свою материально-техническую оснащенность - Создание условий для постоянных клиентов - Долгосрочные договоры с заказчиками - Расширение области аккредитации - Использование гибкой ценовой политики - Оценка поставщиков по срокам поставок для дальнейшего сотрудничества, поиск новых поставщиков - Поддержание высокого качества оказания услуг, гарантированно достоверных результатов испытаний способствует сохранению клиентской базы - Выяснение причин несоответствий, их устранение
Стратегии ^О) Стратегии ^Т)
- Проведение анализа запроса потребителей и выявление показателей для расширения области аккредитации. - Оповещение о деятельности организации, ее ценовой политике в средствах массовой информации. - Закупка оборудования, средств и материалов для расширения номенклатуры показателей, - Управление рекламной политикой лаборатории и оценка поставщиков - Применение гибкой ценовой политики, предоставление льгот для постоянных клиентов
Таким образом, исходя из разработанной стратегии дальнейшего развития лаборатории по каждой комбинации выделены основные моменты, которые могут быть использованы лабораторией для разработки стратегии развития в дальнейшем:
- За счет создания условий для заказчиков произойдет увеличение их количества и возрастание прибыли учреждения, что приведет к улучшению материально-технической оснащенности лаборатории и стабильной заработной плате сотрудников.
- Устранение выявленных несоответствий, привлечение субподрядчиков, новых поставщиков, использование гибкой ценовой политики способствует сохранению устойчивой позиции на рынке и клиентской базы
- Расширение области аккредитации с учетом запросов потребителей, использование рекламной политики в средствах массовой информации приводит к увеличению объема заказов.
- Закупка нового оборудования, средств и материалов, реактивов и ГСО для расширение области аккредитации, использование рекламы и гибкой ценовой политики приведет к увеличению количества заказчиков.
Выводы:
Таким образом, SWOT-анализ может помочь организации в изучении ее рабочей среды на предмет выявления потенциальных возможностей, рисков и опасностей с целью определения слабых и сильных сторон своей деятельности, а также определения ее места на рынке и степени ее развития.
Результаты впервые проведенного SWOT-анализа помогли выявить альтернативные направления развития лаборатории за счет, например, минимизации слабых сторон или оптимизации использования сильных сторон для реализации рыночных возможностей.
Главной стратегической целью Испытательного центра и в частности сектора по испытаниям воды является сохранение устойчивой позиции на рынке и клиентской базы, увеличение количества заказов и расширение спектра оказываемых услуг.
Для достижения этой цели лаборатория стремится:
1. Оптимизировать область аккредитации, расширять ее с учетом запросов потребителей.
2. Использовать рекламную политику в средствах массовой информации.
3. Создавать условия для заказчиков, используя гибкую ценовую политику, что приводит к увеличению количества заказов.
4. Улучшать материально-техническую оснащенность лаборатории, повышать уровень квалификации персонала, способствующие достоверности и точности получаемых результатов.
Список литературы
1. Влияние антропогенной нагрузки на водные объекты некоторых регионов Поволжья / Макаева В.И., Альмитова Л.И., Потехина Р.М., Макаева А.Р. // Материалы международной научно-практической конференции: Теория и практика ветеринарной фармации, экологии и токсикологии в АПК. 2021. С. 162-165.
2. Альмитова, Л.И., Макаева В.И. Гигиеническая оценка качества родниковой воды // Ветеринарный врач. 2023. № 6. С. 15-19. DOI: 10.33632/1998-698Х_2023_6_15.
3. Сезонный мониторинг водных объектов Республики Татарстан / Тремасов М.Я., Асланов Р.М., Папу-ниди Э.К., Макаева А.Р., Конюхова В.А., Макаева В.И. // Ветеринарный врач. 2014. № 3. С. 3-8.
4. Применение инструмента анализа видов и последствий отказов в испытательной лаборатории при анализе рисков / Макаева А.Р., Макаева В.И., Денисова Я.В., Ермолаева Е.А. // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2024. № 1. С. 14 - 25.
5. Юрьева Л. В. Основы стратегического конкурентного анализа. Учебное пособие. Екатеринбург, 2014. 52 с. ISBN 978-5-7996-1278-8.
6. Технология SWOT- анализа / Бачинский А.Г., Дмитриев Н.А., Авласевич Д.В., Кириллов А.А. // Форум молодых ученых. 2020. № 3 (43). С. 67-72.
7. Sharath Kumar C.R, Praveena K.B. SWOT analysis // International journal of advanced research (IJAR). 2023. 11 (09). p. 744-748. DOI: 10.21474/IJAR01/17584.
8. Коляда Н. Я. Роль SWOT- и SNW-анализов в процессе стратегического управления компанией // National Science. 2023. № 5. С. 38-45.
9. ГОСТ Р 58531-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Управление организацией. Руководство по внедрению устойчивого менеджмента на малых и средних предприятиях. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 сентября 2019 г. № 664-ст.: дата введения 2020-01-01. М.: Стандартинформ, 2019. 27 с.
10. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июля 2019 г. № 385-ст.: дата введения 2019-09-01. М.: Стандартинформ, 2021. 32 с.
11. Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2020 г. №707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации». Зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2020 г, рег. № 60907.
12. Результаты исследования качества бутилированной воды, производимой в республике Татарстан / Макаева В.И., Альмитова Л.И., Саматова А.А., Макаева А.Р. // Материалы международной научной конференции: Современные проблемы пищевой безопасности. 2020. С. 292-295.
13. Семеновская Р.Г. Стратегический менеджмент // Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент», Санкт-Петербург, 2011. 275 с.
14. Оценка конкурентоспособности фармацевтического предприятия с помощью SWOT-анализа / Гиль-мутдинова С.Ф., Горюнова С.М., Николаева Н.Г., Петухова Л.В. // Вестник технологического университета. 2020. Т. 23, № 2. С. 77-81.
УЧЕНЫХ 3(43) 2020 httpm-nauka.ru
Макаева Венера Ильгизовна, младший научный сотрудник, v. makaeva@yandex. ru, Россия, Казань, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, магистрант, Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Ермолаева Елена Алексеевна, канд. хим. наук, доцент, [email protected], Россия, Казань, Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Альмитова Лилия Илгизовна, младший научный сотрудник, [email protected] Россия, Казань, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, магистрант, Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Шлямина Оксана Викторовна, канд. хим. наук, рук. испытательного центра, shlyamina@mail. ru, Россия, Казань, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности,
Макаева Алсу Ринатовна, канд. биол. наук, заведующий лаборатории, msusik@yandex. ru, Россия, Казань, Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности, магистрант, Казанский национальный исследовательский технологический университет
THE USE OF SWOT ANALYSIS IN EVALUATING THE ACTIVITIES OF A TESTING LABORATORY
V.I. Makaeva, E.A. Ermolaeva, L.I. Almitova, О. V. Shlyamina, A.R. Makaeva
281
Testing laboratories play an important role in ensuring the quality, safety and compliance of products with requirements and standards, which, existing in market conditions, are forced to look for ways to improve their activities. The most frequently used method of strategic planning of enterprise development is SWOT analysis. This method allowed the water testing laboratory to identify its strengths and weaknesses, opportunities and threats of the external environment, and to build alternative development directions that contribute to maintaining a stable position in the market.
Key words: SWOT analysis, competitiveness, testing laboratory, strategic planning.
Makaeva Venera Ilgizovna, junior researcher, [email protected], Russia, Kazan, Federal Center for Toxico-logical, Radiation and Biological Safety, master's, Kazan National Research Technological University,
Ermolaeva Elena Alekseevna, candidate of chemical sciences, docent, [email protected], Russia, Kazan, Kazan National Research Technological University,
Almitova Lilia Ilgizovna, junior researcher, almitova. voda@mail. ru, Russia, Kazan, Federal Center for Toxico-logical, Radiation and Biological Safety, master's, Kazan National Research Technological University,
Shlyamina Oksana Viktorovna, candidate of chemical sciences, head of testing center, shlyamina@mail. ru, Russia, Kazan, Federal Center for Toxicological, Radiation and Biological Safety,
Makaeva Alsu Rinatovna, candidate of biological sciences, head of laboratory, msusik@yandex. ru, Russia, Kazan, Federal Center for Toxicological, Radiation and Biological Safety, master's, Kazan National Research Technological University
УДК 004.771:004.056.52
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-4-282-283
МЕТОДИКА ОПЕРАТИВНОГО ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ICMP-ТУННЕЛИРОВАНИЯ В СЕТЕВОМ ТРАФИКЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
О.М. Степанюк, О.И. Пантюхин, А.С. Подшибякин
В статье рассматриваются вопросы обеспечения информационной безопасности (ИБ) в информационно-телекоммуникационной системе (ИТКС) при реализации удаленного несанкционированного доступа (НСД) в обход современных средств защиты трафика с помощью ICMP-туннелирования. Исследованы особенности ICMP-протокола, позволяющие нарушителю ИБ осуществлять НСД к хостам ИТКС с помощью технологии ICMP-туннелирования. Проведен анализ существующих инструментов по выявлению рассматриваемого туннелирования сетевого трафика и возможных способов защиты. Представлена оригинальная методика по выявлению технологии ICMP-туннелирования в сети посредством разработанного инструмента, позволяющего проводить обработку pcap-файлов для синтаксического анализа находящихся в них данных и выявления необходимых параметров ICMP-протокола, указывающих на присутствие в сети реализации технологии ICMP-туннелирования. Показано, что оперативное решение поставленной задачи достигается за счет использования в предлагаемом инструменте функции gettingDataFromICMPTraffic с набором конкретных инструкций и команд.
Ключевые слова: информационная безопасность, межсетевой экран, ICMP-протокол, сетевой трафик, технология ICMP-туннелирования.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос обеспечения кибербезопасности ИТКС различных организаций вследствие нарастающего с каждым годом количества инцидентов, связанных с реализацией кибератак. Анализ современного состояния информационной безопасности объектов ИТКС показал, что объективными причинами роста кибератак являются появление новых технологий по внедрению туннелирования в сеть, разработанных нарушителями ИБ. Заметим, что согласно статистическим данным Positive Technologies только за 2021 год из-за уяз-вимостей используемых сетевых протоколов 33 % российских компаний были подвержены различного рода кибе-ратакам.
На практике основными средствами защиты сети являются межсетевые экраны (МЭ), предназначенные для фильтрации доступа вредоносного контента к хостам сети и размещенные, как правило, на границе сетевого периметра. В настоящее время наиболее эффективными по обеспечению ИБ ИТКС являются МЭ компаний Cisco и Palo Alto Networks (серий NGFW), которые интегрированы с системами обнаружения и предотвращения вторжений в сеть, а также позволяют осуществлять не только блокировку потенциально опасных атак и нежелательных приложений, но и обеспечивать защиту от туннелирования, фильтрацию URL-адресов и т.п. [1].
Однако, МЭ не могут долговременно обеспечивать высокий уровень защищенности сетей вследствие постоянно упреждающей разработки новых технологий по преодолению существующих систем глубокой фильтрации инфицированного трафика. Кроме того, несмотря на постоянное совершенствование функциональных возможностей межсетевых экранов, существуют способы обхода их для проникновения в ИТКС, связанные с особенностями некоторых протоколов. Так, известный протокол межсетевых управляющих сообщений ICMP (Internet Control Message Protocol), входящий в стек протоколов TCP/IP, используется для проведения диагностики проблем при передаче IP-пакетов в компьютерной сети. Тем не менее, протокол ICMP может быть использован нарушителем ИБ для построения процесса туннелирования. Более того, так как отсутствуют механизмы проверки корректности информации, находящейся в сообщении протокола ICMP, атакующий может легко использовать канал его туннелирования для проведения злонамеренных действий или разрыва существующих соединений в сети.
282