Применение строительных классификаторов при информационном моделировании автомобильных дорог
DOI: 10.172737CADGIS.2017.13
Князюк Е.М., руководитель информационно-аналитического отдела ООО «ИндорСофт» (г. Томск) Мирза Н.С., к.т.н., руководитель отдела САПР ООО «ИндорСофт» (г. Томск)
Даётся обзор систем классификации строительных элементов OmniClass и UniClass, используемых при информационном моделировании зданий. Рассматривается возможность применения данных классификаторов в контексте информационного моделирования автомобильных дорог. Анализируются возможные пути адаптации существующих классификаторов и возможность их расширения для нужд Российской Федерации.
Переход на BIM в мире идёт возрастающими темпами, причём часто с государственной поддержкой [1]. Применение информационного моделирования уже обязательно при выполнении госзаказов в Великобритании и США. Не снижаются темпы внедрения BIM в странах Скандинавии, Германии, Франции, а также в Юго-Восточной Азии [2-5].
В России технология информационного моделирования также является одним из приоритетных направлений инновационного развития строительной отрасли, но переход происходит менее интенсивно. Тем не менее национальная технологическая инициатива объявлена и ведётся активная работа по разработке планов её реализации. В 2016 г. начата разработка первых нормативных документов по BIM, в 2017 г. — утверждена «дорожная карта» по внедрению BIM-технологий.
Для полноценного взаимодействия всех участников процесса информационного моделиро-
вания — проектировщиков, строителей, заказчиков — необходим общий язык, обеспечить который призвана единая система классификации. Классификатор позволяет проиндексировать и структурировать все данные по проекту, обеспечивая таким образом лёгкий доступ к ним и позволяя точно идентифицировать состав модели на каждом этапе жизненного цикла объекта строительства.
В строительной отрасли использование систем классификации имеет решающее значение при подготовке спецификаций, смет и т.д. В контексте информационного моделирования стандартизация классификации является одним из важнейших шагов при формализации требований к качеству информационной модели как результата строительной деятельности. Ведь, по сути, система классификации и определяет состав модели на различных уровнях проработки, и чем детальнее проработан классификатор, тем большую детализацию имеет модель.
Для закрепления возможных требований к моделям в В1М-нормативах некоторых стран строго определена используемая система классификации. Так поступили разработчики американского стандарта. В стандартах других стран, например Великобритании, жёстких требований к используемому классификатору не зафиксировано, однако определено требование соответствия классификатора международному стандарту ^0-12006-2 [6], описывающему основные принципы разработки классификационных систем строительных элементов.
Получая всё большее распространение при строительстве зданий, технология информационного моделирования постепенно адаптируется и для других строительных секторов, в том числе и для инфраструктуры. И если для информационного моделирования зданий уже существует немало устоявшихся строительных классификаторов, успешно интегрированных в существующие В1М-нормативы, то для инфраструктуры в мировой нормативной практике пока отсутствует единообразный классификатор [7]. Более того, во многих случаях такой классификатор рекомендуется разрабатывать индивидуально под каждый проект.
Подходят ли существующие классификаторы для инфраструктуры? Возможно ли их применение в те-
кущем виде при информационном моделировании автомобильных дорог (ИМД)? Чтобы ответить на эти вопросы, разберём особенности требований к составу информационных моделей инфраструктурных объектов на примере автомобильных дорог, а также рассмотрим применимость существующих строительных классификаторов для описания таких моделей на примере 0mniClass (США) (табл. 1) [8] и ишС^ 2015 (Великобритания) (табл. 2) [9].
Основные элементы модели автомобильной дороги
Информационная модель автомобильной дороги состоит из отдельных элементов, описывающих физические составные части автомобильной дороги или логические сущности, связанные с дорогой или градостроительством [10, 11].
Формализованные на государственном уровне требования к составу информационных моделей автомобильных дорог отсутствуют в нормативной практике как в России, так и в других странах. Однако в большинстве стран имеются чётко сформулированные требования к составу документации, предъявляемой на государственную экспертизу на каждой из стадий жизненного цикла объекта, и очевидно, что в каждой стране данные требования разнятся.
В Российской Федерации имеется ряд нормативных документов, в которых описан состав структуры автомобильной дороги и её элементов на различных стадиях жизненного цикла. Это документы, регламентирующие состав документации при проектировании дорог, искусственных сооружений и организации дорожного движения, состав документации при паспортизации, инвентаризации, диагностике и обследовании дорог и искусственных сооружений.
На основании этих документов может быть выведен базовый перечень элементов модели автомобильной дороги, которые в обязательном порядке должны присутствовать в классификаторе, применяемом при информационном моделировании автомобильных дорог в Российской Федерации (табл. 3) [11, 12].
Обзор зарубежных
строительных
классификаторов
Разработка национальных классификаторов ведётся во многих странах. Поскольку эти классификаторы направлены на решение задач с учётом специфики строительной отрасли в каждой стране, очевидно, что единого общемирового классификатора в ближайшее время не будет.
Наиболее значимый опыт в информационном моделировании на данный момент имеют США
Таблица 1. Состав таблиц системы классификации OmniClass
Таблица Статус Дата публикации
Table 11 — Construction Entities by Function Предварительно одобренный проект 26.02.2013
Table 12 — Construction Entities by Form Предварительно одобренный проект 30.10.2012
Table 13 — Spaces by Function Государственный стандарт 16.05.2012
Table 14 — Spaces by Form Принятая версия 28.03.2006
Table 21 — Elements Государственный стандарт 16.05.2012
Table 22 — Work Results Государственный стандарт 16.05.2012
Table 22 — Work Results Предварительно одобренный проект 25.08.2013
Table 23 — Products Государственный стандарт 16.05.2012
Table 31 — Phases Предварительно одобренный проект 30.10.2012
Table 32 — Services Государственный стандарт 16.05.2012
Table 33 — Disciplines Предварительно одобренный проект 30.10.2012
Table 34 — Organizational Roles Предварительно одобренный проект 30.10.2012
Table 35 — Tools Проект 28.03.2006
Table 36 — Information Государственный стандарт 16.05.2012
Table 41 — Materials Предварительно одобренный проект 30.10.2012
Table 49 — Properties Предварительно одобренный проект 30.10.2012
и Великобритания. Разработанные в этих странах классификаторы OmniClass (США) и UniClass 2015 (Великобритания) построены на принципах стандарта ISO-12006-2 и в табличном виде представляют основную информацию о модели объекта строительства: от материалов и видов строительных элементов до информации о проекте и ролях участников бизнес-процессов.
Для понимания применимости данных классификаторов при информационном моделировании автомобильных дорог рассмотрим подробнее их структуру и состав.
OmniClass
OmniClass — это система классификации в строительной отрасли, которая может быть использована в описании проекта, проектной (рабочей) документации, электронных баз данных и др. OmniClass базируется на других системах классификации, в частности MasterFormat для описания результатов работ, UniFormat — для элементов, EPIC — для изделий. К тому же стандарт был разработан в сотрудничестве с создателями UniClass и во многом его наследует.
Система OmniClass была разработан в США для создания общего подхода для классификации объектов и процессов строительства: от фазы начального планирования, далее до фазы проектирования, строительства и эксплуатации.
Система классификаторов OmniClass состоит из 15 таблиц, каждая из которых представляет ту или иную область строительной отрасли (таблица 1). Элементы таблиц могут быть использованы как независимо друг от друга, так и в комбинации для описания сложных объектов.
Рассмотрим подробнее состав и назначение таблиц OmniClass.
• Таблица 11 — Construction Entities by Function (Строительные объекты по функциональному назначению) содержит значимые единицы искусственной среды, состоящие из элементов и взаимосвязанных локаций и имеющие определённое назначение. Например, автобусная остановка (11-51 27 15 Bus Stop Shelter), станция технического обслуживания и заправки (11-51 31 11 Auto Maintenance and
Fueling Station), туннель (11-51 67 11 Vehicular Tunnel).
• Таблица 12 — Construction Entities by Form (Строительные объекты по форме) содержит строительные объекты, сгруппированные по конструктивной форме значимые единицы искусственной среды, состоящие из элементов и взаимосвязанных локаций и характеризующиеся определённой формой. Например, дорожное покрытие (12-21 11 11 Pavement), подпорная стенка (12-21 14 11 Retaining Wall), мост (12-14 14 00 Bridge), зелёные насаждения (1221 21 00 Planting).
• Таблица 13 — Spaces by Function (Зонирование строительных объектов по функциональному назначению) описывает локации, ограниченные физическими или абстрактными границами и имеющие определённое назначение. Например, тротуар (13-69 25 11 Sidewalk).
• Таблица 14 — Spaces by Form (Зонирование строительных объектов по форме) описывает локации, ограниченные физическими или абстрактными границами и характеризующиеся определённой формой. Например, улица/ дорога (14-24 11 17 Street), тротуар (14-24 11 27 Sidewalk), земельный участок (14-37 11 11 Parcel).
• Таблица 21 — Elements (Строительные объекты и их элементы) описывает объекты и виды работ, характерные для начальных этапов работы над проектом. Для описания работ на поздних этапах применяется таблица 22. Например, дорожное покрытие (21-07 20 10 10 Roadway Pavement), освещение дороги (22-26 56 19 Roadway Lighting), автодорожные туннели (21-07 90 10 10 Vehicular Tunnels), укрепление откосов (2107 10 70 55 Slope Protection).
• Таблица 22 — Work Results (Виды работ по строительству, ремонту и эксплуатации строительных объектов) описывает конечные результаты строительных работ, достигнутые с использованием необходимых материалов и технических средств. Например, эксплуатация и обслуживание автомобильных дорог (22-34 01 13 Operation and Maintenance of
Roadways). Некоторые объекты таблицы уточняют элементы таблицы 21, предоставляя более детальную классификацию для поздних стадий проекта. Например, элементу таблицы 21 «укрепление откоса» соответствует группа работ «укрепление откоса» (22-31 35 00 Slope Protection), в рамках которой предусмотрены работы по укреплению откоса с использованием геосинтетических материалов (22-31 35 19 Geosynthetic Slope Protection), дорожных одежд (2231 35 23 Slope Protection with Slope Paving) и сдерживающих барьеров (22-31 35 26 Containment Barriers).
• Таблица 23 — Products (Строительные изделия) используется для классификации материальных строительных ресурсов, используемых в проекте. Например, разделительные барьеры (23-39 11 11 11 13 Median Barriers), дорожная разметка (23-39 11 15 11 Roadway Surface Markings), дорожные знаки (23-39 11 13 Roadway Signage), дорожные камеры (23-39 11 15 23 Traffic Cameras). Семь уровней детализации, никак не перекликается с другими таблицами.
• Таблица 31 — Phases (Этапы жизненного цикла) описывает этапы жизненного цикла строительного объекта. Например, концептуальное планирование (31-20 00 00 Conceptualization Phase).
• Таблица 32 — Services (Управление проектами и жизненным циклом строительных объектов) описывает процессы и процедуры, выполняемые различными участниками проекта на протяжении жизненного цикла строительного объекта. Например, изыскания (32-35 47 23 Surveying), ввсд исходных данных (32-49 11 11 Inputting Project Information), эксплуатация объекта (32-65 31 00 Maintaining).
• Таблица 33 — Disciplines (Разделы проектов) описывает сферы деятельности, рассматриваемые с точки зрения знаний и компетенций, необходимых для обеспечения процессов на всех этапах жизненного цикла объектов. Например, геодезия (33-23 11 31 Site Surveying), гражданское строительство (33-21 31 11 Civil Engineering). Может использо-
Таблица 2. Таблицы системы классификации Uniclass 2015
Таблица
Co — Complexes
En — Entities
Ac — Activities
SL — Spaces/ locations
EF — Elements/ functions
Ss — Systems
Pr — Products
TE — Tools and Equipments
Zz — CAD
FI — Form of information PM — Project management
ваться в сочетании с элементами таблицы 34 для более детального описания ролей участников проекта.
• Таблица 34 — Organizational
Roles (Роли участников проекта) описывает различные роли, которые выполняют участники проекта для обеспечения процессов жизненного цикла объекта. Например, подрядчик (34-35 15 11 Contractor), инженер (34-20 11 21 Engineer) и пр.
• Таблица 35 — Tools (Машины и оборудование) описывает вспомогательные ресурсы, используемые при выполнении проекта, но не являющиеся его частью. Например, гусеничные экскаваторы (35-51 51 61 11 11 Tracked Excavators), грейдеры (35-51 51 61 61 21 Road Graders), дорожная фреза (35-51 31 24 51 11 61 Road Milling Cutters), разметочные машины (35-51 31 24 51 41 51 Road Marking Machines).
• Таблица 36 — Information (Виды информации) описывает типы и формы информации, которая используется и создаётся в течение жизненного цикла объекта. Например, чертежи (36-71 91 12 19 15 Plan Drawings), спецификации (36-71 91 13 17 13 Technical Specifications).
• Таблица 41 — Materials (Материалы) описывает твёрдые, жидкие, сыпучие и газообразные вещества, используемые в ходе выполнения проекта. Например, песок (41-30 10 25 19 19 Sand), пластик (41-30 50 21 Plastics), асфальт (41-30 50 27 11 11 Asphalt).
Статус и версия
1.3, апрель 2017 г.
1.4, апрель 2017 г.
1.3, апрель 2017 г.
1.4, апрель 2017 г. 1.2, ноябрь 2016 г. 1.6, апрель 2017 г. 1.6, апрель 2017 г. 1.1, апрель 2017 г. 1.0, июль 2015 г. Бета
Бета
• В таблице 49 — Properties
(Характеристики объектов и изделий) представлены свойства строительных объектов и элементов. Например, GPS-координаты (49-21 11 19 GPS position), длина (49-71 19 13 Length), цвет (49-61 41 53 Color).
Все таблицы проработаны с разным уровнем детализации. Например, в таблице 31 (Этапы жизненного цикла) один уровень, а в таблице 23 (Строительные изделия) — семь уровней. При этом коды элементов содержат как минимум четыре пары символов, где первая пара — всегда обозначение таблицы. Значение последующих символов зависит от конкретной таблицы: это может быть обозначение групп и подгрупп или конечных элементов. Например, коду элемента таблицы 31 «31-40 00 00 Design Phase» (проектирование) соответствует код таблицы «31» и код конечного элемента «40», а последующие две пары символов не несут смысловой нагрузки. Символы «00» в окончании кода, как правило, обозначают группу, но это может быть и конечный объект. Так, в таблице 32 код 32-41 71 00 обозначает конечный элемент «Проектирование» (Designing), а код того же уровня детализации 32-49 11 00 — группу «моделирование» (Modeling), которая содержит дальнейшую детализацию, например «комментирование информационной модели» (32-49 11 17 Annotating BIM Content).
Некоторые таблицы имеют схожий набор групп, но на разном уровне детализации и с разным кодированием. Например, 21-04 60 Communications
(элементы коммуникационных сетей), 22-27 00 00 Communications (коммуникационные работы и услуги) и 23-37 00 00 Information and Communication Specific Products and Equipment (оборудование для функционирования информационных и коммуникационных сетей).
В зависимости от сложности и многогранности классифицируемого объекта, детали его описания могут находиться в разных таблицах, которые могут быть объединены в единый код классификатора.
UniClass 2015
Uniclass 2015 — система классификации, применяемая в Великобритании для всех секторов строительной отрасли, включая инфраструктуру, ландшафт, инженерные сети, а также гражданское строительство. Классификатор разработан в рамках государственной программы перехода на BIM второго уровня зрелости и содержит элементы для описания информационных моделей на всех этапах жизненного цикла строительных объектов.
Первые две версии классификатора — Uniclass и Uniclass 2 — разработаны CPIc (Construction Project Information Committee). Текущая версия классификатора Uniclass 2015 разработана по государственному заказу компанией NBS в составе BIM Toolkit. BIM Toolkit — онлайн-платформа для обмена информацией между заказчиком, проектировщиком и исполнителем, предоставляющая набор инструментов для информационного моделирования и обширную библиотеку строительных шаблонов, связанных единым классификатором.
Классификатор состоит из 11 таблиц, две из которых на момент написания статьи имеют статус «бета» и находятся на стадии согласования (табл. 2). Таблицы предназначены для классификации данных при расчёте стоимости, именовании слоёв САПР, а также при подготовке спецификаций и другой производственной документации.
Рассмотрим подробнее назначение и состав каждой таблицы.
• Таблица Co — Complexes (Комплексы) описывает проект в общих чертах. Примерами комплексов являются автовокзалы (Co_80_35_09 Bus/ coach stations), сети дорог (Co_80_35_75 Road networks), станции взимания
платы (Co_80_40_40 Highway toll stations).
• Таблица En — Entities
(Сооружения) представлена отдельными сооружения и конструкциями, такими как мосты (En_80_94 Bridges) и туннели (En_80_96_90 Tunnels). Эти объекты являются площадками для осуществления различных видов деятельности.
• Таблица Ac — Activities (Виды деятельности) определяет виды деятельности и назначение, которые соответствуют комплексам, сооружениям или локациям. Например, назначение «разделение проезжих частей» (Ac_80_35_16 Carriageway separating) соответствует одной локации — разделительные полосы (SL_80_35_16 Central reservations), а назначение «стоянка и обгон» (Ac_80_35_46 Laying-by and passing) — только полосам для стоянки и обгона (уширению) (SL_80_35_46 Lay-bys and passing places). Некоторые назначения соответствуют сразу нескольким локациям, например, «езда» (Ac_80_35_24 Driving) соответствует велосипедным дорожкам (SL_80_35_20 Cycle lanes), круговым перекрёсткам (SL_80_35_40 Highway roundabouts) и примыканиям (SL_80_35_44 Junctions).
• В таблице SL — Spaces/ locations
(Локации) представлены зоны, имеющие определённое назначение. Например, обочины (SL_80_35_36 Hard shoulders), пересечения (SL_80_35_42 Intersections).
• В таблице EF — Elements/ functions (Элементы) собраны основные компоненты сооружений, например опоры, покрытие моста (EF_20_50 Bridge abutments and piers, EF_30_70 Bridge decks), дорожное покрытие (EF_30_60 Pavements).
• В таблице Ss — Systems (Системы) представлены различные системы, представляющие собой набор изделий, применяемых для функционирования сооружений. Например, системы водоотвода (Ss_50_30_82 Surface and waste water gravity drainage systems) обеспечивают функционирование сточных трубопроводов (En_50_30_25 Drainage collection pipelines) и могут быть описаны дренажными каналами (Pr_65_52_24 Drainage gullies and channels), трубами (Pr_65_52_63 Pipes and fittings) и пр.
• В таблице Pr — Products (Изделия) представлены отдельные изделия, необходимые для функционирования системы. Например, дорожная разметка эпоксидной краской
(Pr_35_31_85_27 Epoxy paint road markings) и дорожная разметка термопластиком (Pr_35_31_85_90 Thermoplastic road markings) являются частью системы дорожных указателей и маркировки (Ss_40_10_90 Traffic signage and marking systems).
• В таблице TE — Tools and Equipment (Инструменты и оборудование) представлены вспомогательное строительное оборудование, материалы и услуги, применяемые на стройплощадке, например, разметочные машины (TE_50_70_50 Road marking machines).
• В таблице Zz — CAD (Слои САПР) представлены различные элементы, используемые для обозначения объектов в САПР, например, плановая геометрия оси дороги (Zz_35_10_40 Horizontal alignment), Z-отметки (Zz_60_50_30 Elevation marks).
Большинство таблиц имеют четыре пары символов для описания элементов в них, некоторые таблицы — пять пар. Первые два символа — это описание самой таблицы. Например, SL для таблицы Spaces/ locations. После букв следуют три или четыре пары числовых символов — от 0 до 99 для каждой группы объектов. Первая пара чисел описывает группу объектов, вто-
Таблица 3. Основные элементы ИМД и коды соответствующих объектов в Omniclass и UniClass 2015
Элемент модели ИМД Omniclass Uniclass 2015
Группа «Территория»
Полоса отвода 49-21 51 31 Zz_50_60
Придорожная полоса Zz_50-10
...
Группа «Местность» 33-23 11 00 Zz_40
Рельеф
Гидрография 33-23 31 00 PM_20_10_39
Растительность 21-07 20 80; 23-11 27 19
Коммуникации
Транспорт
Здания, сооружения
Геология 33-23 41 00
Экология 33-23 21 00
Группа «Ось дороги»
Трасса Zz_35_10 Структурные линии Адресный план дороги
Группа «Земляное полотно и ВЗП» Zz_35_10
Таблица 3. Окончание
Элемент модели ИМД Omniclass Uniclass 2015
Выемка / Насыпь 22-31 24 13 En_32_40_26, En_32_40_20
Берма
Укрепление откосов
Проезжая часть 11-51 45 15 SL_80_35_13
Уширения / Переходно-скоростные полосы SL_80_35_46
Обочина SL_80_35_36
Разделительная полоса SL_80_35_16
Группа «Водоотвод»
Продольный водоотвод 22-32 16 13 En_32_95_59
Водосбросные лотки 21-07 30 30 30
Ливневая канализация 21-07 30 30 Ss_50_30_82
Система водоочистки 11-41 24 00 Ss_50_75
Группа «ИССО» En_80_94
Мостовое сооружение 23-39 13 13; 12-14 14 00 En_80_94
Водопропускная труба 23-11 21 21 11 Pr_65_52_20
Подпорная стенка 12-21 14 11 Ss_20_60
Тоннель 21-07 90 1 0; 23-39 13 11; 11-51 67 00 En_80_96
Железнодорожный переезд 23-39 15 00 SL_80_35_70
Группа «Инженерное обустройство» 21-07 20 10 40
Дорожный знак 23-39 11 13 Pr_40_10_77_72
Дорожная разметка 23-39 11 15 Ss_40_10_90
Сигнальный столбик 23-39 11 11 Pr_40_10_77_37
Светофор 11-51 49 00 TE_70_20_30_90
Барьерное ограждение 23-39 11 11 Ss_25_16_73
Освещение 22-26 56 19 Ss_70_80_25
Знак переменной информации
Дорожная видеокамера 23-39 11 15 23 Pr_60_75_86_80
Система связи 21-07 50 1 0 En_75
Группа «Сервис» 21-07 20 1 0 40
Автобусная остановка 11-51 27 15 SL_80_10_10
Автозаправочная станция 11-51 31 11 Co_20_45_50
рая пара — подгруппу. Например, группа SL_80 Transport spaces (транспортные зоны), подгруппа SL_80_35 Highways (автомобильные дороги). Для большинства таблиц третья пара является обозначением фактического объекта. Например, SL_80_35_13 Carriageways (проезжие части). В таблицах Systems и Products пять уровней детализации: «Таблица», «Группа», «Подгруппа», «Раздел» и «Объект», например Ss_25_15_60_60 Pedestrian parapet systems (системы пешеходных ограждений).
Для упрощения работы с данными в таблицах Complexes, Entities, Spaces / Locations and Activities используется один и тот же набор групп. Например, транспортные комплексы находятся в группе Co_80 Transport complexes, транспортные объекты — в группе En_80 Transport entities.
Данные на последних уровнях размещены в алфавитном порядке.
Состав таблиц постоянно актуализируется, используемая система сортировки данных и широкий числовой диапазон на каждом уровне детализации позволяют при добавлении новых кодов ставить их на соответствующее место, а не в конец списка.
Применимость строительных классификаторов при ИМД
Основываясь на необходимости наличия в классификаторе для ИМД установленного перечня элементов, был проведён анализ состава таблиц Omniclass и Uniclass 2015. Результат представлен в табл. 3.
Как видно, оба классификатора, являясь общестроительными и подходящими для инфраструктуры, содержат в себе большую часть базовых элементов модели автомобильных дорог. Однако некоторые элементы моделей инфраструктурных объектов, например характеристики местности проектирования (рельеф, земельные участки и пр.), в них описаны недостаточно полно или совсем не описаны. В UniClass 2015 на данный момент они могут быть описаны нефизическими графическими элементами таблицы Zz — CAD: точками, надписями, контурами. Например, отсутствует объект «Придорожная полоса», но он может быть представлен разграничительной линией (Zz_50_10 Boundaries) (элементы чертежа ассоциируются с элементами модели). Но физические объекты для описания местности и в Omniclass, и в Uniclass отсутствуют.
Во многом этот факт определяется тем, что рассматриваемые системы классификации в настоящее время в основном используются и приспособлены для моделирования зданий, где характеристики протяжённых участков в пространстве не столь важны, как при моделировании дорог. Но, поскольку классификаторы являются расширяемыми и их структура позволяет внедрить в существующие таблицы недостающие элементы, можно сделать вывод об их применимости при информационном моделировании автомобильных дорог.
Заключение
На данный момент в вопросе выбора системы классификации при информационном моделировании дорог в России видится два пути: использовать существующие классификаторы и «не изобретать велосипед» или разрабатывать свою систему классификации.
Первый вариант является путём наименьшего сопротивления. Расширяя существующие классификаторы необходимыми элементами и основывая на них свои стандарты, отечественное информационное моделирование сможет плавно вклиниться в мировой BIM-процесс, не создавая дополнительных сложностей в обеспечении ин-тероперабельности между моделями. С другой стороны, хоть и в целом принципы строительства в цивилизованных странах схожи, многие вопросы решаются по-разному. Предлагая включить в классификатор очередной код, обозначающий специфичный для нашей страны вид работ или услугу, вероятен конфликт интересов.
При выборе второго пути разработчики, обеспечивая принцип интероперабельности между моделями различных программных продуктов, неминуемо столкнутся с необходимостью поддержки существующих классификаторов. Для этого будет необходимо интегрировать в ПО референтные таблицы, что, в частности, уже и происходит при поддержке существующих классификаторов.
Также видится и третий путь, который возможен только при международной кооперации — разработка общемировой системы классификации для всех строительных секторов. Но в таком случае придётся привести к единообразию и соответствующие методики строительства, используемые материалы и строительные нормативы в целом. а
Литература:
1. Король М.В. BIM: информационное моделирование -цифровой век строительной отрасли // СтройМеталл. 2014. № 39. C. 26-30.
2. International BIM report 2016. URL: https://www. thenbs.com/-/media/uk/files/pdf/nbs-international-bim-report-2016.pdf?la=en (дата обращения: 02.05.2017).
3. Баранник С.В. Применимость BIM-технологий
в дорожной отрасли // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 24-28. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.1.3
4. Скворцов А.В. BIM автомобильных дорог: оценка зрелости технологии // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2014. № 2(3). С. 12-21.
DOI: 10.17273/CADGIS.2014.2.3
5. Скворцов А.В. BIM для дорожной отрасли: что-то новое или мы этим уже занимаемся? // САПР
и ГИС автомобильных дорог. 2014. № 1(2). С. 8-11. DOI: 10.17273/CADGIS.2014.1.2
6. ISO 12006-2:2015. Building construction - Organization of information about construction works - Part 2: Framework for classification. — 2015. 23 p.
7. Скворцов А.В. Модели данных BIM для инфраструктуры // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4).
С. 16-23. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.1.2
8. OmniClass // The OmniClass Construction Classification System tables. URL: http://omniclass.org/
(дата обращения: 02.05.2017).
9. Classification - Technical Support - NBS BIM Toolkit. URL: https://toolkit.thenbs.com/articles/classification (дата обращения: 02.05.2017).
10. Скворцов А.В. Адресный план автомобильной дороги // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2013. № 1(1).
С. 47-54. DOI: 10.17273/CADGIS.2013.1.10
11. Скворцов А.В. Стандарты обмена данными // Автомобильные дороги. 2015. № 2. с. 84-89.
12. Сарычев Д.С., Скворцов А.В. Элементы моделей автомобильных дорог и уровни проработки как основа требований к информационным моделям // САПР
и ГИС автомобильных дорог. 2015. № 1(4). С. 30-36. DOI: 10.17273/CADGIS.2015.1.4