Научная статья на тему 'Применение статистических методов в управлении полиграфическим предприятием'

Применение статистических методов в управлении полиграфическим предприятием Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение статистических методов в управлении полиграфическим предприятием»

Применение статистических методов в управлении полиграфическим предприятием

О.П. Потехо,

студентка группы ДТ-5ук

Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями [1].

В данном проекте для исследования выбрана небольшая типография полного цикла ООО «Открытая планета», основное направление полиграфической деятельности которой - производство открыток, картонной упаковки и другой подобной продукции.

Целью работы является выявление возможности эффективного применения статистических методов управления качеством на малом полиграфическом предприятии.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:

- рассмотрение теоретических основ управления качеством продукции на производственных предприятиях;

- проведение анализа управления качеством продукции в исследуемой организации;

- разработка основных направлений управления качеством продукции на производственном предприятии.

Концепции управления качеством в своем развитии прошли путь от контроля над уровнем качества уже готовой продукции до всеобщего управления качеством, охватывающего все стадии жизненного цикла продукции. Основоположниками теории управления качеством являются Ф. Тейлор, Д. Джуран, Э. Деминг, Ф. Кросби. Наиболее значимых успехов в области управления качеством в масштабах целой страны удалось добиться Японии. В настоящее время управление качеством превращается во всеобщую задачу, решаемую не только на национальном, но и на международном уровне [4].

Полиграфическая фирма осуществляет разные виды отделки (тиснение фольгой, конгревное тиснение, фигурную высечку, надсечку, термографию, склейку, флокирование, УФ-лакировку и пр.).

Для предприятия характерна линейная организационная структура управления. Все сотрудники организации действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника.

Организационная структура управления характеризуется:

- нечетким разделением труда;

- невысокой иерархией управления;

- наличием стандартов и правил;

- осуществлением найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями.

Организация имеет резервы для сохранения и укрепления своего положения на рынке. Для этого она имеет все необходимые условия производства: производственные площади, опыт и технология производства продукции, обученные кадры и персонал.

Анализ технологического процесса в условиях ООО «Открытая планета»

Жизненный цикл продукции - это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования требований к ней до окончания ее эксплуатации. Как у любого продукта, у полиграфической продукции, будь то периодическое издание или листовка, есть свой жизненный цикл (рис. 1) [3].

Исходя из вышеприведенных этапов жизненного цикла печатной продукции, можно сделать вывод об огромном количестве факторов, способных негативно повлиять на качество готового заказа.

Данный перечень может быть продолжен до бесконечности, и число ошибок будет увеличиваться в зависимости от сложности конкретного изделия. Каждый, не выявленный вовремя случай брака наносит не только прямой материальный ущерб типографии, но может привести и к косвенным потерям, таким, как снижение продажной стоимости тиража или даже потере клиента.

Рис. 1. Жизненный цикл полиграфической продукции предприятия ООО «Открытая планета»

Рис. 2. Факторы и параметры, влияющие на качество печати

Поэтому необходимо не только отслеживать все случаи брака, выявлять и устранять их причины, но принимать превентивные меры, направленные на контроль и формализацию прохождения заказа по всем этапам производства.

Применение статистических методов

На любом производстве не исключено получение бракованной продукции. В исследуемой типографии ООО «Открытая планета» наиболее часто возникающая причина брака - брак в процессе печати тиража и срыв сроков сдачи готовой продукции заказчику.

В ходе изучения проблем, существующих на предприятии, и анализа литературы было принято решение о применении нескольких статистических методов управления качеством для выявления случаев попадания бракованной продукции к заказчику.

Диаграмма рассеивания (разброса, поле корреляции) - инструмент, позволяющий выявить вид и степень зависимости (корреляцию) между парами переменных х, у которые могут представлять:

• характеристику качества и воздействующий на нее фактор;

• две характеристики качества;

• два фактора, воздействующие на одну и ту же характеристику качества.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы) -инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Если в результате процесса качество изделия оказалось неудовлетворительным, значит, в системе причин, т. е. в какой-то точке процесса, произошло отклонение от заданных условий. Если эта причина может быть обнаружена и устранена, то будут производиться изделия только высокого качества.

На любом производстве возможно появление бракованной продукции. В исследуемой типографии наиболее часто возникающая причина брака - брак в процессе печатания тиража и срыв сроков сдачи готовой продукции заказчику. К браку относится разнооттеночность, от-марывание, муар, плохое совмещение текста при «выворотке» и т. д.

Построение диаграммы разброса для технологии офсетной печати на оборудовании ООО «Открытая планета» позволило выявить причины возникновения брака во время печати тиража.

Полученные данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Экспериментальные результаты по оценке качества печатной продукции

Количество отпечатанных оттисков в час., тыс. Доля бракованных оттисков, % Количество отпечатанных оттисков в час., тыс. Доля бракованных оттисков, % Количество отпечатанных оттисков в час., тыс. Доля бракованных оттисков, %

4,55 4,9 4,67 4,3 5,09 6,6

4,61 4,2 5,49 6,3 4,30 3,5

5,48 6,0 4,78 5,0 5,00 6,0

4,83 4,6 4,85 6,0 5,30 6,9

5,08 6,0 5,64 5,2 4,33 4,0

5,78 5,9 4,77 3,9 5,00 5,4

4,68 5,0 4,95 4,8 5,37 5,2

5,11 5,3 5,74 6,1 4,57 4,7

5,82 5,7 4,73 3,7 4,73 4,2

4,71 4,6 4,96 6,5 5,59 6,1

4,92 4,4 5,89 5,3 4,66 3,7

5,74 6,2 4,47 3,9 4,70 5,6

4,20 4,3 5,04 5,6 5,73 6,7

4,91 4,3 5,39 6,0 4,46 4,6

5,27 5,7 4,56 5,4 5,11 4,5

4,34 5,0 4,70 6,3 5,43 5,1

5,06 5,3 5,55 6,9 4,34 4,5

5,30 6,2 4,62 4,6 4,90 4,9

4,58 4,4 5,30 5,5 5,18 5,6

4,76 5,3 5,67 6,2 4,76 5,4

5,62 4,9 4,26 3,8 5,05 4,6

4,52 3,6 4,82 5,2 5,86 6,4

5,16 5,2 5,29 5,6 4,19 4,6

5,46 4,4 4,07 3,8 4,96 4,1

4,04 5,3 4,9 5,3 5,23 5,2

4,71 4,8 5,17 6,0 4,64 4,2

5,04 4,8 5,09 3,9 4,68 5,2

4,55 3,3 4,93 5,8 5,67 5,7

Окончание табл. 1

Количество отпечатанных оттисков в час., тыс. Доля бракованных оттисков, % Количество отпечатанных оттисков в час., тыс. Доля бракованных оттисков, % Количество отпечатанных оттисков в час., тыс. Доля бракованных оттисков, %

5,28 4,7 5,70 6,2 4,41 4,8

5,47 5,4 4,66 3,9 5,09 4,6

4,35 4,2 4,93 5,5 5,43 5,2

5,01 5,2 5,70 5,5 5,41 6,8

5,48 5,9 4,18 3,5

4,55 4,3 4,90 4,7

Используя технологию построения диаграммы разброса, исследована зависимость количества оттисков и получаемым количеством брака. Для этого измеряли количество отпечатанных оттисков в час и с помощью случайной выборки устанавливали долю дефектных оттисков в произведенной продукции.

Построенная диаграмма выглядит следующим образом

(рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма рассеивания бракованной продукции относительно качественной

Ось х используется для количества отпечатанных оттисков, а ось удля доли оттисков, отпечатанных с браком.

Минимальное значение «листпрогонов» в час составляет 4,04 тыс. шт., максимальное - 5,89 тыс. шт. Выбрав диапазон 4-6 тыс. шт. и масштаб - 0,5 тыс. шт., нанесли на ось х соответствующие деления.

Минимальная доля бракованных оттисков составила 3,3%, максимальное - 6,9%. Выбран диапазон 3-7% и масштаб - 1%, нанесены на ось у соответствующие деления.

Наносим на график указанные в таблице пары значений количества отпечатанных листов в час - доля дефектных оттисков.

В результате была получена вышеприведенная диаграмма рассеяния, найден коэффициент корреляции и вычислены средние значения:

для х

_ 4,55 + 4,61 + 5,48 +... + 5,43 + 5,41 „ „„

х =-= 4,99 тыс. шт.;

100

для у

-_ 4,9 + 4,2 + 6,0 +... + 5,2 + 6,8 = 5

у= 100 = ,

5(ху) = (4,55 - 4,99)(4,9 - 5,1) + (4,61 - 4,99)(4,2 - 5,1) +... +

+(5,41 - 4,99)(6,8 - 5,1) = 25,86;

5(хх) = (4,55 - 4,99)2 + (4,61 - 4,99)2 +... + (5,41 - 4,99)2 = 21,08;

Б(уу) = (4,9 - 5,1)2 + (4,2 - 5,1)2 +... + (6,8 - 5,1)2 = 74,03;

5(ху) = , 25,86 = 0,65.

^5(хх)5(уу) л/21,08 • 74,03

Как видно из графика, существует тенденция увеличения доли брака при увеличении скорости машины при печати тиража.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительное значение коэффициента корреляции подтверждает этот вывод, при этом значение коэффициента корреляции свидетельствует о значительной взаимосвязи между рассматриваемыми параметрами.

Таким образом, делаем вывод, что увеличение скорости печати отрицательно сказывается на качестве продукции. Стоит ли производить больше продукции и при этом получать больше брака или нет, зависит от стратегии компании. При ориентации на массовость и дешевизну (к примеру, печати продукции в 1 краску, где только текст) вероятно, будет выгоднее увеличить скорость печати, при этом небольшое снижение цены позволит привлечь больше заказчиков и достичь увеличения прибыли.

Используя принцип построения диаграммы Исикавы, рассмотрим другой, не менее важный фактор - это срыв сроков сдачи готовой продукции.

Выбираем показатель - срыв сроков сдачи. Записываем его в середине правого края листа. Проводим к нему горизонтальную стрелку.

Определяем главные факторы, влияющие на срыв сроков производства, используя прием 4М: персонал, технология, оборудование, материалы. Записываем их с обеих сторон от хребта диаграммы и проводим от них стрелки к хребту.

Определяем факторы второго порядка:

для оборудования:

• техническое состояние оборудования;

• производственные мощности оборудования;

• инструменты, используемые персоналом в работе;

для персонала:

• квалификация персонала;

• организация работы смены;

• слаженность работы бригады;

для технологии:

• время этапов производства;

• качество технологических процессов;

• проверка оборудования и инструментов перед выполнением работ;

• проблемы использованных материалов;

непредвиденное:

• праздничные дни;

• перепланирование;

• перепады напряжения.

Причинно-следственная диаграмма Исикавы представляет собой средство графического упорядочения факторов, влияющих на объект анализа. Главным достоинством диаграммы является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов. В основе построения диаграммы лежит определение (постановка) задачи, которую надо решать [2].

Оцениваем степень влияния факторов на срок сдачи. Для этого рассматриваем все случаи срыва сдачи, произошедшие за год, и оцениваем, какие факторы привели к их возникновению. В результате получаем следующую картину.

На рис. 4 представлен пример причинно-следственной диаграммы для решения или предотвращения проблем, связанных с выпуском полиграфической продукции.

Рис. 4. Причинно-следственная диаграмма Исикавы, применительно

к условиям ООО «Открытая планета»

В данной работе исследованы причины возникновения брака на производстве. Сформулируем условия получения качественного изделия:

1. Качество используемых полиграфических материалов.

2. Техническое состояние технологического оборудования.

3. Уровень квалификации обслуживающего персонала.

4. Наличие системы менеджмента качества.

Для соблюдения этих условий требуется правильная организация контроля качества. С определенной долей условности можно выделить следующие этапы контроля:

1. Входной контроль расходных материалов и их правильный выбор.

2. Периодический контроль состояния оборудования.

3. Контроль соблюдения технологических норм.

4. Контроль качества готовой продукции.

Кроме задачи получения качественной продукции, контроль материалов и знание их технических характеристик позволяют правильно организовать производство, что ведет к снижению расходов материалов, энергии, а также времени всего производственного цикла. Дополнительное тестирование расходных материалов и полученных оттисков бывает необходимо для решения сложных вопросов, возникающих при печати.

Таким образом, в данной работе рассмотрено применение статистических методов управления качеством на примере малого полиграфического предприятии ООО «Открытая планета».

Диаграмма разброса позволила определить, что увеличение скорости печати отрицательно сказывается на качестве продукции. Отсюда сделан вывод, что для улучшения качества продукции необходимо уменьшить скорость печати. Стоит ли производить больше продукции и при этом получать больше брака, зависит от стратегии компании.

С помощью диаграммы Исикавы были определены причины срыва сроков сдачи продукции. Было определено, что в каждом процессе есть слабые звенья, начиная от персонала, его квалификации, исправности оборудования, использования качественных полуфабрикатов. Но основной причиной данной проблемы является невысокая иерархия управления на предприятии ООО «Открытая планета» и нечеткая организация труда. Предприятию было предложено обратить внимание именно на эти два фактора, которые являются основной причиной срыва сроков заказа.

Комплекс мероприятий по управлению качеством на производстве включил в себя рассмотрение и анализ всего цикла производства, оценку кадрового состава для производства, а также способы повышения качества продукции.

Библиографический список

1. Галеев В.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий / В.И. Галеев // Сертификация. - 1994. - № 3. - С. 15.

2. Ефимов В.В. Статистические методы в управлении качеством : учеб. пособие / под ред. В.В. Ефимова. - Ульяновск : УлГТУ, 2003.

3. Стефанов С.И. Путеводитель в мире печатных технологий -М. : ИФ «УНИСЕРВ», 2001. - 224 с.

4. Салиманова Т.А. История управления качеством / Т.А. Са-лиманова, Н.Ш. Ватолкина. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.