Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / МОНОПРОФИЛЬНЫЙ ГОРОД (МОНОГОРОД) / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Е.С.

На текущий момент против Российской Федерации введены одни из самых крупных экономических санкций в мире, а в открытых источниках страну называют «новым Ираном», так как был запрещен импорт в Россию высокотехнологичной продукции и частичный запрет на экспорт российского сырья. Однако нельзя утверждать, что введенные санкции приведут страну к экономическому краху, так как в России, со времен СССР остались крупные промышленные предприятия, большинство которых за 30 лет пришли в «кризисное» состояние. Тем не менее у государства и его органов власти есть широкий набор инструментов, которые могут быть использованы для создания, модернизации, реконструкции и развития градообразующих предприятий в монопрофильных городах, которые в будущем могут переквалифицироваться в многопрофильные за счет адекватной инвестиционной политики и качественного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPECIAL REFINANCING INSTRUMENTS FOR THE CREATION AND DEVELOPMENT OF CITY-FORMING ENTERPRISES

At the moment, one of the largest economic sanctions in the world has been imposed against the Russian Federation, and in open sources the country is called the "new Iran", since the import of high-tech products to Russia and a partial ban on the export of Russian raw materials were banned. However, it cannot be argued that the sanctions imposed will lead the country to economic collapse, since large industrial enterprises have remained in Russia since the Soviet era, most of which have been in a "crisis" state for 30 years. Nevertheless, the state and its authorities have a wide range of tools that can be used to create, modernize, reconstruct and develop city-forming enterprises in single-industry cities, which in the future can be retrained into multi-profile ones due to an adequate investment policy and high-quality financing.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Применение специальных инструментов рефинансирования для создания и развития градообразующих предприятий

Тихомирова Елизавета Сергеевна

аспирант кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, elizaveta.ti-homirova@yandex.ru

На текущий момент против Российской Федерации введены одни из самых крупных экономических санкций в мире, а в открытых источниках страну называют «новым Ираном», так как был запрещен импорт в Россию высокотехнологичной продукции и частичный запрет на экспорт российского сырья. Однако нельзя утверждать, что введенные санкции приведут страну к экономическому краху, так как в России, со времен СссР остались крупные промышленные предприятия, большинство которых за 30 лет пришли в «кризисное» состояние. Тем не менее у государства и его органов власти есть широкий набор инструментов, которые могут быть использованы для создания, модернизации, реконструкции и развития градообразующих предприятий в монопрофильных городах, которые в будущем могут переквалифицироваться в многопрофильные за счет адекватной инвестиционной политики и качественного финансирования.

Ключевые слова: градообразующее предприятие, льготное кредитование, монопрофильный город (моногород), специальные инструменты рефинансирования, цифровой рубль.

Первые поселения, которые сегодня можно было бы отнести к моногородам, начали возникать в России в конце XVII - начале XVIII века, при императоре Петре I [14]. В этот период в стране начали создаваться первые крупные производства, возводились заводы по производству железа и формировались поселения вокруг таких производств.

Пик развития монопрофильных город началось в истории нашей страны в СсСр, когда существовала необходимость развития нового типа экономики, командного, в условиях достижения максимально быстрой эффективности при минимальных расходах. В советское время все монопрофильные города строились в промышленных районах, что приводило к быстрому освоению природных ресурсов в труднодоступных регионах страны с суровыми климатическими условиями [12].

Однако после распада СССР, в 1990-е годы наступает период стагнации не только экономики, но и профильных моногородов, что привело к остановке большинства предприятий, росту безработицы и миграции населения в более крупные города.

Таким образом, можно сделать вывод, что монопрофильные города функционируют в условиях повышенного социально-экономического риска: в период подъема экономики моногорода становятся драйверами роста экономики, обеспечивающими ее рост и развитие производства, однако в условиях стагнации и рецессии, они первыми начинают ощущать на себе наступление экономического кризиса.

На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 321 монопрофильный город, среди которых:

• 97 относятся к 1 категории «Моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций)»;

• 148 - ко 2 категории «Моногорода, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения»;

• 76 - к 3 категории «Моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией» [1].

Четкого определения в законодательстве Российской Федерации понятия «монопрофильный город» не существует, однако большинство экспертов сходится во мнении, что «моногород» или «монопрофильный город» подразумевает населенный пункт, который зависит от одного крупного предприятия или нескольких в плане трудоустройства [4], то есть «градообразующих предприятий».

По мнению ряда экономистов [11], город можно называть монопрофильным, если:

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

1) В нём существует одно или несколько однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нём людей;

2) В моногороде существует цепочка технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;

3) Для него характерна значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;

4) Для него характерна низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);

5) Он удалён на значительное расстояние от крупных населённых пунктов (что снижает мобильность жителей) при наличии в нём первых двух признаков или отсутствии развитой инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, телефонной сети и т. д.), обеспечивающей связь города с внешним миром.

В текущих условиях становление новых и развитие старых монопрофильных городов может стать альтернативой ушедших с российского рынка машин, товаров и оборудования: в условиях невозможности экспортировать сырье и импортировать готовую продукцию, создание новых предприятий поспособствует развитию программы импортозамещения в стране, а также позволит сократить логистические издержки.

Так, например, в Норильском промышленном районе, который был сформирован на базе Заполярного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель», являющего базовым подразделением компании «Норильский Никель» и крупнейшим металлургическим комплексом в Арктике, выстроен крупнейший в России кластер цветной металлургии. В этот промышленный комплекс входят добывающие предприятия, обогатительные комбинаты и заводы, производящие и выпускающие продукцию из цветных и драгоценных металлов [10].

Главным достоинством кластера считается плотная локализация перерабатывающих мощностей и ресурсной базы, которые встраиваются в общий технологический процесс. Такая кластеризация позволила также рационализировать логистическую и социальную составляющую - почти половина населения города Норильск задействована в работе градообразующего предприятия ЗФ Норникель (72 319 человек среднесписочная численность персонала группы «Норникель»).

Однако большинство монопрофильных городов находятся в «кризисном» состоянии и для восстановления экономической активности необходимы серьезные инвестиции [8], которые не могут быть предоставлены из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в виду их ограниченности, что ставит перед государством необходимость искать альтернативные, внебюджетные источники финансирования.

Так как в текущих экономических и геополитических условиях, инвестиции в российскую экономику являются высокорисковыми, необходимо стимулировать внутренних инвесторов для развития монопрофильных городов.

Во-первых, необходимо изменить суть монопрофильных городов, создать концепцию, в соответствии с которой, монопрофильные города должны включать не только одно или несколько предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент

отраслевого рынка, но и развивать малое и среднее предпринимательство, поддерживать создание субъектов МСП в иных, отличных от основной отрасли города, секторах экономики для создания альтернативных мест трудоустройства граждан.

В частности, в России была разработана Минэкономразвития Приоритетная программа «Комплексное развитие моногородов», которая была рассчитана на период 2016-2025 годов [2]. Однако ее решено было досрочно прекратить в конце 2018 года, так как она была признана Счетной палатой РФ неэффективной [8]. В середине 2019 года Правительство подготовило проект госпрограммы развития моногородов на 2019-2024 годы, затраты на ее реализацию за шесть лет должны были составить 57,3 млрд рублей [5], однако государственная программа не была принята. Тем не менее, одной из основных целей программы развития моногородов было сделать так, чтобы они перестали быть моногородами, для этого планировалось привлечь инвесторов и предоставить им налоговые льготы.

Во-вторых, инфраструктура является одним из ключевых преимуществ для миграции граждан, в частности, в городе должны быть не только больницы, детские сады и школы, но и значительное разнообразие спор-тивно-досуговых секций, что позволит всесторонне развиваться молодому поколению города, а также наличие средних специальных учебных заведений, как при предприятиях, так и независимых, а также вузов (филиалов или представительств вузов) различных направлений в определенной доступности от моногорода.

В-третьих, необходимо создавать стимулы, которые будут способствовать повышению заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие моногородов: налоговые льготы и преференции, инвестиционные налоговые кредиты, льготы по аренде государственного (муниципального) имущества (в т.ч. земельных участков), субсидии на софинансирование затрат на создание и эксплуатацию объектов, государственные гарантии, сопровождение инвестиционного проекта, государственно-частное партнерство и иные.

В-четвертых, необходимо внедрять новые виды специальных инструментов рефинансирования.

Одним из самых распространенных инструментов являются специализированные механизмы рефинансирования Банка России, которые призваны стимулировать банки кредитовать определенные сегменты или отрасли экономики и являются операциями по предоставлению Банком России кредитов российским кредитным организациям на относительно длительные сроки по сравнительно низкой процентной ставке [9].

В отличие от «классических» инструментов управления ликвидностью, таких как ключевая ставка, под специализированными инструментами рефинансирования (далее - СИР) понимают инструменты предоставления ликвидности коммерческим банкам на долгосрочной основе под специальные виды залогов (возможно, нерыночных), направленное на стимулирование кредитования тех или иных секторов экономики [6]. Обычно такое рефинансирование предоставляется по льготной процентной ставке - т.е. ниже ключевой ставки, что позволяет выдавать кредиты конечным заемщикам из соответствующих секторов экономики по ставкам ниже рыночных.

Данный инструмент широко использовался в Европе после Второй мировой войны, а также Банком России в 2015 году для льготного кредитования субъектов МСП

совместно с Корпорацией МСП и Минэкономразвития РФ. Однако на сегодняшний день расширение применения СИР для развития экономики России является весьма актуально, так как, как уже было сказано выше, бюджетные ресурсы ограничены и нет возможности направить средства сразу по нескольким отраслям, которые имеют стратегическое значение для экономики, а поддерживать ограниченное количество монопрофильных городов не позволит добиться необходимого эффекта в сжатые сроки.

На сегодняшний день, по оценкам экспертом, расширение использования специальных инструментов рефинансирования по всем отраслевым и технологическим направлениям позволит выйти на рост ВВП в 8% в год, а в текущей ситуации за счет расширения импортозаме-щения можно добиться даже 10% [7].

В текущих условиях механизм предоставления льготных кредитов посредством использования СИР Банка России для градообразующих предприятий может выглядеть следующим образом.

Министерство экономического развития РФ (далее -МЭР РФ) совместно с Фондом развития моногородов РФ (далее - ФРМ РФ) формирует перечень отраслей и потенциальных территорий, где может быть образован новый монопрофильный город или произведена модернизация/реконструкция действующего градообразующего предприятия. Потенциальный перечень может быть ранжирован по приоритетности отраслей и в зависимости от уровня важности развития конкретной отрасли будет ранжироваться потенциальная сумма кредита и иные преференции.

Дополнительно МЭР РФ совместно с Банком России формируют требования к кредитным организациям, которые будут кредитовать инвесторов монопрофильных городов через применения специализированных механизмов рефинансирования, определяют, под какую процентную ставку Банк России будет рефинансировать кредитные организации, какую маржу банки имеют право устанавливать (верхний предел) и какие лимиты получат кредитные организации в рамках данной программы.

Сформировав и утвердив перечень отраслей и объектов вложения, а также условия получения специальных кредитов, МЭР РФ и ФРМ РФ публикуют данный документ для общего доступа и предлагают потенциальным инвесторам создать/развить монопрофильный город с применением специализированных инструментов рефинансирования.

Для снижения рисков ликвидации предприятия в случае смены собственников в будущем, инвесторам будут установлены условия, соблюдение которых позволит получить специальный кредит, в частности:

1) средства в рамках льготного кредитования будут выдаваться на ограниченный срок 10-15 лет, в зависимости от отраслевых специфик предприятия;

2) максимальная сумма - 200 млн рублей, которая будет варьироваться в зависимости от приоритетности отрасли, в которой будет развиваться моногород;

3) возможность отсрочки уплаты ежемесячных платежей по кредиту в первый год для стабилизации деятельности;

4) во избежание судебных разбирательств потенциальных наследников владельца предприятия, предполагается заключение соглашения между инвестором и государством о праве продажи через определенный период (20-30 лет) контрольного пакета акций или долей

предприятия государству или, в случае ненаступления сроков продажи, наследники обязуются продать государству не менее 75% долей/акций предприятия;

5) полный запрет на владения акциями/долями предприятия или ограниченность долей (не более 10%) владения иностранными инвесторами;

6) иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государство, как и в случае с государственно-частным партнерством, дает инвестору право развивать свою компанию и получать прибыль в течение длительного периода, используя при этом все доступные, со стороны органов власти, льготы и преференции. При этом, оно также защищает качественные активы, инвестиции и работников предприятий от корпоративных конфликтов внутри семьи инвестора, так как в истории достаточно прецедентов, когда наследственные конфликты вредили как работникам компаний, так и их финансовым результатам, в частности споры между наследников бренда Natura Siberica или «Б.Ю. Александров».

Не смотря на выгодные условия для расширения применения СИР Банка России, на текущий момент одним из главных рисков для кредитных организаций является риски невозврата заемных средств, вывода средств через «фирма-однодневки» и подставных лиц, и другие. В связи с этим, для успешного применения специализированных инструментов, Банку России необходимо выдавать данные средства с применение цифрового рубля.

Цифровой рубль - это третья форма российской национальной валюты, помимо наличных и безналичных средств, которая не будет влиять на уровень инфляции в стране [13].

Использование цифровой валюты центрального банка может быть использована двумя способами (рисунок 1).

Рисунок 1. Способы применения цифровой валюты центрального банка при льготном кредитовании [3]

В первом случае каждый выделенный цифровой рубль помечается таким образом, что кредитные организации при взаимодействии с Банком России могут отследить куда направляются выделенные средства и имеет ли место быть нецелевое использование. После подтверждения целевого использования средств маркировка будет сниматься, что позволит данным единицам цифрового рубля выйти в свободное обращение.

Во втором случае Банком России создается единый реестр, к которому кредитные организации, участвующие в льготном кредитовании, будут иметь доступ. В данный реестр будут заносится номера всех цифровых рубль, которые выделяются Банком России кредитным

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

организациям и кредитными организациями коммерческим предприятиям в рамках использования специализированных механизмов рефинансирования с расшифровкой куда данные средства направлены (их целевое назначение).

При использовании цифрового рубля при кредитовании градообразующих предприятий, коммерческий банк может отслеживать как заемщик расходует средства и, если при получении кредита, заемщик указывал одну цель, а в итоге направил эти средства на иные цели, то, средства могут быть заблокированы, вне зависимости от того, где они находятся, а предприятие, если не сможет доказать обоснованность нецелевого расходования средств может быть расклассифицировано в более низкую категорию, в связи с его ненадежностью. Также кредитная организация, может потребовать вернуть все заемные средства и аннулировать льготный кредит. Таким образом, государство обезопасит себя и отрасли экономики от недобросовестных участников рынка.

Отдельное внимание при становлении монопрофильных городов стоит обратить на уровень развития инфраструктуры в населенных пунктах, где находится градообразующее предприятие, так как наличие тех или иных объектов инфраструктуры является одним из условий миграции населения.

В связи с этим, для создания минимальных объектов инфраструктуры в регионе необходимо стимулировать субъекты малого и среднего предпринимательства, посредством предоставления субсидий, кредитов (бюджетных и льготных), преференций и льгот, функционировать в населенном пункте, например, открывать частные детские сады, частные транспортные компании, сферу бытовых услуг. Аналогично кредитованию крупных предприятий, можно использовать цифровые рубли для кредитования субъектов МСП, что позволить сократить издержки при бюджетном кредитовании и снизить кредитные риски при выдаче кредитов.

Таким образом, в текущих условиях функционирования российской экономики, монопрофильные города и действующие на их территории градообразующие предприятия должны стать основой, первой ступенью, в развитии многопрофильных городов, снизить отток населения из регионов с низким уровнем развития инфраструктуры и высоким показателем безработицы, а также поспособствовать переходу от сырьевой модели развития к инновационной.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от 21.01.2020) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)»

2. «Паспорт приоритетной программы Комплексное развитие моногородов» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11)

3. Боканов А.А., Тихомирова Е.С. «Применение цифрового рубля в реализации предварительного и текущего контроля». Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. Материалы X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.В. Дегтяревой. 2021 год. с. 216-219

4. Ищенко Алена Игоревна. «Особенности моногородов Российской Федерации и их основные проблемы»

Скиф. Вопросы студенческой науки, no. 2 (54), 2021, pp. 142-147.

5. Кузнецова Е., Федерова Н. «На новую госпрограмму развития моногородов потратят 57,3 млрд рублей», РБК, 24.06.2019. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/24/06/2019/5d0cbafc9a7947af87 e8c419

6. Куликова Т. О поддержке экономики через специализированные инструменты рефинансирования, 24.11.2017. Режим доступа: https://kprf.ru/roscrisis/170861.html (дата обращения 20.07.2022)

7. Макурин А. Академик Глазьев: расширение им-портозамещения — это рост ВВП до 10% в год, 29.03.2022. Режим доступа: https://aif.ru/money/economy/akademik_glazev_rasshirenie _importozameshcheniya_eto_rost_vvp_do_10_v_god (дата обращения: 20.07.2022)

8. План модернизации моногорода Норильска // URL: http://econ.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/1730_kom-pleksnijjnvesticionnij_plan_modernizacii_monogo-roda_norilxska.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

9. Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом // Российское предпринимательство. - 2010. - Том 11. - № 8. - С. 154-158.

10. Отчет Счетной палаты РФ о результатах экс-пертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и оценка хода реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/1a5/1a5fb021746e6c823bc 8457f6e200a0c.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

11. Официальный сайт Банка России «Операции в других целях». Режим доступа: https://cbr.ru/oper_br/o_a/ (дата обращения 20.07.2022)Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю. Постановка проблемы моногородов: поиск решений органами власти и корпоративным сообществом // Российское предпринимательство. - 2010. - Том 11. - № 8. - С. 154-158.

12. Развитие моногородов России: монография / колл. авт. под ред. д-ра экон. наук, проф. И.Н. Ильиной. М.: Финансовый университет, 2013. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Тихомирова Е. С. Перспективы применения цифрового рубля в реализации предварительного и текущего контроля // Актуальные вопросы современной экономики. — 2022. — № 7.

14. Центральная профсоюзная газета «Солидарность». Источник: https://www.solidarnost.org/special/profdict/Vse_o_monogo rodah_.html (дата обращения 20.07.2022)

The use of special refinancing instruments for the creation and development of city-forming enterprises Tikhomirova E.S.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

At the moment, one of the largest economic sanctions in the world has been imposed against the Russian Federation, and in open sources the country is called the "new Iran", since the import of high-tech products to Russia and a partial ban on the export of Russian raw materials were banned. However, it cannot be argued that the sanctions imposed will lead the country to economic collapse, since large industrial enterprises have remained in Russia since the Soviet era, most of which have been in a "crisis" state for 30 years. Nevertheless, the state and its authorities have a wide range of tools that can be used to create, modernize, reconstruct and develop city-forming enterprises in single-industry cities, which in the future can be retrained into multi-profile ones due to an adequate investment policy and high-quality financing.

Keywords: city-forming enterprise, preferential lending, single-industry city,

special refinancing tools, digital ruble References

1. Decree of the Government of the Russian Federation of July 29, 2014 N

1398-r (as amended on January 21, 2020) "On approval of the list of single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns)"

2. "Passport of the priority program Comprehensive development of single-

industry towns" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects, protocol dated November 30, 2016 No. 11)

3. Bokanov A.A., Tikhomirova E.S. "Application of the digital ruble in the

implementation of preliminary and current control." Topical issues of economic theory: development and application in practice of Russian transformations. Materials of the X International Scientific and Practical Conference. Under the general editorship of I.V. Degtyareva. 2021 With. 216-219

4. Ishchenko Alena Igorevna. "Peculiarities of single-industry towns of the

Russian Federation and their main problems" Skif. Student Science Questions, no. 2 (54), 2021, pp. 142-147.

5. Kuznetsova E., Federova N. "57.3 billion rubles will be spent on the new

state program for the development of single-industry towns", RBC, 06/24/2019. Access mode:

https://www.rbc.ru/politics/24/06/2019/5d0cbafc9a7947af87e8c419

6. Kulikova T. On supporting the economy through specialized refinancing

instruments, 11/24/2017. Access mode:

https://kprf.ru/roscrisis/170861.html (accessed 20.07.2022)

7. Makurin A. Academician Glazyev: the expansion of import substitution is

the growth of GDP up to 10% per year, 03/29/2022. Access mode: https://aif.ru/money/economy/akademik_glazev_rasshirenie_importoza meshcheniya_eto_rost_vvp_do_10_v_god (Date of access: 07/20/2022)

8. Norilsk monotown modernization plan // URL: http://econ.krskstate.ru/dat/bin/art_attach/1730_kompleksnij_investicion nij_plan_modernizacii_monogoroda_norilxska.pdf (date of access: 07/20/2022).

9. Pytkin A.N., Zagoruiko I.Yu. Statement of the problem of single-industry

towns: search for solutions by authorities and the corporate community // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2010. - Volume 11. - No. 8. - P. 154-158.

10. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of the expert-analytical event "Monitoring and evaluation of the implementation of the priority program "Integrated development of single-industry towns". Access mode: https://ach.gov.ru/upload/iblock/1a5/1a5fb021746e6c823bc8457f6e200 a0c.pdf (date of access: 07/20/2022).

11. Official website of the Bank of Russia "Operations for other purposes". Access mode: https://cbr.ru/oper_br/o_a/ (accessed 20.07.2022) Pytkin A.N., Zagoruiko I.Yu. Statement of the problem of single-industry towns: search for solutions by authorities and the corporate community // Russian Journal of Entrepreneurship. - 2010. - Volume 11. - No. 8. - P. 154-158.

12. Development of single-industry towns in Russia: monograph / coll. ed. ed.

Dr. Econ. sciences, prof. I.N. Ilyina. M.: Financial University, 2013. 168 p.

13. Tikhomirova E. S. Prospects for the use of the digital ruble in the implementation of preliminary and current control // Actual issues of modern economics. - 2022. - No. 7.

14. Central trade union newspaper "Solidarity". Source: https://www.solidarnost.org/special/profdict/Vse_o_monogorodah_.html (Accessed 07/20/2022)

X X

o

00 >

c.

X

00 m

o

ho o ho ho

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.