Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / аддиктивное поведение / подростки / девиантное поведение подростков / факторы риска / информационная среда / современные технологии / deviant behavior / addictive behavior / teenagers / deviant behavior of teenagers / risk factors / information environment / modern technologies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкасова К.А., Маркова И.И.

В статье рассматриваются наиболее актуальные причины вовлечения в аддиктивное поведение подростков на основании результатов проведенного анкетирования. Составлены рекомендации по профилактике девиантного и аддиктивного поведения в информационной среде посредством современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черкасова К.А., Маркова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES FOR THE PREVENTION OF THE USE OF SURFACTANTS IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

The article discusses the most actual reasons for involvement in addictive behavior of teenagers based on the results of the questionnaire. Recommendations for the prevention of deviant and addictive behavior in the information environment through modern technologies have been compiled.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ»

УДК 159.9

Черкасова К.А.

студент магистратуры 2 курса психолого-педагогического факультета ВГПУ,

г. Воронеж, РФ.

Научный руководитель: Маркова И.И. канд. психол. наук, доц. каф. практической психологии ВГПУ, г. Воронеж, РФ.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее актуальные причины вовлечения в аддиктивное поведение подростков на основании результатов проведенного анкетирования. Составлены рекомендации по профилактике девиантного и аддиктивного поведения в информационной среде посредством современных технологий.

Ключевые слова

девиантное поведение, аддиктивное поведение, подростки, девиантное поведение подростков, факторы риска, информационная среда, современные технологии.

Cherkasova K.A.,

2nd year Master's student of the Psychological and Pedagogical Faculty of VSPU, Voronezh,

Russian Federation.

Markova I.I.,

scientific supervisor, PhD. Psychology, Associate Professor of Practical Psychology, VSPU, Voronezh,

Russian Federation.

APPLICATION OF MODERN TECHNOLOGIES FOR THE PREVENTION OF THE USE OF SURFACTANTS

IN THE INFORMATION ENVIRONMENT

Abstract

The article discusses the most actual reasons for involvement in addictive behavior of teenagers based on the results of the questionnaire. Recommendations for the prevention of deviant and addictive behavior in the information environment through modern technologies have been compiled.

Keywords

deviant behavior, addictive behavior, teenagers, deviant behavior of teenagers, risk factors, information environment, modern technologies.

Современный обучающийся находится под воздействием непрерывных стрессовых ситуаций (в школе, в семье, на улице, в социуме сверстников), которые ему порой сложно преодолеть. В результате проявляются различные формы аддиктивного поведения - употребление алкоголя, никотиносодержащей продукции и других видов ПАВ. Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества, а в особенности подросткового возраста [1, c. 47].

Аддиктивное поведение связано с желанием человека выйти за пределы реальной жизни путем изменения состояния своего сознания [4, c. 163]. Уход от реальности сопровождается сильными эмоциональными переживаниями [5, c. 140]. И именно интенсивность переживаемых эмоций играет

главную роль в формировании зависимости. Эмоции являются центральной частью психической зависимости, «фактически человек зависит не от того или иного препарата, а от эмоций... Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость...» [2, с. 2].

В связи с тем, что подростки имеют ряд психологических особенностей, они наиболее подвержены рискам развития девиантного и аддиктивного поведения.

В настоящее время стоит задача, направленная на организацию активного противодействия социальным рискам, связанным с употреблением ПАВ подростками, в том числе с применением современных технологий в информационной среде [3, с. 148]

С 5-16 сентября 2022 года на основании протокола поручений определенных на совещании по вопросу выявления и предотвращения потребления алкогольной продукции среди обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций у заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области, руководителя Межведомственной рабочей группы В.А. Шабалатова от 27.07.2022 года, в общеобразовательных организациях Воронежской области было проведено анкетирование по выявлению отношения обучающихся к употреблению алкоголя, никотиносодержащей продукции и частоты употребления.

Количественная выборка данного исследования составила 1261 человек, качественная выборка -693 девушки, 568 юношей. Анализ статистических данных полученных в результате проведенного анкетирования, позволяет сделать следующие выводы: по полученным данным, превалирующее число опрошенных, а именно 90% (1139 человек), отметили, что не употребляют никотиносодержащую продукцию, однако 4% (49 человек) ответили утвердительно, а 6% обучающихся, по их признанию, хотя бы раз в жизни пробовали курить. Приоритетным видом курения на данный момент являются -электронные сигареты. Частота курения от 1-2, до более 7 раз в день. Возраст начала курения у большинства обучающихся составляет 12-14 лет.

Исходя из полученных данных, заметно прослеживается тенденция увеличения процентного соотношения респондентов к 10 классу, вероятным поводом начала курения которых, является нежелание отставать от друзей, чтобы почувствовать себя взрослее, а также, снять стресс и напряжение.

Наибольшая доля респондентов, а именно, 94% (1181 человек) на вопрос «Потребляете ли Вы алкогольные напитки? (включая пиво)» дали отрицательный ответ. Ответили, что употребляют алкоголь -6% (80 человек) обучающихся. Стоит добавить, что среди лиц, вероятно употребляющих алкоголь, преобладают обучающиеся 9 класса. Возраст первой пробы алкогольных напитков обучающимися и частота употребления:

С 8-11 лет - 24% респондентов попробовали алкоголь С 12-14 лет - 59% С 15-до 16 лет - 17%.

Таким образом, большинство обучающихся впервые попробовали алкоголь в возрасте 12-14 лет. Преобладающее число опрошенных обучающихся (из уже вовлеченных в употребление) потребляют алкоголь с периодичностью от 1-4 раз в месяц до более 4 раз в неделю. Исходя из полученных данных, прослеживается динамика увеличения процента респондентов к 10 классу, причина начала употребления алкоголя которых является - потребность забыть о своих проблемах, повысить настроение и получить сильную эмоциональную разгрузку. Учитывая ранний возраст первой пробы алкоголя и никотиносодержащей продукции, а также, частоту употребления, особо тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание подростков к психоактивным веществам.

На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод о необходимости принятия дополнительных мер профилактики употребления ПАВ для формирования ценностных ориентаций, жизненных навыков и установок на ведение здорового образа жизни подростков, снижения конфликтных и фрустрационных ситуаций с помощью соответствующей информации.

Изучение роли Интернет-ресурсов и современных технологий в профилактике употребления ПАВ является весьма актуальным. В настоящее время, в связи с развитием и активным проникновением практически во все сферы человеческой деятельности сети Internet, все более ощутимым становится влияние Internet-реальности на потребителей аддиктивных веществ. Internet как социальное «киберпространство» — своего рода информационно-коммуникативное поле, сформированное взаимодействующими друг с другом пользователями, и характеризующееся практически неограниченной свободой и анонимностью этого информационного взаимодействия. Изучение Интернет пространства по проблеме профилактики употребления ПАВ показало, что сеть Internet является мощным средством информации в двух противоположных направлениях — как сдерживающем, так и стимулирующем аддиктивное поведение. В связи с этим необходимо внедрять в сеть Интернет максимально полную и достоверную информацию об аддиктивных веществах, способах отказа в случаях провокаций пробы ПАВ и возможностей преодоления стресса без вмешательства психоактивных веществ, повышения самооценки и чувства ответственности за свой выбор, а также, заполнения возможных информационных пробелов широко распространёнными в молодёжной среде мифами, стереотипами и заблуждениями.

Интернет и, в частности, социальные сети, содержат большой потенциал для первичной и вторичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди подростков и молодежи. По результатам исследования Mail.Ru Group среди представителей возрастной категории 12-17 лет наибольшей популярностью пользуются социальная сеть «ВКонтакте». Стихийный процесс образования существующих в данной социальной сети групп, направленных на профилактику зависимостей, свидетельствует о необходимости вмешательства специалистов, которые могут предоставить качественную информацию и оказать квалифицированную помощь по отказу от зависимостей. При этом профилактическая работа в Интернете не является альтернативой существующей профилактике, напротив, она может стать эффективным дополнением. За счет специальных инструментов (репост) может быть достигнут большой масштаб распространения сообщений профилактического характера. Что в свою очередь будет влиять на формирование общественного мнения, моды на здоровый образ жизни и определенного социального отношения к тому или иному рискованному поведению.

Таким образом, информационное пространство является перспективным инструментом в работе по профилактике рисков развития девиантного и аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Для наибольшей эффективности профилактических мер, согласно полученным данным, стоит учитывать актуальные причины и факторы, способствующие вовлечению современного обучающегося в употребление ПАВ.

Список использованной литературы:

1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение / А.В. Гоголева. - Ижевск: издательский дом "Удмуртский университет", 2001 - 340 с.

2. Качалов. В.И. Об аддикциях и аддиктивном поведении. В. Качалов [Электронный ресурс].- Москва: Научная цифровая библиотека, 2007. - С. 1-3. URL:https://portalus.ru/modules/psychology/ rus_readme. php?subaction=showfull&id=1176211603&archive=1375266216&start_from=&ucat(дата обращения: 11.09.2023).

3. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н.Ю. Максимова Н.Ю. // Психологический журнал. - 1996. - С. 149-152.

4. Симатова, О.Б. Профилактика аддиктивного поведения подростков / О. Б. Симатова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. -192 с. -URL: https://eJanbook.com/book/302801 (дата обращения: 11.09.2023)

5. Хуснутдинова, З.А. Аддиктивное поведение в детско-молодежной среде: проблемы, профилактика: учебное пособие / З.А. Хуснутдинова, Э.Н. Сафина, К.В. Максимов. - Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. -348 с. Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://eJanbook.com/book/ 96824 (дата обращения: 11.09.2023).

© Черкасова К.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.