Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
194
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / СТРУКТУРА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / INFORMATION-EDUCATION ENVIRONMENT / SOFTWARE STRUCTURE / COMPUTERIZATION OF MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Татаров Максим Олегович, Пугачёв Алексей Юрьевич, Пушкин Константин Александрович

Рассмотрены вопросы взаимодействия элементов электронной информационно-образовательной среды, а также вопросы информатизации существующих видов деятельности в военных образовательных организациях. В работе описана структура и особенности информационно-справочной системы, позволяющей повысить уровень информационного обеспечения учебной и научной деятельности в военных образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Татаров Максим Олегович, Пугачёв Алексей Юрьевич, Пушкин Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MODERN INFORMATION SUPPORT TECHNIQUES IN THE TEACHING AND RESEARCH WORK OF A MILITARY SCHOOL

The paper looks at issues of element interaction in the information-education environment, and also at issues of computerizing existing activity types at military schools. The piece describes the makeup and distinctive features of the information-reference system, which helps improve information support of teaching and research activity at military educational establishments.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Применение современных технологий информационного обеспечения учебной и научной

деятельности в военной образовательной организации

Подполковник М.О. ТАТАРОВ, кандидат технических наук

Майор А.Ю. ПУГАЧЁВ, кандидат технических наук

Старший лейтенант К.А. ПУШКИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены вопросы взаимодействия элементов электронной информационно-образовательной среды, а также вопросы информатизации существующих видов деятельности в военных образовательных организациях. В работе описана структура и особенности информационно-справочной системы, позволяющей повысить уровень информационного обеспечения учебной и научной деятельности в военных образовательных организациях.

The paper looks at issues of element interaction in the information-education environment, and also at issues of computerizing existing activity types at military schools. The piece describes the makeup and distinctive features of the information-reference system, which helps improve information support of teaching and research activity at military educational establishments.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Автоматизация процессов, структура программного обеспечения, информатизация военного образования.

Information-education environment, software structure, computerization of military education.

В НАСТОЯЩЕЕ время невозможно достичь высокой эффективности деятельности высшего военного учебного заведения (ввуза) без применения разнородных средств информатизации, в связи с чем в военных образовательных организациях проводится совершенствование информационно-образовательной среды (ИОС) с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Проблема информатизации деятельности учебного заведения не является новой и довольно успешно решается крупными учебными заведениями России1,2,3. Разработка методологических подходов построения электронного учебного заведения ведется как на уровне государства — путем внедрения ряда государственных программ4,5,6, так и отдельными научными коллекти-вами7,8,9. При этом особое внимание уделяется развитию электронных библиотек и информационному обеспечению научной деятельно-сти1°,11,12,13,14

Информатизация учебных заведений не обошла стороной и образовательные организации Министерства обороны Российской Федерации, с 2016 года был проведен ряд научно-исследовательских работ, в которых были исследованы вопросы информатизации различных видов деятельности ввузов. В результате проведения этих работ были сформированы требования по созданию и использованию электронных учебных изданий, электронных библиотек, электронного документооборота, видеокон-ференцсвязи и ИОС учебного заведения, разработаны требования по созданию специализированного программного обеспечения для указанных направлений, и в настоящее время ведется разработка, тестирование и внедрение данного программного обеспечения15.

При этом, несмотря на высокие темпы развития информационно-образовательной среды учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время и до централизованного внедрения указанных выше программных продуктов ввузам приходится ряд задач информатизации различных видов деятельности решать самостоятельно.

Проведенный анализ показал, что данная задача вполне успешно решается различными ввузами16 как при создании электронных учебных изда-ний17,18,19,20,21,22, внедрении и использовании электронных библиотек23,24, так и при создании ИОС25,26,27. При этом, как и «гражданским» учебным заведения, военным вузам присущи те же основные негативные тенденции: низкая оснащенность современными ИКТ и низкая цифровая грамотность сотрудников.

Информатизация существующих видов деятельности ввузов является трудоемким процессом, требующим больших затрат на внедрение аппаратно-программной составляющей ИОС. При этом особое внимание уделяется следующим положениям:

• построение системы управления должно основываться на системно-целевом подходе (системности, четкой целевой ориентации, прогно-стичности, партисипативности, гибкости управления);

• применение методов проблемно-ориентированного анализа и це-

левого программирования решения проблем;

• применение принципов коллективного самоуправления и самоорганизации с позиции синергетического подхода;

• построение модели ввуза на основе процессного подхода, что дает глубокое понимание действующих процессов и подчеркивает взаимодействие между подразделениями;

• определение влияния информационных технологий на совокупность происходящих процессов, а также определение конкретного взаимодействия подбираемых инструментов информатизации с существующими процессами;

• масштабируемость и адаптируемость применяемых методов и инструментов;

• применение принципа постоянного совершенствования и инновационного развития системы управления ввуза.

Военное образовательное учреждение является сложной организацией, управление которой включает различные виды деятельности, в связи с чем информационную поддержку управления необходимо разделить на несколько основных подзадач:

• проведение приемной кампании;

• планирование учебного процесса;

• управление информационно-методическими ресурсами;

• администрирование контингента обучающихся;

• мониторинг успеваемости и посещаемости;

• организация рационального документооборота;

• поддержка принятия решений;

• управление научной деятельностью;

• инвентаризация результатов интеллектуальной деятельности;

• финансовое планирование и бухгалтерский учет;

• управление административно-хозяйственной деятельностью и т. д.

ИОС должна обеспечивать выполнение следующих основных функций:

• информационно-аналитическая поддержка принятия стратегических решений руководством организации;

• системное управление организацией по направлениям административно-управленческой, образовательной и научной деятельности;

• управленческий учет и бюджетное планирование;

• управление организационной структурой в соответствии с назначением структурных подразделений (филиалы, институты, факультеты, кафедры, управления, отделы, службы, центры, лаборатории и т. д.) и правилами их взаимодействия;

• управление основными и вспомогательными процессами в соответствии с их функциональными назначениями, нормативными требованиями и ресурсным обеспечением;

• планирование и управление финансовыми, кадровыми, информационными и материально-техническими ресурсами;

• учет всех категорий лиц, обучающихся в учреждении (абитуриенты, студенты, стажеры, адъюнкты, докторанты и др.);

• менеджмент результативности, эффективности и качества основных и вспомогательных процессов, продукции и услуг по направлениям деятельности;

• управление имуществом организации (земля, здания и др.);

• управление электронными документами в системе и при информационном взаимодействии с другими системами с соблюдением требований конфиденциальности информации и обеспечением защиты информации.

Таким образом, проведенный анализ показал, что информатизация различных видов деятельности ввузов является непростой задачей,

к которой привлечены ресурсы различных уровней.

В данной статье представлено описание самостоятельной разработки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (далее — училища), позволяющей оптимизировать существующие процессы управления и

планирования учебной, научной (научно-исследовательской) и спортивной деятельностью, что приводит к повышению уровня информационного обеспечения и оперативности предоставления информации для руководства училища, а также снижению трудозатрат на подготовку отчетной информации.

Разработка архитектуры информационной системы

В ходе анализа основных видов деятельности училища28 разработана структура информационного пространства учебной и научной деятельности (рис. 1).

Усиление связей между элементами такой структуры может быть достигнуто за счет организованного централизованного хранения данных, которые задействованы

О.ТЛОПРОВЛВ0Е

Рис. 1. Информационное пространство учебной и научной деятельности военного вуза

в различных процессах единого информационного пространства29. При этом подобное пространство в инфраструктурном плане предполагает наличие системы управления базами данных, а в концептуальном плане — четко формализованной (струк-

турированной) информационной модели.

Эффективное применение такой модели работы ориентировано, кроме того, на детально проработанную распределенную клиент-серверную архитектуру и бизнес-логику про-

граммной составляющей, что обеспечивает:

• беспрепятственное внедрение системы в сетевую инфраструктуру училища;

• высокую производительность обработки входной и выходной информации за счет серверных мощностей и минимальных требований к клиентской аппаратной составляющей;

• сокращение объема временных и трудовых затрат, требующихся при получении информации за счет централизации данных.

Разрабатываемая информационная система отвечает требованиям территориально распределенных систем, в которых отдельные вычислительные узлы отвечают за конкретный, более узкий функционал. Основываясь на этом, следует определить три основных инфраструктурных компонента.

Серверная часть состоит из сервера баз данных и сервера приложе-

ний, обеспечивает хранение данных, разграничение доступа, защиту, резервное копирование, отслеживание целостности данных в соответствии с набором правил и обслуживание информационных запросов клиента. При этом сервером базы данных выступает Microsoft SQL Server, сервером приложений — IIS Web Server.

Клиентская часть предоставляет пользователям интерфейс, двунаправленно связанный с логикой приложения, проверяет допустимость данных, посылает запросы к серверу, а также получает ответы от него.

Коммуникационная (сетевая) часть обеспечивает взаимодействие между клиентской и серверной частью на аппаратном и программном уровнях, описанных в сетевых протоколах OSI.

Взаимодействие компонентов распределенной клиент-серверной архитектуры разрабатываемой информационной системы отображено на рисунке 2.

КЛИЕНТСКАЯ ЧАСТЬ Рис. 2. Клиент-серверная архитектура информационной системы

Эффективность использования вышеописанной архитектуры состоит в относительно низких временных затратах на получение требуемой информации за счет централизации данных, а также сниженных требований к производительности клиентского оборудования с учетом использования вычислительных мощностей сервера.

Одним из наиболее продуктивных решений программной инфраструктуры, позволяющих разрабатывать клиент-серверные приложения, является технология ASP.NET МУС, отвечающая современным требованиям для построения систем на основе

распределенной архитектуры. Схема информационных потоков в контексте используемой технологии ASP. NET MVC представлена на рисунке 3 следующими основными компонентами.

Контроллер (controller) представляет собой часть приложения, обеспечивающую связь между пользователем и системой, представлением и хранилищем данных, получающую вводимые пользователем данные и обрабатывающую их. В зависимости от результатов обработки контроллер отправляет пользователю определенный вывод, например в виде представления.

Рис. 3. Схема информационных потоков в технологии ASP.NET MVC

Представление (view) — это

собственно визуальная часть или пользовательский интерфейс приложения. Часто в качестве представления используется html-стра-ница, которую пользователь видит, зайдя на сайт.

Модель (model) представляет собой часть приложения, описывающую логику используемых данных.

После выбора программно-аппаратной инфраструктуры для информационной системы проработана бизнес-логика программного обеспечения, которая описывает элементы

рассматриваемого информационного пространства и необходимость их консолидации и хранения требуемой информации.

В результате анализа рассматриваемого информационного пространства с учетом сведений, которые необходимо обрабатывать автоматизированно, получена модель работы системы с выделением нескольких программных модулей и типов пользователей, взаимодействующих с этими модулями. На рисунке 4 представлена диаграмма информационной системы, которая

МОДЕРАТОР ФАКУЛЬТЕТА

УПРАВЛЯЮЩИЙ СОСТАВ

МОДЕРАТОР

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 МОДЕРАТОР НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕРАТОР

ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Рис. 4. Диаграмма разрабатываемой системы

отображает взаимодействие пользователей с программными модулями, обозначая при этом ролевую модель доступа.

Ролевая модель доступа пользователей в информационной системе

Большое внимание в процессе проектирования системы уделено сегментированию предоставляемой пользователям информации. Определение типов пользователей реализовано в соответствии с требованиями к ИОС военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации. Основываясь на этих требованиях, сегментирование ИОС проводится в целях разделения информационной системы на сегменты, имеющие различные классы защищенности информационной системы. При сегментировании ИОС должна быть обеспечена защита периметров сегментов информационной системы в соответствии с требованиями по защите информации. ИОС должна обеспечивать функционирование трех сегментов: открытого (общедоступного), конфиденциального и закрытого. В настоящее время в разрабатываемой системе реализован только открытый (общедоступный) сегмент, предназначенный для

Несмотря на высокие темпы развития информационно-образовательной среды

учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время и до централизованного внедрения указанных выше программных продуктов ввузам приходится

ряд задач информатизации различных видов деятельности решать самостоятельно.

работы с материалами, не содержащими информацию ограниченного доступа и служебную информацию ограниченного распространения. Вопрос обработки данных, имеющих ограничительную пометку или не подлежащих открытому распространению, в настоящее время прорабатывается в организационном аспекте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из этих условий, а также учитывая особенности рассматриваемого информационного пространства, определены следующие роли пользователей системы:

• неавторизованный пользователь (гость);

• авторизованный пользователь (курсант, адъюнкт, научно-педагогический работник);

• модератор научной деятельности;

• модератор учебной деятельности;

• модератор спортивной деятельности;

• администратор.

Каждой роли определены свои права по просмотру и добавлению (изменению) информации.

Основные информационные блоки системы

В настоящее время информационная система модульно состоит из шести программных модулей, позволяющих полностью охватить рассматриваемое информационное пространство военной образовательной организации и консолидировать его элементы. Особенностью информационной системы является постоянное взаимодействие между собой программных модулей, необходимое для исключения избыточности хранимых сведений.

Информационная система включает:

• программный модуль «Информационная подсистема учета курсантов высшего военного учебного заведения»;

• программный модуль «Информационная подсистема учета научно-педагогических работников высшего военного учебного заведения»;

• программный модуль «Информационная подсистема учета деятельности адъюнктов»;

• программный модуль «Информационная подсистема учета науч-

ной деятельности высшего военного учебного заведения»;

• программный модуль «Информационная подсистема обеспечения учебной деятельности военной образовательной организации»;

• программный модуль «Информационная подсистема исследования качеств физической подготовленности военнослужащих».

Программный модуль «Информационная подсистема учета курсантов высшего военного учебного заведения» (Портфолио курсантов)

Модуль предназначен для учета основной информации об обучающихся, их достижений в учебной, научной и спортивной деятельности в процессе обучения. Схема организации доступа различных групп пользователей к программному модулю отображена на рисунке 5.

К обрабатываемым данным по курсантам следует отнести следующие сведения:

• данные о текущей успеваемости личного состава по входным показателям единого государственного экзамена при поступлении в вуз, по промежуточной, итоговой аттестации, а также другие сведения, позволяющие в формализованном виде

сформировать учебную карточку курсанта;

• данные о научной деятельности курсантов во время обучения — выполнение рефератов, курсовых проектов, участие в военно-научных секциях;

• персональные данные о прохождении службы — населенный пункт, из которого прибыл курсант, род занятий до военной службы и другое.

В числе эргономических требований к модулю следует выделить необходимость организации поиска информации по сложному критерию, а также возможность отображения информационных массивов по подразделениям за несколько периодов обучения — «в динамике».

Программный модуль «Информационная подсистема учета научно-педагогических работников высшего военного учебного заведения» «Портфолио преподавателей»

Модуль предназначен для ввода, обработки и выдачи информации о научно-педагогических работниках, что преимущественно определяется их достижениями в различных аспектах научной деятельности.

Бизнес-логика программного модуля представлена на диаграмме (рис. 6) и отражает возможные действия основных участников модуля.

Среди требований, предъявляемых к функциональным возможностям модуля, следует отметить следующие:

• организация ввода и редактирования персональных данных, данных о прохождении службы научно-педагогическим работником, сведений о наличии ученых степеней, ученых званий;

• степень участия сотрудника в научно-исследовательских работах, их отдельных этапах и составных частях;

• вовлечение сотрудника в рационализаторскую и патентно-лицензионную работу — участие в разработке

Рис. 6. Схема организации доступа к программному модулю «Портфолио преподавателей»

рационализаторских предложении, в подготовке заявок на изобретения, полезные модели, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем;

• участие сотрудников в разработке научных статей, а также

учебных и учебно-методических изданий;

• организация выборки данных по отдельному сотруднику, группе сотрудников или подразделению, а также формирование графиков с учетом различных хронологических периодов.

Программный модуль «Информационная подсистема учета деятельности адъюнктов» (Портфолио адъюнктов)

Модуль предназначен для обработки результатов деятельности адъюнктов в учебной и научной работе. На рисунке 7 представлены возможные действия основных участников модуля — модератора научной деятельности и адъюнкта, при этом

основные функции модуля используются модератором научной деятельности.

Одной из важных особенностей подготовки научно-педагогических кадров является необходимость многоаспектного учета результатов дея-

ИОС должна обеспечивать функционирование трех сегментов: открытого (общедоступного), конфиденциального и закрытого. В настоящее время в разрабатываемой системе реализован только открытый (общедоступный) сегмент, предназначенный для работы с материалами, не содержащими информацию ограниченного доступа и служебную информацию ограниченного распространения.

Рис. 7. Схема организации доступа к модулю «Портфолио адъюнктов»

тельности адъюнктов в течение всего периода их обучения. Это обусловлено тем, что результаты их учебной и научной деятельности, как правило, достигаются коллективом авторов. При бумажном документообороте организация оценки и вклада каждого сотрудника в систематическую, многолетнюю научную деятельность является скрупулезной рутинной за-

дачей, решение которой сопряжено с большим количеством допущений и неточностей.

В связи с этим электронный модуль учета деятельности адъюнктов может обеспечить повышение эффективности обработки разнородных данных, а также их статистическую обработку с учетом условий запросов пользователей.

Программный модуль «Информационно-библиотечная подсистема научной деятельности высшего военного учебного заведения» (База научных работ)

Программный модуль предназначен для организации сбора и выдачи сведений по основным видам научной деятельности в военной образовательной организации. Кроме того, описываемый модуль может выступать в качестве информационного ресурса для электронной библиотеки, содержащей массив учебных, методических и научных работ, от-

сортированных по различным показателям. Множество таких показателей в электронной библиотеке может быть использовано для организации гибкой системы анализа информационных запросов от обучающихся и различных категорий сотрудников военного вуза.

Реализованная логика функционирования описываемого про-

граммного модуля отражена на рисунке 8. Предполагается, что доступ к информационным ресурсам может быть организован с учетом необходимой политики правил, разграничивающих уровни доступа для научно-педагогических работников, адъюнктов, курсантов и пр.

Полный доступ к управлению информацией по видам деятельности предоставлен модератору научной деятельности, а остальным участникам предоставлена возможность формирования гибких запросов и непосредственно извлечения информации.

Рис. 8. Схема организации доступа к модулю «База научных работ»

Программный модуль «<.Информационная подсистема обеспечения учебной деятельности военной образовательной организации» (База УМО)

Модуль предназначен для повышения уровня автоматизации средств, используемых в повседневной деятельности учебно-методического отдела. К числу функциональных задач, решаемых модулем, относятся:

• возможность выставления оценок учебным группам за текущую кафедры, учебный поток за учебную дисциплину по годам и т. д.

В программном модуле реализовано разделение доступа к информации для следующих типов пользователей:

успеваемость (так называемый «электронный журнал»), а также за экзаменационную сессию, управление пересдачей учебных задолженностей;

• формирование гибко настраиваемых табличных и графических отчетов: учебная группа за экзамен/сессию, учебный поток за дисциплины модератор учебной деятельности, курсант, преподаватель. Взаимодействие пользователей с программным модулем представлено на диаграмме (рис. 9).

Рис. 9. Схема организации доступа к программному модулю «База-УМО»

Программный модуль «Информационная подсистема исследования качеств физической подготовленности военнослужащих» (Статистика-ФП)

Модуль предназначен для сбора, обработки и извлечения информации по физической подготовленности военнослужащих постоянного и переменного состава училища. Модуль отвечает за обработку следующих сведений:

• результаты сдачи курсантами экзаменационной сессии по физической культуре, приводимые по

проверенным физическим качествам: сила, ловкость, быстрота, выносливость, военно-прикладные навыки, а также теоретическая и методическая составляющие экзамена;

• результаты контрольных проверок подразделений постоянного состава по физической подготовке, приводимые раздельно по вышеу-

помянутым физическим качествам с учетом категорий и возрастных групп военнослужащих;

• результаты проведения спартакиады среди постоянного и переменного состава вуза раздельно по видам спорта с учетом соревновательной сетки и расписания проводимых состязаний;

• результаты спортивной подготовки постоянного и переменного состава, а также учет норм ВСК.

Модель данных инф

Следует отметить, что в качестве ключевой особенности, обеспечивающей возможность гибкого предоставления требуемой информации по запросам пользователей, выступает усовершенствованный механизм анализа этих запросов. Такой механизм основан на трехступенчатом грамматическом анализе поступающих запросов:

• лексический анализ позволяет оценить наличие базовых языковых конструкций в грамматике языка — проверить, имеются ли в запросе слова, которых нет в модели данных, и отсеять их в целях снижения неоднозначности разбора;

• синтаксический анализ обеспечивает поиск словосочетаний внутри предложения, учет однородных конструкций и определение трехзвенных информационных шаблонов вида «объект—предикат—субъект»;

• семантический анализ позволяет внутри информационного шаблона «объект—предикат—субъект» определить собственно вид связи между объектом и субъектом, а также отсеять конструкции, заведомо лишенные смысла («ученик учит учителя», «работа выполняет автора» и т. п.).

Применение вышеописанного алгоритма анализа позволяет обеспечить более тесную связь с используемой моделью данных, хранимой в

На рисунке 10 отображена диаграмма программного модуля, в котором выделены следующие участники: модератор физической подготовки и военнослужащий. Под военнослужащим понимается тип пользователя, которым является военнослужащий постоянного или переменного состава училища, а именно курсант, адъюнкт или научно-педагогический работник.

шционной системы

виде реляционной базы данных, на основе того, что при формировании ответа на запрос используется двух-факторный поиск:

• «традиционный» поиск, основанный на наличии в реляционной базе данных множества отношений «один ко многим» или «многий ко многим» — реализуется на основе применения в контроллере шаблонов data-mining, выполненных в SQL- или LINQ-конструкциях;

• «семантический» поиск, основанный на общности базовых информационных шаблонов вида «объект—предикат—субъект», в которых выполнено концептуальное представление процессов учебной, научной, спортивной деятельности и используемых сущностей — реализуется в контроллере на основе логических конструкций типа «foreach».

Семантический фактор поиска позволяет проверить в однородных коллекциях наличие сущностей конкретных признаков и свойств, соответствующих контексту поиска. Другими словами, вместо прямого поиска информации по хештегам осуществляется более «осмысленное» получение информации об атрибутах требуемого объекта, их интеграция с результатами «традиционного» агре-гационного поиска и выдача этой информации пользователю в качестве ответа на его запрос.

МОДЕРАТОР ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ВОЕННОСЛУЖАЩИМ (КУРСАНТ, АДЪЮНКТ, НИР)

Рис. 10. Схема организации доступа к модулю «Статистика-ФП»

Использование двухфакторного запросно-ответного механизма позволяет решить две задачи:

• обеспечить связность и верификацию сложной модели данных на основе единых правил, применяемых как к семантическому поиску, так и к построению самой модели;

• повысить информативность получаемой информации благодаря возможности машинного извлечения семантической сущности контекста запроса.

Таким образом, разрабатываемая автоматизированная система информационного обеспечения учебной и научной деятельности предназначена для функционирования электронной информационно-образовательной среды училища. Система позволит сократить объем временных и трудовых затрат, требующихся при получении информации, за счет централизации данных.

Архитектура автоматизированной системы является клиент-серверной, что обеспечивает беспрепятственное внедрение в сетевую инфраструктуру училища, высокую производительность обработки входной и выходной информации за счет серверных мощностей и минимальные требования к клиентской аппаратной составляющей. Архитектура системы устроена таким образом, что позволяет видоизменять и масштабировать ее без значительных трудозатрат.

В систему внедрен отлаженный механизм поиска, позволяющий за короткий промежуток времени отыскать требуемую информацию по категориям. Информационная система функционирует в открытом сегменте информационно-образовательной среды Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны.

Разработанная информационная система имеет интерфейс, отвечающий определенному заранее набору

Доступ к информационным ресурсам может быть организован

с учетом необходимой политики правил, разграничивающих уровни доступа для научно-педагогических работников, адъюнктов, курсантов и пр. Полный доступ к управлению информацией по видам деятельности предоставлен модератору научной деятельности, а остальным участникам предоставлена возможность формирования гибких запросов и непосредственно извлечения информации.

задач, для которых она предназначена. Полное ориентирование эргономичного интерфейса на пользователя позволяет в короткие сроки обучить его особенностям работы с системой, которые учтены в архитектуре программного обеспечения. Интерфейс системы выполнен с помощью адаптированного к различным разрешениям экранов фреймворка, повышающего уровень удобства работы с системой, а наглядное отображение статистической информации обеспечивает для руководящего состава военной образовательной организации отображение состояния дел по основным видам деятельности.

Функционирование системы основано на использовании сведений из базы данных, в которой фиксируется необходимая информация о научно-педагогических работниках, об обучающихся, их результатах и достижениях в учебной, научной и спортивной деятельности, при этом в системе реализован функционал логирования (журналирования) записей о внесенных изменениях.

Особенностями информационной системы являются:

• исключение избыточности входных данных, что позволяет в пер-

Архитектура автоматизированной системы является клиент-серверной, что обеспечивает беспрепятственное внедрение в сетевую инфраструктуру училища, высокую производительность обработки

входной и выходной информации за счет серверных мощностей и минимальные требования к клиентской аппаратной составляющей.

Архитектура системы устроена таким образом, что позволяет видоизменять и масштабировать ее без значительных трудозатрат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

спективе масштабировать и развивать систему с уже существующими сведениями;

• автоматизированное формирование электронных документов с возможностью вывода их на печать, что повышает уровень качества СЭД;

• периодическое сохранение резервной копии сведений с совокупностью электронных документов;

• наличие функционала валида-ции вводимых данных;

• возможность сопряжения с иными приложениями за счет концепции REST.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Агеева Т.И., Балдин А.В., Барышников В.А. и др. / под ред. И.Б. Федорова,

B.М. Черненького. Информационная управляющая система МГТУ им. Н.Э. Баумана «Электронный университет»: концепция и реализация. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. С. 376.

2 Илюхин И.И., Хачай А.Ю., Волка-нин Л.С. Создание информационно-образовательной среды военно-учебного заведения с использованием системы программ «1С: Предприятие 8» // Вестник военного образования. 2018. № 4.

C. 17—24.

3 Илюхин И.И., Хачай А.Ю., Волка-нин Л.С. 1С: Документооборот для автоматизации процессов повседневной деятельности военно-учебного заведения // Вестник военного образования. 2018. № 6. С. 40—46.

4 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013—2020 годы».

5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №313 (ред. от 17.06.2015) «Об

утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011—2020 годы)».

6 Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

7 Кириллов А.Г. Концепция управления вузом на основе информационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6. С. 102—107.

8 Кириллов А.Г. Организационные условия эффективной информатизации управления вузом // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. С. 59—64.

9 Иванченко Д.А. Оптимизация построения информационной системы управления вузом: концептуальные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2. С. 40—48.

10 Шокин Ю.И., Федотов А.М., Жи-жимов О.Л. Технологии создания распределенных информационных систем

для поддержки научных исследований // Вычислительные технологии. 2015. № 5. С. 251—274.

11 Грибков Д.Н., Каменев А.В. Особенности формирования электронных библиотек // Научно-техническая информация. 2017. Серия 1, № 2. С. 18 —21.

12 Майстрович Т.В. Понимание электронной библиотеки: помог ли нам национальный стандарт? // М.: Научно-техническая информация. 2018. Серия 1, № 7. С. 21—27.

13 Дорофеева В.И., Никольский Д.Н., Федяев Ю.С. Информационная система мониторинга научно-исследовательской деятельности в инновационной структуре вуза // Научно-техническая информация. 2019. Серия 1, № 2. С. 23—28.

14 Антопольский А.Б, Ефременко Д.В. О создании современной цифровой инфраструктуры для хранения и анализа научно-технической информации // Научно техническая информация. 2019. Серия 1, № 6. С. 8—17.

15 Материалы семинара «Развитие информационно-образовательной среды военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации». М.: ГУК МО РФ, 2019. С. 156.

16 Там же.

17 Чикуров В.А., Бородько Д.Н., Шмелев В.В. Электронные учебные издания: современный подход к образовательной деятельности в вузе МО РФ // Вестник военного образования. 2016. № 3. С. 22—29.

18 Еремин Г.В. Применение электронных учебников в образовательной деятельности // Вестник военного образования. 2017. № 1. С. 27—32.

19 Дорожкин А.Д., Овруцкий Д.А. О технологии создания и использования в образовательном процессе электронных учебников // Вестник военного образования. 2017. № 2. С. 40—43.

20 Карабанов А.А., Лужецкий С.В. Потребности системы военного образования в использовании электронных изданий и ресурсов // Вестник военного образования. 2017. № 4. С. 24—28.

21 Ельшин А.В., Ельшин А.А., Павленко А.В. Системный взгляд на электронные учебники // Вестник военного образования. 2017. № 5. С. 35—37.

22 Соснин В.И. Особенности разработки и применения электронных учебников в образовательном процессе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации // Вестник военного образования. 2018. № 2. С. 31—36.

23 Карлов А.Е., Грибов В.Т., Тулайдан Э.Я. Информационно-ресурсное обеспечение современного военного образования // Вестник военного образования. 2017. № 4. С. 34—38.

24 Беспалов А.Н., Малашенко Ю.И. Использование электронных библиотек в образовательной деятельности высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации // Вестник военного образования. 2017. № 5. С. 18—21.

25 Чеховский В.Г. Электронная информационно-образовательная среда Тверского суворовского военного училища // Вестник военного образования. 2016. № 3. С. 96—99.

26 Флотков А.М., Кравченко Л.В. Опыт создания электронной информационно-образовательной среды и предложения по ее использованию в образовательной деятельности специалистов вуза // Вестник военного образования. 2017. № 6. С. 69—74.

27 Нестеров В.В., Щацких Ю.С. Первые результаты внедрения электронных образовательных ресурсов в вузах РВСН // Вестник военного образования. 2019. № 2. С. 36—39.

28 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"».

29 ГОСТ Р 52294-2004. Информационная технология. Управление организацией электронного регламента административной и служебной деятельности. М.: ИПК Издательство стандартов, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.