Научная статья на тему 'Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии»'

Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РОЛЕВАЯ ИГРА / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ / ROLE PLAY / PROFESSIONAL COMPETENCES / MODERN EDUCATION TECHNOLOGIES / PHILOSOPHIC ISSUES IN CHEMISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сажина Ольга Петровна, Тарасова Ольга Васильевна, Глазкова Оксана Владимировна

В статье представлен опыт инновационного проведения ролевой игры по теме «Взаимосвязь химии с другими естественными науками и математикой: проблема лидерства наук», который применяется при изучении дисциплины «Философские проблемы химии» в магистратуре. Использование данной методики способствует деловому общению, обеспечивает мыслительную активность участников игры, содействует сплочению коллектива, создает условия для творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сажина Ольга Петровна, Тарасова Ольга Васильевна, Глазкова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии»»

Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В. Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170077. htm.

ART 170077 УДК 378.147

Сажина Ольга Петровна,

кандидат химических наук, доцент кафедры общей и неорганической хи мии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государ ственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск olgalazareva@mail.ru

Тарасова Ольга Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск tarasova ov@mail.ru

Гпазкова Оксана Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», г. Саранск pava@rambler.ru

Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии»

Аннотация. В статье представлен опыт инновационного проведения ролевой игры по теме «Взаимосвязь химии с другими естественными науками и математикой: проблема лидерства наук», который применяется при изучении дисциплины «Философские проблемы химии» в магистратуре. Использование данной методики способствует деловому общению, обеспечивает мыслительную активность участников игры, содействует сплочению коллектива, создает условия для творчества. Ключевые слова: современные образовательные технологии, профессиональные компетенции, ролевая игра, философские проблемы химии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В современной системе высшего образования все большее признание получает компетентностный подход. Он предполагает перенос основного внимания с качества содержания обучения и особенностей учебного процесса на качество результатов овладения основополагающими действиями, влияющими на формирование ключевых компетенций. Для того чтобы выпускник овладел определенными общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимо, чтобы содержание и методика обучения соответствовали его возможностям, то есть содержание должно быть образным, доступным и наглядным, а в методике должны чаще применяться такие формы обучения, которые основаны на диалоговом режиме. Дисциплина «Философские проблемы химии» изучается, как правило, в магистратуре по направлению подготовки «Химия». Основная задача магистратуры - это подготовка профессионалов, способных к аналитической, консультативной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Одним из требований к результатам освоения программы магистерской подготовки является формирование способности участвовать в научных дискуссиях и пред-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В. Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170077. htm.

ставлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций, а также способности определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения, брать на себя ответственность за результаты деятельности. Широкие возможности для этого предоставляют интерактивные методы обучения, которые, в отличие от активных, предполагают широкое взаимодействие не только преподавателя со студентами, но и студентов между собой [1, 2]. К интерактивным методам обучения относятся дидактические игры, в частности разного рода ролевые игры, которые обучают деловому общению, обеспечивают мыслительную активность участников игры, содействуют сплочению коллектива, создают условия для творчества [3, 4].

Организация ролевых игр органично и в некоторой степени выигрышно вписывается во введенную во многих вузах балльно-рейтинговую систему оценки знаний. Предлагаемая методика позволяет включать студентов в процесс оценивания работы участников игры. При этом не исключается момент субъективности, но оценивание становится более демократичным.

Игровые технологии обучения в вузе наиболее часто используются в преподавании гуманитарных дисциплин, например русского языка [5]. Использование ролевых игр в преподавании дисциплин естественнонаучного блока в высшей школе осуществляется крайне редко, что может быть связано как со стереотипностью мышления, так и с недостатком знаний и опыта в практической педагогике и психологии у начинающих преподавателей.

Таким образом, возникают определенные трудности при разработке методики проведения конкретных занятий. Во-первых, это выбор тематики игры. Здесь необходимо рассмотрение изучаемого материала, который доступен студентам с различным уровнем подготовки. Ролевые игры в данном контексте являются более универсальными, чем деловые. В последнем случае требуются глубокие знания по предмету. Студенты, не имеющие их, объективно исключаются из игрового процесса. Как следствие - потеря интереса к данному виду познавательной деятельности.

Во-вторых, при первичной разработке методического материала и организации процесса изучения темы от преподавателя требуется затратить достаточно большое количество времени и сил. Предлагаемый методический подход к проведению ролевых игр позволяет легко адаптировать конкретный материал для организации аналогичных занятий по разным дисциплинам.

РОЛЕВАЯ ИГРА

«Взаимосвязь химии с другими естественными науками и математикой:

проблема лидерства наук»

Вопросы для обсуждения

1. Основные направления взаимосвязи химии и физики; химии и биологии; химии и геологии; химии и математики.

2. Проблема лидерства наук.

3. Редукционистские тенденции и программы во взаимосвязях физики, химии и биологии.

Методика проведения

Предлагаемая методическая разработка предназначена для магистрантов, изучающих дисциплину «Философские проблемы химии», и рассчитана на девять человек.

Заблаговременно объявляется тема и дата проведения игры. Каждый из магистрантов самостоятельно подбирает материал и его изучает. В качестве основного источника для подготовки рекомендуется учебное пособие «История и философия химии» [6].

В день проведения каждому участнику раздаются номерные бейджи с указанием маршрута (номера столов и их последовательность) и роли (игрок или аналитик). На

Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В. Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170077. htm.

три стола раскладываются карточки, где впоследствии указывается номер участника и количество баллов.

Таким образом, за столом оказывается три участника (два игрока и аналитик). При этом каждый из участников дважды будет игроком, один раз аналитиком. Совместно участники обсуждают поставленный вопрос, и затем аналитик кратко докладывает результаты. После каждого тура участники выставляют друг другу баллы от 1 до 3, не повторяясь и не оценивая себя. Максимально можно получить 18 баллов. В конце занятия подводится итог и каждому слушателю выставляется суммарное количество баллов.

Согласно предлагаемой тематике игра состоит из трех туров. В первом туре за первым столом обсуждаются основные направления взаимосвязи химии с физикой, за вторым - химии с биологией, за третьим - химии с геологией.

Образцы карточек и бейджей

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

1 № участника баллы 2 № участника баллы 3 № участника баллы

1 № стола роль 4 № стола роль 7 № стола роль

1 игрок 3 игрок 2 игрок

2 игрок 2 аналитик 3 игрок

3 аналитик 2 игрок 2 аналитик

2 № стола роль 5 № стола роль 8 № стола роль

2 аналитик 1 аналитик 3 аналитик

2 игрок 1 игрок 1 игрок

3 игрок 2 игрок 1 игрок

3 № стола роль 6 № стола роль 9 № стола роль

1 игрок 3 игрок 2 игрок

3 аналитик 3 игрок 1 аналитик

1 игрок 1 аналитик 3 игрок

На втором этапе обсуждается проблема лидерства наук. Каждой группе предлагается составить схему взаимосвязи естественных наук и математики (в том числе информатики и кибернетики), используя которую необходимо определить лидера. Наиболее часто в системе естественных наук как лидера выделяют физику, что связано с внешне очевидным исключительным влиянием её идей, методов, знаний на развитие других наук. В связи с развитием компьютерной техники и систем искусственного интеллекта имеют место высказывания о переходе лидерства к информатике и кибернетике, т. е. информационным технологиям. Оценка перспектив развития химии, особенно во взаимодействии с биотехнологией, приводит к выводу, что в XXI в. наступит эра химической технологии. Дискуссия, как правило, приводит к выводу, что ни по одному из содержательных критериев ни одну из естественных наук - физику, химию, биологию и геологию - в настоящее время нельзя назвать лидером. Все науки с точки зрения фундаментальности и лидерства являются скорее науками, имеющими преимущественно координационные, а не субординационные связи. Для обоснованности этого утверждения достаточно решения проблемы несводимости физики к химии, биологии к физике и химии, геологии к физике и химии и т. п.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В. Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170077. htm.

Третий тур посвящен обсуждению редукционистских тенденций и программ во взаимосвязях физики, химии, биологии и геологии. Перед началом обсуждения преподаватель делает вступление и отмечает, что редукция - это общенаучный метод познания сложного через простое, целого через части, системы через её элементы. Данный метод чрезвычайно распространен и эффективен во всех сферах научного знания, и особенно в естествознании. Термином «редукционизм» называются позиции, когда возможности метода редукции преувеличиваются до возможностей познания всех свойств целого через изучение свойств частей. Проблемы сведения химии к физике активизировались дважды: в XVII—XIX вв. в связи с успехами классической механики и в XX в. в связи с успехами квантовой механики; проблемы сведения биологии к физико-химическим наукам активизировались трижды: в XVII—XVIII вв. в связи с успехами классической механики, в XVIII—XIX вв. в связи с успехами химических исследований в области физиологии растений и животных, в XX в. в связи с успехами физико-химических исследований субклеточных молекулярных процессов, особенно структуры и функций специфических биополимеров — РНК, ДНК, энзимов.

В настоящее время продолжает происходить накопление знаний на основе системного подхода, философско-методологических исследований, конкретизирующих специфику геологической формы движения материи, это позволяет достаточно детально выявлять возможности химических, физических и математических методов при исследовании геосистем различного уровня пространственно-временной сложности. Следует особо отметить, что рассмотрение проблемы в пограничной предметной области физико-химических наук с геологией (в области минералогии и кристаллографии) полезно тем, что здесь мы можем раскрывать явления синтеза научных знаний, в то время как в разделах геологии, изучающей системы более высокого уровня организации, физика и химия могут объединяться только в интегративных дисциплинарных образованиях.

Обсуждение философских вопросов для студентов и магистрантов естественнонаучных направлений подготовки является делом сложным. Поэтому чаще всего их выступления не раскрывают в полной мере содержание проблем. Преподаватель обязательно должен анализировать каждый доклад и при необходимости дополнять его. В заключение следует суммировать сказанное и подвести итог обсуждения. Необходимо отметить, что к настоящему времени в философско-методологическом знании накоплено много аргументов в пользу несводимости химии к физике. Несмотря на это данная проблема постоянно воспроизводится в силу общечеловеческого тяготения к простоте и элементаризму. Биология несводима к системе физико-химических наук и сопряженных с ними математике, логике, кибернетике не только на уровне познания высокоорганизованных живых существ, но и на субклеточном уровне органоидов, надмолекулярных структур и даже отдельных сложнейших биомакромолекул типа ДНК, РНК, энзимов. В плане оценки глубины редукции геологических наук к физико-математическим можно считать вполне обоснованным утверждение о невозможности полной редукции геологических знаний к физико-химическим. Данная проблема нуждается в дальнейшей разработке и конкретизации.

Предлагаемая методика проведения ролевой игры является универсальной в плане количества участников. Она легко адаптируется для других похожих по содержанию дисциплин, например истории и методологии химии. При увеличении количества участников необходимо скорректировать методический материал. Например, если в группе 20 человек, то следует организовать четыре стола по пять человек. В этом случае не каждому из студентов выпадает быть аналитиком, им предлагается роль экспертов, что следует объявить на определенном этапе занятия. Эффект

Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В. Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170077. htm.

неожиданности позволяет стимулировать оперативное мышление, и человек демонстрирует способность быстро принимать решение.

В содержательной части исключается третий вопрос. Игра состоит из четырех туров. За каждым столом обсуждается взаимосвязь химии соответственно с физикой, биологией, геологией и географией, математикой. В конце занятия на основании рассмотренного материала эксперты должны составить схему взаимосвязи наук и предложить лидера. Это сопровождается публичным обсуждением.

Таким образом, использование данной методики позволяет формировать компетенции, требуемые Федеральным государственным образовательным стандартом, оценить работу студентов в соответствии с балльно-рейтинговой системой, сделать процесс обучения более динамичным и продуктивным. Участие будущих специалистов в дискуссии формирует умения правильного выражения своих мыслей, грамотного восприятия текста и других видов представления информации, а также свободное владение логикой доказательств и рассуждений.

Ссылки на источники

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1999. - 256 с.

3. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.

4. Пафифова Б. К. Ситуационно-ролевые игры как одна из форм интерактивных методов обучения в высшей школе // Вестник Майкопского гос. технологического ун-та. - 2015. - № 1. - С. 1-6.

5. Скрябина А. А. Применение инновационных технологий в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 19. - С. 181-185. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95209.htm.

6. Курашов В. И. История и философия химии: учеб. пособие. - М.: КДУ, 2009. - 608 с.

Olga Sazhina,

Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor at the chair of General and Inorganic Chemistry, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk olgalazareva@mail.ru Olga Tarasova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of General and Inorganic Chemistry, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk tarasova ov@mail.ru Oksana Glazkova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of General and Inorganic Chemistry, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk pava@rambler.ru

Use of modern education techniques at "Philosophical Issues in Chemistry" lessons Abstract. The paper presents experience of innovative implementation of a role play "Relations between Chemistry and Other Natural Sciences and Mathematics: Issue of Leadership between Sciences" in Masters' studies. Use of this method facilitates business communications, sustains mental activity of participants, provides team building and prepares conditions for creative thinking.

Key words: modern education technologies, professional competences, role play, philosophic issues in chemistry. References

1. Muhina, T. G. (ed.) (2013). Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii (formy provedenija zanjatij) v vysshej shkole: ucheb. posobie, NNGASU, N. Novgorod, 97 p. (in Russian).

2. Selevko, G. K. (1999). Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Narodnoe obrazovanie, Moscow, 256 p. (in Russian).

3. Bordovskaya, N. V. (ed.) (2011). Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie, 2-e izd., ster., KNORUS, Moscow, 432 p. (in Russian).

4. Pafifova, B. K. (2015). "Situacionno-rolevye igry kak odna iz form interaktivnyh metodov obuchenija v vysshej shkole", Vestnik Majkopskogo gos. tehnologicheskogo un-ta, № 1, pp. 1-6 (in Russian).

ISSN 2304-120X

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

5.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В. Применение современных образовательных технологий при организации учебных занятий по дисциплине «Философские проблемы химии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/170077. htm.

Skrjabina, A. A. (2015). "Primenenie innovacionnyh tehnologij v vysshej shkole", Nauchno-metodicheskij jel-ektronnyj zhurnal "Koncep", t. 19, pp. 181-185. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95209.htm (in Russian). 6. Kurashov, V. I. (2009). Istorija i filosofija himii: ucheb. posobie, KDU, Moscow, 608 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 08.02.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.02.17

Принята к публикации Accepted for publication 13.02.17 Опубликована Published 29.04.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Сажина О. П., Тарасова О. В., Глазкова О. В., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

977230412017304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.