ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Супрунова Е. П. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470050.htm.
ART 470050 УДК 37.026:371.382
Супрунова Елена Петровна, щ
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Тихоокеанский медицинский университет», г. Владивосток И
elena.suprunova@mail.ru
Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов
Аннотация. Необходимость подготовки высокопрофессиональных специалистов в вузах требует активизации познавательной деятельности студентов и использования с этой целью новых методических технологий - активных и интерактивных методов. В статье рассматривается опыт применения дидактической игры «Суд истории» в качестве формы интерактивного обучения в процессе преподавания дисциплины «История России» на лечебном факультете ТГМУ. Ключевые слова: новые технологии обучения, активные и интерактивные методы, учебно-дидактическая игра.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В современных условиях практического здравоохранения востребован творческий специалист, способный к саморазвитию и самообразованию, не только воспринимающий инновационные идеи, но и воспроизводящий их.
С целью подготовки высококвалифицированных профессионалов вузах используются разнообразные виды образовательных технологий. Технологизация обучения происходит по двум основным направлениям. Первый подход - на пути внедрения информационно-коммуникационных методов преподавания. Второй - технологическое совершенствование и оптимизация организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого в учебное время [1, с. 6].
Сегодня понятие образовательной технологии рассматривается достаточно широко - как область педагогической науки и как конкретная технология обучения. В свою очередь, технологии принято делить на два вида - так называемые активные и интерактивные. Учебный процесс с их применением, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности [1-6]. Однако в современной методической литературе и практике [2], не существует четкого разграничения между этими видами методик. Одни и те же формы относят как к активным, так и к интерактивным.
По мнению В. Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования дидактических и организационно-управленческих средств и методов активизации [3]. Интерактивные («inter» - взаимный, «act» - действовать) методы предполагают взаимодействие в режиме беседы, диалога с кем-либо. Они ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавате-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Супрунова Е. П. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470050.htm.
лем, но и друг с другом. Внедрение интерактивных форм обучения направлено на совершенствование подготовки студентов в современном вузе, где преподаватель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности [1].
Существуют разные типы классификации методик. Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова предлагают распределение интерактивных методов обучения по трем группам:
- дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики;
- игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры;
- тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направленные на формирование образной и логической сфер сознания) [4].
Одной из наиболее эффективных среди интерактивных форм обучения можно назвать дидактическую игру. Ее использование направлено на формирование творческого потенциала, развитие аналитического мышления студентов, способности к коммуникации и самообучению. Приобретаемые навыки способствуют личностному росту молодых людей на протяжении всего периода обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.
На кафедре гуманитарных дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета в процесс преподавания внедряются новые методики обучения самого широкого спектра. Такая образовательная технология, как дидактическая игра, применяется в преподавании целого ряда дисциплин - социологии, риторики, истории.
Целью данной статьи является изложение опыта использования дидактической игры на тему «Суд истории. Эпоха «застоя». Л. И. Брежнев. 1964-1982 гг.» в процессе преподавания дисциплины «История России» на лечебном факультете ТГМУ. К ее достоинствам, в первую очередь, можно отнести организацию индивидуальной, парной и групповой работы в студенческой группе. В процессе подготовки и в ходе игры преподаватель должен создать такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроле.
Успешный ход игры предполагает формирование умения составлять текст - повествование с элементами описания и рассуждения. Обязательными элементами сообщений студентов являются - разнообразный фактический материал, хронология, установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями, анализ, выводы. Вместе с тем, отрабатывается умение работать в команде. Игра способствует комплексному развитию мышления - логического и образного, улучшает речемысли-тельную деятельность, пробуждает творческое начало, что вносит свой вклад в формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего врача.
Краткое описание сценария и этапов игры
На игру отводится 60 минут (из полутора часов), так как проводится она на втором этапе занятия после рассмотрения теоретических вопросов и необходимой организационной подготовки.
На этапе предварительной подготовки (перед самостоятельной работой) студенческая группа разбивается на несколько подгрупп. Каждой подгруппе (в зависимости от общей численности группы, например, по 5-6 человек) даётся задание.
На первом этапе игры уже на занятии (5 минут) уточняются ролевые группы и сообщения: Судья и секретариат, сторона обвинения (прокуратура и свидетели), сторона защиты (адвокатура и свидетели), члены суда присяжных, публика в суде. Основная часть студенческой группы представляет журналистов и публику, которые
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Супрунова Е. П. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470050.htm.
имеют право участвовать в ходе заседания, задавая вопросы. Второй этап (10 минут) - выступления Судьи с вводным словом, секретаря с презентацией «Вехи биографии Л. И. Брежнева».
На третьем этапе (30 минут) проходят выступления каждой команды. Первой, как и в обычном судебном процессе, выступает сторона обвинения. В речи «прокурора» отмечаются негативные стороны эпохи, связанные с пороками системы, методов управления. Например, несменяемость властной элиты; зависимость страны от экспорта энергоресурсов и слабое развитие новых высокотехнологичных отраслей хозяйства; уравнительный принцип распределения ресурсов и доходов в обществе в целом и так называемая практика «двойных стандартов»; отсутствие свободы слова в государстве и преследование диссидентов - «инакомыслящих»; волюнтаризм высшего руководства страны в вопросах внешней политики (война в Афганистане) и т. д. Далее следуют выступления свидетелей обвинения, которые должны быть насыщены фактическим материалом, основанным на знании источников, исторических документов.
Следующим является выступление стороны защиты. Адвокат отмечает позитивные стороны в развитии государства и общества. Например, относительный подъем экономики, открытие новых источников сырья для развития промышленности, научных направлений, связанных, в первую очередь, с обороной и практической космонавтикой; рост денежных доходов населения, улучшение жизненных условий (прежде всего, в области обеспечения жильем - самые высокие темпы за все годы советской власти), низкий уровень квартплаты, бесплатное образование и медицинское обеспечение и т. д. Сторона защиты также вызывает в процесс свидетелей, выступающих с аргументацией в пользу обвиняемых.
Участие остальных членов студенческой группы не должно сводиться к функции сторонних наблюдателей. В отличие от традиционного, участники учебного судебного процесса могут вмешаться в его ход, задавая вопросы сторонам обвинения и защиты с целью более обстоятельной реконструкции исторической ситуации. Ряд студентов готовят сообщения по теме (в письменном виде), где излагают свое видение проблемы. Еще одна часть группы озадачивается, например, составлением вопросов тематической викторины, терминологического словаря, хронологической таблицы и т. д.
Задача преподавателя состоит в привлечении максимально возможного количества участников к игре. Каждая ее составляющая должна быть дидактически, мировоззренчески и воспитательно обусловлена, нацелена на освоение общекультурных компетенций по теме и по дисциплине в целом.
После выступлений всех сторон слово предоставляется старейшине Суда присяжных, который объявляет вердикт - «за» или «против» обвиняемых. Эксперты из числа присутствующих в суде зрителей дают краткую оценку и выставляют отметку по трёхбалльной системе. Результаты записываются на доске.
На четвёртом этапе (15 минут) подводятся итоги, выставляются отметки. Преподаватель обобщает сказанное студентами и выносит свой вердикт по теме и по работе студентов.
Качество подготовки студентов в процессе работы оценивается по ряду критериев:
- соответствие выступлений поставленной задаче; сообщения должны демонстрировать уровень усвоения студентами материала, за нарушение отнимаются один - три балла соответственно из трех возможных;
- в докладах должны присутствовать все методические элементы - вступление, основная часть, заключение; отсутствие вступления или заключения - минус один - два балла соответственно из трех возможных;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Супрунова Е. П. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470050.htm.
- оцениваются такие важнейшие элементы, как наличие в сообщении фактов и аргументов, в должной мере раскрывающих основные тезисы выступления. Доказательность в сообщении даёт три балла; отсутствие аргументов в той или иной степени снимает один - два балла;
- оригинальность, эмоциональность, точность в сообщении, интересные детали дают еще три балла; за нарушения снимается от одного до двух баллов.
Конечным продуктом является выступление, в котором присутствует твердая доказательная база, факты, аргументы, анализ и выводы.
Процесс оценивания является важной стадией и элементом обучения. В итоге, оценивается не только само выступление, но также умение работать в команде. Если выступление и, в целом, работа на семинаре соответствуют всем критериям, студент получает оценку «отлично». Оценка «хорошо» выставляется при наличии одного из недостатков, например, в тексте выступления отсутствуют в одном или двух случаях аргументация, факты, нарушены структура и логичность изложения. Оценка «удовлетворительно» выставляется при наличии не менее трёх указанных недостатков. Оценка «неудовлетворительно» практически не выставляется, так как предполагается активное участие в работе всех членов группы.
При подготовке данного занятия следует учесть связь текущей темы с предшествующей практическим занятиям лекцией на тему «Особенности общественного развития в эпоху оттепели (1953-1964)» и с последующим - на тему «М. С. Горбачев. Перестройка (1985-1991). Причины и итоги». Чтобы глубже уяснить, ярче выявить причинно-следственные связи в соответствующих событиях и явлениях, студенты должны продемонстрировать свои знания и по этим темам.
Важной составляющей процесса подготовки является помощь преподавателя, которая носит консультирующий характер. Накануне занятия студентам предлагается список необходимой учебно-методической и научной литературы, а также контрольные вопросы по теме и краткие ответы на них, которые дают студентам ясные ориентиры при подготовке выступлений, по изложению материала.
На раскрытие темы, а также личных возможностей студентов нацелены следующие вопросы для самоконтроля (и краткие ответы на них).
1. Какую роль Л. И. Брежнев сыграл в отставке Н. С. Хрущева?
Участие в заговоре по организации отставки во главе группы высших партийно-государственных руководителей в интересах номенклатуры, опасавшейся за стабильность своего положения.
2. Какой период и почему в истории России принято называть «застоем»?
«Застой» - термин из доклада ЦК КПСС XXVII съезду КПСС (февраль 1986 г.),
с которым выступил М.С. Горбачев. Этим термином обозначается период от прихода Л. И. Брежнева к власти (середина 1960-х гг.) до начала перестройки (вторая половина 1980-х гг.).
3. Каковы его основные признаки?
Устойчивое снижение темпов экономического роста и ухудшение динамики производительности труда при отсутствии каких-либо серьёзных потрясений в политической жизни страны. Снижение уровня международной напряженности, на этом фоне -относительная социальная стабильность и более высокий, чем в предыдущие, 1950-е - первая половина 1960-хгг., уровень жизни.
Для итоговой проверки подготовленности к занятию студентам рекомендуется пройти тестирование. Можно предложить следующие вопросы.
1. Нарастание застойных явлений в обществе происходит в период:
а) середина 1950 гг. - до конца 1980 гг.;
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Супрунова Е. П. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470050.htm.
б) середина 1960 гг. - до середины 1980 гг.;
в) середина 1980гг. - 1990 гг.
2. В сентябре1965 г. предложил новую систему управления в промышленности:
а) председатель КГБ А. С. Семичастный;
б) секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов;
в) председатель Совета Министров А. Н. Косыгин.
1. В понятие «ресталинизация» входит:
а) возвращение к сталинской системе культа личности;
б) восстановление норм жизни сталинской эпохи;
в) попытки руководства частично восстановить отдельные элементы сталинской эпохи (за исключением политики репрессий).
2. «Холодная война» - это:
а) гонка вооружений;
б) жесткая конкуренция противоположных социально-экономических систем;
в) противостояние на нефтяном рынке.
3. Найдите одну из характерных черт, ощутимо проявившегося к началу 1980-хгг. «механизма торможения»:
а) оплата труда напрямую связано с его результатами;
б) сверхцентрализация, деятельность предприятий была регламентирована сотнями нормативных актов;
в) предприятия были наделены широкими правами.
4. Преемник Л.И. Брежнева на посту Генерального секретаря ЦК КПСС и дата:
а) Ю. В. Андропов (ноябрь 1982 г.);
б) М. С. Горбачев (март 1985 г.);
в) К. У. Черненко (февраль 1984 г.).
5. Термин «диссиденты»: означает:
а) инакомыслящая интеллигенция и ее попытки индивидуальной борьбы против тоталитарного режима;
б) правящая в стране элита;
в) определенные профессионалы в промышленности.
Таким образом, в современных условиях в учебном процессе с целью совершенствования подготовки будущих специалистов используются интерактивные методические технологии. Одной из важных и, как следует из практики, эффективных форм внедрения новых методик в процессе преподавания дисциплины «История России» на лечебном факультете ТГМУ является дидактическая игра на тему «Суд истории. Эпоха «застоя». Л. И. Брежнев. 1964-1982 гг.». Опыт проведения такого рода занятий показывает, что игра пробуждает у студентов интерес к обучению, способствует эффективному усвоению учебного материала, повышению качества знаний студентов по истории России. Дидактическая игра активизирует самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи; нацелена на формирование навыков командной работы. Специфика игры, состоящая в конструировании судебного процесса, учит проявлению толерантности к различным точкам зрения. Изучение документальных источников формирует у обучающихся способность выносить собственное мнение с опорой на конкретные факты. В конечном итоге, можно говорить об освоении студентами общекультурных компетенций в соответствии с требованиями государственного стандарта по специальности «Лечебное дело». Данную образовательную технологию можно использовать в преподавании разных дисциплин основных образовательных программ и дополнительных образовательных программ, а также при изучении курса «История» на других специальностях.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Супрунова Е. П. Дидактическая игра как форма активизации познавательной деятельности студентов // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № S3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2017/470050.htm.
Ссылки на источники
1. Активные интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
2. Привалова Г. Ф. Активные интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 3. - URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13161.
3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. - СПб.: ВИТУ, 1998. - 308 с.
4. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - 4-е изд., стер. - М., 2008. - 176 с.
5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых ком-петентностей // Электронное научно-техническое издание» Наука и образование». - 2011. - № 4. -URL: http://technomag.edu.ru/doc/172651 .html.
6. Ерохина Л. Д., Трифонова Г. А., Черная Е. В. Игровое моделирование как способ обучения студентов гуманитарным дисциплинам в медицинском вузе // Тихоокеанский медицинский журнал. -2016. - № 3. - С. 115.
Elena Suprunova,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Chair of Humanities, Federal State Budgetary Institution of Higher Education Pacific State Medical University, Vladivostok elena.suprunova@mail.ru
Didactic Game As a Method Encouraging the Students' Cognitive Activity
Abstract. The call for training high-quality professionals at higher educational institutions requires encouraging the students' cognitive activity and using new methodological technologies for this purpose, such as active and interactive teaching methods. This paper describes the experience with the History's Trial didactic game as a method of interacting teaching used in the course of teaching the subject Russian History at the Medical Chair of the Pacific State Medical University.
Key words: new teaching technologies, active and interactive teaching methods, didactic game.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 12.01.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.01.17
Принята к публикации Accepted for publication 14.01.17 Опубликована Published 25.01.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Супрунова Е. П., 2017
www.e-koncept.ru
977230412017323