УДК 378.147-322
Р. А. Кутанова
Применение современных информационных технологий для активизации самостоятельной работы студентов в вузе
В статье рассматриваются тенденции развития мирового образовательного процесса, связанные с проявлением глобализации, интеграции, демократизации и гуманизации, влияющие на процессы реформирования систем образования, в том числе и в Кыргызстане. Одно из изменений затрагивает содержание ГОС ВПО, учебных планов на всех уровнях образовательной системы КР. Меняются и способы обучения, поскольку для формирования компетенций важно использовать современные образовательные технологии.
Смена подходов, приемов, средств осуществления педагогического процесса способствует реализации еще одной важной образовательной тенденции в системе вуза - формированию учебной самостоятельной деятельности студентов.
В статье автор описывает новые современные информационные технологии организации самостоятельной работы студентов в вузе. Для формирования компетенций важно использование современных образовательных технологий и новых способов обучения.
Ключевые слова: процесс, образование, информационные технологии, самостоятельная работа, компетентность, контроль, подход, учебная деятельность, студент, обучение.
R. A. Kutanova
Use of Modern Information Technologies to Activate Students' Independent Work in Higher Education Institution
This article examines the trends in the development of the global educational process and the manifestation of globalization, integration, democratization and humanization, and how they influence the reform of education systems, including in Kyrgyzstan. One of the changes is the content of the State Pedagogical University of Higher Professional Education, curricula at all levels of the educational system of the Kyrgyz Republic. The ways of teaching are changing as well, it is important to use modern educational technologies to form competencies.
The change of approaches, methods, means to the whole pedagogical process contributes to the realization of one more important educational tendency in the system of the university - the formation of the student's independent activity.
In the article the author describes new modern information technologies for students' independent work in the university, as well as the implementation of new approaches to student learning activities.
For the formation of competencies, it is no longer sufficient to simply use methods, it is important to use modern educational technologies and change the ways of teaching.
Keywords: process, education, information technology, independent work, competence, control, approach, educational activity, student, training.
В развитии мирового образовательного процесса явно проявляются тенденции глобализации, интеграции, демократизации и гуманизации. Стоит отметить, что эти тенденции не охватывают весь спектр направлений развития образования в мире.
Существующие в настоящее время тенденции оказывают свое влияние на процессы реформирования систем образования, в том числе и в Кыргызстане. В чем это выражается? Прежде всего, в изменении содержания образования: меняется содержание ГОС ВПО, учебных планов на всех уровнях образовательной системы КР.
Меняются и подходы к процессу обучения и воспитания: на смену традиционным подходам
(знаниевому) приходят компетентностный, лич-ностно-ориентированный.
Меняются и способы обучения, то есть для формирования компетенций уже недостаточно использования просто методов, важно использовать современные образовательные технологии.
Также подвергаются изменениям инструменты оценивания, то есть в настоящее время для выявления уровня сформированности знаний, умений, навыков и способностей обучающегося недостаточно выставления отметок по 5-балльной шкале оценивания, в настоящее время внедряются различные способы оценивания данных компетенций с ориентацией на индикаторы оценивания, каждому из которых присваивается определенный балл.
© Кутанова Р. А., 2017
Таким образом, смена подходов, приемов, средств к целостному педагогическому процессу способствует реализации еще одной важной образовательной тенденции в системе вуза - формированию учебной самостоятельной деятельности студентов.
Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время.
В настоящее время в вузах реализуются следующие основные подходы к организации самостоятельной учебной деятельности студентов: контролируемая самостоятельная работа, управляемая самостоятельная работа и самообразование. Они различаются по двум критериям: активности субъектов образовательного процесса и осознанности участия в учебной деятельности.
Контролируемая самостоятельная работа по определению выполняется студентами на уровне операции, имеет самый низкий индекс их активности и осознанности. Студенты действительно работают «под контролем»: задания, которые они выполняют, предполагают наличие определенного алгоритма или аналогии с целью формирования навыков. В связи с этим контролируемая самостоятельная работа, на наш взгляд, должна осуществляться преимущественно на первых курсах и характеризоваться пошаговым контролем.
Управляемая самостоятельная работа предусматривает более высокий уровень активности студентов. Преподаватель в этом случае не только контролирует учебную деятельность, но и стимулирует ее. Конечная цель работы определяется совместно с преподавателем, что обеспечивает необходимый уровень осознания.
Управляемая самостоятельная работа предполагает уровень формирования умений, способность осуществлять перенос, обращение к межпредметным связям, инвариантный характер выполнения заданий. Она характеризуется не столько контролем хода результата самостоятельной работы студентов, сколько организацией и консультированием студентов по выполнению новых видов учебной (учебно-исследовательской) деятельности, предусмотренных требованиями к формированию базовых компетенций.
Самообразование рассматривается как конечная цель организации самостоятельной работы, как идеальный план учебной и учебно-исследовательской деятельности. Самообразова-
ние возможно только на уровне действия и деятельности. Личность, способная к самообразованию, руководствуется внутренней мотивацией, самостоятельно ставит перед собой цель и выбирает способы ее реализации. Она не нуждается в пошаговом и внешнем контроле. Исходя из этого, самообразование следует понимать как организуемую самим студентом деятельность в рациональное, с его точки зрения, время, мотивируемую собственными познавательными потребностями и контролируемую им самим.
Применительно к учебному процессу в вузах существует также ряд следующих тенденций:
— современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний;
— в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций самостоятельной работой студентов;
— центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
Систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента становится доминантой в современных условиях перехода к многоступенчатой подготовке специалистов.
Анализ практики вузов позволил нам сделать также выводы о том, что преподаватели на интуитивном уровне и фрагментарно пытаются организовать процесс самостоятельной учебной деятельности студентов, который характеризуется технологической организацией СРС и включает следующие составляющие:
— Технология отбора целей самостоятельной работы. Основанием являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, конкретизация целей по курсам, отражающим профессиональные теории, системы, технологии.
— Технология отбора содержания СРС. Основанием отбора содержания являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов.
— Технология конструирования заданий. Задания должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
Применение современных информационных технологий для активизации самостоятельной работы студентов в вузе
— Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку различных средств контроля.
В процессе наблюдений мы определили, что СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений. С этой точки зрения преподаватели считают, что перспективной представляется разработка одного большого задания коллективом из нескольких студентов, поскольку такой подход прививает навыки коллективного творчества. Такой вид занятий подразумевает распределение ролей и оценку трудоемкости отдельных работ. Это требует от преподавателя педагогических знаний в области деловых игр. Представленный в форме деловой игры реальный процесс (производственный, социальный, культурный) увлекает студентов и становится для них своеобразным проектированием деятельности. Они легче приобретают знания, лучше понимают процессы, в которых участвуют.
Огромную помощь в подобной организации СРС могут оказать информационные компьютерные технологии и другие программные продукты, позволяющие существенным образом влиять на процесс проектирования, имитировать модели реальных процессов с учетом вероятностного характера окружающей реальности. Несомненно, что использование в учебном процессе компьютерных технологий требует от преподавателя высокой подготовки в области современных информационных технологий.
Библиографический список
1. Виноградов, Е. В. Использование возможностей региональных интернет ресурсов в организации самостоятельной работы студентов при формировании базовых компетенций [Текст] / Е. В. Виноградов // Сборник материалов научно-практической конференции «Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления личности в условиях много-
уровневого образования в вузе», г. Кострома 27-29 октября 2011 года. - Кострома : КГУ им.Н. А. Некрасова, 2011.
2. Пидкасистый П. И., Беляев В. И., Мижериков В. А., Юзефавичус Т. А. Педагогика: Высшее профессиональное образование [Текст] / П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. -М. : Академия, 2010. - 512 с.
3. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст] : учебник / И. П. Подласый. - М. : Владос, 2008. - 464 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Vinogradov, E. V. Ispol'zovanie vozmozhnostej regional'nyh internet resursov v organizacii samostojatel'noj raboty studentov pri formirovanii bazovyh kompetencij [Tekst] / E. V. Vinogradov // Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'no-pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo stanovlenija lichnosti v uslovijah mnogourovnevogo obrazovanija v vuze», g. Kostroma 27-29 oktjabrja 2011 goda. - Kostroma : KGU im.N. A. Nekrasova, 2011.
2. Pidkasistyj P. I., Beljaev V. I., Mizherikov V A., Juzefavichus T. A. Pedagogika: Vysshee professional'noe obrazovanie [Tekst] / P. I. Pidkasistyj, V I. Beljaev, V. A. Mizherikov, T. A. Juzefavichus. - M. : Akademija, 2010. - 512 s.
Podlasyj, I. P. Pedagogika nachal'noj shkoly [Tekst] : uchebnik / I. P. Podlasyj. - M. : Vlados, 2008. - 464 s.
Reference List
1. Vinogradov E. V. Use of opportunities of the regional Internet resources in the organization of students' independent work while forming basic competences // the Collection of materials of the scientific and practical conference «Social and Pedagogical Ensuring Professional Formation of the Personality in the conditions of Multilevel Education in Higher Education Institution», Kostroma, October 27-29, 2011. -Kostroma: KGU named after N. A. Nekrasov, 2011.
2. Pidkasisty P. I., Belyaev V. I., Mizherikov V. A., Yuzefavichus T. A. Pedagogics: Higher education. - M. : Academiya, 2010. - 512 p.
3. Podlasy I. P. Pedagogics of elementary school: textbook / I. P. Podlasy. - M. : Vlados, 2008. - 464 p.