Научная статья на тему 'Применение социологического изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью для оценки эффективности новой системы оплаты труда медицинских работников'

Применение социологического изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью для оценки эффективности новой системы оплаты труда медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / ПАЦИЕНТЫ / НОВЫЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА / SOCIOLOGY / PATIENTS / NEW SYSTEMS OF A PAYMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайдаров Г. М., Пчела Л. П., Макаров С. В., Алексеева Н. Ю.

В статье дается сравнительная оценка результатов социологического изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью, полученных на основании их анкетирования, проведенного до и после введения в лечебно-профилактическом учреждении новой системы оплаты труда. Выявлено увеличение удовлетворенности пациентов, что является одним из аргументов в пользу целесообразности применения новых систем оплаты труда в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайдаров Г. М., Пчела Л. П., Макаров С. В., Алексеева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the sociological study of satisfaction of patient by medical aid for the estimation of efficiency of new system of the payment of medical workers

In article is given comparative estimation of result of sociological study of patients satisfaction by medical aid, received on the basis of their questioning, spent before and aft er the introduction to medical-preventive institution of the new system of payment. Th e increase in satisfaction of patients that is one of arguments in favour of expediency of application of new systems of a payment in public health services is revealed.

Текст научной работы на тему «Применение социологического изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью для оценки эффективности новой системы оплаты труда медицинских работников»

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© ГАЙДАРОВ Г.М., ПЧЕЛА Л.П., МАКАРОВ С.В., АЛЕКСЕЕВА Н.Ю. — 2009

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Г.М. Гайдаров1, Л.П. Пчела2, С.В. Макаров1, Н.Ю. Алексеева1 ^Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров;

2МУЗ Городская клиническая больница №9, гл. врач — Л.П. Пчела)

Резюме. В статье дается сравнительная оценка результатов социологического изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью, полученных на основании их анкетирования, проведенного до и после введения в лечебно-профилактическом учреждении новой системы оплаты труда. Выявлено увеличение удовлетворенности пациентов, что является одним из аргументов в пользу целесообразности применения новых систем оплаты труда в здравоохранении.

Ключевые слова: социология, пациенты, новые системы оплаты труда.

USING THE SOCIOLOGICAL STUDY OF SATISFACTION OF PATIENT BY MEDICAL AID FOR THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF NEW SYSTEM OF THE PAYMENT OF MEDICAL WORKERS

G.M. Gajdarov1, L.P. Pchela2, S.V Makarov1, N.U. Alekseeva1 (Irkutsk State Medical University; 2Irkutsk City Clinical hospital №9)

Summary. In article is given comparative estimation of result of sociological study of patients satisfaction by medical aid, received on the basis of their questioning, spent before and after the introduction to medical-preventive institution of the new system of payment. The increase in satisfaction of patients that is one of arguments in favour of expediency of application of new systems of a payment in public health services is revealed.

Key words: sociology, patients, new systems of a payment.

Социологический метод исследования в настоящее время находит широкое применение в здравоохранении. Наиболее ценными являются сведения, полученные от пациентов, являющихся конечными потребителями медицинских услуг и оценивающих их качество. Актуальным является изучение мнения пациентов для оценки влияния системы оплаты труда медицинских работников на качество и эффективность оказываемой ими медицинской помощи [1, 2, 3. 4].

Материалы и методы

Нами было проведено анкетирование пациентов Клиник ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава, где начиная с 1 декабря 2008 г. действует новая система оплаты труда (НСОТ), для изучения их удовлетворенности полученной медицинской помощью. Целью этого исследования являлось изучение влияния системы оплаты труда медицинских работников на одну из основных составляющих эффективности медицинской помощи — социальную удовлетворенность пациентов. Анкетирование проводилось дважды — перед внедрением НСОТ (в июле 2008 г.), когда были получены анкеты 261 пациента, и по итогам ее функционирования за полгода (в июле 2009 г. — через год после первого анкетирования), когда на вопросы анкет ответили 278 пациентов. В обоих случаях для опроса пациентов применялась специально разработанная нами анкета, содержащая 14 вопросов.

Результаты исследования представлены в виде Pген. = Pвыб.± tm , где

Pген. — значение показателя в генеральной совокупности;

Pвыб. — значение показателя в выборочной совокупности;

t — доверительный коэффициент Стьюдента;

m — ошибка показателя.

В качестве значения доверительного коэффициента Стьюдента во всех случаях использовалось значение, равное 2, что обеспечивало довери-

тельную вероятность более 95% (уровень значимости p<0,05).

Учитывая, что Клиники ИГМУ, несмотря на наличие в их структуре консультативно-диагностической поликлиники, являются ЛПУ стационарного типа, анкета предназначалась для пациентов, закончивших лечение в стационарах Клиник.

Результаты и обсуждение

Анкета начиналась с вопросов, позволяющих получить характеристику респондентов. Всего в первом анкетировании участвовали 40,2% мужчин и 59,8% женщин, во втором — 39,9% мужчин и 60,1% женщин. В таблице 1 представлена возрастно-половая структура респондентов, участвовавших в каждом анкетировании.

Как видно из данных таблицы, возрастно-половая структура принявших участие в первом анкетировании отличалась от таковой для тех, кто участвовал во втором. Как в первом, так и во втором случае наиболее многочисленной являлась группа респондентов в возрасте 50-59 лет, второй в возрастной структуре была группа 60 лет и старше, третьей — 40-49 лет. Меньше всего было респондентов в возрасте до 20 лет, что обусловлено их небольшим удельным весом в структуре пациентов Клиник. Возрастная структура респондентов отличалась от представленной выше лишь в одном случае — у женщин, участвовавших в первом анкетирова-

Таблица 1

Возрастно-половая структура респондентов (в % к итогу)

Возрастная группа 2008 г. 2009 г.

Мужчины Женщины Оба пола Мужчины Женщины Оба пола

до 20 лет 4,8±2,6 3,8±2,4 4,2±2,5 5,5±2,7 4,8±2,6 5,1±2,6

20-39 лет 11,4+3,9 12,2±4,1 11,9±4,0 10,8±3,7 10,8±3,7 10,8±3,7

40-49 лет 21,9+5,1 24,4±5,3 23,4±5,2 24,3±5,1 23,4±5,1 23,7±5,1

50-59 лет 32,4±5,8 29,5±5,6 30,6±5,7 33,3±5,7 32,3±5,6 32,7±5,6

60 лет и старше 29,5±5,6 30,1±5,7 29,9±5,7 26,1±5,3 28,7±5,4 27,7±5,4

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

нии, когда респонденты в возрастной группе 60 лет незначительно превосходили по количеству респондентов в возрасте 50-59 лет. Учитывая, что возрастно-половая структура респондентов, принявших участие в первом и втором анкетировании почти не отличалась, сравнение результатов социологического изучения их мнения может считаться вполне допустимым.

Распределение респондентов по социальным группам отражено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение респондентов по социальным группам (в % к итогу)

Социальная группа 2008 г. 2009 г.

Учащиеся 9,6±3,6 10,4±3,7

Работающие 34,1±5,9 35,2±5,7

Неработающие 11,1±3,9 11,9±3,9

Пенсионеры 38,7±6,0 37,1±5,8

Инвалиды 6,5±3,1 5,4±2,7

Итого 100,0 100,0

Причина госпитализации 2008 г. 2009 г.

Плановое обследование 27,6±5,5 27,0±5,5

Плановая операция 18,4±4,8 15,8±4,5

Плановое лечение без операции 48,3±6,2 51,4±6,2

Экстренная операция 0,8±0,6 0,4±0,3

Экстренное лечение без операции 4,9±2,7 5,4±2,8

Итого 100,0 100,0

Из таблицы 3 следует, что в основном причины пребывания пациентов в Клиниках ИГМУ имели плановый характер. Наиболее частой из них было плановое лечение без оперативного вмешательства, на втором месте — плановое обследование, на третьем — плановое оперативное лечение. Существенных различий в структуре причин госпитализации между двумя социологическими исследованиями не наблюдалось.

Чтобы выводы об изменениях в удовлетворенности пациентов Клиник оказанной им медицинской помощью носили обоснованный характер, нами также была

Как видно из таблицы, распределение респондентов по социальным группам во время первого и второго анкетирования также отличалось мало. В числе опрошенных преобладали пенсионеры и работающие.

При изучении распределения работающих респондентов по профессиям было выявлено, что во время первого анкетирования лица, занимающиеся преимущественно физическим трудом, составили среди них 25,8±3,6%, преимущественно умственным — 74,2±18,3%. Во время второго анкетирования удельный вес лиц, занимающихся преимущественно умственным трудом незначительно повысился, составив 76,5±17,7%, в то время как респондентов, занимающихся преимущественно физическим трудом, стало 23,5±1,4%.

Следующий вопрос анкеты был направлен на выяснение того, какая часть респондентов находились на госпитализации в Клиниках повторно и когда они находились в Клиниках в предыдущий раз. Ответы на него представлены на рисунке 1.

Из рисунка 3 видно, что большинство респондентов во время каждого анкетирования находились на госпитализации в Клиниках впервые. Однако почти половина опрошенных проходили ее повторно, причем из них как в 2008 г., так и в 2009 г. основную долю составляли респонденты, находившиеся ранее в Клиниках от одного до пяти лет назад, а также те, кто попал в Клиники повторно в течение года.

Причины пребывания респондентов в стационаре Клиник представлены в таблице 3.

Таблица 3

Структура причин госпитализации респондентов в Клиники ИГМУ (в % к итогу)

Рис. 1. Структура ответов респондентов на вопрос о том, когда они находились на лечении в Клиниках ИГМУ в предыдущий раз (в % к итогу).

изучена структура респондентов по профилю их госпитализации (рис. 2).

Из рисунка 2 видно, что во время анкетирования в

2008 г. преобладали респонденты, находившиеся в отделениях Клиник хирургического, а затем неврологического и терапевтического профиля. В 2009 г. наиболее частым профилем госпитализации респондентов был неврологический, затем хирургический и терапевтический. В целом структура госпитализации респондентов в 2009 г. отличалась от таковой в 2008 г. несущественно.

Следующим вопросом анкеты был: «Как Вы оцениваете результат Вашего пребывания в Клиниках ИГМУ?» Структура ответов на него респондентов содержится в таблице 4.

Таблица 4

Структура ответов респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете результат Вашего пребывания в Клиниках ИГМУ?» (в % к итогу)

Результат пребывания в Клиниках ИГМУ 2008 г. 2009 г.

Здоровье восстановилось полностью 33,3±5,8 42,8±6,1

Здоровье улучшилось частично 39,5±6,1 35,6±5,9

Здоровье осталось без изменений 20,7±5,0 17,3±4,7

Состояние ухудшилось 1,9±1,7 0,7±0,5

Затрудняюсь ответить 4,6±2,6 3,6±2,3

Итого 100,0 100,0

Представленные в таблице 4 данные отражают субъективный взгляд пациентов на изменение уровня их здоровья после пребывания в Клиниках. Наиболее частым в 2008 г. был ответ «здоровье улучшилось частично», в

2009 г. — «здоровье восстановилось полностью». Далее за этими двумя наиболее частыми ответами и в том, и в другом случае следовал вариант «здоровье осталось без изменений», который выбирал в среднем каждый пятый респондент. Несмотря на похожую структуру отве-

Рис. 2. Структура респондентов по профилю госпитализации (в % к итогу).

Таблица 5

Динамика показателей, характеризующих удовлетворенность респондентов оказанной им медицинской помощью (в % к итогу)

Удовлетворенность Пребыванием в Клиниках ИГМУ Проводившимся лечением

2008 г. 2009 г. t 2008 г. 2009 г. t

Да, полностью 74,3±5,4 84,5±4,3 2,94* 74,7±5,4 76,3±5,1 0,43

Скорее да 18,4±4,8 12,6±4,0 1,86 16,1±4,5 15,5±4,3 0,19

Скорее нет 3,8±2,4 1,1±0,7 2,02 4,2±2,5 3,6±2,2 0,36

Нет 1,6±1,4 0,7±0,5 0,97 3,1±2,1 2,2±1,8 0,65

Затрудняюсь ответить 1,9±1,7 1,1±0,7 0,76 1,9±1,7 2,4±1,8 0,4

Итого 100,0 100,0 - 100,0 100,0 -

* — выделены значения критерия ^ соответствующие статистически значимым различиям.

тов, полученных в ходе двух проведенных социологических исследований, можно отметить, что субъективная оценка респондентами своего здоровья по результатам второго анкетирования выглядит лучше.

Наиболее важная часть анкеты содержала вопросы, позволяющие оценить удовлетворенность пациентов медицинской помощью и ее динамику за период между проведением анкетирования в первый и во второй раз.

Для этого пациентам были заданы вопросы о степени их удовлетворенности в целом пребыванием в Клиниках ИГМУ, проводившимся лечением, отношением лечащего врача и среднего медицинского персонала, анализ ответов на которые содержится в таблицах 5 и 6, где также представлены значения критерия t Стьюдента, позволяющие судить о статистической значимости выявленных различий.

Из таблицы 5 видно, что наибольший удельный вес в структуре ответов респондентов как в

2008 г., так и в 2009 г. на вопрос об удовлетворенности пребыванием в Клиниках ИГМУ имел ответ «да, полностью». В динамике отмечалось увеличение доли респондентов, выбравших данный ответ, причем различия были статистически значимыми (критерий Стьюдента t > 2,0 соответствует доверительной вероятности в 95,5% и уровню значимости р<0,05). Следующим в структуре ответов был вариант «скорее да», который в 2009 г. выбрали меньшее число респондентов, однако различия статистически значимыми не были. Значительно сократилось число респондентов, выбравших ответ «скорее нет», при этом различия были статистически значимы (р<0,05).

На вопрос об удовлетворенности проводившимся лечением в 2009 г. респонденты чаще давали положительные ответы, чем в 2008 г., однако различия не были статистически значимыми ни по одному из вариантов ответов. Доля респондентов, затруднившихся ответить на вышеназванные вопросы, была невелика, максимальный ее уровень составил 2,4% в 2009 г.

В таблице 6 представлены результаты ответов пациентов на вопросы, направленные на изучение деон-тологических аспектов врачебной и медсестринской деятельности, играющих

в последних двух случаях статистически значимые различия выявлены не были (К2,0, р>0,05). На вопрос об удовлетворенности отношением среднего медицинского персонала в 2009 г. пациенты чаще давали ответ «да, полностью», чем в 2008 г., различия были статистически значимы (р<0,05).

Динамику изменений в качестве медицинского обслуживания позволили проследить ответы, данные респондентами, находящимися в Клиниках повторно (табл. 7), доля которых от общего числа опрошенных составила при первом анкетировании 44,1±6,1%, при втором — 45,7±6,0%.

Как следует из таблицы 7, мнение респондентов в отношении изменения качества обследования и лечения почти не различалось между двумя проведенными опросами. Однако, оценка пациентами изменений в отношении лечащего врача и среднего медперсонала в 2009 г. существенно поменялась в сторону улучшения, при этом различия оказались статистически значимыми (р<0,05 в обоих случаях). В данном вопросе анкеты также содержалось предложение респондентам указать прочие составляющие медицинского обслуживания, в отношении которых ими была отмечена какая-либо динамика. В 2008 г. 3 из 115 повторно находящихся на госпитализации пациента Клиник (2,6±2,0%) отмечали ухудшение по сравнению с предыдущей госпитализацией качества питания, в 2009 г. лишь один пациент из 127 (0,8±0,6%) указал на ухудшение «комфорта в палате», в то время как двое (1,6±1,4%) указали в анкетах, что качество питания улучшилось.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика показателей, характеризующих удовлетворенность респондентов оказанной им медицинской помощью (в % к итогу)

Удовлетворенность Отношением лечащего врача Отношением среднего медперсонала

2008 г. 2009 г. t 2008 г. 2009 г. t

Да, полностью 86,6±4,2 92,1±3,2 2,07* 82,4±4,7 88,8±3,8 2,12*

Скорее да 11,1±3,9 6,8±3,0 1,75 11,9±4,0 7,9±3,2 1,55

Скорее нет 1,5±1,3 0,4±0,3 1,31 3,4±2,2 1,9±1,6 1,08

Нет 0,8±0,6 - - 2,3±1,9 0,7±0,5 1,52

Затрудняюсь ответить - 0,7±0,5 - - 0,7±0,5 -

Итого 100,0 100,0 - 100,0 100,0 -

* — выделены значения критерия ^ соответствующие статистически значимым различиям.

важную роль в лечебнодиагностическом процессе. Из данных таблицы видно, что полная удовлетворенность отношением лечащих врачей в 2009 г. статистически значимо увеличилась по сравнению с 2008 г. В отношении данного вопроса уменьшился удельный вес ответов «скорее нет», исчезли ответы о полной неудовлетворенности отношением врачей, однако

Анкету для изучения мнения пациентов завершал вопрос, в котором им предлагалось вписать свои предложения по улучшению медицинского обслуживания. В 2008 г. этой возможностью воспользовались 7 респондентов (2,7±2,0%), в 2009 г. — 5 (1,8±1,6%), все предложения сводились к улучшению комфортности пребывания в Клиниках.

Таким образом, при сравнительной оценке была выявлена тенденция к увеличению удовлетворенно-

Таблица 7

Динамика показателей, характеризующих отношение пациентов к изменению качества медицинского обслуживания (в % к итогу)

Оцениваемый критерий Улучшилось Не изменилось Ухудшилось

2008 г. 2009 г. t 2008 г. 2009 г. t 2008 г. 2009 г. t

Обследование 33,0±5,8 32,3±5,6 0,17 66,1±5,9 67,7±5,6 0,39 0,9±0,7 - -

Лечение 26,9±5,5 26,8±5,3 0,03 72,2±5,5 73,2±5,3 0,26 0,9±0,7 - -

Отношение лечащего врача 21,7±5,1 29,9±5,5 2,15* 77,4±5,2 70,1±5,5 1,9 0,9±0,7 - -

Отношение среднего медперсонала 27,0±5,5 35,4±5,7 2,08 72,1±5,6 64,6±5,7 1,85 0,9±0,7 - -

Прочее - 1,6±1,4 - 97,4±2,0 97,6±1,8 0,15 2,6±2,0 0,8±0,6 1,59

* — выделены значения критерия ^ соответствующие статистически значимым различиям.

сти пациентов оказанной им медицинской помощью в

2009 г. по сравнению с 2008 г. В частности, отмечалось статистически значимое увеличение удельного веса респондентов, полностью удовлетворенных пребыванием в Клиниках ИГМУ, отношением лечащего врача и среднего медперсонала. При изучении мнения пациентов, находившихся в Клиниках ИГМУ повторно, об изменениях, произошедших с момента их предыдущей госпитализации, было выявлено, что в 2009 г. по сравнению

с 2008 г. статистически значимо увеличилась доля респондентов, указавших на улучшение в отношении лечащего врача и средних медработников. Учитывая, что наиболее радикальным преобразованием в деятельности Клиник ИГМУ за период между двумя социологическими исследованиями стало введение новой системы оплаты труда медицинских работников, можно сделать вывод, что именно она стала основной причиной выявленных изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдаров Г.М., Ростовцева Н.Ю. Социологические аспекты изучения проблем организации деятельности амбулаторнополиклинических учреждений в современных условиях // Бюлл. Национального НИИ общественного здоровья РАМН: Мат. науч.-практ. конф. — 2004. — Вып.4. — С.33-38.

2. Красильников А.В. Анкетирование пациентов как критерий оценки качества медицинской услуги // Проблемы управления здравоохранением. — 2005. — №1. — Т. 20. — С. 34-39.

3. Тюрина О.В., Катушев У.О., ВасильевМ.Д. Методические подходы к управлению удовлетворенностью больного меди-

цинской услугой как свойством ее качества // Сб. трудов VI науч.-практ. конф. «Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения» 24-25 апреля 2001 г. — М., 2001. — Ч. I. — С. 223-225.

4. Шикина И.Б., Сорокина Н.В., Вардосанидзе С.Л., Лихота А.И. Удовлетворенность пациентов как критерий оценки качества медицинской помощи в многопрофильном стационаре // Проблемы управления здравоохранением. — 2006. — №5. — С. 22-26.

Адрес для переписки: 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1.

Гайдаров Гайдар Мамедович — д.м.н., проф., зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО ИГМУ Росздрава Министерства Здравоохранения Иркутской области;

Пчела Лидия Петровна, главный врач МУЗ ГКБ №9;

Макаров Сергей Викторович, к.м.н., ассистент кафедры;

Алексеева Наталья Юрьевна, к.м.н., доцент кафедры.

Тел.: (3952) 24-38-77. E-mail: irkafoz@mail.ru

© САФЬЯННИКОВА А.А., БОТВИНКИН А.Д., ЯКУБОВИЧ А.И., НУРСАЯНОВА Л.П., БИБАЕВА М.Д., ЛУЖНОВ М.В. — 2009

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СИФИЛИСОМ И ГОНОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Сафьянникова, А.Д. Ботвинкин, А.И. Якубович, Л.П. Нурсаянова, М.Д. Бибаева, М.В. Лужнов (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области, гл. врач — к.м.н. П.К.Кауров; Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В.Малов, кафедра эпидемиологии, зав. — д.м.н., проф. А.Д. Ботвинкин, кафедра дерматовенерологии, зав. — д.м.н., проф. А.И. Якубович)

Резюме. Проведено ретроспективное описательное эпидемиологическое исследование по данным за 1988-2008 гг. Для сифилиса и гонококковой инфекции выявлены различия групп риска (по полу, возрасту, месту жительства). Показатели заболеваемости сифилисом и гонококковой инфекций в различных городах и районах не коррелировали между собой. Подъем заболеваемости гонореей отмечен на три года раньше в сравнении с сифилисом.

Ключевые слова: сифилис, гонококковая инфекция, эпидемиология, Иркутская область.

COMPARATIVE EPIDEMIOLOGIC ANALYSIS OF SYPHILIS AND GONOCOCCAL INFECTION MORBIDITY IN IRKUTSK REGION

A.A. Safyannikova, A.D. Botvinkin, A.I. Yakubovich, L.P. Nursayanova, M.D. Bibaeva, M.V. Luzhnov (Irkutsk State Medical University; Department of Federal Service in sphere of protection of the consumer’s rights and well-being of the person in Irkutsk region)

Summary. Descriptive epidemiological study (1988-2008) was performed. The differences in risk groups (by sex, age and location) between syphilis and gonococcal infection were found. Syphilis and gonococcal infection morbidity indices had no correlation with each other in different towns and districts. Increasing of gonorrhea morbidity index was observed three years earlier in compare with syphilis.

Key words: syphilis, gonococcal infection, Irkutsk region, epidemiology.

В конце ХХ века в Российской Федерации (РФ), как и во многих странах Восточной Европы, отмечен значительный подъем заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП). Россия пережила эпидемию сифилиса, которая не закончилась до настоящего времени. Уровень заболеваемости до эпидемии (1988-1989 годы) составлял 4,3 случаев на 100 тыс. населения. Пик отмечен в 1996-1997 годах, когда показатель заболеваемости увеличился в 64 раза (до 277,3). В это же время заболеваемость приобретенным сифилисом детей возросла в 77 раз, а врожденным — в 18,8 раз (Приказ МЗ РФ №91 от 27.03.98 г.). Начиная с 1998

года, заболеваемость сифилисом постепенно снижалась. Аналогичным образом складывалась ситуация и по гонококковой инфекции: в РФ пик заболеваемости зарегистрирован в 1993 г. (230,9 на 100 тыс. населения) с последующим снижением к 2005 году до 71,3 случая на 100 тыс. населения. В то же время показатели заболеваемости в разных регионах России значительно различались [2,4,8,9,11].

Ситуация по сифилису и гонорее в Иркутской области во многом схожа с таковой в РФ, но характеризовалась существенно более высокими показателями заболеваемости. Так, в период максимального подъема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.